Схема воображения, его видов и способов развития




План

Введение

Развитие фантазии

Виды воображения

Бессознательная фантазия

Заключение

Список литературы

Введение

«Воображение важнее знания, ибо знание ограниченно. Воображение же охватывает всё на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции»

Альберт Энштейн

Возможность создавать что-либо но­вое, необычное, закладывается в детстве, через раз­витие высших психических функций, таких, как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспи­тании ребенка в возрасте от пяти до двенадцати лет. Этот период ученые называют сензитивным, т. е. наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения.

Что такое воображение? Воображение — это при­сущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предше­ствующего опыта. Воображение часто называют фан­тазией. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью вооб­ражения у нас формируется образ никогда не суще­ствовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Актуальность темы обусловлена тем, что в последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов и нахождения путей их оптимизации.

Цель работы – изучить особенности развития фантазии.

Задача раскрыть природу творческого воображения на основе анализа различных подходов к изучению.

 

Развитие фантазии у детей происходит в дошкольном возрасте, а активное ее развитие начинается после 2,5-3 лет, но до этого возраста идет пока что подготовка. Насколько у ребенка будет развито воображение, зависит от прожитого им периода жизни от 1 года до 3 лет. В это время малыши еще не играют, а изучают свойства предметов.

Воображение пятилетнего ребенка позволяет ему воспринять, как реальные, самые фантастические, сказочные образы и ситуации. Десятилетние дети с упоением рассказывают друг другу страшные истории. Причем чем страшнее, тем лучше. А чуть позже они уже “хвастаются” друзьями и родст­венниками, попадавшими в такие ситуации или обладающими такими качествами, которые кроме как необыкновенными и не назовешь (например: уникальная профессия, выдающиеся способности, чрезвычайная физическая сила). Эти фантазии не­редко вредят таким детям. Их обвиняют во лжи, стыдят, дети дразнят их “врунами”. Тем не менее ребенок вновь и вновь выдумывает самые неверо­ятные истории, чаще со своим личным участием, которые якобы происходили на самом деле. Что же заставляет ребенка в ущерб даже своим соб­ственным интересам пускаться в эти авантюры? Только активно действующее воображение.

Решая любую мыслительную задачу, мы исполь­зуем какую-то информацию. Однако бывают ситуа­ции, когда имеющейся информации недостаточно для однозначного решения. Это так называемые задачи большой степени неопределённости. Мышление в этом случае почти бессильно без активной работы вооб­ражения. Воображение обеспечивает познание, когда неопределенность ситуации весьма велика. Это общее значение функции воображения и у детей, и у взрослых.

Теперь становится понятным, почему так интен­сивна функция воображения у детей от дошкольного до подросткового возраста.

Их собственный опыт и возможность объективно оценивать окружающий мир недостаточны. “Поле неопределенности” в восприятии жизни так высоко, что решить постоянно возникающие перед ним про­блемы ребенок может только с привлечением вооб­ражения, фантазии. Последние заменяют им недо­статок знаний и опыта и помогают относительно уверенно чувствовать себя в сложном и изменчивом мире.

В процессе восприятия ребенок постоянно обога­щается впечатлениями о предметах, явлениях и связях между ними. Но так как жизненный “багаж” ребенка очень мал и возможность оценки “Что я вижу?” ограничена, в его психике происходит по­стоянное перекомбинирование впечатлений. Возникает множество сочетаний, рождающих новые связи между явлениями и предметами.

Фантазия, как и другие психические функции, претерпевает изменения с возрастом ребенка. Млад­ший дошкольник, у которого только начинает развиваться воображение, отличается пассивной фор­мой. Он с большим интересом слушает сказки и затем представляет их образы как реально суще­ствующие явления. Т. е. воображение некритически компенсирует недостаток жизненного опыта и прак­тического мышления имплантированием описанных сказочных образов в реальную жизнь ребенка. Именно поэтому он легко верит в то, что наря­женный актер — это настоящий Дед Мороз или Баба Яга, боится злого волшебника или волка на экране телевизора, плачет от жалости к Дюймо­вочке, слушая сказку.

Старший дошкольный и младший школьный возраст характеризуются активизацией функции во­ображения. Вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные об­разы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот пери­од — сензитивный для формирования фантазии. Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения.

Их игры — плод буйной работы фантазии. Они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней также является воображение. Когда в процессе учебы дети стал­киваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение.

Подростковый возраст отличается переходом от детского восприятия окружающей действительности к взрослому. Школьник начинает более критично воспринимать мир вокруг себя и строит планы своего будущего. Его воображение принимает более критические формы. Он уже не верит в сказочные чудеса. Воображение принимает форму мечты как позитивной жизненной перспективы. Подросток с помощью воображения строит планы своего буду­щего, “проигрывает” в своем воображении различ­ные социальные и нравственные ситуации, как бы тренируясь перед сложной взрослой жизнью. Твор­ческое воображение в этот период нередко выступает во взрослой форме вдохновения. Подростки испы­тывают наслаждение от творческого созидания. Они с удовольствием сочиняют стихи и музыку, имп­ровизируют танцы, пытаются решить сложнейшие (нередко не имеющие решения как, например, создание вечного двигателя) вопросы науки. По­скольку сензитивный период для развития вообра­жения в этом возрасте сохраняется, постольку фун­кция воображения для своего развития требует постоянного притока новой информации, своего рода “пищи”. Именно поэтому все подростки любят читать и смотреть фантастику, боевики, включаю­щие героев, резко отличающихся от нормального человека, и малореальные обстоятельства (т. е. тоже полуфантастические).

Эти возрастные изменения необходимо учитывать при организации воспитательного, учебного процессов, а также при проведении диагностики воображения и развивающего обучения.

Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего ми­ра, самораскрытию и самосовершенствованию лично­сти, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.

Для выполнения этой задачи воспитателям и родителям необходимо помогать ребенку, использовать свои возможности воображения в направлении про­грессивного саморазвития.

Развитие творческого воображения основывается на следующих принципах:

1. Необходимость сформировать у детей речевые и мыслительные навыки.

2. Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании,

3. Содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми.

4. В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не правилами грамматики.

5. Следует учить ребенка искать решение, учитывая, прежде всего возможные последствия, а не абсолютные достоинства.

6. Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.

Схема воображения, его видов и способов развития

 

 
 

 

 


ВОССОЗДАЮЩЕЕ (создание образа по его описанию)
ВООБРАЖЕНИЕ

(фантазия)

психологическая функция,

направленная на создание

новых образов

 

 

 


Виды воображения

Воображение характеризуется активностью, дейст­венностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представ­лений, образов. Для более полного представления о видах и способах воображения можно воспользоваться схемой.

Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора матери­алов, в соответствии с замыслом). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило они используются человеком (а ребенком особенно) неосознанно. Первый такой способ — агглютинация, т. е. “склеивание” различ­ных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица.

Второй способ — гиперболизация. Это парадок­сальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос, Гуливер, Мальчик Спальчик.

Третий известный способ создания образов фан­тазии — схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок.

Четвертым способом является типизация. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т. д.

Пятый способ — акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо под­черкивается. Классическим примером является шарж, карикатура.

Основой создания любых образов фантазии яв­ляется синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космиче­ский корабль — отдаленная аналогия с морским кораблем. На использовании синтеза, аналогий и способов построения образов воображения строятся многочисленные приемы диагностики воображения и его развития.

В психологии познавательных процессов не выработано единого определения воображения. В каждом из предлагаемых определений авторами подчеркиваются те стороны, которые, по их мнению, являются наиболее яркими и важными чертами воображения, отличающими его от других психических процессов. Основным содержанием процесса воображения большинство авторов считает преобразование представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, приведение образов в новое сочетание.

Существует и другая точка зрения, согласно которой воображение не рассматривается как самостоятельный психический процесс, поскольку, по мнению сторонников этой точки зрения, преобразование образа и открытие нового, традиционно выделяемые в качестве основных признаков воображения, являются необходимыми сторонами любого процесса чувственного отражения действительности и функциями всех психических процессов.

Бессознательная фантазия - это кладовая смысла психики. Когда мы открываем ранее неосознаваемый смысл в симптомах, чертах характера, установках эго, аффективных проявлениях и паттернах речи и действия, мы начинаем очерчивать бессознательную фантазию. Как только мы выходим за пределы поверхностных манифестаций в нашей клинической работе, фантазии становятся центральными клиническими единицами психоаналитического исследования.

В попытке приблизиться к пониманию истоков и развивающихся особенностей фантазии полезно не упускать из виду взаимосвязь между фантазией и теми прогрессивными изменениями в организации психической жизни, которые происходят в ходе развития. Можно выделить следующие сменяющиеся уровни психической организации (взятые из психологии Пиаже и психоанализа):

1. Сложная, согласованная инстинктивная организация, существующая с рождения и продолжающая действовать на протяжении первых месяцев жизни, то есть в период стадии биологического единства. "Инстинктивный" относится здесь к биологическому, а не к психоаналитическому использованию данного термина: к "врожденной предрасположенности... проявляющейся в действиях, которые кажутся рациональными, хотя совершаются без сознательного плана или целенаправленной адаптации средств к целям".

2. Сенсорно-моторная организация психической жизни, которая начинается вскоре после рождения, возникает из инстинктивной организации новорожденного и достигает своего пика в 15-18 месяцев.

3. Ранний этап образования понятий, начинающийся в 15-18 месяцев и продолжающийся до 30-36 месяцев. Эта психическая организация включает в себя слабо дифференцированные понятия и образы, многие из которых определяются через связь с теми или иными аспектами влечений.

4. Период переходных понятий - от 30-36 месяцев до 5-7 лет. Понятия определяются всё более четким образом, но они все еще крайне уязвимы к регрессивной расплывчатости вследствие их связанности с аспектами влечений.

5. Период относительной стабильности понятий, за исключением тех, которые остаются соединенными с теми или иными аспектами влечений, такими как зачатие, рождение, возмездие и смерть. От 5-7 лет до юношеского возраста.

6. Начало способности контролируемого, логически последовательного проникновения в превратности фантазии и связанных с влечениями аспектов, а также рассудочного (propositional) мышления в целом. Юность и взрослая жизнь.

С началом образования понятий создаются фантазии, как сознательные, так и бессознательные.Формирование фантазии зависит от мыслительной способности к образованию понятий, которая развивается постепенно после первых 15-18 месяцев жизни.

Психологические проблемы, которые стимулируют формирование фантазии, могут быть разделены на две тесно связанные друг с другом группы. В первую группу входят проблемы, которые связаны с выражением влечения на различных уровнях развития - проблемы физической и эмоциональной стимуляции и близости на оральном, анальном, фаллическом и генитальном уровнях, вместе со связанными с ними чувствами любопытства по поводу зачатия, рождения, соревнования, возмездия и смерти. Многие бессознательные фантазии порождаются обеими группами проблем: сексуальными и агрессивными тревогами, которые связаны с переживаниями беспомощности.

Человеческие условия жизни, как физические, так и культурные, обеспечивают наличие универсальных тем во многих бессознательных фантазиях. Мы даем названия этим универсальным темам - семейный роман, тема всемогущества, тема оральной зависимости, тема мазохизма и т.д. Все же точная форма и содержание фантазийной жизни каждого индивида неизменно характеризуются уникальными характерными чертами, во многом подобными вариациям в форме и внешнем виде частей человеческого тела.

Фантазия раннего детства с вербальными репрезентациями, то есть сознательная фантазия, часто вовлекает ребенка в конфликт, как внешний (с его родителями), так и интрапсихический (между несовместимыми желаниями), и поэтому может быть подвержена защитному искажению. Таков источник ядерных бессознательных фантазий, темы которых впоследствии тщательно разрабатываются в широкое разнообразие форм, придающих особый акцент выражению влечения, защитной реакции или требованиям совести. С другой стороны, первичные фантазии, тенденции влечений, которые никогда не были сознательными, могут быть заново сформулированы в форме фантазии, но никогда ранее не воспринимались в этой форме и никогда не воскрешаются как сознательные воспоминания.

 

Заключение

Мы познакомились с самыми общими ас­пектами развития воображения детей. Мы увидели, как важна эта функция для общего развития ребенка, для становления его личности, для формирования жизненного опыта. В силу важности и значимости воображения для ребенка необходимо всячески по­могать его развитию и, одновременно, использовать его для оптимизации учебной деятельности.

Формирование воображения в раннем возрасте происходит как изменение прирожденной активности ребенка в активность преобразующую. Решающим фактором при этом является потребность в новых впечатлениях и общение со взрослым, открывающим способы получения впечатлений.

Развитие воображения не является результатом прямого обучения. Оно обусловлено растущей преобразующей активностью ребенка и механизмами саморазвития воображения: противоположной направленностью варьирования и моделирования элементов опыта, схематизации и детализации образов.

 

Список литературы

1. Арановская - Дубовис Д.М., Заика Е.В. Идеи А.В. Запорожца о развитии личности дошкольника// Вопросы психологии - 1995.

2. Боровик О., Развиваем воображение// Дошкольное образование. – 2001. - №1(49)- с.14.

3. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. - М - 1995.

4. Даулинг С. Формирование фантазии: точка зрения детского аналитика // 2001, №1-2

5. Обухова Л.Ф., Возрастная психология. – М., 1999.

6. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль - 1997.

7. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детском возрасте. - М - 1995.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: