Глава 2. Организация содержания учебного предмета




Типовая учебная программа по учебному предмету «Всемирная история»

Для 5-9 классов уровня основного среднего образования

По обновленному содержанию

 

Глава 1. Общие положения

1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080.

2. Цель учебного предмета – формирование у обучающихся исторического сознания, толерантности, уважения к истории и культуре стран и народов, привитие общечеловеческих ценностей, выработанных людьми на протяжении многих веков, развитие исследовательских, мыслительных, коммуникативных навыков.

3. Задачи учебного предмета:

1) формирование знаний об основных этапах социального, экономического, политического и культурного развития человеческой цивилизации с древности до наших дней и о характерных особенностях исторического пути разных народов;

2) формирование знаний о системе общечеловеческих ценностей, сложившихся в ходе исторического развития мира;

3) формирование осознанного понимания сущности основных событий, явлений и процессов исторического развития;

4) формирование и развитие навыков критического анализа и оценки исторических событий, процессов, явлений, а также деятельности исторических личностей в контексте их влияния на мировую историю;

5) развитие навыка аргументированного суждения на основе анализа исторических фактов;

6) формирование и развитие навыков проведения исторического исследования (выдвижение гипотез, составление вопросов для исследования, анализ источников, сопоставление различных точек зрения, формулирование обобщений и выводов, определение собственной позиции);

7) формирование умения использовать исторические знания и навыки для ориентации в современных политических, социально-экономических и культурных процессах;

8) формирование коммуникативных навыков, в частности, умения ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме, работать в команде, использовать информацию из различных источников, включая публикации и электронные средства.

 

Глава 2. Организация содержания учебного предмета

«Всемирная история»

 

4. Объем учебного предмета «Всемирная история» составляет:

1) в 5 классе по 1 часу в неделю, в учебном году – 34 часа;

2) в 6 классе по 1 часу в неделю, в учебном году – 34 часа;

3) в 7 классе по 1 часу в неделю, в учебном году – 34 часа;

4) в 8 классе по 1 часу в неделю, в учебном году – 34 часа;

5) в 9 классе по 1 часу в неделю, в учебном году – 34 часа.

5. Содержание учебного предмета «Всемирная история» организовано по разделам обучения. Разделы разбиты на подразделы, которые содержат цели обучения по классам в виде ожидаемых результатов.

6. Содержание учебного предмета «Всемирная история» включает четыре раздела:

1) Развитие социальных отношений;

2) Развитие и взаимодействие культур;

3) Развитие и взаимодействие политических систем;

4) Развитие экономических отношений.

7. Раздел «Развитие социальных отношений» включает следующие подразделы:

1) Социальные структуры;

2) Социальное взаимодействие.

8. Раздел «Развитие и взаимодействие культур» состоит из следующих подразделов:

1) Религия;

2) Искусство;

3) Философские системы;

4) Наука.

9. Раздел «Развитие и взаимодействие политических систем» включает следующие подразделы:

1) Государство: признаки, структуры и формы правления;

2) Империи, войны, восстания и революции.

10. Раздел «Развитие экономических отношений» состоит из следующих подразделов:

1) Хозяйственные системы: эволюция и взаимодействие;

2) Исторические модели экономических систем.

11. Учебная программа направлена на формирование базовых навыков исторического мышления: интерпретация исторических источников, ориентация во времени и пространстве, навыки исторического анализа и объяснения.

12. Формирование навыков исторического мышления, эффективная реализация целей обучения по предмету «Всемирная история» осуществляются на основе исторических концептов (понятий):

1) изменение и преемственность;

2) причина и следствие;

3) доказательство;

4) сходство и различие;

5) значимость;

6) интерпретация.

13. Ожидаемые результаты обучения на основе исторических концептов:

1) Изменение и преемственность:

Обучающиеся должны уметь: анализировать и оценивать исторические примеры непрерывности и изменения во времени и пространстве; объединять примеры непрерывности и изменения в течение продолжительного времени до масштабных исторических процессов или тем; объяснять основания (критерии) систематизации и организации исторических событий и процессов внутри определенного временного блока.

2) Причина и следствие:

Обучающиеся должны уметь: анализировать и оценивать взаимодействие нескольких причин и влияний; понимать историческую обусловленность, выделяя совпадения, причинно-следственную связь и взаимосвязи; объяснять и оценивать способы, в которых явление, событие или процесс связывается с другими аналогичными историческими явлениями во времени и в пространстве.

3) Доказательство:

Обучающиеся должны уметь: анализировать особенности исторического источника, такие, как аудитория, цели, точки зрения, формат, аргумент, ограничения и контекст, относящиеся к рассматриваемому доказательству; на основе анализа и оценки исторического свидетельства делать обоснованные заключения и соответствующие выводы; анализировать различные, иногда противоречивые свидетельства из первичных источников и вторичных работ в целях создания объективного представления о прошлом.

4) Сходство и различия:

Обучающиеся должны уметь сравнивать связанные исторические события и процессы на местах, в течение определенного отрезка времени, в различных обществах или внутри одного общества.

5) Значимость:

Обучающиеся должны уметь определять значимость исторического события, явления, процесса для развития общества.

6) Интерпретация:

Обучающиеся должны уметь объяснять и оценивать различные точки зрения на определенное историческое событие, явление, процесс.

14. Базовое содержание учебного предмета «Всемирная история» 5 класса:

1) От охотников-собирателей до земледельцев и скотоводов. Теории о происхождении человека. Первичные формы объединения людей: человеческое стадо, род, община, племя, их сходства и различия. Образ жизни древнейших людей. Присваивающий и производящий типы хозяйства (собирательство, охота, рыболовство, земледелие, скотоводство, освоение металлов, меновая торговля). Понятие «неолитическая революция». Древние религиозные верования. Понятие и виды первобытного искусства.

2) Речные цивилизации. Природные условия Передней Азии и Северно-Восточной Африки. Древнейший период истории Месопотамии: государства Шумер и Аккад. Система хозяйства и искусство древних цивилизаций.

3) История Древнего Египта. Природные условия. Возникновение государства в Египте. Эпоха строительства пирамид. Социальная структура, экономика, религиозные верования и научные знания древнего Египта.

4) Колесницы и империи. Понятие «империя». Военное искусство в древности: появление боевых колесниц и конницы. Завоевательные войны и изменение границ империй. Древние империи Ближнего и Среднего Востока. Древние государства Средней Азии. Социальная организация, хозяйство и культура.

5) Древняя Индия: расцвет буддизма и триумф индуизма. Природные условия. Образование государства в Индии. Индуизм и буддизм в Древней Индии. Социальная структура Древней Индии (кастовая система). Хозяйство. Развитие культуры и научных знаний.

6) Древний Китай. Природные условия. Образование древнего китайского государства. Учение Конфуция и Лао Цзы. Политическое, хозяйственное и общественное устройство Древнего Китая. Культура Древнего Китая.

7) Древняя Греция. Географическое положение Древней Греции. Древние цивилизации Греции. Греческие города-государства. Афинское государство. Древняя Спарта. Политическое, хозяйственное и общественное устройство Древней Греции. Греко-Персидские войны. Империя Александра Македонского.

8) Культура Древней Греции. Историки и философы Древней Греции. Образование и наука в Древней Греции. Культура Древней Греции (повседневная жизнь и праздники, Олимпийские игры, религиозные верования, легенды и мифы, театр, архитектура, скульптура).

9) Расцвет Римской империи. Природно-географические особенности Апеннинского полуострова. Политическое и общественное устройство Древнего Рима (в эпоху царства и республики). Завоевательные войны Рима. Римская империя. Система управления и социальная организация Римской империи. Восстание рабов под предводительством Спартака. Хозяйство и быт. Культура. Кризис империи.

10) Рим на рубеже эпох. Возникновение христианства. Первые христиане в Римской империи. Система государственного управления. Религиозная реформа Константина Великого. Культурное наследие древнего мира: письменность, научная картина мира, развитие техники в древности.

15. Базовое содержание учебного предмета «Всемирная история» для 6 класса:

1) Падение Римской империи. Понятие «средние века» в истории. Хронологические рамки и периодизация истории средних веков. Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Византийская империя. Дипломатические взаимоотношения Византии и Тюркского каганата. Образование Киевской Руси. Принятие христианства в Киевской Руси.

2) Феодализм. Понятие «феодализм». Особенности феодального типа хозяйства. Социальная структура феодального общества. Особенности развития средневековых городов и средневекового искусства.

3) История ислама. Возникновение ислама. Ключевые события в истории ислама между 610 и 1258 годами. Арабский халифат. Развитие культуры мусульманского мира.

4) Крестовые походы. Причины, ход и последствия крестовых походов (1-4 крестовые походы). Христианская Европа и мусульманский мир после крестовых походов.

5) Монголы. Чингисхан. Создание Монгольской империи. Военное искусство монголов. Влияние монгольских походов на формирование этнополитической карты Евразии.

6) Средневековое европейское общество в XIV - в первой половине XVI века. «Черный мор». Крестьянские восстания во Франции и в Англии. Феодальные войны (Столетняя война, война Алой и Белой роз) и образование централизованных государств в Европе. Жанна д̓ Арк.

7) Абсолютизм на Западе и Востоке. Этапы развития феодального государства. Особенности абсолютизма в странах Запада и Востока (Франция, Россия, Англия, Китай, Япония, Османская империя). Понятия «Парламент», «Генеральные штаты», «сейм», «кортесы», «Боярская Дума».

8) Торговля, ремесло и освоение мира. Великий Шелковый путь. Международная торговля и путешествия. Морские путешествия династии Мин в Китае (под руководством Чжен Хе). Великие географические открытия конца XV- начала XVI веков и их последствия. Народы Америки в XV веке. Первые колониальные империи (Португалия, Испания).

9) Эпоха Возрождения. Культура эпохи Возрождения в Западной Европе. Идеи гуманистов. Средневековая культура Востока.

10) Реформация. Причины Реформации и ее распространение в странах Европы. Историческое значение протеста Мартина Лютера.

11) Научная революция. Основоположники современной научной картины мира и их последователи (Николай Коперник, Галилео Галилей, Джордано Бруно).

16. Базовое содержание учебного предмета «Всемирная история» 7 класса:

1) «Новое время» и его значение. Этапы нового времени. Кризис традиционной цивилизации и становление нового общества в Англии в XVII в. Промышленная революция и ее влияние на изменения в мире. Возникновение мануфактур, фабрик и формирование класса наемных рабочих. Промышленный переворот: сущность и значение. Переход от феодального к капиталистическому хозяйству. Особенности социальной структуры индустриального общества. Английская буржуазная революция XVII века.

2) Индия, Персидское государство и Британия в XVIII веке. Образование британской колониальной империи. Кризис и крах империи Великих моголов. Ост-Индские компании европейских стран. Социально-экономическое положение Ирана в ХVII веке. Соперничество России и Англии за сферы влияния в Иране.

3) Распространение идей просвещения. Деятели эпохи Просвещения. Роль идей просвещения в распространении революционных процессов в Европе и в Северной Америке.

4) Картина Французской революции. Кризис французского абсолютизма. Французская буржуазная революция. Влияние идей Эпохи Просвещения на общественное сознание. Культура Франции эпохи Просвещения и революции. Формирование и особенности республиканского строя. Внутренняя и внешняя политика Наполеона Бонапарта. Завоевательные войны Франции. Континентальная блокада. Вторжение Наполеона в Россию. Антифранцузские коалиции. Крах империи Наполеона.

5) Россия и Османская империя в мирное и военное время. Особенности политического и социально-экономического развития Османской империи. Реформы танзимат: цели и результаты. Ослабление Османской империи во второй половине ХVIII века: внутренняя и внешняя политика.

6) Развитие общественно-политической мысли России в XIX в. Социально-экономическое развитие. Особенности российского самодержавия. Три этапа освободительного движения в России. Восстание декабристов. Реформы императора Александра II. Движение народовольцев. Растространение марксизма в России и начало революционной деятельности В.И.Ленина.

7) Китай и европейские державы в XIX веке. Политика изоляции династии Цин и европейские торгово-дипломатические миссии. Опиумные войны: причины и последствия. Движение ихэтуаней («боксерские» восстания). Раздел Китая на «сферы влияния» европейских стран. Социально-экономическое положение полуколониального Китая.

8) Распространение революционных идей в Европе XIX века. Политическое и социально-экономическое положение стран (Германия, Италия). Либеральное и демократическое движение. Возникновение и распространение марксизма. Буржуазные революции 1848 года в Европе. Франко-прусская война и объединение Германии. Объединение Италии.

9) Европейское господство в Индии в XIX веке. Антиколониальное восстание 1857-1859 годов (восстание сипаев). Изменение в управлении Индией. Индийский национальный конгресс и Мусульманская Лига в освободительном движении.

10) Усиление Соединенных Штатов Америки. Британские колонии в Северной Америке. Социально-экономическое развитие колоний. Трансатлантическая работорговля. Война за независимость и образование Соединенных Штатов Америки. «Декларация независимости». Идея «явного предначертания» США. Промышленный подъем и социально-экономическое развитие. «Доктрина Монро». Дальневосточная политика. «Открытие Японии». Гражданская война 1861-1865 годов. Отмена рабства в США.

11) Глазами художников и писателей: обзор перемен XIX века. Искусство и его направления в XIX веке. Литература и искусство. Отражение социальной несправедливости в искусстве (Э.Золя, А.Радищев, А.Кунанбаев, Ч.Диккенс, Ф.М.Достоевский).

12) Развитие научной мысли. Научные открытия ХІХ века (Ч.Дарвин, Г.Мендель).

17. Базовое содержание учебного предмета «Всемирная история» 8 класса:

1) Мир в начале ХХ века. Территориальный раздел мира и политическое устройство стран к началу ХХ века. От индустриального общества к информационному. Научно-технический прогресс. Социальная обусловленность стилей искусства (модерн, символизм, реализм, авангардизм).

2) Первая мировая война. Противоречия между ведущими капиталистическими странами в начале ХХ века. Краткосрочные причины начала Первой мировой войны. Основные военные действия в 1914-1918 годы. Развитие военной стратегии, науки и техники в годы войны. Причины поражения германского блока. Компьенское перемирие. Последствия войны.

3) Мир после Первой мировой войны. Парижская мирная конференция. Изменение политической карты мира. Распад империй. Создание Лиги Наций. Мандат­ная система. Вашингтонская конференция. Противоречивость и слабость Версальско-Вашингтонской системы. Развитие общественно-политических течений (социальный либерализм, консерватизм, марксизм, социал-демократия). Падение султанского режима и борьба против иностранных интервентов в бывшей Османской империи. Историческая роль Мустафы Кемаля (Ататюрка). Турция – светское государство.

4) Революции 1917 года в России. Революционные события 1917 года в Российской империи. Борьба политических сил. Приход к власти большевиков. Первые декреты советской власти. Декларация прав трудящихся. Граж­данская война и иностранная военная интервенция. Переход от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике (НЭП). Образование СССР. Начало формирования командно-административной системы.

5) Страны Азии после Первой мировой войны. Положение Китая после Первой мировой войны. Деятельность Гоминьдана. Гражданская война. Сунь Ятсен – временный президент Китая. Политика правительства Чан Кайши. Агрессия Японии против Китая и проблема единого фронта.

6) Причины и последствия Великой депрессии. Экономическое и политическое развитие США в период «просперити». Мировой экономический кризис и его последствия.

7) «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Внешняя политика США в межвоенный период.

8) Тоталитарные режимы: Восток. И.В. Сталин и тоталитаризм в СССР. Индустриализация. Коллективизация. Социальная структура советского общества. Социалистический реализм. Массовые политические репрессии в 1937-1938 годы. Система ГУЛАГ. Внешняя политика Советского правительства в конце 30-х годах XX века. Япония после первой мировой войны. «Меморандум Танаки» и поворот к агрессивной внешней политике. «Антикоминтерновский пакт» и «Тройственный пакт». Агрессия Японии в Китае и в странах Юго-Восточной Азии.

9) Тоталитарные режимы: Запад. Италия после войны. Возникновение фашистской организации. Приход фашистов к власти. Борьба демократических сил против фашизма. «Кризис Маттеотти». Внутренняя и внешняя политика правительства Б. Муссолини.

10) Германия. Революционные процессы в 1918-1919 годы. Веймарская республика. Последствия войны, экономический и политический кризис. Фашистская партия и установление тоталитарного режима. Социально-экономическая политика нацистской партии. Агрессивная внешняя политика Третьего Рейха.

11) Развитие Франции после Первой мировой войны. Мировой экономический кризис и его последствия во Франции. Причины поражения фашизма во Франции. Правительство Народного фронта.

12) Испания в межвоенный период. Буржуазно-демократическая революция. Победа Народного фронта. Гражданская война и фашистская интервенция в 1936-1939 годы. Установление диктатуры Ф.Франко.

13) Причины и последствия Второй мировой войны. Долгосрочные и краткосрочные причины начала Второй мировой войны. Оккупация Германией стран Западной Европы. Военные действия на Балканах, в Северной Африке. «Новый порядок» на оккупированных территориях. Холокост. План «Барбаросса». Великая Отечественная война советского народа против фашистской Германии. Нападение Японии на Перл-Харбор и вступление в войну США. Антифашистская коалиция. Закон о ленд-лизе. Коренной перелом в ходе войны. «Большая тройка» и проблема открытия «второго фронта». Итоги и последствия Второй мировой войны.

14) Начало процесса деколонизации. Кризис и распад мировой колониальной системы. Раздел Британской Индии и образование двух доминионов. Провозглашение независимости Индии. «Курс Неру». М. Ганди, И. Ганди и их борьба за укрепление независимости Индии;

15) Религия и культура в первой половине ХХ века. Основные направления развития науки и культуры. Важнейшие открытия и достижения в области естествознания, общественных наук, техники и производства в первой половине ХХ века. Изменение роли религии в обществе (понятия «секуляризация», «свобода совести», «светское государство», «государственная религия»).

18. Базовое содержание учебного предмета «Всемирная история» 9 класса:

1) Политическая карта мира во второй половине ХХ века. Политическая карта мира во второй половине ХХ века. Год Африки. Обострение колониальной проблемы во Франции. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в мире после окончания холодной войны. Формирование мирового «социалистического лагеря». Начало «холодной войны». Доктрина Трумэна. План Маршалла. Противостояние военно-политических блоков НАТО и ОВД. Берлинский кризис 1948-1949 годов и 1961 года.

2) Становление международных организаций. Создание и деятельность Организации Объединенных наций. Всеобщая декларация прав человека. Пути урегулирования международных проблем во второй половине XX века. Европейская интергация (ЕС, ОБСЕ).

3) Развитие мировой экономики во второй половине ХХ века. Экономические последствия второй мировой войны. «Экономическое чудо» 50-60-х годов. Формирование основ «государства благосостояния» в Западной Европе и в США. Причины японского и южнокорейского «экономического чуда» в 1950-1960-е годы.

4) Послевоенное восстановление и укрепление административно-командной системы в СССР. «Хрущевская оттепель». Причины безуспешности реформирования советской экономики. Эпоха «застоя» (вторая половине 1960- конец 1980 годов).

5) Биполярный мир. Гонка вооружений. Ключевые события «холодной войны»: первая холодная война (1948-1962 годов), вторая холодная война (1979-1985 годы).

6) Международные организации в решении региональных проблем. Основные тенденции развития арабских стран после Второй мировой войны. Арабо-израильские противоречия и палестинская проблема. Деятельность ООН в урегулировании международных конфликтов.

7) Развитие общества во второй половине ХХ века. «Арабская весна»: причины и последствия для мировой политики. Место независимого Казахстана в системе международных отношений.

8) Религия в современном обществе. Роль религии в современном мире. Традиционные и деструктивные религиозные организации. Причины и последствия локальных конфликтов (Ближневосточный конфликт (арабо-израильский), Ольстерский кризис). Съезд мировых и традиционных религий в Астане.

9) Угроза терроризма в современном мире. Международный терроризм и экстремизм. Наиболее крупные террористические акты.

10) Глобализация современного мира. Сущность процесса глобализации. Развитие мировой культуры в условиях глобализации.

11) Наука, образование и технологии во второй половине ХХ - начале ХХI веков. Основные направления развития современной науки. Важнейшие открытия и достижения в области естествознания, общественных наук, техники и производства во второй половине ХХ - начале XXI веков. Научно-техническая революция (НТР) – новый этап научно-технического прогресса. Особенности и закономерности культурно-технического развития развивающихся стран.

12) Культура во второй половине ХХ - начале ХХI веков. Основные направления развития культуры. Современное информационное общество. Деятельность ЮНЕСКО по сохранению культурного наследия человечества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: