Последние годы и кончина




 

С 16 (29) декабря 1799 года Высокопреосвященный Гавриил Высочайшим повелением Государя Императора Павла I Петровича оставлен от управления Санкт-Петербургской епархией с назначением Митрополитом Новгородским и Олонецким.

20 декабря (2 января) 1800 года Митрополит Гавриил пребывал на покое, проживая до своей блаженной кончины в Новгородском Архиерейском доме.

Митрополит Гавриил скончался 26 января (8 февраля) 1801 года в день мученика Петра, темничного ключаря, и с ним иных мучеников (295).

Так завершилась жизнь одного из самых благочестивых Архиереев Русской Церкви, рожденного и почившего в дни мучеников христианских с именем Петр.

 

Полная биография Митрополита Гавриила Петрова –

кавалера Императорского ордена Святого Апостола Андрея Первозванного

 

В миру Петр Петрович Петров-Шапошников, Митрополит Новгородский и Олонецкий Гавриил родился (18) 31 мая 1730 года в Москве в семье синодального иподиакона, ставшего впоследствии священником Московской Косьмо-Дамианской церкви.

В 1753 году окончил курс Московской славяно-греко-латинской духовной Академии с "отличным успехом". Как лучшему студенту, по тогдашнему обычаю, ему тотчас советовали принять монашество, но он решительно отказался. За то он лишился должности учителя и поступил корректором в Московскую синодальную типографию.

В 1757 году Святейший Синод опять приглашал его к пострижению для занятия в Академии вакантной кафедры пиитики, но он и на этот раз отказался. Трудно объяснить это упорное с его стороны уклонение от монашества. Еще студентом Петр отличался искренним религиозным направлением, об одном только и мечтал, чтобы быть на церковной службе и постоянно находиться в храме Божием, хотя бы в самой низкой должности. Так, до поступления корректором, во время довольно продолжительного пребывания без должности в доме отца, он серьезно думал найти для себя где-нибудь просвирническое место, чтобы только иметь, как он сам выражался, маленький кусок хлеба и быть всегда при церкви.

Настоятель Троицкой Лавры Гедеон заметил талантливого корректора и, против его воли, привлек Петра на ученую службу, определив его учителем риторики в Лаврской семинарии с условием, что Петр примет монашество. Но он снова отказался, несмотря на синодальный Указ об обязательном пострижении. Только сильное влияние на него Архимандрита Гедеона и второй Указ Синода склонили его к принятию монашества.

Петр был пострижен в 1759 году Архимандритом Гедеоном, вскоре рукоположен в иеромонаха и назначен ректором Троицкой семинарии и наместником Троице-Сергиевой Лавры.

Деятельный человек теперь имел возможность проявить свои разнообразные способности. Он принялся за работу с изумительным рвением, едва выбирая время принять один раз в день свой скудный обед, состоявший из одной кашицы с сухарями.
В 1760 году (по другим источникам – 8 (21) августа 1761 г.) он назначен ректором Московской Академии и настоятелем Заиконоспасского монастыря.

6 (19) декабря 1763 года Гавриил в Санкт-Петербургском Петропавловском соборе был хиротонисан в Епископа Тверского.

За два года епископства он приобрел еще большую известность, так что в 1765 году был вызван в Санкт-Петербург для участия в комиссии о преобразовании духовных училищ.

В 1768 году избран депутатом Комиссии о составлении проекта Устава Нового Уложения.

С 27 сентября 1769 года - член Святейшего Синода.
С 22 сентября 1770 года - Архиепископ Санкт-Петербургский и Ревельский и Священноархимандрит Александро-Невской Лавры.

С 1 (14) января 1775 года - Архиепископ Новгородский и Санкт-Петербургский.
22 сентября 1783 года возведен в чин Митрополита. В том же году избран членом Академии наук.

С 16 (29) октября 1799 года - Митрополит Новгородский и Олонецкий.
19 декабря (1 января) 1800 года уволен на покой и пребывал в Новгородском Архиерейском доме. Скончался 26 января (8 февраля) 1801 года.

Погребен в Новгородском Софийском соборе, в Предтеченском приделе.

Митрополит Гавриил - это монах в полном значении этого слова. Он был чист сердцем и целомудрен до наивности.

Будучи истинным монахом, он, прежде всего, заботился о том, чтобы привести современное ему распущенное монашество к " жизни трезвенной, целомудренной, кроткой и благочестивой ". Всюду искал учительных старцев, которые послужили бы спасению других. При себе имел особого специалиста, знавшего наперечет всех русских пустынников.

Митрополит Гавриил глубоко чувствовал свою ответственность пред Богом за свою паству.

Его стараниями духовенство было освобождено от телесных наказаний и выделено в особый привилегированный класс.

Митрополит строго относился к расколу и всеми силами содействовал учреждению единоверия. Он много заботился о миссионерском деле.
Сдержанный, молчаливый, серьезный, суровый к себе и требовательный к другим, осторожный, он был врагом всякой пышности и блеска, любя во всем простоту. Но дух времени восставал против этой простоты, и владыка Гавриил, суровый аскет, питавшийся одной капустой с сухарями, в публике и при Дворе являлся в богатой одежде, в знаках своего чина, усыпанных жемчугом и алмазами, давал дорогие обеды частым гостям и даже отступал иногда от строго хранимых им правил Церкви, вкушал в пост рыбу.

Не увлекаясь окружавшим его духом времени, он до конца дней своих сохранил монашескую простоту обращения, был доступен для всех и под суровой наружностью таил доброе и любящее сердце, отзывчивое на всякую нужду. Отличался широкой благотворительностью.

Митрополит Гавриил был строгим блюстителем уставов церковных. Деятельно заботился об охране церковной старины. В 1775 году приказал собрать по епархии все древние книги и рукописи до XVII века.

Усердно трудился он и на литературном поприще. Содействовал изданию "Добротолюбия" в русском переводе и редактировал некоторые произведения и статьи.
Почти ежедневно он готовился к христианской кончине. В потомстве сохранилась память о прозорливости Митрополита.

При переделке Новгородского Софийского собора в первой половине XIX века тело его было найдено нетленным. На его могиле многие страдавшие от болезни зубов служили панихиды и получали исцеление.

Современники дают лестные отзывы о способностях и учености Митрополита Гавриила. " Муж высокого ума, строгого понятия, здравого рассуждения и великого просвещения, искусный в некоторых европейских языках и совершенный в своем природном, отличный в богословии, философии и красноречии ", - так отзывается о нем Н.И. Новиков.

 

Труды:
1. Толкования на соборные Апостольские послания (кроме 1-го Петрова). Москва, 1794 г.
2. Лекции по догматическому богословию (в рукописи).
3. О служении и чинопоследованиях Православной греко-российской Церкви. Санкт-Петербург, 1792 г.; Москва, 1795 г.
4. Последование и посещение болящих. Чин исповедания кающихся. Москва, 1766 г.
5. Последование в неделю Православия. Москва, 1761 г.
6. Краткое христианское нравоучение. Санкт-Петербург - Москва, 1769 г.
7. Церковные поучения. 1763 г., 1770 г., 1773 г., 1775 г.
8. Собрание поучений на все воскресные и праздничные дни. В 3-х частях. Санкт-Петербург, 1775 г.; Москва, 1776 г.
9. Краткие поучения на каждый день года. Москва, 1781 г.

10. Слово при начатии открытия Санкт-Петербургской губернии. 1780 г.
11. Слово на открытие Выборгского наместничества. Санкт-Петербург, 1784 г.
12. Устав Валаамскому монастырю.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: