Система социальной помощи детям с ОВЗ в современной России




Слайд Система социальной помощи детям с ОВЗ – интегрированная совокупность основных направлений и принципов, субъектов, объектов, форм, методов и материальной базы социальной защиты и поддержки детей с ограниченными возможностями.

Слайд Основные направления современной российской системы социальной помощи детям с ограниченными возможностями определяются следующими факторами:

- во-первых, уровнем материального обеспечения и социальных возможностей детей с ОВЗ в современной России;

- во-вторых, обязательствами России перед мировым сообществом и конкретно перед Организацией Объединенных Наций в области социальной защиты детей с ОВЗ.

Слайд Современная наука рассматривает несколько моделей социальной помощи детям-инвалидам.

Слайд Медицинская модель определяет методику работы с детьми-инвалидами, предполагает лечение, трудотерапию, создание служб, помогающих выжить. Медицинская модель имеет свои достоинства. Именно этой модели человечество обязано научным открытиям, направленным на разработку методов диагностики многих патологических состояний, ведущих к тяжелой инвалидности, а также методов профилактики и медицинской коррекции, которые позволяют нивелировать действие первичного дефекта и способствует снижению степени инвалидности.

Слайд С точки зрения модели «Сегрегация» ребенок с ОВЗ рассматривается как существо низшего порядка, по социальному статусу нечто среднее между человеком и животным. Естественно, условия жизни такого существа в обществе сводятся к сегрегационным формам, что проявляется:

· В ограничении пространства;

· В ограничении выбора (где жить, что есть, чем заниматься)

· В ограничении уединения – отсутствие места, где человек может быть в одиночестве (во время сна, гигиенических процедур)

· В ограничении возможности выразить свою индивидуальность.

Слайд Модель «Дискриминация». В общественном сознании формировалось мнение, что люди с нарушениями психофизического и интеллектуального развития представляют угрозу обществу. Во многом это способствует недостаточный образовательный и культурный уровень преобладающей массы людей, недоступность адекватной информации. Следствием такого отношения стало создание крупных закрытых интернатов – изоляторов, расположенных в местах, удаленных от комплексного проживания населения, соблюдением всех условий изоляции(вооруженная охрана, замки, решетки и т.д) атмосфера таких учреждений полностью идентична тюремной. Здесь не только имеют все виды ограничений свободы, но и отсутствуют все формы обучения, адекватные возможностям содержащихся в этих условиях людей.

Слайд Модель «Защищенности» рассматривает людей с нарушениями развития, как маленьких детей, остающихся такими на протяжении всей жизни. Главной задачей социальных программ при таком подходе является защита людей с ОВЗ от трудностей и проблем окружающего мира, организация полноценного ухода и щадящей атмосферы в среде их обитания.

Слайд Модель «Экономическая необходимость» характерна для многих стран мира, находящихся в тяжелых экономических условиях. Эта модель чревата формированием негативного общественного мнения о социальной помощи людям с ОВЗ как о тяжелой обязанности вкладывать средства как в «бездонный колодец» за счет решения более важных, жизненно необходимых для общества проблем.

Слайд В основе модели «Интеграция » лежит концепция нормализации. Согласно этой концепции дети с ограниченными возможностями при соответствующих условиях могут усвоить социально-значимые навыки и стереотипы поведения, которые считаются необходимыми для нормального социального функционирования наравне с другими членами общества, для того, чтобы жить в обществе независимой жизнью в соответствии со своими особыми потребностями. Эта модель принята в качестве основополагающей при формировании современной социальной политики западных стран и является основной для практической организации соответствующих ей форм социальной помощи.

Слайд Технологии помощи инвалидам в России – взрослым и детям – основываются на социально-экономической модели социальной работы. Согласно этой модели, люди с ОВЗ испытывают функциональные затруднения не только вследствии заболевания, отклонений или недостатков развития, но и не приспособленности физического и социального окружения к их социальным потребностям, предрассудков общества, предосудительного отношения к инвалидам.

Основными концептуальными принципами этой модели являются следующие:

· Каждый человек способен на развитие и обучение в соответствии со своими возможностями;

· Ответственность за создание особых условий развития и обучения для человека с ограниченным потенциалом возможностей берут на себя, в первую очередь, государство и общество;

· Необходимо целенаправленное формирование общественного восприятия человека с особыми потребностями в плане соответствия его социального статуса статусу обычного человека;

· Необходимо обеспечить равенство в правах для лиц с отклонениями в развитии: право на выживание и жизнь в родной семье, развитие, обучение и труд.

Усовершенствование основных законодательных документов, повышающих уровень государственных гарантий обеспечения и защиты законных прав и интересов детей-инвалидов со вступлением в силу с 1 января 2005 года положений Федерального Закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ привело к трансформации алгоритма социальной помощи детям-инвалидам.

Слайд Государственная политика в области социальной защиты детей-инвалидов определяется Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ.

Государство гарантирует детям-инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, которые утверждены Правительством РФ и предоставляются за счет средств федерального бюджета.

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования РФ по месту жительства детей-инвалидов.

Слайд Набор социальных услуг включает оказание дополнительной бесплатной медицинской помощи, в том числе предусматривающей обеспечение необходимыми лекарственными средства по рецептам врача, предоставление ребенку-инвалиду при наличии медицинских показаний путевку на санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на пригодном железнодорожном транспорте или междугородном транспорте к месту лечения и обратно для ребенка-инвалида и сопровождающего его лица.

При равноценной важности решения всего комплекса проблем детей-инвалидов, очевидным на сегодня остается принятие дополнительных мер, поддерживания социально-экономических стандартов жизнедеятельности семей, воспитывающих детей-инвалидов и нуждающихся в особой защите государства.

Если раньше эти проблемы являлись уделом только семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, то теперь они стали одним из приоритетных направлений в области социальной политики государства.

Особенностью большинства созданных в РФ реабилитационных учреждений для детей-инвалидов является их многопрофильность, что дает возможность оказывать реабилитационные услуги детям-инвалидам с различной патологией. Слайд Результатом развития и укрепления системы специализированных учреждений для детей и подростков с ОВЗ становится их территориальная доступность, увеличение численности обслуживаемых детей – инвалидов, повышение качества предоставляемых реабилитационных социальных и медицинских услуг.

Основным звеном в системе социальной помощи является реабилитация и абилитация.

 

Слайд Социальная реабилитация для детей с ОВЗ – одна из наиболее важных и трудных задач современных системы социальной защиты населения.

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов дают следующее понятие социальной реабилитации – процесс, имеющий целью предоставить инвалидам возможность достичь оптимального физического, интеллектуального, психологического и социального уровня деятельности и поддерживать его, тем самым, предоставляя им средства, призванные изменить их жизнь и расширить рамки их независимости. Реабилитация может включать меры по обеспечению и по восстановлению функций или компенсаций утраты или отсутствие функций или функционального ограничения. Процесс реабилитации не предполагает лишь оказание медицинской помощи.

Слайд Содержание социальной реабилитации рассматривается как процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленная на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Цель реабилитации – восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Слайд Основные формы социальной реабилитации детей-инвалидов:

1. слайд Медицинская реабилитация, которая является начальным звеном системы общей реабилитации детей-инвалидов и представляет собой комплекс мер, направленных на восстановление утраченных функций или компенсацию нарушенных функций, замещение утраченных органов, приостановление прогрессирование заболеваний. Медицинская реабилитация неразрывна с лечебным процессом, уже в ходе реализации медицинских услуг потерпевшего здоровья ребенка должен предусматриваться наиболее полный учет возможностей дальнейшей реабилитации: минимально травмирующая операция, удобные для протезирования результаты ампутаций и т.д.

2. слайд Психологическая реабилитация является самостоятельным управлением реабилитационной деятельности, направленным на преодоление у ребенка страха перед действительностью, изживания социально-психологического комплекса «Калеки», укрепление активной деятельной личностной позиции;

3. Педагогическая реабилитация включает в себя мероприятия воспитательного и обучающего характера в отношении детей-инвалидов, направленные на то, чтобы больной ребенок овладел по возможности знаниями, умениями и навыками самоконтроля и осознанного поведения, самообслуживания, получив необходимый уровень общего или дополнительное школьное образование. Важнейшая цель этой деятельности, ее психологическая составляющая – выработка у ребенка уверенности в собственных возможностях, создание установки на активную самостоятельную жизнь.

4. Социально-средовая реабилитация – организация жилища, среды общения ребенка инвалида соответствующими приспособлениями, которые обеспечат ему относительно самостоятельное выполнение бытовых функций, осуществление санитарно-гигиенических мероприятий, с одной стороны, и обучение ребенка инвалида пользованию этими приспособлениями – с другой стороны.

5. Социально-трудовая реабилитация – проводится в форме профориентации и профессионального обучения путем применения углубленной профессиональной диагностики детей-инвалидов в процессе их взросления. Разрабатываются показания к тем профессиям, которыми могут заниматься инвалиды.

6. Образовательная реабилитация – сложный комплекс, который включает в себя процессы получения детьми инвалидами необходимого общего образования, при необходимости – различных уровней и видов специального или дополнительного образования, профессиональной подготовки для получения профессии.

7. Социально-культурная реабилитация – составляет важный элемент реабилитационной деятельности, так как удовлетворяет блокированную у детей-инвалидов потребность в информации, в получении социально-культурных услуг, в доступных видах творчества. Социокультурная деятельность выступает важнейшим социализирующим фактором, приобщая детей к общению, согласованию действий, восстанавливая их самооценку.

8. Социокоммуникативная реабилитация – восстановление непосредственных социальных взаимодействий ребенка-инвалида, укрепление его социальной сети. В рамках этой деятельности происходит обучение ребенка инвалида навыкам общения в новых для него условиях нарушения ряда функций. На основе складывания адекватной, но благоприятной самооценки ребенок-инвалид должен сформировать новый образ «Я» и положительно окрашенную картину мира. Важной особенностью данного процесса является организация специальный каналов или инструментов общения, если ребенок-индивид в них нуждается, обучение его пользования такими средствами.

Слайд Социальная абилитация умственно отсталых детей

Абилитация – система медицинских, психологических, педагогических, юридических, профессиональных, технических, т.е. социальных мер по приобретению функций организма и трудоспособности умственно отсталых детей.

Слайд Выделяют следующие виды абилитации умственно отсталых детей:

· Эмоциональнаяьная абилитация (установление личных отношений и их углубление, восполнение тактильного дефицита социально приемлемыми методами)

· Игровая абилитация

· Коммуникативная абилитация

· Социально-бытовая абилитация

· Социально-трудовая абилитация

Слайд Игровая абилитация. Выделяют 5 ступеней игровой абилитации:

1 ступень. Игра – исследование. Ребенок исследует прдметы: трясет, пробует на зубок, стучит, бросает, осматривает.

2 ступень. Игра – соотнесение. Пытается соотнести 2 предмета, распологая предметы по-разному.

3 ступень. Ролевая игра с самим собой. (например делает вид, что пьет из чашки)

4 ступень. Простая ролевая игра («кормит» своего мишку)

5 ступень. Ролевая игра, предполагающая последовательное совершение действий.

 

Слайд Коммуникативная абилитация. Существует пять главных направлений коммуникативной абилитации:

1. Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.

2. Развитие восприятия речи.

3. Развитие умения подражать.

4. Развитие умения соблюдать очерёдность.

5. Формирование умения применять навыки общение в повседневной жизни.

 

Правильно организованная социально-трудовая абилитация благоприятно влияет на физическое развитие отсталых детей, содействуя коррекции их двигательных недостатков.

Основные направления социально-трудовой абилитации:

· Формирование у детей умений и навыков самостоятельного выполнения разнообразных работ;

· Формирование у воспитанников свойств личности, необходимых в самостоятельной трудовой деятельности: предприимчивости, ответственности, деловитости, честности и других;

· Обучение учащихся доступными технологическими умениями и навыками на различных областей трудовой и профессиональной деятельности;

· Воспитание культуры труда.

Процесс социальной абилитации детей с отклонениями в умственном развитии можно условно разделить на 4 основных этапа:

1 этап. Определение уровня дезадаптации.

2 этап. Конкретные шаги и ожидания помощи.

3 этап. Интеграция.

4 этап. Поддержка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: