Сведения о преподавателях
№ п/п | ФИО сотрудника кафедры (полностью) | Должность | Ученая степень | Квалифика-ционная категория | Научные интересы | Наименование, адрес клинической базы, № кабинета | Контактная информация: № телефона E-mail |
Турдалиева Ботагоз Саитовна | Зав. кафедрой | д.м.н. | - | специалист в области общественного здоровья и здравоохранения. 110 научных трудов. | ул. Толеби,94, кафедра политики и управления здравоохранением, кабинет 120 | 338-70-90 вн. 7167, botagoz.turdaliyeva@kaznmu.kz | |
Тулебаев Казбек Агабылович | профессор | д.м.н. | - | специалист в области общественного здоровья и здравоохранения. 297 научных трудов. | ул. Толеби,94, кафедра политики и управления здравоохранением, кабинет 116 | 338-70-90 вн. 7327 k.tulebayev@kaznmu.kz | |
Аимбетова Гульшара Ергазыевна | доцент | к.м.н. | - | специалист в области общественного здоровья и здравоохранения. 97 научных трудов. | ул. Толеби,94, кафедра политики и управления здравоохранением, кабинет 122 | 338-70-90 вн. 7167, aimbetova.g@kaznmu.kz | |
Алтынбекова Умитжан Асылбековна | доцент | к.м.н. | - | специалист в области общественного здоровья и здравоохранения. 57 научных трудов. | ул. Толеби,94, кафедра политики и управления здравоохранением, кабинет 125 | 338-70-90 вн. 7167, u.altynbekova@kaznmu.kz | |
Кашафутдинова Гульжахан Темирбулатовна | доцент | PhD доктор | - | специалист в области общественного здоровья и здравоохранения. 60 научных трудов. | ул. Толеби,94, кафедра политики и управления здравоохранением, кабинет 125 | 338-70-90 вн. 7167, kashafutdinova.g@kaznmu.kz | |
Кошимбеков Мурат Кошимбекович | доцент | д.м.н. | - | специалист в области общественного здоровья и здравоохранения. 95 научных трудов. | ул. Толеби,94, кафедра политики и управления здравоохранением, кабинет 125 | 338-70-90 вн. 7167, m.koshimbekov@kaznmu.kz | |
Байсугурова Венера Юрьевна | доцент | PhD доктор | - | специалист в области общественного здоровья и здравоохранения. 71 научных трудов. | ул. Толеби,94, кафедра политики и управления здравоохранением, кабинет 122 | 338-70-90 вн. 7167, baysugurova.v@kaznmu.kz | |
Рамазанова Маншук Анеровна | ст. преподаватель | - | специалист в области общественного здоровья и здравоохранения. 45 научных трудов. | ул. Толеби,94, кафедра политики и управления здравоохранением, кабинет 122 | 338-70-90 вн. 7167, ramazanova.m@kaznmu.kz | ||
Карибаева Индира Казбековна | ст. преподаватель | PhD доктор | - | специалист в области общественного здоровья и здравоохранения. 57 научных трудов. | ул. Толеби,94, кафедра политики и управления здравоохранением, кабинет 125 | 338-70-90 вн. 7167, i.tulebaeva@kaznmu.kz | |
Сагындыкова Зарина Равильевна | ст. преподаватель | PhD доктор | - | специалист в области общественного здоровья и здравоохранения. 30 научных трудов. | ул. Толеби,94, кафедра политики и управления здравоохранением, кабинет 125 | 338-70-90 вн. 7167, sagyndykova.z@kaznmu.kz |
Политика дисциплины заключается в последовательном и целенаправленном осуществлении учебного процесса. Требования преподавателей к слушателям резидентуры основаны на общих принципах обучения в медицинских организациях образования.
Введение
Доказательная медицина (ДМ) лежит в основе качественной клинической практики, т.е. каждое клиническое и организационное решение должно базироваться на строго доказанных научных фактах и обеспечивать достижение максимального клинического эффекта наиболее безопасным и экономически выгодным путем. Технологии ДМ позволяют не только быстро найти нужные знания, но и оценить, насколько они заслуживают доверия, насколько они доказательны. Медицинская практика может быть существенно улучшена, если станет основываться на результатах высококачественных исследований, соответствующих сформулированной проблеме. В этом ключевом положении ДМ находит выражение тот простой факт, что медицинская практика должна основываться на результатах научных исследований. Современному врачу необходимо научиться анализировать и критически оценивать медицинские публикации, выбирать высококачественные публикации и рекомендации для того, чтобы принимать научно обоснованные решения. Для этого необходимо знать иерархию доказательств, уметь правильно формулировать клинический вопрос, уметь работать с научными базами данных, знать принципы разработки клинических руководств с позиции доказательной медицины, классы рекомендаций и уровни доказательств.
Пререквизиты: клиническая эпидемиология, биостатистика.
Цель обучения: сформировать у резидентов знания по доказательной медицине, умения и навыки, которые позволят критически оценивать научную медицинскую информацию для рационального использования в дальнейшей практической и научной деятельности.
Результаты обучения
Формирование когнитивного компонента (знаний):
- определение ДМ, основные понятия; подходы к терапии, основанной на доказательствах;
- виды клинических исследований (КИ), их методологическое качество;
- виды конечных точек КИ и способы их оценки;
- принципы планирования и организации КИ, этические нормы проведения;
- определение и практическая значимость GCP;
- уровни доказательности, классы рекомендаций, иерархия доказательств в современной медицинской практике;
- методы критической оценки научных публикаций и клинических рекомендаций.
Формирование операционального компонента (практических навыков):
- формулировать клинический вопрос, касающийся обобщения информации о больном;
- оценить степень достоверности и уровень доказательности результатов, полученных в КИ;
- планировать лечение конкретного больного на основе имеющихся данных с позиции ДМ;
- ориентироваться в протоколе КИ и дизайне исследования;
- проводить поиск доказательств в современных источниках медицинской информации;
- осуществлять критическую оценку медицинских публикаций.
Формирование аксиологического компонента (коммуникативных навыков):
- навыки презентации проекта и СРР;
- навыки выступления перед аудиторией;
- открытость, демонстрация на невербальном уровне дружеского настроя;
- правильность понимания вопросов;
- умение отвечать на вопросы;
- объяснение специальных (профессиональных) терминов, понятий;
- навык обобщать и комментировать высказывания;
- точность/завершенность в передаче информации;
- зрелость суждений;
- уверенность;
- ясность, ассертивность коммуникации;
- обратная связь.
Формирование правовой компетенции:
-знания основных нормативно-правовых документов в системе здравоохранения: Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулык» на 2016-2020гг, «Концепция развития кадровых ресурсов здравоохранения на 2012-2020 годы Министерства Здравоохранения Республики Казахстан».
Формирование навыков самосовершенствования и развития:
- работа по определенному перечню тем, отведенных на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями, контролируемая в виде рефератов, презентаций;
- владеть навыками стратегии поиска систематических обзоров, РКИ и других доказательных источников в Medline, Cochrane Library.
Распределение разделов/тем и содержания дисциплины по видам занятий
№ п/п | Наименование темы/раздела дисциплины | Содержание | Формы организации обучения в часах | |||||||
Лекции | Практические занятия | Семинары | СРРП | СРР | Рубежные контроли | Итоговый контроль | Всего | |||
Основы доказательной медицины. Принципы доказательности в системе здравоохранения, научной и клинической деятельности. | Определение доказательной медицины (ДМ), терминология и инструментарий ДМ. Этапы, история развития ДМ. Необоснованность некоторых видов лечения и обоснование необходимости регулирования медицинских вмешательств. Принципы ДМ, 5 этапов процесса принятия клинических решений с позиций ДМ. Взаимосвязь ДМ с клинической эпидемиологией и клинической практикой. Описательная и аналитическая эпидемиология. Барьеры в реализации принципов ДМ. | |||||||||
Научные исследования в здравоохранении: поперечные, когортные исследования, исследования типа «случай-контроль», РКИ. | Современные требования к исследованиям. Стандарт GCP (Good Clinical Practice – Надлежащая клиническая практика). Правильная организация научного исследования. Систематические и случайные ошибки. Классификация научных исследований. Конечные точки исследования: клинически важные исходы (выздоровление, осложнение, смерть); суррогатные исходы (изменение физиологических, биохимических, иммунологических и других параметров). Область применения, дизайн, методология, преимущества и недостатки поперечных, когортных исследований, исследований типа «случай-контроль», РКИ. Доказательная сила различных дизайнов исследования. Современные подходы к обработке полученных результатов исследования. | |||||||||
Систематические обзоры и мета-анализ. | Определение систематического обзора. Традиционный обзор литературы и систематический обзор. Преимущества (доказательная сила) и недостатки систематических обзоров. Понятие мета-анализа. Кокрейновское сотрудничество / Cochrane Collaboration. Кохрейновская библиотека. | |||||||||
Формулирование клинического вопроса. | Структура клинического вопроса. Метод PICO. Типы клинических вопросов. Общий вопрос (2 компонента) и частный вопрос (3 и более компонентов). Вопросы, касающиеся клинических данных, симптомов заболевания, прогноза, профилактики, этиологии и причин заболевания, вреда и риска, диагностических тестов, дифференциальной диагностики, качества жизни, терапии, экономической эффективности и др. Правильно сформулированные клинические вопросы. | |||||||||
Стратегия поиска научных доказательств для решения клинической проблемы. | Источники научно-обоснованной медицинской информации. Методология поиска медицинской научной информации в сети Интернете с использованием фильтров ДМ. Медицинские электронные базы данных Medline / PubMed; Web of Science. | |||||||||
Диагностические тесты. Скрининг. | Надежность диагностического теста. Достоверность измерений и воспроизводимость результатов измерений. Систематические и случайные ошибки измерений. «Золотой стандарт» и информативность клинического теста: статистические показатели информативности теста (чувствительность, специфичность, прогностическая ценность и отношение правдоподобия). Методологические аспекты скрининга. Критерии оценки эффективности скрининга Вильсона-Джаннера (Wilson-Jungner). | |||||||||
Критическая оценка и анализ научных публикаций с позиции ДМ. | Общий алгоритм оценки статьи. Значимость результатов исследования и их статистическая достоверность. | |||||||||
Клинические руководства: определение, основные принципы разработки и внедрения в практику. | Определение «клинические практические руководства» (КПР). Типы клинических руководств. Этапы разработки клинических руководств. Преимущества и недостатки клинических руководств. Требования к разработке клинических руководств. Принципы разработки клинических руководств. Оценка качества КПР с использованием опросника AGREE. Базы данных КПР. | |||||||||
Классы рекомендаций и уровни доказательств. | Иерархия доказательности. Уровни доказательности: А, В, С. Классы рекомендаций: I, II, II-a, II-b, III. Анализ и оценка клинических руководств, медицинских рекомендаций с позиции иерархии доказательности. | |||||||||
Оценка технологий здравоохранения. | Что включает оценка медицинских технологий (ОМТ). Процесс ОМТ. Национальная программа ОМТ. Политика в области здравоохранения и ОМТ. Связь между ОМТ и фармацевтическим регулированием. Медицинское страхование и ОМТ. Клинические руководства и ОМТ. Проблемы и перспективы ОМТ. | |||||||||
Итого: |
Тематический план практических занятий
№/п | Наименование темы практических занятий | Кол-во часов | Задание для обучающегося к занятию |
Основы доказательной медицины. Принципы доказательности в системе здравоохранения, научной и клинической деятельности. | Подготовить презентации по темам: 1.Предпосылки для появления доказательной медицины. 2.История развития ДМ. 3.Проблемы современного здравоохранения. Необходимость регулирования медицинских вмешательств. 4.Примеры необоснованного лечения. | ||
Научные исследования в здравоохранении: поперечные, когортные исследования, исследования типа «случай-контроль», РКИ. | Подготовить презентации по темам: 1.Поперечные исследования: основные принципы планирования, проведения и статистической обработки данных, примеры поперечных исследований. 2. Когортные исследования: основные принципы планирования, проведения и статистической обработки данных, примеры когортных исследований. 3. Исследования типа «случай-контроль»: основные принципы планирования, проведения и статистической обработки данных, примеры исследований «случай-контроль». 4. РКИ: основные принципы планирования, проведения и статистической обработки данных, примеры РКИ. 5. Стандарт GCP (Good Clinical Practice – Надлежащая клиническая практика). | ||
Систематические обзоры и мета-анализ. | Найти в базе данных www.cochranelibrary и подготовить для разбора примеры систематических обзоров и мета-анализа. | ||
Формулирование клинического вопроса. | Изучить методологию построения клинического вопроса по системе PICO. Подготовить общие и частные вопросы, касающиеся клинических данных, симптомов заболевания, прогноза, профилактики, этиологии и причин заболевания, вреда и риска, диагностических тестов, дифференциальной диагностики, качества жизни, терапии, экономической эффективности. | ||
Стратегия поиска научных доказательств для решения клинической проблемы. | Используя медицинские электронные базы данных Medline / PubMed; Web of Science, найти, изучить, распечатать, подготовить для разбора 2-3 научные статьи (ответы на вопросы занятия 4). | ||
Диагностические тесты. Скрининг. | Подготовить презентации по вопросам информативности клинического теста (чувствительность, специфичность, прогностическая ценность и отношение правдоподобия). Используя медицинские электронные базы данных Medline / PubMed; Web of Science, найти, изучить, распечатать, подготовить для разбора 2-3 научные статьи по вопросам изучения эффективности новых диагностических тестов. | ||
Критическая оценка и анализ научных публикаций с позиции ДМ. | Используя медицинские электронные базы данных Medline / PubMed; Web of Science, найти, изучить, и дать критическую оценку 2-3 научным статьям по своей специальности. | ||
Клинические руководства: определение, основные принципы разработки и внедрения в практику. | Найти и изучить национальные клинические руководства по одной выбранной резидентом нозологии. Используя медицинские электронные базы данных Medline / PubMed; www.cochranelibrary; Web of Science, найти, изучить, и дать критическую оценку методам диагностики и лечения с позиции ДМ. Провести сравнительный анализ национальных и международных клинических руководств, например National Institute for Clinical Excellence (NICE) https://www.nice.org.uk или Canadian Medical Association (CMA) https://mdm.ca/cpgsnew/cpgs/index.asp | ||
Классы рекомендаций и уровни доказательств. | Подготовить анализ и дать оценку национального клинического руководства по выбранной резидентом нозологии с позиции иерархии доказательности. | ||
Оценка технологий здравоохранения. | Подготовить презентации по темам: 1.Национальная программа ОМТ. 2.Политика в области здравоохранения и ОМТ. 3.Медицинское страхование и ОМТ. 4.Проблемы и перспективы ОМТ. | ||
Итого: |