Типы высшей нервной деятельности




В зависимости от характера протекания процессов в коре больших полушарий выделяют типы высшей нервной деятельности. В основу деления на типы лежит сила, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения. Под силой понимают степень выраженности процессов возбуждения и торможения, лёгкость их угнетения. Подвижность – это скорость распространения возбуждения или торможения по коре больших полушарий, а также смены процесса на противоположный (возбуждения на торможение и наоборот). Уравновешенность – это сбалансированность процессов возбуждения и торможения.

Различают четыре типа ВНД, каждый из которых соответствует определённому темпераменту: сильный уравновешенный подвижный (соответствует темпераменту сангвиник), сильный уравновешенный инертный (флегматик), сильный неуравновешенный (холерик) и слабый тип (меланхолик).

Животные, относящиеся к сильному уравновешенному подвижному типу, отличаются быстрой выработкой условных рефлексов и быстрым их угасанием, их динамический стереотип легко поддается переделке.

Животные с сильным неуравновешенным типом характеризуются сильным преобладающим возбуждением, агрессивнос­тью, импульсивностью. Возбуждение у них часто становился застойным, способность к пе­ределке стереотипов не стабильна.

Сильные уравновешенные инертные имеют сильный тип как возбуждения, так и торможения, причём эти процессы хо­рошо сбалансированы. Однако переделка стереотипов воспроизводится с трудом, подвиж­ность процессов низкая.

У животных со слабыми процессами возбуждения и торможения выработка услов­ных рефлексов происходит с трудом, их уравновешенность и подвижность в связи с этим трудно определить (Слайд 14).

 

Бодрствование, сознание, сон

Исходным состоянием для любой формы активности и бодрствования является сознание. Сознание — это способность адекватно ориентироваться в окружающей среде, правильно оценивать свой статус н взаимосвязь с окружающим, способность адекватно вос­принимать и перерабатывать информацию.

С позиций физиологии, сознание — что результат активности всех структур мозга, осо­бенно ретикулярной формации и коры больших полушарий.

Одним из состояний подавления сознания является сон. Сон представляет собой особый тип функционирования ЦНС, который сопровождается угнетением сознания.

Чередование сна и бодрствования определяются циклической сменой активности ретикулярной формации, которая, в свою очередь, оказывает активирующее влияние на кору.

Ночной сон протекает в несколько фаз. Вначале наступает дремота, она сопровождается угнетением сознания и синхронизацией ритма ЭЭГ (смена β-ритма на α). Затем наступает медленный сон (полное угнетение сознания, появление θ-, а затем – δ-волн на ЭЭГ). Периоды медленного периода сна сменяются парадоксальным или быстрым сном, при этом на ЭЭГ появляется β-ритм, характерный для бодрствования(Слайд 15).

 

Память

Память – это способность центральной нервной системы запоминать, хранить, воспроизводить и забывать информацию. Память является основой обучения, личного и коллективного опыта.

Виды памяти. Выделяют разные виды памяти в зависимости от того, с какими органами чувств или состояниями она связана: например, зрительная память, слуховая, эмоциональная, и т.д. Лучше запоминается информация, связанная с эмоциями, а также построенная в определённую логическую структуру.

По механизму формирования, а также по времени хранения информации различают мгновенную, кратковременную и долговременную память. Мгновенная память длится меньше секунды, она связана со следовыми потенциалами в анализаторах. Кратковременная память – длится минуты и десятки минут, связана с циркуляцией импульсов и рядом других процессов в ЦНС. Объём её составляет 7±2 единицы хранения. Долговременная память – связана с изменением структуры нейронов, а также синтезом в них новых веществ (белков и РНК). Её объём очень велик (Слайд 16).

 

Эмоции

Эмоции – это субъективные переживания каких-либо событий. Эмоции могут быть положительные (в случае, если достигается необходимый результат, или есть возможности для его достижения) и отрицательные (если возможностей для достижения результата нет). Отрицательные эмо­ции сопровождаются существенными сдвигами в работе внутренних органов. По своей силе и значимости они распределяются следующим образом: 1). Отрицательные эмоции: недовольство – огорчение – отчаяние и 2). Положительные: удовлетворение — радость — восторг. Отрицательные эмоции могут быть выражены в 2-х формах: астенической (угнетения деятельности) — страха, тоски; и стенической (стимуляция деятельности) — злости, ярости. Обе формы сопровождают­ся сдвигами в работе внутренних органов, нарушением нейрогуморальной регуля­ции.

Эмоции являются механизмами, стимулирующими, побуждающими к определённой деятельности. Кроме того, они необходимы для выражения своего состояния и информирования о нём других людей (коммуникативная функция) (Слайд 17).

 

Физиологические механизмы формирования двигательных навыков

Любые навыки (бытовые, профессиональные, спортивные) приобретаются в ходе ин­дивидуального развития. Формирование двигательных происходит при участии функциональных систем нервных цент­ров (Слайд 18). Деятельность этих систем включает сле­дующие процессы:

- синтез (обобщение) афферентных раздражений (информации из внешней и внутренней среды),

- учет доминирующей мотивации (то есть непосредственного побуждения к достижению приспособительного результата),

- использование памяти (то есть уже известных движений);

- формирование моторной программы и образа результата действий;

- внесение коррекций в программу, если желаемый результат не достигнут.

Порядок возбуждения нервных центров зак­репляется в виде определенной системы условных рефлексов, образуя двигательный динамический стереотип. Каждый предшествующий двигательный акт в этой системе запускает следующий. Это облегчает выполнение целостно­го упражнения.

Процесс обучения двигательному навыку начинается с опреде­ленного побуждения к действию, которое задается подкорковыми и корковыми мотивационными зонами. У человека это, главным обра­зом, стремление к удовлетворению определенной социальной по­требности (любовь к данному виду спорта, желание им заниматься, преуспеть в упражнении и пр.).

На первом этапе формирования двигательного навыка возникает замысел действия, осуществляемый ассоциативными зонами коры больших полушарий. Они формируют общий план осуществления движения. В сознании человека создается определен­ный эталон, модель требуемого действия. На втором этапе обучения начинается непосредственное выпол­нение разучиваемого упражнения. При этом в формировании двигательного навыка отмечаются те же стадии, что и выработке условного рефлекса (генерализации, концентрации, специализации).

На первой стадии модель разучиваемого движения преобразуется в моторную программу. В создании моторных программ принимают участие многие ней­роны коры, мозжечка, таламуса, подкорковых ядер и ствола мозга. Этот процесс обеспечивается широкой иррадиацией возбуждения по различным зонам мозга и сопро­вождается обобщенным характером реакций — их генерализацией.

На второй стадии формирования двигательного навыка проис­ходит концентрация возбуждения в необходимых для его осуществ­ления корковых зонах. В зонах коры, не имеющих отношение к реализации данной программы, активность подавляется за счёт дифференцировочного торможения. Навык на этой стадии уже сформирован, но он еще очень непро­чен и нарушается при любых новых раздражениях (выступление на незнакомом поле, появление сильного соперника и т. д.).

На третьей стадии в результате многократного повторения на­выка в разнообразных условиях помехоустойчивость рабочей программы повышается. Появляется стабильность и надежность навыка, снижается сознательный (корковый) контроль за его элементами, т. е. возникает автоматизация навыка (Слайд 19).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: