Тема 1. СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ с




ПРИСУБСТАНТИВНО-АТРИБУТИВНЫМИ ПРИДАТОЧНЫМИ

 

1. ВОПРОСЫ

1) Дайте определение СПП с присубстантивно-атрибутивным придаточным.

Что означает термин «присубстантивно-атрибутивное»?

2) Какова общая модель этих предложений?

3) Какие 4 подтипа прис.-атр. придаточных выделяются при их классификации?

4) Охарактеризуйте выделит. и распространит. подтипы по 5 признакам, заполнив таблицу:

 

| выделительный | распространительный подтип

1) к чему относится придат. часть

2) перечислите все союзные слова,

при пом. к-рых присоед. придат. часть

3) охарактеризуйте К (коррелят)

=УС (указат. слово)

4) позиция придат. части

5) парадигма предл-я _____________________________________________

 

5) Какова семантика каждого из названных союзных слов?.

Какую семантику имеют опорные сущ. в главной части при каждом из союзных слов?

Заполните таблицу:

 

союзн. слово | семантика союзн. слова | семантика опорн. сущ.

__________________________________________________________________

КОТОРЫЙ | индивидуализирующая (со- | не ограничена

| юзн. сл. замещает название |

| предмета) |

 

6) Какие из названных союзных слов являются стилистически нейтральными, а какие –

стилистически окрашенными?

7) Чем определяется форма союзн. слов КОТОРЫЙ, КАКОЙ, ЧЕЙ, ЧТО?

8) Укажите случаи обязательности К в выделит. подтипе.

10) а) Почему некоторые лингвисты предлагают вывести предложения распростр. подтипа за

рамки нерасчл.структур и отнести к расчл-м?

б) Приведите несколько доказательств того, что распр. придат. явл-ся присловными, хотя и

имеют мотивирующую парадигму.

11) Какие подтипы определит. придат-х выделяются в школе? К каким типам СПП они относятся в вузе?

 

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1) Выпишите из любого текста 8 прис.-атр. придат. (4 распростр. и 4 выделит.) с разными союзными словами (укажите автора и произв.); постройте их схемы.

 

2) По сборнику Леканта разберите письменно предложения:

упр. 202, № 2, 6, 9; упр. 203, № 1, 3, 4, 12.

 

ОБРАЗЦЫРАЗБОРА:

У братьев Ивановых, которым не достались билеты на матч "Спартака", был огорченный вид.

I.1) Придат. часть относ. к сущ. братьев (= словосоч-ю (у) братьев Ивановых) и является 2 присловной; опорное слово (ОС) реализует категориальную валентность; СПП нерасчлененной структуры.

2) ПЧ присоединяется союзн. сл-м КОТОРЫМ: относит. местоимение-прилаг., субстантивированное, в форме Д.п. мн.ч.; косв. доп. Форма числа с.сл. обусловлена числом опорного сущ-го братьев в ГЧ, форма Д.п.– синтаксич. функцией в ПЧ. Семантика союзного слова – индивидуализирующая, семантика опорного сущ-го – не ограничена.)

3) –К (=коррелят невозможен)

4) ПЧ стоит в фиксир. постпозиции к ОС.

5) Парадигма мотивирующая

II. Придат-е присубст.-атр. (ПА), собственно-распространительного подтипа;

ОГЗ – атрибутивное, ЧГЗ – атрибутивно-распространительное; ДГЗ – причины.

 

[– К + сущ., (с.сл. которым), ]

III. Модель нефразеологизованная (свободная)

 

Поляна, где путники расположились на ночлег, находилась недалеко от озера

I.1) ПЧ отн. к сущ. ПОЛЯНА и явл. присловной; ОС реализует категориальную вал-ть; СПП нерасчл. структуры.

2) ПЧ присоединяется с. сл. ГДЕ: отн. мест.-наречие; обст. места. Семантика союзного слова и опорного сущ-го – пространственная (место).

_

3) + К (та) (=коррелят факультативен: отсутствует, но возможен: та)

4) ПЧ в фиксированной постпозиции к ОС.

5) Парадигма немотивирующая

II.СПП ПА, собственно-выделительного (выделительно-индивидуализирующего) подтипа;

ОГЗ – атрибутивное, ЧГЗ – атрибутивно-выделительное

_

[ + К + сущ., (с.сл. который), ]

 

III. Модель свободная (нефразеологизованная)

 

3) Придумайте примеры СПП ПА по след. моделям; определите их подтип:

1) [+/– К + сущ.], (с.сл. откуда) 5) [ +/– К + сущ.], (какой)

2) [ +/– К + сущ.], (с.сл. когда) 6) [– К + сущ.], (который)

3) [+/– К + сущ.], (с.сл. что) 7) [–/+ К + сущ.], (чей)

4) [ – К + сущ.], (с.сл. где)

 

4) Постройте по образцу линейные схемы следующих предложений:

1) Кто знает, сколько каждый из живущих на земле оставляет семян, которым суждено

взойти только после смерти;

2) Нужно с горестью признаться, что реальная личность писателя редко совпадает с тем представлением, какое мы составляем по его произведениям;

3) Сплетня о Вере вдруг смолкла или перешла опять в ожидание того, что она будет объявлена невестой Тушина, на которого все и обрушилось.

 

ОБРАЗЕЦ: В одном месте вода образовала вертящуюся ямку, в которую неудержимо тянуло все, что проплывало мимо.

 

[–К + сущ. (ямку)], (с.сл. В КОТОРУЮ... +К ВСЁ), (с.сл. ЧТО) – СПП с последовательным подчинением

 

Тема 2. СПП с ИЗЪЯСНИТЕЛЬНО-ОБЪЕКТНЫМИ ПРИДАТОЧНЫМИ

 

1. ВОПРОСЫ

1.Определение СПП ИО. Что означает термин «изъяснительно-объектные»?

2. Общая модель СПП ИО.

3. Семантика изъясняемых слов. Понятие внутреннего и внешнего объекта.

4. К каким частям речи относятся изъясняемые слова?

5. Средства связи предикативных частей.

6. Классификация и основания для выделения подтипов (союзный vs. относительный)

7. Характер объекта при разных союзах в союзном подтипе.

8. Соотношение семантики изъясняемых слов и семантики средств связи.

9. Различение союза и союзного слова КАК.

10. Условия, способствующие усилению или ослаблению вопросительного значения придаточных относительного подтипа.

11. Условия обязательности, необязательности, невозможности К.

12. Влияние факульт. К на: а) объектное и вопросительное значение ПЧ;

б) семантику изъясняемых слов.

13. Позиция ПЧ при разных средствах связи.

14. Парадигма ИО СПП.

15. Контаминированные конструкции с объектно-определительным значением (модель тот факт, что).

 

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

 

1) Выпишите из текстов 8-10 СПП ИО с разными средствами связи, постройте их схемы и укажите ЧГЗ.

 

2) По сборнику Леканта разберите письменно предложения:

упр. 205, № 1, 2, 8, 12; упр. 206, № 3, 4.

 

ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА:

 

Его терзала мысль о том, что худшего несчастья нет на свете.

 

I.1) ПЧ относ. к сущ. МЫСЛЬ и является присловной; ОС реализует

лексическую валентность; СПП нерасчл. структуры.

2) ПЧ присоединяется союзом ЧТО: подч., прост., синт.

3) + К о том: указ. мест.-сущ., косв. доп.

4) структура типа гибкая; ПЧ стоит в фиксир. постпозиции к ОС

5) парадигма немотивирующая

II. Придаточное ИО, союзный подтип; ГЗ объектное, объект реальный,

достоверный, статический.

[из. сущ. + К], (с. что)

 

III. Модель свободная (нефразеологизованная).

 

Кто звонил, было неизвестно

 

I.1) ПЧ относ. к СКС НЕИЗВЕСТНО и является присловной; ОС реализует

лексическую валентность; СПП нерасчл. структуры.

 

2) ПЧ присоединяется с. сл. КТО: отн. мест.-сущ. (синт. м.р., ед. ч.), подлежащее

3) – К [т.к. препозиция ПЧ]

4) ПЧ стоит в нефиксир. препозиции к ОС

5) парадигма немотивирующая

II. Придат-е ИО, относит. подтип, косвенный вопрос; ГЗ объектное

 

(с.сл. кто), [СКС – К]

III. Модель нефраз.

 

3) Тип, подтип, ГЗ, пример:

1) [– К + сущ.], (с.сл. куда + и) 6) [гл. + К], (отн.-воскл. мест.)

2) [гл.], (с. будто) 7) [сущ.], (с. чтобы)

3) [сущ. + К], (с.сл. зачем) 8) (с.сл. что), [гл. – К]

4) [СКС], (с. когда) 9) [сущ. + К], (с.сл. куда)

5) [СКС], (с.-ч. ли) 10) [кр. прил.], (с. что)

 

4) Постройте линейные схемы многочленов:

1) Прокуратор начал с того, что пригласил первосвященника на балкон, с тем чтобы укрыться от безжалостного зноя, но Каифа вежливо извинился и объяснил, что сделать этого не может.

2) Что с ней было дальше, неизвестно, но рассказывали жильцы других квартир, что будто бы в № 50-м всю ночь слышались какие-то стуки и будто бы до утра в окнах горел свет.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: