Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы»




Экстерьер здания

На рубеже 19-20 веков общий промышленный подъем в стране, дальнейшее развитие частного предпринимательства и конкуренции, появление строительных материалов с большими инженерно-техническими возможностями (металл железобетон стекло) послужили причинами для создания архитектурных форм, удовлетворяющих запросам времени, современной архитектуры, свободной от стилистических традиций, за которой закрепилось название «модерн».

В 1904 г. на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы архитектор Гавриил Васильевич Барановский построил знаменитое здание в стиле модерн - Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы». В этом здании проявляется одна интересная тенденция в петербургском театральном зодчестве (наметившаяся еще в 1850ых) – сочетание театра с торговым учреждением. Первый этаж дома был отдан под магазин, на втором же расположился театральный зал. Стиль здания был призван показать богатство товарищества и привлечь внимание потенциальных покупателей. Из многочисленных помещений этого здания (гастрономический магазин, ресторан, концертно-театральный зал с обслуживающими помещениями, фойе, ломбард, квартиры и банки) автор выделил торговый, концертно-театральный залы и фойе в монументальный объем.

Формообразующей основой композиции углового здания служит его рамная конструкция. Восемь мощных пилонов (по четыре с боковых сторон) поддерживают балки перекрытий. Поэтому здесь нет стен в привычном понимании – боковая стена представлена чередованием пилонов и высоких прямоугольных проемов, что помогает отразить зальную структуру. Главный фасад решён в виде грандиозной арки, равной по высоте пяти этажам соседних зданий.

Арка главного фасада объединяет объём магазина и театра и является фокусом композиции. Она одновременно акцент и тектонический пролом в развертке улицы. Этот приём не являлся новаторским для архитектуры модерна, но был нов для застройки Невского проспекта, что усилило эффект.

Рустовка фасадов выполнена в два яруса: нижний объём пилонов, играющий роль постамента для статуй, выполнен из более крупных блоков. Незыблемость и монументальность этих элементов разбавлена декором. Щелевидные окошки верхнего яруса облегчают восприятие вертикальной композиции. Крупные проемы обоих фасадов расшиты тонкими металлическими столбиками, разделяющими объём на узкие арочки.

Ажурная решётка переплетов играет чисто декоративную роль. Являясь примером игры в конструкцию и символического осмысления металлических форм, она отличается особым изяществом, почти мелодичным звучанием, уподобляя проёмы фасадов музыкальному инструменту — лире (метафорическое указание функции концертного зала).

Скульптурное оформление демонстрировало основы современной цивилизации: торговлю и промышленность, науку и искусство. Каждая тема представлена мужской или женской фигурой с сидячим мальчиком и соответствующими атрибутами. Елисеевы держали один из лучших в стране винных погребов. Поэтому, когда купцами была занята четверть объема винной торговли в стране, Елисеевы построили собственный торговый флот — 3 судна. Этот успех и был закреплен в скульптурном решении. У ног бога торговли Меркурия стоит якорь — символ покорения морских путей. А в руках Вулкана, олицетворяющего промышленность, символ судостроения — корабль. Скульптуры расставлены на уровне театрального зала и поддерживаются нижними отрезками пилонов и кронштейнами.

Группа крупных скульптур с ясно читающейся пластикой форм были связаны единой тематикой с ансамблем витражей театральной части (утрачены). Эти многофигурные сложные по композиции витражи выполняли ряд функций: заменяли стены театральному залу, преображая его внутреннее пространство, и обогащали внешнее, особенно в темное время суток, подсвеченные изнутри. Изображая множество исторических, легендарных и костюмных персонажей, изображения не были едины и носили несколько салонный оттенок.

В оформлении главного фасада Барановский использовал элементы классицизма и растительные формы. Кронштейны балкона с волютами, пилястры верхнего яруса, карниз с сухариками (дентикул). Вместе с тем в граните высечены орнаменты из каштановых листьев, а чисто декоративные металлические конструкции, заполнившие арку окна и верхнюю часть витрин, оплетены выкованными стеблями и листвой. Фирменными чертами модерна можно посчитать женскую маску-горельеф над аркой и бег спиралевидных завитков растений, создающий эффект непрерывного движения, стремительного роста.

Кроме того, Барановский использовал элемент характерный для доходных домов Парижа — балконы над витриной и на верхнем этаже (уровень фойе театра).

Стоит отметить, что архитектору не удалось избежать приторности, характерной для поздней эклектики. Особенно заметно это в решении кровли. Её фигурность преобразует утилитарный объём в эффектный венец композиции. Эта черта в очередной раз служит выделением и даже противопоставлением здания всему существующему на проспекте, ведь раньше в застройке Санкт-Петербурга покрытия оставались нейтральными частями для всех архитектурных объектов кроме культовых. Филигранный узор кровли дополняют вертикальные акценты — башенки с львиными масками и вазонами (служат для завершения пилонов) по углам.

Характерные для данной постройки противоречия художественных приемов, таких как деформация пропорций, стилизованные мотивы витражей и ковки, присущие классицизму элементы оформления и натурализм скульптурных групп, стали отражением становления нового стиля модерн.

Литература:

· Кириков Б. М., Кирикова Л. А., Петрова О.В. Невский проспект. Дом за домом. — 3-е изд., испр. и доп. — СПб: ООО «МиМ-Дельта», 2009. — С. 228—231. — 382 с. — ISBN 978-5-9524-4205-4.

· Кириков Б. М. Архитектура петербургского модерна. Общественные здания. — СПб.: Коло, 2011. — Т. 2. — 576 с. — ISBN 5-901841-80-8.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: