Свободное написание буквы.




Показ написания учителем.

Основным приемом обучения письму является показ учителем процесса письма, сопровождаемый объяснением способа написания. Показ осуществляется на доске для всего класса или индивидуально в тетради ученика. Написанное на доске можно еще раз обвести указкой. Такой показ обязателен, если учащиеся впервые знакомятся с буквой или соединением. Объяснение учителя должно сопровождать показ и ориентировать учащихся, где начинать писать букву, куда вести руку, где сделать поворот, какой формы или величины та или иная часть буквы.

При обучении письму очень важна работа над формой букв. Недооценка работы над формой букв приводит к графическим ошибкам, а в дальнейшем - к неправильному становлению почерка ученика. В данном случае имеется в виду расстояние между словами (примерно равное букве о или и), место пересечения петли у букв у, д (на нижней строке); на какой высоте следует начинать поперечное соединение у буквы н (на середине строки) и т.д.

Строчная буква п: от верхней линии рабочей строки пишем прямую к нижней линии рабочей строки и, не отрывая ручки от бумаги, ведем линию вверх до середины прямой линии и пишем второй элемент - прямую линию с закруглением вверху и внизу, заканчивая ее в середине рабочей строки.

В дальнейшем такой комментарий может стать своеобразным графическим диктантом для детей. Если ребенок правильно выполняет все указания взрослого, то результатом станет написание задуманной буквы. Подобный комментарий может давать и ребенок, а другие дети отгадывают.

Списывание с готового образца.

Прием основывается на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образцы письма, данные в прописях, на доске или в тетрадях. Этот способ необходимо отличать от копирования, при котором происходит обведение образца. При списывании ребенок постоянно сравнивает свою работу с образцовым написанием. Правильное письмо учителя является примером и для неосознанного подражания, поэтому любые записи учитель должен выполнять аккуратно, красивым разборчивым почерком.

Письмо под счет (тактирование) – прием ритмического метода.

Это вспомогательный прием, который не следует применять слишком длительно. Счет зависит от того, какой элемент пишется. Движение основное («на себя») сопровождается счетом «раз, два, три». Соединительное движение («от себя») производится на счет «и». При этом продолжительность произнесения звука [и] зависит от длительности движения. Поначалу учитель пишет на доске и тактирует, затем считает, сопровождая письмо учащихся. Письмо под счет занимает небольшую часть урока и используется, как правило, при выполнении несложных упражнений, например, при написании букв, слогов или слов, состоящих из хорошо знакомых детям элементов.

 

Копирование (прием копировального метода).

При копировании ученик упражняется в выполнении правильного движения.

Методика использования данного приема такова: ученик обводит две буквы, после чего двигательный образ остается на некоторое время в памяти, и следующие 1—2 буквы ученик пишет почти без ошибок, затем для закрепления он обводит еще букву — и снова самостоятельное письмо и т.д.

Копировать можно также через прозрачную бумагу, кальку.

Воображаемое письмо (письмо в воздухе).

При проведении этого приема необходимо соблюдать ряд условий.

1. Взрослый должен показывать образец для написания буквы в воздухе так, чтобы дети не писали в зеркальном отражении. Для этого взрослый встает к детям не спиной, а вполоборота, чтобы видеть детей, и в то же время показать движения руки.

2. Рука ставится обязательно на локоть, чтобы двигалась только кисть, чтобы движения запоминали мышцы кисти. Писать букву в воздухе можно также одним указательным пальцем, ручкой, карандашом. После прописывания в воздухе можно писать носом, пальчиком на своей ладошке, на спине соседа.

Очень полезно вместо письма в воздухе писать влажной кисточкой на доске.

Как игровое упражнение этот прием выступает в том случае, если ребенок самостоятельно рисует букву в воздухе, а другие дети или взрослый угадывают ее.

Копирование и воображаемое письмо являются вспомогательными приемами.

Анализ формы букв.

Анализ формы буквы можно вести по-разному:

1) раскладывая ее на зрительные элементы

 

2) с точки зрения движений при письме (раскладывая на двигательные элементы):

 
 


3) в сравнении с ранее изученными буквами:

 

Двигательные элементы представляют собой относительно законченные отрезки движения руки при написании буквы. Зрительные элементы – это относительно законченные части, на которые буква расчленяется в процессе ее зрительного восприятия. Впервые изучаемая буква сначала анализируется по количеству элементов и по видам элементов - зрительных. Затем учитель объясняет, как писать букву, выделяя основные элементы движения, указывая ее пропорции и особенности. В рисунке любой буквы можно выделить следующие элементы:

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.

               
   
       
 
 
 


1. Прямая линия (короткая, удлиненная вверх, удлиненная вниз) – «палочка».

2. Линия с закруглением (влево и вправо, короткая и длинная) - «крючок»

3. Сильно наклонная линия – плавная (длинная и короткая).

4. Линия с закруглением вверху и внизу (длинная и короткая)

5. Линия с петлей (внизу и вверху) – «петелька».

6. Овал (большой и малый).

7. Полуовал.

8. Линия с четвертным овалом.

Для запоминания образа письменной буквы можно использовать сказки про буквы. Истории про письменные буквы, рассказанные ребенку или сочиненные им самим, помогут убедить его в том, что писать, может быть, и не очень легко, но зато интересно и весело. Так, вглядываясь в форму буквы Ф, ребенок увидел Чебурашку с большими ушами и сочинил про него сказку.

7. Эффективным приемом формирования образа буквы является конструирование из элементов-шаблонов.

Буквы могут быть вырезаны из плотной бумаги или картона. Конструировать буквы можно на парте, на магнитной доске. Если сделать элементы из клеенки или цветной пленки, то их можно легко приклеить на доске с помощью воды.

Усвоение правил письма.

Это способствует сознательному овладению навыком письма. Правила формулируются кратко, их должно быть немного. Правила складываются из тех задач, которые учитель ставит перед учащимися на данном этапе обучения. Правила:

ü буквы надо писать с одинаковым наклоном и одинаковой высоты;

ü буквы в словах и слова надо писать на одинаковом расстоянии друг от друга;

ü слог нужно писать безотрывно;

ü писать надо красиво и аккуратно.

Не следует обращаться к правилам ежедневно, но и забывать о них нельзя.

9. Анализ ошибочного написания.

Учащиеся рассматривают письмо в своих тетрадях и отвечают на вопросы:

— Проверьте, довели ли вы линию до верхней линии рабочей строки?

— Все ли элементы имеют одинаковый наклон?

— Не вышли ли элементы за строку?

При этом учитель или учащиеся объясняют, что надо делать, чтобы ошибки не повторялись. Общую для многих учащихся ошибку можно вынести на доску. Дети находят ошибку, объясняют, как ее следует избежать.

Для исправления ошибки прописывают букву, чередуя с написанием ее элемента.

 

10. Проговаривание — это прием работы, предупреждающий пропуск и замену букв. Может сопровождать и списывание, и диктовку. Проговаривание - это произнесение слова так, как будто все фонемы в нем представлены своими сильными позициями.

Проговаривать слог или слово нужно прежде всего до письма, а также параллельно с ним. В последнем случае ребенок тянет каждый звук до тех пор, пока не закончит писать букву: у-у-м-м-м. Необходимо проговаривать учителю, отдельному ученику или хором. Но при самостоятельной работе следует добиться, чтобы каждый ребенок проговаривал только для себя, тихо («жужжание»). Сравнивая написанное с образцом или проговаривая его, дети также учатся элементарной самопроверке. При проверке написанного проговаривание полезно сопровождать подчеркиванием каждого прочитанного слога дугой.

Свободное написание буквы.

Письменная буква пишется на нелинованной бумаге и той величины, которая в наибольшей степени соответствует индивидуальным возможностям ребенка на тот или иной момент. Этот прием позволяет формировать умение соблюдать направление письма слева направо, непрерывность, слитность написания как отдельных букв, так и слогов и слов.

 

Ощупывание буквы.

Этот прием направлен на развитие тактильной памяти детей.

Можно изготавливать буквы для ощупывания из самых различных материалов:

- сделаны из плотной тесьмы и пришиты на бумагу;

- выкалывание буквы шилом или толстой иглой с обратной стороны плотной бумаги по заранее сделанному контуру;

- контур буквы создается с помощью арбузных семечек, шариков из гофрированной бумаги, наклеенных на картон или плотную бумагу.

Необходимо знать очень важные правила: нельзя изготавливать буквы из продуктов, которые еще могут быть использованы в качестве пищи; буква должна быть достаточно шероховатой, чтобы отличить ее от фона и в то же время не должна травмировать пальчики ребенка.

При первоначальном знакомстве с буквой ребенок одновременно смотрит на букву и обводит ее пальчиком, соблюдая правильное направление движения. В дальнейшем ребенок закрывает глаза, и он не глядя определяет, какая буква изображена. Можно положить на столе несколько карточек с буквами, а ребенок или определяет все, или находит какую-либо одну, указанную учителем.

Можно сделать альбом с буквами и элементами. На внутренней обложке альбома приклеен специальный конверт с элементами букв. А на каждой странице альбома наклеены письменные буквы для ощупывания (бархатные, из тесьмы, сделанные приемом выкалывания и т.п.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: