Вице-президент Российской Академии Митрополит Гавриил




(Петров-Шапошников)

“Выведите любовь вашу из тесных ваших границ и распространите ко всем; приимите чувство и возымейте сострадание бедности других; почтите благополучие всякого в обществе благополучием своим и признайте, что несчастие и последнего в обществе должно почитать несчастием всего общества; устремите силы ваши на такие изобретения, чтоб вкоренить во всех человеколюбие и благонравие…, так добродетель и вера останутся в покое, так процветет благополучие России”.

 

Из речи Гавриила на открытии Комиссии по составлению нового Уложения.

30 июля (12 августа) 1767 г.

 

Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский, в миру Петр Петрович Шапошников, родился в Москве 18 (31) мая 1730 г. в семье синодального справщика. С 1741 г. он учился в Славяно-греко-латинской Академии. По окончании ее в 1753 г. будущий владыка рассчитывал вести жизнь тихую и уединенную, не вступая, однако, в монашеский чин.

В 1754 г. он определен был справщиком, или старшим корректором, в Московскую синодальную типографию. Эта работа, по его собственному мнению, очень способствовала изучению свойств русского языка.

В 1758 г. стал он преподавателем риторики в Сергиево-Лаврской семинарии. И в том же году после троекратного принуждения пострижен был в монашество в Троицком подворье Царствующего града Санкт-Петербурга. После пострижения сделался ректором Троицкой семинарии, учителем богословия и наместником Лавры. На этом поприще он так же, как и везде, трудился очень много и добросовестно, руководя приемом воспитанников, обучением, подбором преподавателей; лично присутствовал на экзаменах.

В Лавре владыка вел жизнь строгую и однообразную, в соответствии со своим званием и сердечным расположением. С 1761 г. он стал ректором Московской духовной Академии и членом Синодальной конторы, у которой в подчинении было 24 епархии. Дмитрий Сеченов, Митрополит, которым Государыня Императрица Екатерина II Великая хвалилась перед Вольтером, во время своего пребывания в Москве, сказал владыке Гавриилу: “ Вы хорошо учите, Синод знает это и хочет сделать Вас Архиереем ”. Он отказывался от этого чина, говоря, что частые перемены в преподавательском составе принесут вред Академии. Однако в 1763 г. все же стал Епископом Псковским и письмом Государыни Императрицы вызван был в Санкт-Петербург, где ему пришлось прожить некоторое время, на которое пришелся Крестный ход. Государыня шла рядом с владыкой Гавриилом и долго с ним беседовала. Самодержица смогла по достоинству оценить его глубокие знания и человеческие качества.

В разговоре с прокурором Святейшего Синода И. И. Мелиссино Государыня отозвалась о владыке Гаврииле, что это “ муж острый и резонабельный ”. С этого времени она не раз призывала его для обсуждения многих государственных вопросов, считая его человеком большого ума и просвещенности.

Государыня Екатерина II Алексеевна посетила владыку Гавриила в Твери и даже остановилась в его доме перед своим путешествием по Волге в Казань. Во время путешествия Государыня с придворными, сопровождавшими ее, сделала перевод “Велисария” Мармонтеля, произведения смелого по высказываемым в нем мыслям против фанатизма и нетерпимости. Сей труд Императрица посвятила владыке Гавриилу. В посвящении, написанном камергером графом и кавалером А. П. Шуваловым по повелению Государыни Екатерины II, говорилось: “ Добродетели Ваши всем известны, а особливо кротость, смирение, умеренность, просвещенное набожество, которые в Вас обитают, и которыми бы долженствовало украшаться душе каждого христианина, а паче пастыря Вашего чина... Вы мыслями, как и добродетелию с Велисарием сходны ”. От Императрицы к владыке Гавриилу были в разное время пожалованы бриллиантовые панагия, шапка и саккос из порфиры.

В 1768 году Митрополит Гавриил избран был в Комиссию по составлению нового Уложения от духовенства и в том же году избран был в Дирекционную комиссию, которая составляла другие комиссии, следила за ходом работ, рассматривала представления, доклады и проекты частных комиссий (при этом необходимо было не упускать из виду, что в них не должно быть противоречий и уклонений от наказа Государыни Екатерины). Этот наказ, писанный собственноручно Государыней Екатериной II Великой владыке Гавриилу, было поручено рассмотреть первоначально совместно с Митрополитами Иннокентием и Платоном. Кроме прочего, там сказано было, что членам Комиссии “ надлежит избегать выражений витиеватых, гордых или пышных и не прибавлять в составлении закона ни одного слова лишнего, чтоб легко можно было понять вещь законом установляемую. Неопределенными речьми законов писать не должно ”.

В Комиссии владыка Гавриил очень много трудился не только над вопросами, касающимися жизни Церкви, но также над вопросами образования (он был сторонником сближения церковного и светского образования), судопроизводства и др. Как представитель духовенства он заботился о его правах, считая, что духовенство должно получить гражданскую самостоятельность. По его предложению священнослужители, судимые в уголовных преступлениях, освобождены были от телесного наказания.

Старательнее многих, посещая заседания комиссии, владыка Гавриил иногда в одиночестве рассматривал предложения, поступавшие в Комиссию. Зная его превосходный и четкий слог, к нему часто обращались, когда требовалось точно и ясно изложить какое-либо законодательное положение, где невозможно было допустить двусмысленности. В 1770 г. владыка Гавриил становится Архиепископом Санкт-Петербургской епархии.

Известность владыки Гавриила в обществе основана была на его речах и проповедях, которые в большинстве своем остались не изданными. Слог его проповедей отличался большей изысканностью от всеми признанных за образцовые проповедей Митрополита Платона (Левшина). Представители светской литературы ценили талант владыки Гавриила и дорожили его обществом.

А. П. Сумароков, весьма скупой на похвалу, так отзывается о его литературных трудах: “ Гавриил, Архиепископ Петербургский, есть больше сочинитель разумнейших философских диссертаций, нежели публичных слов…. Красота плавного и важного его склада приносит ему пред всем просвещенным светом достойную любезного имени его похвалу. Гавриил подобен реке, без шума наполняющей берега свои, и порядочным течением не выходящей никогда из границ своих ”. В своих проповедях владыка Гавриил, по выражению Сумарокова, “ пленяет разум ”.

По поручению Императрицы Екатерины II, которая решила издать сборник образцовых поучений, в 1772 г. владыка Гавриил совместно с Митрополитом Платоном составил из разных произведений Отцов Церкви “Сборник поучений на все воскресные и праздничные дни” (изданы в Санкт-Петербурге в 1775 г.). Сборник состоит из 104 поучений, из которых 37 составлены владыкой Платоном, а 8 — Гавриилом. Он также поместил в сборник духовные произведения авторов из различных стран, среди которых есть греческие, французские и немецкие. Из духовных авторов, традиционно почитаемых на Руси, Гавриил избрал поучительные слова Святителя Иоанна Златоуста.

Помимо проповедей его перу принадлежат сочинения: “О служении и чиноположении Православной Церкви” (1792 г.), “Толкования на соборные послания Апостолов” (1794 г.). Занимался владыка Гавриил также переводами с классических языков, а также с французского и немецкого. Кроме того, он был также членом Академии художеств.

После смерти Государыни Екатерины II Алексеевны владыка Гавриил в опале пребывал, хотя, как всем известно, первым из духовенства удостоился получить в ноябре 1796 года из рук Государя Императора Павла I Мученика ордена Святого Апостола Андрея Первозванного и Святого благоверного Александра Невского.

Существуют две версии, объясняющие немилостивое отношение Императора Павла I к Митрополиту Гавриилу: одна говорит, что владыка решительно отказался принять Мальтийский орден, другая — что он был свидетелем на завещании Государыни Екатерины II Великой, в котором она устраняла Августейшего сына Павла от престола.

Увольнение от службы за некоторое время до того предсказывал ему и Митрополит Платон, заметив: “ Вас... разумеют за скромного, и, так, если Вы выпустите когда-либо лишнее слово, тотчас поймают его на беду ”. Возможно, так и случилось, так как в 1800 г. владыка Гавриил уволен был от всех должностей и жил в Великом Новгороде.

Первое время он вынужден был жить в очень плохих условиях, утешаясь тем, что на помосте, устроенном рядом с его кельей, он мог кормить прямо с руки голубей. Они настолько к нему привыкли, что садились даже ему на камилавку. Позднее он перешел в келью около Софийского собора, и, будучи уже очень немощен, мог слушать службу, лежа у себя на кровати.

Перед кончиною владыка Гавриил завещал раздать все оставшиеся у него деньги бедным в городе через приходских священников. Свою же обширную библиотеку он сам разделил между Тобольском, Великим Устюгом и библиотеками Санкт-Петербургской Академии и Новгородской семинарии. Умер владыка Гавриил 26 января (8 февраля) 1801 г. в Великом Новгороде и погребен в приделе Иоанна, Епископа Новгородского, Софийского собора.

Владыка Гавриил стал членом Российской Академии при самом ее основании, будучи, по сути дела, ее вице-президентом и в отсутствии Княгини Екатерины Дашковой занимая ее место. Лишь 6 членов Академии избраны были не по предложению Дашковой и владыки Гавриила.

Из Академиков он особенно сблизился с Князем Потемкиным, Елагиным, Болтиным. Полководца А. В. Суворова он почитал, хотя и не любил.

Историк Российской Академии М.И. Сухомлинов пишет: “ Ни одно из предприятий Академии не было приводимо в исполнение, ни один из крупных вопросов, возникавших в ее среде, не был окончательно решаем без содействия и участия Гавриила ”. Он рассматривал труды Академиков и других лиц, представлял собранные им материалы, участвовал в собраниях, сообщая свои замечания и соображения, а также принимал участие в главном труде — составлении словаря.

Владыка Гавриил входил в отдел по выработке правил составления словаря, он же и руководил этим отделом. Он ревностно посещал все заседания, касавшиеся обсуждения словаря, во многих спорных вопросах при толковании слов обращались именно к нему.

Митрополит Гавриил обратил внимание на необходимость придерживаться единообразия в подаче глаголов; для толкования слов, обозначающих душевные переживания, он советовал обращаться к философским трудам, а не давать толкования через подобное, так как слова - страх, ужас, трепет и т.п. не являются синонимами; объяснил вызвавшие затруднение слова: лития, помазание. Владыка Гавриил предложил дать в самостоятельной статье слово воробей, которое первоначально было помещено в статье под глаголом бью, бию. Для словаря владыка Гавриил сделал выборку слов на буквы И, I и К из книг лучших писателей того времени, а также из слов и бесед Святителя Иоанна Златоуста. Высокопреосвященный владыка считал правомерным включение в словарь слов областных и представил слова малороссийские. Рассматривал он и материалы, составленные студентами Дмитрием и Петром Соколовыми — впоследствии также ставшими членами Российской Академии.

В записках Академии от 1784 г. написано о Митрополите Гаврииле, что “ советам и усердию одолжена Академия успехами в сочинении словаря; он руководствовал в начале трудящихся в объяснении слов; склонил некоторых в российском слове искусных и в Академии участия не имеющих мужей к приведению в словопроизводный порядок слов на буквы и, i, к и принимал труд рассматривать оные. Советы его в собраниях Академии при рассматривании словаря много способствовали к совершенству оного. Немалое также приращение получила аналогическая слов роспись. Он же участвовал в составлении правил, служащих к сочинению словаря. В сомнительных случаях сообщал свои мнения; к решению сомнительных знаменований слов присылал свои полезные объяснения ”. Позднее владыка также ревностно включился в работы по составлению азбучного словаря. Заботясь о том, чтобы у авторов словаря необходимая была для этой работы литература, он подарил Академии Лексикон в переводе Святого Максима Грека, лексикон Памвы Берынды, словарь Федора Поликарпова.

Труды Гавриила были отмечены золотой медалью 25 ноября (8 декабря) 1786 года.

 

О Митрополите Гаврииле читайте:

1. Евгений (Болховитинов). Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина. Санкт-Петербург, 1827 г.

2. Сухомлинов М.И. История Российской Академии, т. I, Санкт-Петербург, 1874 г.

3. Красовский А.И. Опыт истории Императорской Российской Академии. Санкт-Петербург, 1849 г.

4. Мартос А. Гавриил, Митрополит Новгородский / Сын Отечества. 1830 г., N CXXXV, с. 26 - 42.

5. Сумароков А.П. О духовном красноречии. Псс. Санкт-Петербург, 1787 г. VI. С. 282-283.

6. Макарий. Сказания о жизни и трудах Преосвященного Гавриила. Санкт-Петербург, 1857 г.

 

Подготовил Александр Рожинцев

31 мая 2016 год

Святой град Тихвин



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: