Болезни зубочелюстной системы и органов полости рта




Методические рекомендации

Для практических занятий

Лексическая тема: Заболевания зубо-челюстной системы.

Грамматическая тема: Справочно-библиографическое описание. Структура справочно-библиографического описания.

 

Курс: 1

Дисциплина: русский язык

 

Составитель: к.п.н.,доц. Озекбаева Н.А.

 

 

2015.

 


 

I. Лексическая тема: Заболевания зубо-челюстной системы.

Грамматическая тема: Справочно-библиографическое описание. Структура справочно-библиографического описания.

 

II. Цель: сформировать и развить компетенции составления библиографии к научной работе; ознакомить со справочно-библиографическим описанием.

III. Задачи обучения:

· Когнитивно-языковая компетенция: сформировать и развить умение подбирать научную литературу при написании реферата, доклада и т.п.

· Операционально-речевая компетенция: сформировать, развить и закрепить навыки составления библиографии к научной работе.

IV. Основные вопросы темы:

1. Что такое справочно-библиографическое описание?

2. Что входит в структуру справочно-библиографического описания?

3. Какие заболевания зубо-челюстной системы существуют?

 

V. Методы обучения:

· Объяснительно-иллюстративный: объяснение теоретического материала.

· Наглядный: применение опорных таблиц.

· Инновационный: кластерный метод.

  • Репродуктивный: выполнение грамматических заданий с выявлением и характеристикой изучаемых конструкций.

VI. Задания по теме.

Задание 1. Ознакомьтесь с данной темой и составьте кластер, используя полученную информацию.

 

Библиографическое описание – это совокупность библиографических сведений о документе, его составной части или группе документов, приведенных по определенным правилам и необходимых и достаточных для общей характеристики документа.

При составлении библиографического описания необходимо соблюдать правила его построения, расстановки знаков препинания и сокращения слов.

Слово библиография (от греч. biblion–книга – и grapho – пишу) имеет следующие значения: 1) Научное описание книг и составление их перечней, указателей; 2) Перечень книг по какому-либо вопросу.

Существуют специальные строго регламентированные правила описания произведений печати, они предусматривают необходимые элементы описания и их последовательность (автор, заглавие, выходные данные – город, издательство, год – источник публикации, объем публикации и другие сведения).

Библиографическое описание включает:

Заголовок описания – фамилия автора в именительном падеже, инициалы после фамилии автора. Если книга имеет нескольких авторов, их фамилии с инициалами приводятся через запятую.

Заглавие – название произведения приводятся без кавычек. Слова названия пишутся в той последовательности, в которой даны в книге и с теми же знаками препинания.

Издание – сведения об отличиях данного произведения от других изданий того же произведения.

Выходные данные – место издания (город), наименование издательства и год издания (указывается арабскими цифрами).

Количественная характеристика данных – фактическое количество страниц или листов.

Делая из книги выписки, обязательно указывайте страницу. Выписывайте текст, соблюдая все правила оформления цитируемого материала. Достоинство выписок состоит в точности воспроизведения.

Выписанный таким образом текст можно будет использовать при подготовке реферата или доклада, в курсовой, дипломной или диссертационной работе. В них обычно используют внутритекстовые и подстрочные ссылки.

 

Задание 2. Ознакомьтесь с библиографическими описаниями книг. Приведите 2-3 подобных библиографических описаний учебников по специальности.

1. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. - 2-е изд. - М.: ГЭОТАР– Медиа, 2009. – 512 с.: ил.

2. Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. Под ред. к.м.н. Карабухина Б.В. - Изд. 9-е. - Ростов на/Дону: Феникс, 2007.- 509 с. (Медицина для вас)

3. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. - 8-е изд., перераб., доп. и испр. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 736 с.: ил.

 

Задание 3. Выпишите словарную статью «Библиография» из любого «Словаря иностранных слов» и «Толкового словаря русского языка» С.И.Ожегова и сравните их содержание.

Задание 4. Подготовьте сообщение по следующему плану.

1. Что означает слово библиография?

2. Что такое библиографическое описание?

3. Какие правила описания произведений печати существуют?

4. Что включает библиографическое описание?

 

Задание 5. Допишите данные предложения.

 

Зубная боль часто вызывается (чем?)... (воспа­лительными и травматическими повреждениями). Чаще всего не могут сразу обратиться к врачу (кто?)... (чабаны, охотни­ки, рыбаки, туристы, водители транспорта). Чтобы снять зубную боль, можно приготовить кашицу (из чего?) (из чес­нок а и лука). Предварительно полость зуба нужно очистить (от чего?)... (пищевых остатков с помощью спички, зубочи­стки). Соль способствует (чему?)... (оттоку экссудата, образующегося на месте воспаления). Смесь нужно положить в полость и прикрыть (чем?)... (влажным тампончиком).

Задание 6. Найдите в словаре статью с заголовочным словом "пломбировать". Ответьте на вопросы:

 

1. Какой частью речи выражено заголовочное слово?

2. Что оно означает?

3. Что означают пометы "несов." и "сов."?

4. От глагола "пломбирую" образуйте форму мн. ч. и проспрягайте его.

 

Задание 7. Ознакомьтесь с толкованием терминов. Какой морфемой (значимой частью слова) они различаются?

 

Пародонтит — воспаление тканей, окружающих зуб, с вовлечением костной ткани.

Пародонтология — раздел стоматологии, изучающий норму и патологию, тканей, окружающих зуб.

 

Задание 8. Прочитайте текст и определите его тему. Разделите текст на основные смысловые части. В каждой из них выделите главную и второстепенную информацию. Выпишите стоматологические термины с их толкованием. По данной теме в библиотеке по каталогу составьте перечень книг.

Болезни зубочелюстной системы и органов полости рта

Заболевания зубочелюстной системы и органов полости рта многочисленны и разнообразны. Они могут быть наследственными и врожденными, но чаще имеют приобретенный характер.

Выделяют болезни: 1) твердых тканей зуба; 2) пульпы и периапикальных тканей; 3) десен и пародонта; 4) челюстей; 5) слюнных желез; 6) губ, мягких тканей полости рта и языка.

Болезни твердых тканей зуба. Среди болезней твердых тканей зуба наибольшее значение имеют кариес и некоторые некариозные поражения зубов.

Болезни десен и пародонта. Для понимания развития заболеваний этой области необходимо знать, что пародонт - это совокупность околозубных тканей: десны, костной альвеолы, периодонта (морфофунациональный комплекс).

По классификации, принятой XVI пленумом Всесоюзного научного общества стоматологов (1983), выделены следующие болезни пародонта: гингивит, пародонтит, зубные отложения, пародонтоз, идиопатический прогрессирующий пародонтолиз, пародонтомы.

Гингивит - воспаление слизистой оболочки десны без нарушения целостности зубодесневого соединения. Он может быть локальным и генерализованным, острым и хроническим.

Этиология и патогенез. Ведущим фактором в развитии гингивита являются микроорганизмы (особенно ассоциации стрептококков) зубного налета. Возникновение локального гингивита (область одного или нескольких зубов) связывают с травмой десны механического, физического или химического характера. Генерализованный гингивит бывает, как правило, при различных заболеваниях инфекционного, обменного и эндокринного генеза у детей и лиц молодого возраста.

Зубные отложения. Отложения на зубах инородных масс наблюдаются в виде или мягкого белого зубного налета, или плотных известковых масс - зубной камень. В зубном налете, состоящем из нитей слизи, лейкоцитов, остатков пищи и т.д., микробы находят благоприятную почву для своего развития, что способствует возникновению и прогрессированию кариеса. Зубным камнем называют отложения на зубах в участках зубного налета фосфата кальция. Камни образуются чаще всего в области шейки (наддесневые камни) и в десневом кармане (поддесневые камни) с распространением вдоль корня. Различают несколько видов камней в зависимости от их плотности и окраски: белый, бурый, серо-зеленый (самый плотный). Отложение камней может способствовать воспалению десен, развитию периодонтита и пародонтита.

 

Пародонтит - воспаление пародонта с последующей деструкцией периодонта, костной ткани зубных перегородок с формированием десневого и пародонтального карманов.

По распространенности процесса различают локальный и генерализованный пародонтит. Локальный пародонтит может быть острым и хроническим, возникает у людей любого возраста. Генерализованный пародонтит протекает хронически, с обострением, встречается у людей старше 30-40 лет, хотя начало его развития приходится на более молодой возраст. В зависимости от глубины сформированного пародонтального кармана выделяют легкую (до 3,5 мм), среднюю (до 5 мм) и тяжелую (более 5 мм) степень пародонтита.

Этиология и патогенез. История изучения причин и механизмов заболеваний пародонта различного генеза, в том числе и воспалительного, насчитывает многие десятилетия. Были созданы теории патогенеза этих заболеваний (сосудистая, неврогенная, аутоиммунная и др.), которые, однако, не раскрыли все стороны их развития. Правильнее, вероятно, говорить о значении в этиологии и патогенезе заболеваний пародонта,

Задание 9. Ознакомьтесь с толкованием терминов. Какая морфема является общей для данных терминов? Что она обозначает?

 

Ортодонтия - раздел стоматологии, который занимается профилактикой, диагностикой и лечением зубочелюстных деформаций.

Ортопедия — раздел стоматологии, занимающийся возмещением дефектов видимой части зубов, при отсутствии одного или нескольких зубов, при полной или частичной потере зубов.

Д л я с п р а в о к: ортодонтия (гр. orthos – прямой, правильный + odus - зуб); ортопедия (orthos - прямой, правильный + paideia воспитание).

Задание 10. Прочитайте текст. Найдите предложение, в котором выражена основная мысль. Выпишите ключевые слова и словосочетания, раскрывающие тему текста. Выполните послетекстовые задания.

 

Кариес

Слово кариес происходит от латинского «caries» - гниение. Исторически так сначала называли воспалительные заболевания костного мозга (остеомиелит). Сегодня этим термином называют только заболевание зубов. Сегодня под термином кариес понимают кариозный процесс, т.е. процесс разрушения структуры зуба в виде поражения зубных тканей, обусловленную как факторами внешней, так и внутренней среды организма. На сегодня существуют сотни теорий развития кариеса. Однако общепринятой главной причиной кариеса признается несоблюдение гигиены полости рта. Этих причин две. Нерегулярная чистка зубов. Неправильный уход за зубами и полостью рта В результате таких нарушений гигиены появляется скопление мягкого зубного налета. Налет состоит в основном из полисахаридов, которые являются прекрасным источником питания и местом для проживания множества бактерий и грибков. С этого момента и начинается собственно развитие кариеса. Сначала мягкий налет уплотняется, твердеет и превращается в зубную бляшку, которую уже тяжело удалить обычной чисткой зубов. В такой бляшке более половины флоры представлено стрептококками. Эти бактерии в качестве продукта жизнедеятельности продуцируют молочную кислоту, которая при постоянном воздействии на зуб приводит к постепенной деминерализации и разрушению эмали. Со временем бактерии обзаводятся собственным жилищем для проживания на поверхности зуба, состоящим из декстрана, который стрептококки вырабатывают из сахарозы, попадающей в полость рта. Поэтому бесконтрольный прием сладостей способствует постоянному образованию зубного налета. Известно, что бактерии, вызывающие развитие кариеса по-разному действуют на зубы разных людей. У большинства людей устойчивость к ним слабая, однако, у некоторых сопротивляемость организма достаточно высока и кариес может длительное время не развиваться. В этой связи полагают, что должный уровень иммунитета определяется составом и свойствами слюны. Обычно у лиц, подверженных кариесу слюна более вязкая. В целом же необходимо отметить, что на развитие кариеса влияет общее состояние организма, образ жизни, адекватность питания, перенесенные заболевания и многое другое. Однако, случается, что у здоровых людей развивается достаточно обширный кариозный процесс и наоборот – у пациентов с хроническими заболеваниями кариес долгое время не проявляется. Кариес – заболевание, которое зависит от множества причин, в том числе от индивидуальных особенностей структуры эмали, наличия углеводов в слюне, выработки иммуноглобулинов (уровня местной иммунной защиты), недостаток фтора и кальция в пище и другие факторы. Следовательно, для профилактики кариеса необходимо здоровое питание, адекватные гигиенические мероприятия, а также адекватное содержание фтора и кальция.

Кариес – хроническое прогрессирующее заболевание, хотя иногда наблюдается и отсутствие прогрессирования на первой стадии заболевания, что объясняется активацией эндогенных защитных факторов организма. В любом случае кариес требует повышенного внимания и своевременного лечения, т.к. именно он ответственен за потерю большей части зубов у людей. Если есть признаки кариеса, то отсрочка лечения лишь усугубит ситуацию. Чем раньше произошло обращение к врачу, тем больше шансов на «выживание» у данного зуба.

 

а) Сформулируйте вопросы больному со словом беспоко­ит.

Больной жалуется на недомогание, повышение температу­ры.

Больной жалуется на разнообразные болевые ощущения.

 

б) Скажите о первых симптомах заболевания.

С чего началось заболевание?

Каковы причины возникновения кариеса?

В каком возрасте дети заболевают кариесом?

К чему приводит кариес?

Каковы результаты осмотра больных кариесом?

 

в) Запишите в историю болезни причины заболевания:

По словам больного, у него часто….

По словам больного, его организм предрасположен….

По словам больного, его организм часто подвергался…

 

г) Запишите в историю болезни:

1) Паспортные данные больного.

2) Его жалобы.

3) Причины заболевания.

 

Задание 11. Допишите данные предложения.

 

Подготовкой стоматологов занимается... Будущий врач-стоматолог должен... Наряду с теоретическими дисциплинами на факультете... Для протезирования зубов может применяться.. Чтобы стать хорошим специалистом, необходимо... Врач-стоматолог помогает человеку...

 

Задание 12. Прочитайте текст.Разбейте текст на смысловые части (вступление, основная часть, заключение). Определите абзацы. Выделяют ли абзацы смысловые границы. Наблюдается ли в абзацах переход от одной микротемы к другой? Выпишите ключевые слова каждого абзаца. Устно воспроизведите текст.

 

Пульпит

Пульпит – это последствие вовремя не вылеченного кариеса. Пульпит – это воспаление нерва зуба, который также называют «пульпа». Симптомы пульпита. Возникновение острой боли в зубе, которая не проходит в течение нескольких дней (возникает, как правило, ночью), до зуба при этом невозможно дотронуться. Зуб также как и при кариесе, реагирует на горячую и холодную пищу. Лечение пульпита. При небольшом поражении нерва возможно его сохранение, для этого врач-стоматолог проводит медикаментозное лечение, а также удаляет часть пораженного нерва. Полость тщательно пломбируется. В данной ситуации пациент не застрахован от повторного воспаления пульпы, которое может начаться через некоторое время. При серьезном развитии заболевания необходимо удаление нерва зуба. В настоящее время данная операция проводится за одно посещение и под местной анестезией (пациент ничего не чувствует). После того, как корень будет удален, проводится пломбирование внутренней части зуба.

Задание 13. Письменно ответьте на вопросы.

 

1. Что следует делать при любой травме зуба?

2. Какое лечение проводится для сохранности пульпы?

3. В каких случаях стоматолог может оказать первую помощь?

4. В чем заключается первая помощь при повреждении зуба?

5. Что следует делать при вывихе зуба?

Для справок: Первую помощь можно оказать путем временного по­крытия пульпы сульфидным порошком или биологической пас­той. При вывихе зуба после травмы его следует иммобили­зовать. При любой травме зуба следует рентгенологически уточнить состояние зуба и околозубных костей. При повреждении зуба следует рентгенологически уточнить состояние зуба и околозубных костей, после этого необходимо принять решение о сохранении или экстракции зу­бов. Лечение надо начинать немедленно, лучше всего про­вести его в один сеанс с закрытием пульпы калкеидом или пастой.

Задание 14. Ознакомьтесь со словообразовательным гнездом. Укажите количество однокоренных слов и запишите их. Обозначьте морфемный состав. Определите лексическое и грамматическое значение существительного здравница.

ЗДОРОВЫЙ, нездоровый, нездоровиться; здороветь, выздороветь; оздоровить, оздоровление; здоровье, здравница, здравоохранение.

 

Задание 15. Составьте и запишите различные словосочетания с существительными здоровье, здравница, здравоохранение. Обозначьте главное и зависимое слова.

Задание 16. Составьте и запишите различные по цели и структуре простые предложения с прилагательными здоровый, нездоровый.

 

Задание 17. Прочитайте пословицы, переведите на русский язык.

 

Ауырып ем іздегенше, ауырмайтын жол ізде. Тазалық – саулық негізі, саулық – байлық негізі. Тер шықпаған кісіден, дерт шықпайды. Тәні саудың жаны сау. Ұйқы –тынықтырады, жұмыс – шынықтырады. Ауру желмен кіріп, термен шығады.

 

Задание 18. Прочитайте текст. Какую новую информацию вы получили? Выпишите медицинские термины и выясните их значение. Разделите текст на смысловые части и составьте план. Подготовьте пересказ текста.

 

Современная стоматология – высокотехнологичная область медицины, которая постоянно отслеживает и берет на вооружение все новые и новые методы лечения различных стоматологических заболеваний, будь это банальное пломбирование зубов, лечение кариеса, протезирование или косметологическая стоматология. Так, во многих клиниках сегодня помимо использования традиционного стоматологического кресла, лечение зубов производится с применением современных лазерных установок, которые позволяют работать на мягких и твердых тканях ротовой полости.

К сожалению, сегодня не так много людей могут похвастаться здоровыми красивыми зубами, которыми природа одарила их от рождения, а потому современная стоматология уделяет большое внимание такому направлению, как протезирование. Протезирование может нести как чисто эстетическую функцию, например, придание улыбки пациента «голливудского» блеска, так и способствовать устранению гораздо более серьезных заболеваний. Сегодня стоматологические услуги включают богатейший арсенал различных способов протезирования: от традиционных или металлокерамических коронок до съемных протезов, виниров или нейлоновые конструкций.

Еще одной важной задачей, которую современная стоматология решает на самом высоком уровне, является абсолютно безболезненное лечение зубов. Это достигается при помощи новейших средств анестезии, что позволяет пациенту, который находится в кресле у зубного врача, чувствовать себя максимально комфортно. Тем не менее, у многих людей существует психологический барьер, а также стойкие ассоциации с неприятными болезненными ощущениями, которые сопутствуют лечению зубов. И в кабинет к стоматологу они попадают лишь тогда, когда терпеть острую боль уже не могут. Самый лучший способ преодолеть собственные страхи, взять за правило посещать стоматолога в целях профилактики – один или два раза в год. Это поможет избежать различных заболеваний и осложнений, вовремя приняв необходимые меры. Стоит выбрать персонального стоматолога, которому человек будет доверять, что сможет избавить его от определенного количества страхов. Если же страх остается чисто психологическим, то, усаживаясь в кресло к врачу, можно попросить его назначить средство, которое снимет тревогу.

(Интернет-ресурсы)

 

Лексико-грамматические задания:

· Объясните значение следующих слов и словосочетаний: протезирование, «голливудский» блеск, анестезия, персональный стоматолог, металлокерамический.

· Составьте вопросы к тексту. Перескажите его, соединив ответы в связный текст и дополнив информацией о современной стоматологии.

Задание 19. Прочитайте микротексты. Какой общей мыслью они объединены? Составьте вопросы к ним. Перескажите их, соединив ответы в связный текст и дополнив информацией. По данной теме в библиотеке по каталогу выпишите перечень книг.

Зеленый зубной налет

Зеленый зубной налет чаще встречается у детей, располагается тонким слоем на губных поверхностях, преимущественно фронтальных зубов. Налет окрашивается в зеленый цвет за счет жизнедеятельность хромогенных микроорганизмов, содержащих хлорофилл.

Коричневый зубной налет

Коричневый зубной налет чаще встречается у курильщиков, окрашивается за счет никотина, с трудом поддается очищению с помощью зубных щеток и паст. Зубной налет может окрашиваться в коричневый цвет у лиц, имеющих пломбы из медной амальгамы, а также у лиц, связанных на производстве с медью у детей коричневый или черный налет появляется на зубах при выделении со слюной большого количества не восстановленного железа.

Пищевые остатки

Частички пищи располагаются чаще всего в ретенционных местах, они легко удаляются при движении мышц губ, языка, щек, при полоскании полости рта. При употреблении мягкой пищи остатки ее могут подвергаться брожению, гниению, а получающиеся при этом продукты способствуют метаболической активности микроорганизмов зубного налета.

Зубной камень

Зубной камень образуется вследствие минерализации зубного нале-та. Кристаллы фосфата кальция, которые откладываются внутри налета, могут быть тесно связаны с поверхностью эмали, иногда трудно определить, где кончается эмаль и начинается камень. В зависимости от расположения на поверхности зуба различают над- и поддесневой зубной камень.

Задание 20. Прочитайте и озаглавьте текст. Выполните задания 1- 7.

 

Большинство из нас в борьбе за свое здоровье используют и меняют множество видов лечения, пока инфекционное воспаление не станет более явным и угрожающим здоровью. К сожалению, и это подтверждают специалисты, классическое лечение имеет некоторые недостатки. Например, терапия с применением антибиотиков, которые одно лечат, а другое калечат. Это же касается и хирургических вмешательств, которые не всегда оправданы.

Благодаря появлению лазера хорошо зарекомендовал себя альтернативный метод лечения — использование фотодинамической терапии (ФДТ). Он обладает более длительным положительным лечебным эффектом. Специалисты отмечают, что ФДТ — по настоящему инновационная технология в стоматологии, которая открыла новую эру в использовании лазеров. Применяется такая терапия для лечения любых бактериальных, вирусных, грибковых поражений слизистой рта.

Фотодинамическая терапия — это мягкое, безболезненное лечение, без каких-либо побочных эффектов. Это простая, самая надежная и быстрая терапия микробных заболеваний полости рта, позволяющая полностью избежать использование антибиотиков и хирургическое вмешательство.

Если преградой к красивой улыбке стал кариес, то и это не проблема. С помощью лазера и метода ФДТ можно просто, быстро и эффективно устранить проблему. Лазер избирательно удаляет кариозную ткань, не затрагивая здоровые дентин и эмаль, оставляя идеально чистую, стерильную поверхность. Кроме того, бескровно режет мягкие ткани. Сокращаются сроки заживления и не остается никаких рубцов. Он режет, шлифует без повреждения окружающих тканей, устраняет гиперчувствительность зубов. Лазер способен изменить форму десны для формирования красивой улыбки, быстро и легко удаляет уздечки языка, верхней и нижней губы, помогает устранить неприятные ощущения при затрудненном прорезывании зубов мудрости.

Методом ФДТ проводится и самое щадящее отбеливание зубов. Пациенту просто наносится на зубы специальный препарат и через 10-15 минут поверхность обрабатывается низкоинтенсивным лучом лазера. Эта методика, пожалуй, единственная в мире, не вызывает гиперчувствительности эмали зубов во время процедуры и после нее. Кстати, при отбеливании пациент получает своеобразный бонус: доказано, что после проведения процедуры с помощью лазера эмаль зубов укрепляется.

Исследования ФДТ проводились более 10 лет. Результаты лечения подтверждены клиническим изучением метода в Венском университете (Австрия), а также большим числом наблюдений в стоматологической практике европейских и западных специалистов.

 

2. Найдите в тексте сложносокращенное слово. Расшифруйте его и запишите.

3. Выпишите из текста термины-слова. Укажите их род, обозначив графически окончания.

4. Выпишите из текста термины-словосочетания. Укажите графически способ синтаксической связи, обозначив главное и зависимое слово.

5. Подберите из текста и запишите однокоренные слова к существительным лечение, кариес, здоровье, бактерия, вирус, грибок, микроб.

6. Выделите в тексте основную и второстепенную информацию. Разделите текст на смысловые части и озаглавьте их в виде назывных предложений.

7. По данной теме в библиотеке по каталогу выпишите перечень книг.

А – Я

Протез – жасанды мүше – prosthesis

Протезирование зубов – жасанды тіс салу – denture treatment

Безболезненный - ауыртпайтын - painless

Задание 21. Прочитайте выразительно стихотворение. Определите его основную мысль.

Поклонись врачу…

Тихо… Молча… Поклонись врачу.

За его работу и в жару, и в холод.

Не задует ветром яркую свечу.

Будь ты стар, будь юн иль сердцем молод.

 

Никогда не скажет: «Не хочу!»

Перемелет страх, одолеет голод.

Тихо… Молча… Поклонись врачу.

Будь ты стар, будь юн иль сердцем молод.

 

От безумной боли плачу и кричу,

Но болезнь и страх не втянут в омут,

Если молча поклонюсь врачу,

Пусть ты стар, пусть юн иль сердцем молод.

 

О работе вашей я сказать хочу:

Жизнь врача – как крик,груз забот – как молот.

Тихо… Молча… Поклонись врачу.

Будь ты стар, будь юн иль сердцем молод.

 

А когда от боли я не закричу,

И в душе моей вдруг растает холод,

Будь я стар, будь юн иль сердцем молод.

Тихо… Молча… Поклонюсь врачу.

(Алексей Денисиевский).

☼ ЭТО ИНТЕРЕСНО!

· Зубы могут очень долго храниться, не поддаваясь воздействию воды, щелочей, и выдерживают температуру до 1000 градусов.

· Благодаря твердости алмаза, большинство этих камней идёт на изготовление стоматологических боров. И только около 20% алмазов обрабатываются ювелирами.

· Зуб — единственная часть человеческого организма, которая неспособна к самовосстановлению. Зато у слонов новые зубы могут вырастать до 6 раз.

 

Доктор – медсестре:

- Мария Ивановна, последний раз повторяю – белые и круглые – это таблетки, а черненькие и квадратные – это гайки. Вам-то все равно – а больные жалуются …

 

VII. Литература:

1. Мухамадиев Х.С. Профессионально-ориентированный русский язык: научный стиль речи. – Учебное пособие. – Алматы: Қазақ университеті, 2013. – 203 с.

2. Энциклопедический словарь медицинских терминов. Издание второе в 1-м томе. 50374 термина. / Гл. ред. В.И.Покровский. – М.: «Медицина», 2001. – 960 с.

3. Жанпейс У.А., Озекбаева Н.А., Даркембаева Р.Д. Русский язык: учебник для студентов I курса медицинских вузов (бакалавриат). – М.: Литтерра, 2015. – 272 с.

4. Жанпейс У.А., Озекбаева Н.А., Даркембаева Р.Д. Русский язык: учебное пособие для студентов медицинских вузов (по специальности «Стоматология»). Часть 3. – Алматы, 2015. – 112 с.

5. Озекбаева Н.А. Научный стиль речи. Учебное пособие. – Алматы, 2015. 220 с.

VIII. Контроль:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: