Приемы воздействия на игровую деятельность, способствующие развитию игр детей:
· обогащение впечатлений детей с целью разнообразия игровых замыслов;
· обучение в дидактических играх, трудовых поручениях развернутым игровым действиям;
· введение в игру предметов-заместителей;
· побуждение детей к "действию" с воображаемыми предметами;
· обогащение предметной игровой среды обобщенным игровым материалом;
· побуждение к принятию разнообразных ролей взрослых с передачей действий, взаимоотношений;
· участие в детских играх с целью показа игровых действий, игровых высказываний;
· показ и обучение в театрализованных играх эмоционально-выразительным движениям, жестам, мимике;
· побуждение в игровой обстановке к ролевому диалогу по инициативе взрослого участника игры;
· обучение в игре и побуждение к самостоятельному проявлению умения ставить друг другу игровую цель, принимать ее, договариваться друг с другом;
· побуждение за счет разнообразия игровых замыслов и расширения игрового опыта к увеличению длительности игр.
Приемы, используемые для оказания помощи детям в осуществлении игровых замыслов:
· показ способов действия с игрушкой через театр, сюжетно-дидактическую игру;
· просмотр теле-, кино-, диафильмов;
· наблюдение за трудом взрослых на целевых прогулках;
· проведение экскурсий;
· беседы с детьми в ходе экскурсий, наблюдений за трудом взрослых;
· наблюдение за играми детей (старших или с лучшим игровым опытом);
· игры воспитателя с детьми (образец действий, высказываний, диалогов);
· встречи с людьми разных профессий;
· беседы с детьми до и после игры (уточнение правил, способов взаимодействия, игровых действий, ролевых высказываний);
· изготовление в присутствии детей и вместе с ними игровых пособий, оборудования;
· показ различных видов театра; обучающие (сюжетно-дидактические) игры;
· чтение художественной литературы; рассказы взрослых о работе;
· рассматривание разнообразного иллюстративного материала;
· управление детскими объединениями.
Приемы, направленные на воспитание целеустремленности и активности в играх:
· показ воспитателем разнообразных действий с игрушками, предметами в соответствии с той
· или иной ролью;
· участие воспитателя в играх детей с принятием разнообразных главных ролей;
· введение разнообразных главных и второстепенных ролей;
· наблюдение за играми активных, инициативных детей;
· составление рассказа "Как можно играть в эту игру";
· обучение планированию игры;
· беседа с детьми и обыгрывание ситуации во время и после экскурсий и чтения литературы;
· использование театрализованных игр с разными видами театров;
· изготовление и последующее обыгрывание атрибутов к разным сюжетным играм;
· обыгрывание в режиссерских играх различных сюжетов;
· строительство и последующее обыгрывание разнообразных сюжетных построек;
· использование в играх сюжетосложения, взаимосвязь с играми других подгрупп детей;
· анализ и поощрение отдельных детей и игровых коллективов, играющих без конфликтов или умеющих самостоятельно уходить от конфликтов.
Приемы, используемые для формирования положительных эмоций у детей в игре:
· показ воспитателем новых способов игровых действий с одними и теми же предметами;
· создание многообразных игровых ситуаций, вытекающих из предметных действий и продолжающих их вместе с воспитателем;
· включение детей в развитие сюжетной ситуации с подключением специфических игровых действий и сопровождением эмоциональных реплик;
· побуждение детей к повторению или произнесению сюжетной речи в игровой ситуации; выбор тем для игр с эмоциональной выразительностью игровых действий, персонажей; театрализованные диалоги;
· сюжетные действия с театрализованной игрушкой, сопровождаемые ролевым комментарием; образец и повтор ребенком реплик в соответствии с сюжетом; упражнение в интонационной выразительности речевых диалогов; чтение художественных произведений с наличием эмоциональных диалогов; введение в игру специальных наборов образной игрушки с ярко выраженным эмоциональным содержанием;
· подбор игр с разными сторонами эмоционального опыта;
· подбор игр с обязательными эмоциональными контактами между участниками; ролевое участие воспитателя в игре;
· рассказывание и обыгрывание сказок с образами, идеалами; использование литературных образов, близких детям по характеру и личностным свойствам.
Приемы, используемые для руководства поведением детей в играх:
· совместное обсуждение воспитателем и детьми сюжета игр;
· введение (и обучение этому детей) дополнительных, главных и второстепенных ролей;
· использование в играх предметов-заместителей и обозначение предметов, словом с целью избежать конфликтов;
· использовать очередность принятия ролей, пользующихся популярностью;
· изучение игровых интересов детей и формирование через любимые роли положительных навыков поведения;
· обучение детей приемам реализации игрового замысла, понятным партнерам;
· обогащение впечатлений детей и обсуждение игровых сюжетов, знакомых всем детям;
· наблюдение за играми детей, анализ их поведения с точки зрения реализации игрового замысла, длительности совместной игры;
· чередование в играх выбора детей на главные и второстепенные роли;
· регулирование состава детского игрового коллектива с целью подбора и сочетания активных и пассивных детей;
· обязательное корректное обсуждение конфликтных ситуаций в игре.