V. Методы обучения и преподавания.




Методические рекомендации

Для практических занятий

Речевая тема: Система органов дыхания.

Грамматическая тема: Подстили научного стиля. Собственно научный, научно-популярный, учебно-научный подстили научного стиля речи.

Курс: 1

Дисциплина: Русский язык

 

 

Составитель:

д.п.н. профессор Жанпейс У.А.

 

2015.

 

I. Речевая тема: Система органов дыхания.

Грамматическая тема: Подстили научного стиля. Собственно научный, научно-популярный, учебно-научный подстили научного стиля речи.

II. Цель: дать общее представление о подстилях научного стиля речи в подъязыке медицины.

III. Задачи:

Практические навыки: выработать навыки адекватно воспринимать, воспроизводить и интерпретировать медицинские тексты различных подстилей.

IV. Основные вопросы темы:

1.Подстили речи.

2. Собственно научный подстиль медицины.

3.Научно-популярный подстиль медицины.

4. Учебно-научный подстиль медицины.

 

V. Методы обучения и преподавания.

⃰ Репродуктивный: объяснение теоретического материала, языковой анализ текстов по специальности, выполнение языковых и коммуникативных упражнений, составление диалогов по заданным моделям.

Наглядный: применение опорных схем и таблиц.

Интерактивный: лингвистическая игра; конструирование синквейна с опорными лингвистическими терминами и ключевыми словами речевой темы; атака вопросами. I.

VI.Задания по теме:

Задание 1. Ознакомьтесь с теоретическими сведениями. Запишите наиболее важные положения. Составьте кластер, используя полученную информацию.

 

Научный стиль делится на три разновидности – три подстиля: собственно-научный, научно-популярный и учебно-научный.

Собственно научный подстиль (СНП) адресован специалистам. Особенности СНП - точность информации, убедительность аргументации, логическая последовательность изложения, широкое употребление общенаучной лексики и узкоспециальной терминологии. Жанры СНП – научные статьи, доклады, тезисы, монографии, диссертации.

Научно- популярный подстиль (НПП)адресован не специалистам, а широкому кругу читателей, поэтому научная информация излагается в доступной и занимательной форме. Особенности НПП- использование не узкоспециальной, а общеупотребительной терминологии, языковых средств, характерных для других функциональных стилей (эпитеты, метафоры, олицетворения, экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика, фразеологические обороты, поговорки и пословицы, вопросительные предложения, обращения). В НПП выделяют литературу, предназначенную для специалистов других областей знания; литературу для широкого круга читателей; научно-популярные произведения для школьников. Жанры НПП – очерки, книги, лекции, статьи.

Функция учебно-научного подстиля (УНП) обучающая.Особенности УНП: доступное для облегчения усвоения изложение основ наук, ограниченный учебной программой объем теоретического материала.Жанры УНП - учебники, учебные и методические пособия, программы, конспекты, лекции, справочники, словари. Вузовские учебные пособия по стилю изложения ближе к собственно-научной литературе, а школьные учебники ближе к научно-популярной.

 

Задание 2. Ознакомьтесь с таблицей. Дополните ее названиями жанров каждого подстиля.

 
 
Научный стиль


 
 


Жанры СНП Жанры УНП Жанры НПП
монография реферат учебник справочник очерк статья

 

Задание 3. Переведите данные термины на русский язык и запишите.

Дыхательная система, грудная клетка, трахея, легкие, бронхи, нос, глотка, полость рта, верхние дыхательные пути, гортань, полость носа, носоглотка.

Для справок: көмей,тыныс алу жүйесі,жұтқыншақ, жоғарғы тыныс алу жолдары, кеңірдек, брохтар, мұрын, мұрын қуысы, мұрын- жұтқыншақ, ауыз қуысы.

Задание 4. Прочитайте и озаглавьте текст. О чем он? Сформулируйте основную мысль.

Докажите, что данный текст относится к НПП.

Дыхание – синоним жизни. “Dum spiro – spero” - “Пока дышу – надеюсь”, - говорили древние римляне.

Тибетская медицина относит к органам дыхания следующие органы: легкие, трахею, бронхи, нос, кожный и волосяной покров тела человека. Легкое управляет циркуляцией жизненной силы, перемещение жидкостей (крови) организма, газообмен и контролирует дыхание .«Зеркалом» легких являются кожные и волосяные покровы, «окном» - нос. При болезнях органов дыхания наблюдаются такие симптомы, как зуд и сухость кожи, выпадение волос, отеки, расстройство мочеиспускания и др.

Болезни органов дыхания также подразделяются на болезни «холода» и «жары». Основой заболеваний являются возмущение конституций Слизь и Желчь, при условии воздействия на человека внешних условий (сырость, ветер, холод); злоупотребление кислой, острой пищей, умственные и физические перенапряжения, инфекции, попадание пыли, загрязненный воздух.

 

Задание 5. Прочитайте отрывок текста из вузовского пособия. Какую информацию вы получили? Укажите подстиль. Назовите его особенности. Сформулируйте вопросы к тексту и ответьте устно на них. Выпишите из текста определение главной задачи системы органов дыхания.

Самым главным показателем жизнеспособности человека можно назвать дыхание. Человек может некоторое время обходиться без воды и еды, но без воздуха жизнь невозможна. Дыхание является связующим звеном между человеком и окружающей средой обитания. Если поступление воздуха затруднено, то органы дыхания человека и сердце начинают работать в усиленном режиме, что обеспечить необходимое количество кислорода для дыхания. Система органов дыхания у человека способна адаптироваться к условиям окружающей среды.

Учеными был установлен интересный факт. Воздух, который поступает ворганы дыхания человека, условно образует два потока, один из которых проходит в левую часть носа и проникает в левое легкое, второй поток проникает в правую часть носа и подает в правое легкое.

Главная задача системы органов дыхания – обеспечить постоянный газообмен между организмом и окружающей средой. При посредстве легочной ткани в организме усваивается кислород и выделяется углекислый газ. Этот газообмен – один из главных процессов, поддерживающих жизнь человека. Каждой клетке организма, чтобы она была способна функционировать, нужен кислород. Если по каким-либо причинам в организм в течение 4-5 минут не будет поступать кислород, в тканях клеток произойдут необратимые изменения, и они погибнут.

Задание 6. Прочитайте определение термина «дыхательная система» из медицинского справочника. Из каких органов состоит дыхательная система? Укажите подстиль. Выпишите термины-слова и переведите на родной язык..

Дыхательная система — совокупность органов, участвующих в процессе газообмена между организмом и внешней средой. Дыхательная система состоит из путей, проводящих воздух (носовая полость, гортань, дыхательное горло — трахея и бронхи), и собственно дыхательной части — легких. В носовой полости находится орган обоняния. Верхние дыхательные пути: нос, глотка, полость рта. Нижние дыхательные пути: трахея, гортань и бронхи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: