Знаковым событием на пути возрождения православия в России стало восстановления Храма Христа Спасителя в Москве.




Возрождение веры — возрождение искусства

https://john-petrov.livejournal.com/40030.html

 

«Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях вот таких мучеников, помни, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая — по старому образцу; крепкая своей верою во Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету Святого Князя Владимира — как единая Церковь!»

(Св. прав. Иоанн Кронштадтский, 1907)

Возрождение веры

В годы безбожного лихолетья, когда, казалось, были потеряны все духовные ориентиры, а воинствующий атеизм одерживал победу за победой в душах людей, когда храм закрывался за храмом... — кто мог представить тогда, что слова праведного пастыря — отца Иоанна — начнут так отчетливо сбываться? Сегодня, постепенно прозревая духовно, преодолевая многие искушения и соблазны, русский народ вновь обретает истинную веру, которая является основой возрождения России.

Святыни возвращаются Церкви. Поднимаются из руин и благоукрашаются монастыри и храмы, возводятся новые церкви на местах разрушенных… С каждым годом количество приходов увеличивается, а на праздничных богослужениях по-прежнему «яблоку негде упасть». И это означает самое главное: православие возрождается не только внешне, но и, прежде всего, в душах людей.

Отправной точкой такого мощного возрождения веры в России, стали торжества, посвященные Тысячелетию Крещения Руси, которые проводились в 1988 году. Именно в тот год многие граждане тогда еще Советского Союза впервые за долгое время осознали себя наследниками Святой Руси. Будто воспрянули от сна, сбросили железные оковы с душ своих и... дальше этот процесс стал уже необратимым!

На Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 году были канонизированы новые русские святые: Дмитрий Донской, Андрей Рублев, Максим Грек, митрополит Макарий, Паисий Величковский, Ксения Петербургская, Игнатий Брянчанинов, Амвросий Оптинский, Феофан Затворник. Чуть позже к лику святых бы­ли причислены патриарх Тихон, Иоанн Кронштадтский и другие русские подвижники.

Знаковым событием на пути возрождения православия в России стало восстановления Храма Христа Спасителя в Москве.

В феврале 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил восстановление Храма Христа Спасителя

Последовали годы подготовительной работы, всевозможных согласований и вот:

31 мая 1994 года Правительство Москвы по согласованию с Московской Патриархией приняло постановление о начале восстановления Храма Христа Спасителя....

И вновь, как много лет назад, всем миром, по крупицам собирали великий храм, который теперь стал не только храмом-памятником, но и храмом-символом. Символом Возрождения Святой Руси.

Сейчас это кажется невероятным: всего три года понадобилось, чтобы совершить это великое действо. К 1997 году красавец храм уже сиял на солнце золотом своих куполов. Еще два года потребовалось на роспись, и вот 19 августа 2000 года, в день Преображения Господня, Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение Храма Христа Спасителя.

А днем позже — 20 августа 2000 года — свершилось еще одно важнейшее событие в истории Русской Православной Церкви, а точнее — всемирно-историческое и даже вселенское событие. Во вновь освященном храме Христа Спасителя в Москве, в ходе Архиерейского Собора Русской Православ­ной Церкви, для общецерковного почитания были канонизированы 1154 подвижника, из них — 1090 новомучеников и исповедников Российских XX пека, а также ряд подвижников прежних столетий.

 

Теперь мы можем быть уверены, что величайшие страдания русского народа в этом веке не были бессмысленными. Они были посланы нам как испытание в борьбе с Мировым Злом — во имя Господа. И величайший сонм святых ныне освящает не только наше прошлое, но и на­ше будущее...

 

Из воспоминаний очевидца:

 

В день канонизации с погодой творилось что-то странное: с утра над Москвой сияло яркое солнце, но к началу богослужения внезапно небо затянуло тучами и хлынул ливень, небывалый по силе, смывающий все на своем пути. Казалось, ему не будет конца... Возможно, именно так начинался Всемирный потоп, когда Гнев Божий дождем излился на Землю. Но в этот день в храме — главном храме Руси — люди молились Богу... Совершалось великое действо — Чин канонизации новомучеников и исповедников Российских. Казалось бы: что произошло? Ведь святые прославляются Богом на небесах. На земле в этот момент происходит лишь принятие того, что давно уже свершено Господом. Но этот Чин был не просто подтверждающей таинство формальностью. Он являлся еще и знаком покаяния...

Служба шла к концу. И вдруг, как по мановению Чьей-то Всесильной Руки, небо очистилось, на нем не осталось ни облачка! И только капли лежали, висели повсюду, и каждая — отражала лучи ликующего солнца... А над городом лился колокольный звон, возвещая о начале новой жизни России — со Христом…

 

Возрождение искусства

Мы уже писали о том, что искусство — это «лакмусовая бумажка» состояния духовной жизни общества. В мировоззрении народов, населяющих Россию, сегодня еще нет единства, хотя уже появился высокий ориентир; в искусстве же, по-прежнему, сохраняются самые разнообразные течения и наблюдается немало отдельных явлений разного духовного, нравственного и эстетического содержания. И все же на рубеже тысячелетий среди всей этой пестрой, разноликой толпы, составляющей картину современной культурной жизни России, возникло одно — «хорошо забытое старое» — явление: начала складываться новая национальная живописная школа, основанная на лучших духовных и профессиональных традициях русского реализма. Этот процесс стремительно набирает силу, к нему год от года прирастают все новые и новые художники, осознающие ответственность за свой дар перед Творцом. В силу своей новизны, данное художественное явление еще не получило специфического искусствоведческого термина и уж конечно не изучено до конца. Но оно существует — и обнадеживает уже самим фактом своего существования. Огромную роль в создании этой школы сыграл один из самых выдающихся мастеров современности — Илья Глазунов.

 

"Из всего многотрудного, необъятного мира Илья Глазунов взял и сделал главным объектом изображения Родину, родной народ, его историю и его духовный мир... Он мастер самобытного творческого почерка, художник острый, с ярким напряженным колоритом. Его картины одухотворены и никого не оставляют равнодушными... Искусство Ильи Глазунова доносит до нас живую правду истории вечной России, духовную красоту и силу народных характеров".

Владимир Солоухин

 

ИЛЬЯ СЕРГЕЕВИЧ ГЛАЗУНОВ — российский живописец и график, народный художник СССР, портретист, автор цикла многофигурных масштабных полотен, в которых он воплотил собственную концепцию исторического пути России.

Родился Илья Глазунов в Ленинграде. В конце войны, после снятия блокады, вернувшись в родной город, он поступил в среднюю художественную школу, ставшую впоследствии институтом имени И. Е. Репина Академии художеств СССР, где занимался в мастерской Народного художника СССР профессора Б. В. Иогансона. То был период поисков своего пути в искусстве, своего понимания реализма — как выражения внутреннего мира человека, передаваемого через объективную реальность. Следуя методу русской национальной школы, Глазунов уже на раннем этапе своего творчества много внимания уделял подготовительной работе, этюдам, пластическому решению композиции.

Под высокими сводами академического коридора — бывшей Императорской Академии художеств — 25-летний студент Илья Глазунов встретил женщину своей судьбы, которая стала его супругой, — Нину Александровну Виноградову-Бенуа, происходившую из известной всем любителям искусства семьи Бенуа. Ее дядя, Н. А. Бенуа, 30 лет был главным художником театра «Ла Скала». Другой родственник — всемирно известный режиссер и актер Питер Устинов, мать которого — родная сестра бабушки Нины Александровны — была дочерью архитектора и ректора Императорской Академии художеств Леонтия Бенуа, родного брата Александра Бенуа.

Первая выставка 26-летнего ленинградского студента Ильи Глазунова состоялась в начале февраля 1957 года в Центральном Доме работников искусств в Москве. Невиданный, ошеломляющий успех отозвался волной публикаций в мировой прессе, возвещавшей о мощном ударе по социалистическому реализму, нанесенном молодым художником.

Этому событию предшествовало получение Глазуновым Гран-при на Всемирной выставке молодежи и студентов в Праге за созданный им образ заключенного в тюрьму писателя Юлиуса Фучика. Молодой художник решил тему смело и неожиданно. Он показал колодец тюремного двора, куда заключенных вывели на прогулку. Они идут, глядя в землю. И только один, чем-то напоминающий самого молодого художника, осмелился высоко поднять голову и устремить взор ввысь — на красоту тающих в небе облаков и кружащихся в вечернем закате птиц.

Эта картина, столь необычная и драматическая, потрясла не только международное жюри в Праге, но и советскую публику.

Обращение художника к образу автора «Репортажа с петлей на шее», поддержанное официальной идеологией в традиционном интернационалистском ключе, вероятно, давало основание благоприятно прогнозировать развитие творчества Глазунова в перспективе. Но то, что увидели потрясенные зрители на его выставке, входило в полное противоречие с советскими идеологическими установками. Художник представил 80 графических и живописных работ. В их создании выразилось творческое кредо художника-реалиста, понимающего реализм по Достоевскому — «в высшем смысле этого слова». «Нет ничего фантастичнее реальности» или, как говорил один из любимых художников Глазунова — М. А. Врубель, «только реализм родит глубину и всесторонность» [1].

Поток зрителей, желавших попасть на выставку, нарастал с каждым часом, а в день ее обсуждения властями была вызвана для укрощения страстей милиция, что впоследствии стало непременным атрибутом и других выставок Глазунова. Официальная критика на первых порах пребывала в шоковом состоянии, затем по поводу творчества молодого художника разгорелась жестокая полемика, разделившая публику на два непримиримых лагеря.

Сегодня, глядя на его ранние работы, с трудом веришь, что они созданы учеником. Зрители и авторы публикаций, приветствовавшие появление дерзкого таланта, отмечали его глубоко национальный характер, говорили о правде жизни и поэтическом видении, о свежести трактовки таких вечных тем, как любовь, об особой чуткости к темам трагического звучания и необыкновенной для молодого художника глубине проникновения в мир Достоевского. Другие в его творчестве усматривали увлеченность западными веяниями, упадничество и пессимизм. Именно в таком духе велось обсуждение выставки в высших партийных инстанциях, которого удостоился дотоле никому неизвестный студент. После закрытия выставки идеологические баталии вокруг нее не закончились, что в немалой степени осложнило дальнейшую судьбу Глазунова.

Большинство исследователей, да и сам художник, выделяют четыре основных цикла в его творчестве.

Жизнь современника, поэзия будней большого города — тема его лирического «Городского цикла», в который входят такие картины, как «Ленинградская весна», «Город»,«Последний автобус»,«Ушла» и другие. Для каждой работы характерно особое психологическое состояние, передающее мироощущение художника или выражающее настроение лирического героя — тогда Глазунов показывает город, словно увиденный его глазами.

«Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной — есть постыдное равнодушие» — эти слова Александра Сергеевича Пушкина стали девизом Глазунова в работе над циклом «История России».

«История России — это дерзания и войны, пожары и смуты, мятежи и казни, победы и свершения, — говорит художник. — Были минуты унижения, но пробивал час, и Россия возрождалась из пепла еще краше, сильнее и удивительнее. История России — красное пламя Революции и вера в будущее. Но нет будущего без прошлого. Верю в будущее человечества, верю, что оно несет новое одухотворенное искусство, равное вершинам прошлого и, может быть, более высокое…»

Более 20 лет посвятил художник циклу «История России», продолжая его и поныне. «Олег с Игорем», «Князь Игорь», «Два князя», «Русский Икар», «Проводы войска», «Канун» (Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы), «Андрей Рублев», «Русская красавица», «Мистерия XX века», «Вечная Россия» и многие другие полотна воспевают трудное и героическое прошлое Руси.

Не так давно Илья Глазунов завершил масштабное полотно «Разгром Храма в пасхальную ночь», а также гигантские композиции — «Рынок нашей демократии» и «Мистерия XX века II», созданные в связи с политическими событиями в России уходящего столетия. «Мистерию» художник начал писать еще в 1977 году. Позже, удлинив холст на три метра, добавил лица Бориса Ельцина, Билла Клинтона, Мадлен Олбрайт и других.

Многогранность творчества Ильи Сергеевича Глазунова наиболее ярко раскрывается в картинах, рассказывающих об истории нашей страны — с древних времен до современности, о ее борьбе и обновлении. В этих полотнах созданы могучие образы Святой Руси, отражена жизнь самого художника.

Многолетние раздумья о судьбе России, весь свой жизненный опыт художник воплотил в картине «Вечная Россия», в которой отражается весь исторический путь страны — от принятия христианства до начала ХХ века.

«Мистерия ХХ века». Эту картину по своему действию можно сравнить со взрывом атомной бомбы. Ее первый вариант был написан в 1977 году, когда советское искусство захлебывалось от верноподданнической любви к Ленину, Брежневу, КПСС и было строго ограничено рамками лжи социалистического реализма. Художник выполнил титаническую работу, показав в своей картине через конкретные образы людей апокалипсическое бытие ХХ века. Это свидетельство не только большого мастерства, но и огромного гражданского мужества.

Более того, художник отказался от долго ожидаемой персональной выставки, но не снял с экспозиции по требованию руководящих чиновников «Мистерию ХХ века», несмотря на угрозы со стороны ЦК партии, Министерства культуры и официального Союза художников, готовых выслать его из Советского Союза, как был выслан А. И. Солженицын, которого он дерзнул показать на картине в арестантской одежде. Художник был тверд до конца. Он так и не открыл свою выставку. Фотографии с этой картиной расходились по необъятному тогда СССР. Западные журналы печатали ее репродукции с подзаголовком: «Картина, которую никогда не покажут русским». И только по прошествии долгих лет, в дни перестройки, многотысячные зрители увидели ее, наконец, на выставке художника в Московском Доме молодежи.

К своей последней в ХХ веке московской выставке Илья Сергеевич завершил работу над новым вариантом всемирно известной «Мистерии…» Это было продиктовано необходимостью художественно и философски осмыслить глубинную суть событий последней четверти минувшего века, что, естественно, потребовало и увеличения размера картины. И, наконец, в новом варианте автор написал свой портрет уже справа, в соответствии со своим теперешним возрастом — 70 лет.

 

«Разгром храма в Пасхальную ночь»

Велика эта работа не только размерами полотна: 8×4 метра, — но и монументальностью замысла.

На полотне запечатлено смертельное столкновение двух стихий, олицетворяющее извечную борьбу Добра и Зла. Время действия — начало 20-х годов. В православный храм, куда собрались представители всех сословий России, еще не подозревающей, что ей предстоит испытать, врывается интернациональная банда. В центре композиции — комиссар в кожаной куртке с маузером, держащий на поводке собаку с Георгиевским крестом на шее. Его ненавидящий взгляд через пенсне направлен на распятие Христа в правой стороне картины.

За ним сплотилось, кажется, все вселенское отребье. Матрос с винтовкой и пулеметом, орудием массовых казней; персонаж, выпускающий из мешка свинью с церковным крестом; блудница в генеральской шинели, накинутой на голое тело; баба в горностаевой шубе, добытой при осуществлении девиза: «Грабь награбленное!»; «революционная семья» в венчальных коронах, на которых пришпилены пентаграммы…

Ударной силой революций нередко становились иноплеменные наемники, отличавшиеся особой беспощадностью в расправах с коренным населением. Вот и здесь мы видим китайчонка в офицерской фуражке.

Нет, не случайно революция ассоциировалась у многих с приходом антихриста. И не случайно образ комиссара в кожаной куртке на картине, напоминающий то ли Троцкого, то ли Свердлова, воспринимается как персонификация антихриста.

Кровожадная черная масса, подпираемая врывающимися в храм лошадьми, обрушивается на тех, кто пришел восславить Воскресение Спасителя, светлейший православный праздник.

«Изыдите», — простирает в гневном жесте руки служитель Церкви Христовой. Окружающие его люди — это та Россия, которая приняла на себя самый сокрушительный удар сатанинской силы, отразившийся на нравственном здоровье и сознании всего человечества. Стоит вглядеться в лица этих людей, чтобы почувствовать, какой была подвергшаяся распятию наша Родина, с ее священнослужителями и юродивыми Христа ради, доблестным воинством и предприимчивым купечеством, — с теми, кто был и олицетворением государственного устройства на началах православия, самодержавия, народности, и простыми пахарями.

Как изумительны своей выразительностью женские лица, несущие печать трагедийности от совершающегося глумления! Как индивидуален каждый образ, — при этом или узнаваемый с первого взгляда, или вызывающий определенные ассоциации с известными лицами.

Узнаваемость времени и его характерных образов объясняется глубочайшим проникновение художника в историческую ткань эпохи. Атмосфера действия и образы картины воссозданы на основе редкостного богатства исторических и художественных материалов, собираемых в течение всей жизни. Естественно, в картине отразились и биографические мотивы. Те, кто знаком с книгой-исповедью Глазунова «Россия распятая», в офицере со свечой и стоящей рядом женщине могут узнать родителей художника, а в образе государственного сановника в левом углу картины — его деда.

Происходящее в храме трагическое действо свершается на фоне евангельских сюжетов, запечатленных на стенах оскверняемого храма. Слева — огромная сцена Страшного суда.

Здесь мы видим Иуду, сидящего на коленях у сатаны, руку, взвешивающую на весах дурные и добрые дела, архангела Михаила, разящего копьем силы тьмы, фигуру человека, привязанного к столбу, которого не берет ни рай, ни ад, ибо он, по равнодушию своему, не совершил ни добра, ни зла, далее — сцены воскрешения Лазаря, суда над Христом, представшим перед Понтием Пилатом, просветляющий образ Воскрешения Господня…

Земное в картине перекликается с небесным, и эта перекличка заставляет глубже вдуматься в происходящее, соотнести прошлое с нашими днями, задуматься о будущем…

 

Известен Глазунов и как блистательный проникновенный портретист.

В своих портретах он раскрывает перед нами страницы истории и собственной жизни. Среди изображений близких Глазунову людей особо интересен портрет его жены, друга и помощницы, художницы из знаменитой династии Бенуа, — «Нина».

Глазунов пишет портреты рабочих и колхозников, писателей и государственных деятелей, людей науки и искусства: Сальвадор Альенде, Урхо Кекконен, Федерико Феллини, Давид Альфаро Сикейрос, Джина Лоллобриджида, Марио дель Монако, Доменико Модуньо, Иннокентий Смоктуновский, космонавт Виталий Севастьянов, Сергей Смирнов…

Однажды на Волге, в деревенской избе, художник увидел таинственно мерцавшую икону, оклад которой переливался голубыми и розовыми камнями, перламутром речного жемчуга, ярким узорочьем бисерного шитья:

«Мы стояли завороженные возле удивительной работы древнего мастера, — вспоминал Глазунов. — То была одна из форм понимания нашей национальной красоты»[2].

И возникла идея: писать на инкрустированной доске с использованием жемчуга. Создавая свои исторические картины, художник сочетал темперную живопись на доске с инкрустацией цветными стеклами, парчой, металлом, по-своему преломляя приемы древнерусского искусства. Подобный коллаж («Иван Грозный», «Борис Годунов», «Царевич» и другие) усиливает психологию образа, воскрешает обаяние творчества древних русских художников. Собранная Глазуновым коллекция образцов древнерусского искусства: прялки, вышивки, иконы, литье, резьба по дереву, наличники, старинная мебель, инкрустированная чеканка, — помогала в создании исторически достоверных образов.

Глазунов возглавляет мастерскую портрета в Институте имени Сурикова. По его инициативе в 1987 году в Москве создано уникальное учреждение — Российская Академия живописи, ваяния и зодчества, в которой ведется обучение по специальностям: «живопись», «скульптура», «реставрация и технология живописи», «архитектура», «история и теория изобразительного искусства». Илья Глазунов — не только основатель, но также ректор и профессор Академии.

Основным принципом обучения в Академии является ставка на высокое реалистическое мастерство, ориентация на лучшие образцы мирового и русского искусства, приоритетное внимание к историческому жанру, к поэтическим преданиям старины, к людям, которые стали выразителями духовной мощи Российского государства. Творчество расценивается как служение высоким нравственным идеалам, способствующим возрождению духовных основ нации.

«Считаю, что миссия педагога-художника — воспитать личность, которая понимает свое время и владеет всем арсеналом высокого реализма школ прошлого, скажем, Ренессанса, лучших русских мастеров», — говорит Глазунов.

Школа, созданная Ильей Глазуновым, стала настоящей кузницей художников, чье творчество явилось достойным соответствием новому национальному подъему Руси. Среди учеников Глазунова — такие мастера, как А. Афонин, П. Рыженко, Д. Белюкин и другие.

АЛЕКСАНДР АФОНИН родился в Курске, в семье учителя рисования. В Курске же в 1982 году окончил художественную школу, а в 1986-м — Железногорское художественное училище. В 1989–1995 годах учился в Российской академии живописи, ваяния и зодчества, затем был оставлен там на преподавательской работе — на кафедре пейзажной живописи. По окончании аспирантуры (1997–1999) Афонину было присвоено звание доцента живописи с назначением на должность руководителя пейзажной мастерской.

Картины Афонина условно можно разделить на три группы: лирические пейзажи; пейзажи, связанные с русской историей, и религиозные сюжеты. А. Афонин — заслуженный художник Российской Федерации (2004).

Удивительные одухотворенные пейзажи Афонина завораживают зрителя. В образах природы предстают тончайшие оттенки движения души человеческой. В своих работах — «Вдали от мира сего», «Слава Тебе, Вдохновившему нас» и других — художник бережно воссоздает нетронутые цивилизацией уголки природы и человечности, возвращая нас к гармонии, почти утраченной ныне, пробуждая благотворную тоску по идеалу.

 

ПАВЕЛ РЫЖЕНКО родился в 1970 году. Окончил Российскую Академию живописи, ваяния и зодчества, ныне преподает там. Рыженко пишет в стиле "классического реализма". Искусствоведы считают его одним из самых талантливых выпускников Академии. Его учитель — Илья Глазунов — говорит, что Павел Рыженко — «страстный в работе талантливый художник, у него большое будущее". Галина Вишневская назвала молодого художника "мастером русской классической школы живописи".

О своем творчестве сам Рыженко говорит так: «Я предлагаю людям еще раз взглянуть на наше неоднозначное прошлое, полное трагических событий, в которых во всей полноте проявился великий дух нашего народа. Понять, что мы не серая масса, не так называемый "электорат", а народ с богатой историей и самосознанием. Мне хочется верить, что я предлагаю людям альтернативу массовой, "мишурной" культуре, которая заставляет нас забыть о главных вопросах бытия"».

В одном из интервью[3] Павел Рыженко так отвечает на вопрос о предназначении искусства: “ Реалистическое искусство — будь то музыка, живопись, проза, поэзия — это не более и не менее! — ступень храма. Это почетнейшая должность для художника — быть ступенью храма...

...До недавнего времени я считал, что мои картины — не броские по сути — вряд ли заденут душу современного человека. Оказалось, всё наоборот. На выставку пришли не только люди пожилые, как мне все назойливо говорили, но пришли люди молодые и среднего возраста. И не просто пришли, а многие подолгу сидели в зале и не сразу уходили. Из чего я сделал вывод, что само направление, которое я выбрал в искусстве, верное — это внутреннее самосозерцание или исповедь на холсте. Это направление не разрушает, а концентрирует человека на изучении самого себя. И когда твоя работа нужна людям, получаешь новый импульс для творчества. Те люди, которые мыслят так же, как и я, пусть знают, что они не одни, путь почувствуют на моей выставке себя как дома, путь получат радость и утешение…”

Работы мастера, в большинстве своем, представляют собой монументальные полотна, посвященные разным страницам истории России. Есть среди них произведения воодушевляющие, воспевающие героические подвиги русского народа (цикл, посвященный Куликовской битве), есть такие, которые призывают к состраданию, или покаянию.

К работе над историческими сюжетами Павел Рыженко относится особенно ответственно, тщательно продумывает композицию, большое внимание уделяет деталям, добивается точного исторического соответствия, стремится к верному с духовной точки зрения отражению событий. Как признается сам художник: «Картины о Куликовской битве, а их несколько: "Поединок Пересвета с Челубеем", "Ослябя", "Утро перед битвой. Пересвет", "Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву" — я написал по благословению отца Александра Иванникова. В процессе работы несколько раз ездил в Троице-Сергиеву лавру, к мощам Преподобного Сергия, а также в Старо-Симоновский монастырь, где находятся мощи воинов Осляби (схимонаха Андрея) и Пересвета (схимонаха Александра) ”.

Диапазон творческих возможностей художника очень велик, что мы видим на примере двух его работ: «Муравейник» и «Победа Пересвета». В первом случае — покой, неторопливая созерцательность, таинственная, прохладная тишина; во втором — динамика, экспрессия, жар битвы, величайшее напряжение линий, цвета, композиции. Осмысливая различные проявления бытия, погружаясь в них вместе со своими героями, художник с помощью разных изобразительных средств помогает зрителю ощутить атмосферу происходящего.

 

ДМИТРИЙ БЕЛЮКИН [4] р одился в Москве в 1962 году, окончил Московский художественный институт им. В. И. Сурикова, факультет живописи по классу И. С. Глазунова, в 1986 году.

С самой ранней юности Д. Белюкин ставил перед собой масштабные задачи, тяготея к большим темам. Впечатляющих творческих результатов добился художник в работе над произведениями исторического жанра. «Я очень люблю историю, но, работая над картинами из жизни ХVIII-ХIХ веков, все равно говорю о дне сегодняшнем, нашей боли и радости. История современна — все повторяется. Для меня прошлое нашей великой страны живо: все пульсирует — то в одной, то в другой эпохе вспыхивают яркие личности, замечательные по художественной красоте и силе события», — так говорит художник.

В своем творчестве Белюкин нередко обращается к трагическим страницам в истории России ХХ века, пытаясь понять истоки и причины обрушившихся на страну катаклизмов. Об этом свидетельствуют такие произведения, как групповой портрет «Государь Император Николай Александрович, Государыня Императрица Александра Федоровна и Великая княгиня Елизавета Федоровна», знаменитое полотно «Белая Россия. Исход», над созданием которого Белюкин работал более трех лет, щемящая, полная бытовых подробностей в одночасье рухнувшей жизни картина «Зеркало», а также отдельные работы из серии «Отечественная война 1812 года», в частности «Портрет есаула Сухова». В своем историзме Д. Белюкин предельно точен. За каждым полотном стоит серьезная работа по документальному изучению эпохи — событий и материальной культуры. Эти полотна отмечены напряженным, философским подтекстом, попыткой отразить глубины национального самосознания.

Д. Белюкин неоднократно принимал участие в паломнических поездках. Его картины украшают Сретенский монастырь в Москве, Свято-Успенский в Печорах, Иверский монастырь на Валдае. Как православного человека и талантливого художника Д. Белюкина высоко ценят многие иерархи православной церкви.

Главным героем пейзажей Д. Белюкина является Родина, родная земля. В них царит гармония лирического переживания и раздумья. Это пейзажи настроения, в которых авторская эмоция и жизнь природы оказываются в нерасторжимой связи и органическом единстве.

Д. Белюкин является почетным членом Пушкинской и Петровской академий. Его работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее А. С. Пушкина и во многих других музеях и художественных собраниях, а также частных коллекциях России, Западной Европы и США.

Дмитрий Белюкин не успокаивается на достигнутом, он постоянно совершенствует свое мастерство. Художник считает, что залог успеха — терпеливый и длительный труд, поэтому его фраза: «Вдохновение должно застать меня за работой» — как нельзя лучше характеризует творческое кредо художника.


ВИКТОР МАТОРИН [5] родился в 1971 году, окончил Российскую Академию живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова. Творчество его развивается на стезе исторического жанра.

Кисти Маторина принадлежат работы «Ледовое побоище», «Святой благоверный князь Дмитрий Донской», «Боброк Волынский», «Хан Мамай». Мощь и глубина ощущается в его исторических персонажах. Это личности, способные повести за собой массы, взять на себя ответственность за судьбу страны и людей.

Обсудите с детьми, какими средствами добивается художник ощущения значительности и духовной мощи этих персонажей.

Художник так объясняет свое обращение к русской истории:

«В XIV веке Россия переживала духовный подъем по всем направлениям: в подвижничестве, в иконописи, в литературе, в военной и политической сфере. В этот исторический период жили такие святые мужи, как преп. Сергий Радонежский, свт. Алексий, митр. Московский, св. благ. кн. Дмитрий Донской, тверские князья, которые заложили основы нашей Российской государственности. Это время духовного возрождения Руси после татаро-монгольского погрома — единственное в русской истории. Бывали и в последующие века на Руси времена, когда народ переживал духовный подъем, — например, Великая Отечественная война, но все же это несопоставимо по яркости со временем Куликовской битвы.
С другой стороны, эта тема позволяет провести исторические параллели с современной ситуацией.
Что такое современность, и чем отличается наше прошлое, бывшее пять, десять, сто лет назад? Бог вне времени. Он вечен. У Него нет прошлого и будущего. Для Него все предметы, все явления существуют в настоящем времени. Поэтому, если взглянуть на данный вопрос с точки зрения вечности, то перед ее лицом окажутся почти одинаковыми отрезки времени в несколько дней и в несколько веков. Ибо они одинаково ничтожны перед безконечностью вечности. По названной причине, время Куликовской битвы — это не далекая история, а современная действительность»
.
По мнению Виктора Маторина, «искусство не может существовать вне какой-либо религии или идеологии. Если взглянуть в глубь веков, обратиться к истокам зарождения изобразительного искусства, то мы увидим, что оно изначально было связано с религиозным культом. Само слово «культура», кстати, происходит от слова «культ... ».

 

СЕРГЕЙ КИРИЛЛОВ [6] родился в Москве в 1960 году. В 1984 году окончил Московский Государственный Художественный Институт им. В. И. Сурикова по мастерской Д. К. Мочальского.

Полотна художника известны не только любителям высокого искусства. Репродукции картин мастера представлены в школьных учебниках истории, в фундаментальных научных монографиях, на обложках журналов и песенников, в аудиольбомах и в рекламных проспектах. Многочисленные выставки в лучших выставочных залах пользуются неизменным успехом. С. Кириллов отмечен почетными званиями и наградами, является заслуженным художником России.
Художник удивительно скромен и требователен к себе и своим творениям. В сфере интеллектуальной он — ученый-историк, утонченный эстет, в профессиональном мастерстве — мэтр техники живописи, в сфере увлечений — коллекционер, исследователь и умелый мастер-реставратор, по эмоциональному складу — очарованный странник на исторических путях России. Сокровенен творческий процесс С. Кириллова, и лишь по скупым и косвенным указаниям можно догадаться об искушениях и чудесах на его творческом пути... Потомственный художник, он особенно тонко и отчетливо воспринимает красоту традиционного жизненного уклада наших пращуров, величие вековечного народного подвига, обаяния природы нашего Отечества.
Строгая реалистичность живописи Сергея Алексеевича основана на богатейшем духовном бытии нашего народа. Образы русской истории наполнены огромным миром религиозных символов, философских идей, глубинных причин и закономерных следствий многотрудной героической жизни наших предков. Живописные полотна Сергея Кириллова раскрывают закономерности и взаимосвязи непрерывного потока борения добра со злом в нашей истории.
Композиции большинства его полотен просты и лаконичны. Эта простота возникла в результате незаурядного таланта художника и его непрерывного неустанного самосовершенствования и самообразования в течение десятилетий... Есть и духовные причины отсутствия замысловатости: "Где просто, там ангелов со ста, а где сложно — там ни одного".
Сергей Кириллов закономерно обращается к образам созидателей нашей великой державы и ее духовным светочам — св. княгине Ольге, преподобному Сергию, св. князю Димитрию Донскому, царю Иоанну Васильевичу Грозному, Василию Блаженному, делая их психологически выразительными, исторически убедительными и достоверными, безупречно сочетая индивидуальные и типические черты.
Строители государства Российского обитают на полотнах Сергея Алексеевича в прекрасной рукотворной сказке архитектурных образов родной старины. Реконструкции Кирилловым древнерусских городов, и в особенности Пскова, раскрывают величие духа народа, создавшего великую архитектуру, строительным созиданием украсившего бескрайние просторы Отечества. Особенно дороги Сергею Алексеевичу образы русского Севера, где в условиях сурового климата повседневный подвиг и героизм стали нормой жизни наших предков.

ВАСИЛИЙ НЕСТЕРЕНКО [7] родился в 1967 году. Выпускник Московскго государственного академического художественного института им. В. И. Сурикова, мастерская Народного художника СССР академика Т. Т. Салахова.

Творчество московского живописца Василия Нестеренко неотделимо от своего времени. Он один из тех мастеров, кто вводит отечественное искусство в новое тысячелетие.

<


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: