Первый этап — «Тренировочные занятия»




Александр Савенков

Методика проведения учебных исследований с дошкольниками

Савенков Александр Ильич, доктор педагогических наук, доктор психо-логических наук, профессор кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета, академик Академии педагогических социальных наук.

В 1983 г, закончил Новосибирский государственный педагогический университет.

Основное направление исследова­тельской деятельности посвятил психологии одаренности и творчес­тва, развитию детской одаренности в образовательной среде. Является руководителем экспериментальной программы «Одаренный ребенок в массовой школе», работающей в школах Москвы, (Екатеринбурга, Хабаровска). Среди наиболее попу­лярных книг"Одаренные дети в детском саду и школе", «Одаренный ребенок в массовой школе», «Ваш ребенок талантлив», «Детская ода­ренность и домашнее обучение», «Содержание и организация исследо­вательского обучения школьников», «Суть одаренности, психология исследовательского поведения до­школьника».

Повышенное внимание отечественных и зарубежных спе­циалистов к вопросам психологии исследовательского по­ведения и исследовательского обучения обусловлено главной особенностью современного мира — его высокой динамичностью. Происходящие вокруг перемены столь интенсивны и так стремительны, что человеку все реже удается сохранять гармонию с миром, используя ста­рые привычные поведенческие модели, и все чаще требуется заниматься поиском новых. Учеными и об­ществом в целом все яснее осознается мысль о том, что от нашего понимания механизмов функциониро­вания и развития исследовательского поведения, от умелого использования этих знаний в образователь­ной практике, во многом зависит и жизненный успех отдельной личности, и сама возможность выживания человечества в современном динамичном мире.

Первые проявления взаимной зависимости жиз­ненной успешности и исследовательского поведения у человека можно наблюдать уже с самого раннего возраста. Несложно заметить, что от развития исследо­вательских способностей ребенка напрямую зависят его успехи в когнитивном и аффективном развитии. Наличием развитых исследовательских способностей в значительной мере определяется вероятность трансформации процесса развития в процесс саморазвития.

В книгах и статьях по педагогической психологии и педаго­гике найдется не мало призывов развивать стремление ребенка к исследованию окружающего. При этом крайне редко встреча­ются методические инструменты способные эффективно рабо­тать в условиях реального образовательного процесса.

Предлагаемая методика позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предмет­ных занятиях в детском саду. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей наблюдению и экспериментирова­нию, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности. От определения проблемы, до представления и защиты полученных результатов.

Для того чтобы познакомить с детей методикой потребуется 1—2 фронтальных тренировочных занятия, для проведения кото­рых группу лучше разделить на подгруппы по 10—13 человек.

Первый этап — «Тренировочные занятия»

Подготовка к занятиям:

Для занятий необходимы карточки с символическими изображениями «методов исследования»: на тыльной стороне каждой карточки словесное обозначение каждого метода (см. рис. 1), карточки с рисунками, обозначающими темы возможных детских исследо­ваний (см. рис. 2).

Кроме того, надо приготовить ручки, каранда­ши, фломастеры и небольшие листочки бумаги для фиксации детьми, полученной в ходе исследова­ния, информации.

Не будут лишними, также небольшие кафедры, мантии и академические головные уборы.

Проведение занятия:

Посадим группу в круг, так, чтобы дети видели лица друг друга и пространство внутри. Для этого потребуется несложная конструкция из обычных учебных столов. Можно просто усадить детей круж­ком на ковер. Объявим детям, что сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования так, как это делают взрослые ученые.

Для того чтобы показать детям как вести себя на каждом из этапов исследовательского поиска надо выделить на добровольных началах пару наиболее активных ребят. Желательно подобрать детей энер­гичных, активных, с хорошо развитой речью.

Они вместе с педагогом будут выполнять глав­ную работу исследователей от первого до послед­него этапа, все остальные дети на первых занятиях будут участвовать как активные помощники.

Выбор темы

Шаг первый — выделенная нами пара «иссле­дователей» определяет тему своего исследования. Для того чтобы дети смогли это сделать, предложим им заготовленные нами карточки с различными изображениями — темами будущих исследований. Карточки с темами лучше всего разложить на ков­ре и включить всех детей в обсуждение по поводу выбора темы.

После короткого обсуждения, направляемого педагогом, дети обычно останавливают свой выбор на какой-либо теме — выбирают ту или иную кар­точку. Выбирая тему надо фиксировать внимание детей на том, что выбирать надо что-то особенно привлекательное. А педагогу, деликатно направ­ляя выбор детей, следует руководствоваться тем, чтобы избранный предмет исследования позволял применить большую часть методов.

Например, мы можем взять тему «Поведение слона» или «Разработка космического корабля для межгалактических полетов», но эти темы не позво­лят нам использовать метод наблюдения и не дадут провести собственные эксперименты. Поэтому на первых тренировочных занятиях лучше ориентиро­вать детей на такие темы, которые можно было бы исследовать - максимально широко.

Тема выбрана. Карточку с изображением, обоз­начающим выбранную тему, кладем на середину, образованного сидящими детьми круга, остальные аналогичные карточки (с «темами исследования») нужно пока убрать.

2. Составление плана исследования

Например, дети, выделенные нами в качестве главных участников исследования, выбрали кар­точку с изображением попугая (морской свинки, черепахи, вороны, воробья и др.). Таким образом, тема нашего исследования - «Попугай». Это будет особенно действенно, если в классе, в живом угол­ке у нас живет попугай (черепаха или кто-то еще).

Если живого уголка нет, то мы можем взять тему из области неживой природы. Например: «луч све­та», «магнит», «вода» и т.п.

Объясним исследователям, что их задача - полу­чить как можно больше новых сведений о том, что (кто) является предметом их исследования и подго­товить о нем сообщение — небольшой доклад. Для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать все, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать ее. Как это можно сделать?

Естественно, что для детей это сложное, новое дело. Надо рассказать им о том, что существует много способов добычи информации — «методов исследования». Естественно, что мы будем ис­пользовать только те методы, которые доступны и известны детям. Поэтому на этом этапе очень важ­но, чтобы педагог подвел детей к тому, чтобы они начали назвать их сами.

Начнем с обычных проблемных вопросов, на­пример: «Что мы должны сделать вначале?» «Как вы думаете, с чего начинает исследование уче­ный?» Естественно, что эти вопросы не только к выделенной нами паре детей. Они адресуются всем детям, участвующим в проведении занятия.

В ходе коллективного обсуждения дети обычно называют основные методы: «прочитать в книге», «понаблюдать» и др. Каждый такой ответ должен быть обязательно отмечен, назвавшего его ребен­ка следует непременно поощрить. После того как, например, кто-то из детей сказал о том, что новое можно узнать из книг, положите перед детьми кар­точку с изображением этого метода исследования. Как только названо наблюдение или эксперимент, положите рядом карточки, обозначающие эти ме­тоды. Так постепенно у нас выстраивается цепочка методов исследования. Те методы, которые окажут­ся неназваными детьми, на первых порах следует подсказать.

Опыт показывает, что дети часто называют ме­тоды: наблюдение, эксперимент, книгу, компьютер и даже вопросы специалисту, но нередко забывают, например, о том, что «надо подумать самостоятель­но». Это естественно и нормально. На этом этапе особенно важно такое педагогическое умение, как способность подвести детей к нужной идее — сде­лать так, чтобы они сами высказали то, что требу­ется в данной ситуации.

Карточки с обозначением методов исследова­ния, лежащие перед нами на столе (на ковре) — не что иное, как план нашего будущего исследова­ния. Но мы их раскладывали бессистемно, по мере случайного поступления предложений от детей. Теперь нам надо сделать наш план более строгим и последовательным.

Для этого вновь обратимся к коллективной бе­седе с детьми. Начнем с вопросов о том, что нам следует сделать в самом начале. С чего начать наше исследование? А что делать во вторую, третью очередь и далее.

Вновь дети начнут предлагать самые разные варианты. «Подведите» их к идее, что сначала надо подумать само­стоятельно. Если в предлагаемых, ими вариантах этого предложения нет, его придется деликатно подсказать. У де­тей должно сохраняться представление о том, что все они делают сами. Как только с этим все согласились, кладем на первое место карточку с символом, обозначающим действие — «подумать самостоятельно».

Следующий вопрос — «Где еще мы можем узнать что-то новое о попугае?» Так отвечая на аналогичные вопросы вместе с детьми, мы постепенно выстра­иваем линию из карточек: «подумать самостоятельно», «спросить у друго­го человека», «посмотреть в книгах», «посмотреть по телевизору», «понаблю­дать», «провести эксперимент».

Можно немного дополнить арсенал ме­тодов, например — «получить информацию у ком­пьютера», позвонить по телефону специалисту или просто маме, папе или бабушке, «отправить письмо специалисту по электронной почте» и др. Следует понимать, что набор методов зависит от наших реальных возможностей и только ими может быть ограничен. Чем их больше, тем больше методов, а значит тем лучше и интереснее пойдет работа.

Итак, план проведения исследования состав­лен. Наши исследователи и их помощники — все участники занятия, готовы к поиску. От плана взрослого исследователя наш план отличается только лишь формой выражения — он изображен на карточках, а у взрослого исследователя описан в его текстах.

3. Сбор материала

Следующий, третий шаг — сбор материала. Его надо зафиксировать в сознании всех участников заня­тия. Мы начинаем действовать по намеченному плану.

Но прежде чем приступить к этой работе, надо договориться с детьми о способах фиксации по­лучаемых сведений. Собираемые сведения можно просто запоминать, но это трудно, поэтому лучше сразу пытаться их фиксировать. Сделать это техни­чески не сложно, несмотря на то, что большинство дошкольников еще не владеют письмом. Мы можем использовать любимое детьми пиктографическое письмо.

Подскажем детям, что на маленьких, листочках бумаги (мы заготовили их заранее), ручкой, каран­дашом или фломастерами можно делать заметки - рисунки, значки, символы. Это могут быть не­сложные изображения, отдельные буквы или сло­ва, а также специальные, изобретенные «на ходу» значки и различные символы.

При проведении первого занятия, как показывает опыт, приходится неизбежно сталкиваться с тем, что потребность «письменно» фиксировать информацию, у детей выражена слабо. Они еще не могут понять значимость этой фиксации. Но по мере участия в занятиях потребность в этом у них будет возрастать, а вместе с ней будет расти и мастерство символичес­кого изображения фиксируемых идей.

Известно, что в этом возрасте ребенком активно воспринимается чувственно-образная информация, которая в дальнейшем станет объектом осмысления и изучения. В итоге юный исследователь учится пос­тепенно познавать такие важнейшие характеристики излагаемого как его логическая структура и после­довательность. Используемое на этом этапе пиктог­рафическое письмо позволяет отразить информацию, полученную посредством различных сенсорных кана­лов (зрение, слух, вкус, температура и т. п.).

Отражение в пиктографическом письме собс­твенных впечатлений ребенка является показате­лем того, что данное сенсорное ощущение стало предметом осознания, размышления и, следова­тельно, оно приобретает для него значимость, ста­новится ценностью.

Обратимся к примерам. Как мы помним, первый из выделенных нами методов — «подумать само­стоятельно».

Например, подумав, приходим к выводу, что наш попугай — «домашняя декоративная птица». Для того чтобы эту идею зафиксировать, нарисуем на листочке изображения домика или клетки, че­ловечка и попугая. «Домик (клетка) и человечек» будут служить напоминанием о том, что попугай живет в домашних условиях.

Следующая пришедшая исследователям идея, например такая — «попугаи бывают большие и ма­ленькие». Отмечаем все это на наших листочках. Нарисуем два овала — один большой, другой ма­ленький. К каждому пририсуем клювы, хвостики и хохолки. И эта идея уже не забудется.

Затем, подумав, дети отмечают, что у попугаев обычно встречается яркое оперение. Нарисовав на другом листочке несколько ярких линий цветными фломастерами, дети могут закрепить для себя идею «о разнообразном, ярком оперении попугаев».

Как показывает наш опыт, этих несложных за­меток оказывается вполне достаточно для фикса­ции такой относительно простой информации на короткий срок.

Естественно, что идеи могут быть и такими, что их сложно воплотить в изображении, однако выход всегда есть. Например, исследователи пришли к мысли, что попугаи могут быть большими друзьями людей. Нарисуем маленького человечка и рядом с ним попугая. Причем подчеркиваем, не надо кон­центрироваться на «правильности» изображения. Старайтесь обучать ребенка тому, чтобы эти значки исимволы он делал быстро. Для этого он должен действовать раскованно и свободно.

Способность изобретать эти символы и значки свидетельствует об уровне развития ассоциативно­го мышления и творческих способностей в целом и одновременно выступает важным средством их раз­вития. Наш экспериментальный опыт показывает, что дети обучаются способности создавать символы для обозначения идей очень быстро и делают это обычно легко и свободно.

На тренировочном занятии все дети-участники помогают выделенной нами паре исследователей. Они могут подсказать и саму идею, и как ее проще и точнее изобразить.

«Спросить у другого человека» — следу­ющий метод исследования и пункт нашего плана. Теперь попробуем настроить наших исследователей на то, чтобы расспросить других людей. Вопросы можно задавать всем присутствующим детям и взрослым. Это на первых порах вызывает большие трудности. Дети объективно, в силу особенностей возрастного развития, эгоцентричны, им трудно спрашивать, и еще труднее услышать и воспринять ответ другого человека. Эта способность спраши­вать и воспринимать информацию должна рассмат­риваться нами как одна из важнейших целей нашей педагогической работы.

Все мы по собственному опыту знаем, что нередко встречаются взрослые, которые не умеют спраши­вать, не умеют слушать и самое главное слышать других людей. Преодоление, смягчение детского эго­центризма является важным этапом на пути к форми­рованию навыков успешного обучения ребенка. Мы часто сталкиваемся с тем, что дети не умеют слушать учителя и друг друга. Данные занятия могут помочь в развитии умения спрашивать и слушать других.

Специалисты в области психологии творчества часто подчеркивают в своих работах, что умение поставить вопрос (выделить проблему) часто це­нится выше умения его решать. Выполняя эту рабо­ту с ребенком, мы должны осознавать, что за этими внешне несерьезными «игрушечными исследова­ниями» стоят очень глубокие и в высшей степени важные проблемы развития интеллектуально-твор­ческого потенциала личности ребенка.

Первое время следует особенно четко фикси­ровать внимание детей на том, что в результате расспросов других людей можно узнать, что-то совсем новое, неизвестное раньше. Так, например, в нашем случае, кто-то может подсказать, что попугай только в северных странах живут в неволе, а в теплом климате они широко распространены в дикой природе и изначально это не домашние, а ди­кие птицы. Просто они легко приручаются и потому хорошо ладят с человеком.

Для закрепления подсказанных другими идей нарисуем соответствующие им схематические изоб­ражения. Например — несколько пальм, солнце и попугая. Пальмы будут напоминать нам о дикой природе, солнце о теплом климате, а нарисованный рядом попугай будет дополнять общую картину, свидетельствующую о том, что перед нами дикая, а не домашняя птица.

Затем, например, на вопрос исследователей о том, где же живут дикие попугаи, нам подсказали идею о том, что они, как все птицы, устраивают себе гнезда. А на вопрос о том, чем они питаются, что сами нахо­дят съедобные зернышки, орешки и корешки.

«Наблюдение и эксперимент». Особенно ценны в любой исследовательской работе живые наблюдения и реальные действия с изучаемым предметом — эксперименты. Возможность их ис­пользования может дать и рассматриваемая нами тема. Попугаи не редкость в живых уголках на­ших школ, и наши исследователи без труда могут понаблюдать и отметить некоторые особенности поведения этой птицы.

Нам никто не мешает подойти с нашими иссле­дователями к клетке попугая и, понаблюдав, по­говорить о том, что мы видим. В ходе наблюдений мы можем изучать особенности поведения попугая и его реакции на различные события. Все это надо зафиксировать на наших листочках.

Можно провести даже эксперименты. Например, боится ли наш попугай громких звуков и резких движений, любит ли он музыку и др. Чем он пита­ется, и какую еду особенно любит. Ест ли он что-то необычное? Можно ли его обучить чему-либо?

«Узнать из книг». Сложности возникают и с другими источниками информации. Например, можно обратиться к книге, но не овладевшему в совершенс­тве навыками чтения ребенку, узнать из нее что-то новое весьма затруднительно. Способа, в этом слу­чае, два — можно просто ограничится просмотром иллюстраций и второй — попросить помощи у того, кто может прочитать. В ходе занятия кроме педагога ребенку-исследователю в этом мало кто может по­мочь. Поэтому надо заранее подобрать литературу, сделать необходимые закладки и быть готовым.

Нужно учитывать, что в настоящее время из­дается большое количество детских справочников и энциклопедий, они посвящены разной темати­ке, прекрасно иллюстрированы, имеют хорошие краткие и доступные детям информативные тек­сты. Для проведения учебных исследований это прекрасный источник. Прочитайте нужный текст исследователям. И помогите также, зафиксировать новые идеи.

Отметим, что у первоклассника способность концентрировать внимание не высока. Поэтому работу по сбору информации надо проводить быс­тро. Если какой-то из методов на начальных этапах работы «не работает», не страшно — можно не акцентировать на этом внимание. Помогите детям сгруппировать то, что они уже имеют. Очень важно поддерживать темп, чтобы работа шла энергич­но — на «одном дыхании».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: