Специфика предмета «Иностранный язык» в начальной школе




Задание

Предположите, что может быть общего между предметами «Иностранный язык» и «Родной язык», а в чем их отличие. Прочитайте информацию и сопоставьте свои представления с прочитанным.

 

Роль иноязычного образования на начальной ступени средней школы определяется его функциями. Для того чтобы выделить такие функции, необходимо обратиться к специфике предмета «Иностранный язык», рассмотрению которой посвящено немало интересных работ психологов (И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев и др.) и методистов (И.Л. Бим, Н.И. Гез, И.Н. Верещагина, Н.Д. Гальскова, А.А. Миролюбов, Г.В. Рогова, В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова, А.В. Щепилова и др.). Наша задача показать его особенности несколько в ином ракурсе, а именно: с одной стороны, как предмета начальной ступени общего образования в контексте единой образовательной области «Филология», с другой – с точки зрения овладевающего этим языком младшего школьника.

Подробный анализ общего и различного между предметами «Иностранный язык» и «Родной (русский язык)» дан в монографии [З.Н. Никитенко, 2010, с. 75–89] и будет представлен здесь в обобщенном виде в виде таблицы (см. табл. 2). При этом мы выстроили наше обобщение, используя следующие категории: потребности ученика, мотивация ученика, цели, процесс и условия изучения и овладения младшим школьником языком, функции языка в жизни младшего школьника и содержание осваиваемой им образовательной области «Филология», которую правильнее было бы именовать «Словесность».

Таблица 2

Специфика предмета «Иностранный язык»

в его сравнении с предметом «Родной язык» в системе общего начального образования

 

Параметры сравнения Предмет «Иностранный язык» Предмет «Родной язык»
Потребности ученика в использовании языка Отсутствие потребности: все коммуникативные задачи решаются на родном языке Жизненно важная потребность в использовании языка
Мотивацияв использовании языка Слабая мотивация в использовании языка как средства общения Сильная мотивация в использовании языка в повседневном общении
Цели изучения предмета
Стратегическая цель Развитие языковой личности младшего школьника
Коммуникативная цель Дети учатся говорить, читать, писать и понимать речь на слух: у них формируется новая языковая система коммуникации; они не изучают язык как систему и не знакомятся с теорией языка; они учатся использовать ИЯ как средство межкультурного общения У детей совершенствуются умения устной речи и умение выбирать языковые средства в зависимости от условий общения; они учатся читать и писать, изучают систему языка и знакомятся с теорией родного языка (состав слова, морфология, синтаксис и др.)
Условия овладения языком В искусственной среде вне страны изучаемого языка   У детей отсутствует языковой запас, а также умение пользоваться языком в устной речи; отсутствие языкового и речевого опыта.     Формируется новая языковая картина мира и расширяется и обогащается имеющаяся картина мира В естественном языковом окружении У детей большой запас языковых средств, у них сформировано коммуникативное ядро устной речи и способность совершать мыслительные операции на этом языке. У детей уже есть представление об окружающем мире и у них продолжает формироваться картина мира
  1) средство социализации
Функции языка в становлении личности ученика Новое средство социализации, ученик знакомится с нормами социального поведения, принятыми в стране изучаемого языка Средство социализации с рождения ребенка
2) средство образования
Ребенок приобщается к новым способам выражения мысли Средство образования
3) средство общения
В учебной деятельности В учебной деятельности и повседневной жизни
Уровень овладения содержанием предмета Содержаниесоставляет: а) развитие речевой способности через б) овладение
всеми видами иноязычной речевой деятельности как новыми способами взаимодействия с окружающим миром. Уровень начальной грамотности – А2 в общеевропейской терминологии Чтением и письмом как видами речевой деятельности, совершенствование аудирования и говорения как способа общения. Уровень, достаточный для освоения всех других предметов начальной школы
       

 

Таблица 2 наглядно отражает специфику предмета «Иностранный язык» и свидетельствует о том, что результативная система иноязычного образования в начальной школе должна гармонично взаимодействовать с системой начального образования по родному языку и родной литературе, поскольку при организации образовательного процесса по иностранному языку имеются возможности опереться (1) на сформированное на базе родного языка мышление учащегося и совершенствовать его мыслительные операции; (2) на речевой опыт в родном языке и опыт овладения этим языком; (3) на школьный опыт освоения грамоты родного языка и родной культуры.

Все три отмеченные линии важны при организации иноязычного образования в начальной школе, при этом самым важным является решение задачи, связанной с учетом закономерностей овладения младшими школьниками грамотой родного языка и закономерностей овладения родной речью в онтогенезе. Есть все основания утверждать, что именно здесь скрыт огромный и пока не использованный потенциал повышения качества овладения младшими школьниками иноязычной речью.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: