ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП (2015-2016 гг.)
Класс
Инструкция по выполнению работы
На выполнение заданий школьного этапа олимпиады по биологии отводится 1 часа (60 мин.). Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.
За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается от одного до четырех баллов. Баллы, полученные вами за все задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов. Желаем успеха!
Часть I.
Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Букву ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Семена образуются:
а) на рыльце пестика, б) в завязи пестика, в) в столбике пестика, г) в пыльнике тычинки.
2. Какую из перечисленных функций корни не выполняют:
а) закрепление растений в почве, б) всасывание воды и минеральных веществ из почвы,
в) запасание питательных веществ, г) образование питательных веществ в растении.
3. Ночных насекомых-опылителей скорее всего привлекает:
а) форма цветка, б) окраска цветка, в) размеры цветка, г) аромат цветка.
4. Если у растения параллельное или дуговое жилкование листьев, то у этого растения вероятнее всего: а) стержневая корневая система, б) мочковатая корневая система,
в) может быть любая корневая система, г) тип жилкования не связан с типом корневой системы.
5. В старых деревьях часто встречаются большие дупла. Это опасно для живого дерева в первую очередь тем, что: а) у дерева не развиваются корни,
б) дуплистое дерево не способно к размножению,в) на дереве не развиваются новые побеги,
г) нарушается проведение воды и органических веществ по стволу.
6. Цветковые растения размножаются: а) семенами и вегетативным путем,
б) только вегетативным путем,в) только семенами, г) спорами.
7. Пестик и тычинка – главные части цветка, потому что они:
а) самые большие, б) самые яркие, в) являются органами размножения,
г) самые сложные по строению части.
8. Для прорастания семян необязательным условием является:
а) влага, б) тепло, в) свет, г) воздух.
9. К покрытосеменным растениям относятся все:
а) цветковые растения, б) растения Земли, в) растения, дающие семена, г) опыляемые растения.
10. Из названных растений можно считать водорослью:
а) ряску, б) камыш, в) морскую капусту, г) кувшинку.
11. Съедобная часть белого гриба называется:
а) грибницей, б) пеньком, в) шляпкой, г) плодовым телом.
12. Животные отличаются от растений тем, что: а) состоят из клеток,
б) питаются готовыми органическими веществами, в) растут, г) размножаются.
13. К фотосинтезу способна:
а) инфузория-туфелька, б) эвглена зеленая, г) амеба дизентерийная, г) лямблия кишечная.
14. Сократительная вакуоль инфузории – это органоид:
а) выделения, б) размножения, в) пищеварения, г) дыхания.
15. Функции простейших животных в природе заключается в том, что они:
а) служат пищей животным, б) поедают бактерии,
в) образуют осадочные породы, г) участвуют во всем перечисленном.
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Букву ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Признаки класса однодольных растений:
I. стержневая корневая система II. дуговое жилкование листьев
III. параллельное жилкование листьев IV. перистое жилкование листьев
V. мочковатая корневая система
а) II, V;
б) I, IV;
в) II, III, V;
г) II, III, IV, V.
2. Семенами размножаются:
I. водоросли II. мхи III. цветковые растения
IV. хвойные растения V. папоротники
а) II, V;
б) III, IV;
в) II, III, V;
г) II, III, IV.
3. Функции цветка, важные для жизнедеятельности растений:
I. испарение воды II. привлечение опылителей III. образование нектара
IV. образование семян V. запасание органических веществ
а) II, IV;
б) III, IV;
в) II, III, V;
г) II, III, IV.
4. Выберите растения, у которых сложные листья:
I. береза II. дуб III. желтая акация IV. земляника лесная
V. шиповник
а) II, V;
б) III, IV.
в) II, III, V;
г) III, IV; V.
5. К животным подцарства Простейшие относятся: