Аудит в системе финансового контроля. Классификации аудита




 

Финансовый контроль – это элемент управления, представляющая собой деятельность контролирующих субъектов по оценке соответствия совершенных управляемым субъектом операций финансовым интересам управляющего субъекта.

Система финансового контроля включает следующие элементы:

1) управляющие субъекты;

2) контролирующие субъекты. В качестве контролирующих субъектов могут выступать управляющие субъекты;

3) контролируемые субъекты;

4) объект контроля (что контролируется);

5) предмет контроля (контролируемый аспект);

6) принципы контроля;

7) методы контроля;

8) принятие решений по результатам контроля;

9) мониторинг эффективности функционирования системы контроля.

В зависимости от законодательной сферы различают следующие виды финансового контроля:

1) финансовый контроль, осуществляемый в рамках административного законодательства (проверки со стороны органов государственного (муниципального) финансового контроля);

2) финансовый контроль, осуществляемый в рамках гражданского законодательства (например, аудит);

3) финансовый контроль, осуществляемый в рамках процессуального законодательства (судебно-бухгалтерская экспертиза).

В зависимости от отношений контролирующего и контролируемого субъектов финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний.

Внутренний финансовый контроль может осуществляться в форме внутренних аудиторских проверок.

Обязанность организаций создавать службы внутреннего аудита может быть предусмотрена нормативными актами. Например, в соответствии с Положением об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах кредитная организация должна иметь службу внутреннего контроля (внутреннего аудита).

При наличии соответствующих нормативных актов работа внутреннего аудита организуется в соответствии с их требованиями. В отсутствие таких нормативных документов компания самостоятельно решает вопросы формирования службы внутреннего аудита, ее компетенции, подотчетности и организации текущей работы. При этом могут быть приняты во внимание Методические рекомендации по организации работы внутреннего аудита в акционерных обществах с участием Российской Федерации, нормативные правовые акты, регламентирующие внутренний аудит других категорий хозяйствующих субъектов, Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита международного Института внутренних аудиторов[1], типовые положения о службе внутреннего аудита и другие разработки российского Института внутренних аудиторов[2].

По определению международного Института внутренних аудиторов внутренний аудит является деятельностью по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации.

В Методических рекомендациях по организации работы внутреннего аудита в акционерных обществах с участием Российской Федерации внутренние аудиторские проверки означают изучение и анализ финансово-хозяйственной деятельности компании с целью формулирования мнения (вывода) о надежности и эффективности системы/отдельных процедур внутреннего контроля, управления рисками и корпоративного управления.

Внутренний аудит помогает организации достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления. С точки зрения собственников внутренний аудит является инструментом контроля работы менеджмента, позволяет им повысить уверенность в результативности деятельности компании, сохранности ее активов. Менеджерам внутренний аудит помогает формировать надежную информационную базу для принятия управленческих решений, оптимизировать бизнес-процессы.

К функциями внутреннего аудита может быть отнесена оценка:

1) эффективности корпоративного управления;

2) эффективности системы управления рисками;

3) эффективности системы внутреннего контроля, в том числе в части обеспечения сохранности активов компании;

4) эффективности информационной системы, в том числе информационной безопасности;

5) исполнения компанией требований нормативных правовых актов, предписаний регулирующих организаций, решений органов управления;

6) соответствия действий работников нормам корпоративной этики, требованиям документов, составляющих нормативную базу деятельности компании, целям компании;

7) достоверности составляемой бухгалтерской и других видов отчетности;

8) других аспектов деятельности компании,

а также консультирование менеджмента по вопросам, входящим в компетенцию службы.

Внутренний аудит может осуществляться службой (отделом, департаментом) внутреннего аудита, внутренним аудитором и (или) сторонней специализированной организацией на условиях косорсинга или аутсорсинга. Привлечение сторонней организации может быть целесообразно при отсутствии средств на содержание собственной службы (например, в период становления бизнеса), при проведении проверок, требующих специальных знаний, если нет соответствующих специалистов в штате. В отдельных случаях такой аутсорсинг может быть запрещен нормативными документами: например, служба внутреннего контроля (внутреннего аудита) кредитной организации должна состоять из штатных сотрудников, кроме случаев передачи отдельных функций службе внутреннего контроля (аудита) другой кредитной организации, входящей в банковскую группу [11, с. 388 – 389].

Внешний финансовый контроль может осуществляться в форме внешних аудиторских проверок, проводимых аудиторскими организациями и, в разрешенных законодательством случаях, индивидуальными аудиторами.

В зависимости от времени совершения контрольных действий может быть выделен предварительный, текущий и последующий финансовый контроль.

Внешний аудит, рассматриваемый в целом, относится к последующему финансовому контролю, поскольку объектом контроля является бухгалтерская (финансовая) отчетность, полностью или в подавляющем большинстве состоящая из исторической финансовой информации. Однако аудит включает и элементы текущего контроля (например, присутствие аудитора на инвентаризации материально-производственных запасов, проводимой аудируемым лицом), и предварительного контроля (например, процедуры оценки применимости непрерывности деятельности аудируемого лица).

В зависимости от рассматриваемых аспектов деятельности контролируемого субъекта принято различать тематический и комплексный финансовый контроль. Поскольку объектом внешней аудиторской проверки является бухгалтерская (финансовая) отчетность, отражающая финансовое положение экономического субъекта на отчетную дату, финансовый результат его деятельности и движение денежных средств за отчетный период, то есть всю хозяйственную жизнь отчитывающегося субъекта, такая проверка является комплексной. В рамках специальных заданий аудитор может выполнять тематические проверки.

Большое значение для теории и практики аудита имеют его классификации. Четкая классификация позволяет глубже понять суть аудита, оптимизировать его проведение.

Аудит, также как и финансовый контроль в целом, в зависимости от отношений аудиторов и контролируемых субъектов подразделяется на внешний и внутренний.

В зависимости от периодичности проверок различают:

1) первичный аудит – проводится аудитором или аудиторской организацией впервые для данного клиента;

2) согласованный аудит – осуществляется аудитором или аудиторской организацией повторно или регулярно.

По отношению к требованиям законодательства выделяют инициативный (добровольный) и обязательный аудит. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» устанавливает следующие случаи обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности:

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

3) если организация является:

кредитной организацией,

бюро кредитных историй,

организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг,

страховой организацией,

клиринговой организацией,

обществом взаимного страхования,

организатором торговли,

негосударственным пенсионным или иным фондом,

акционерным инвестиционным фондом,

управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по со стоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в других случаях, установленных федеральными законами. Например, к этой категории относятся юридические лица - застройщики, жилищные накопительные кооперативы, операторы лотереи.

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности

организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам,

иных кредитных и страховых организаций,

негосударственных пенсионных фондов,

организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов,

государственных корпораций,

государственных компаний,

а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности

проводится только аудиторскими организациями.

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

Аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности АО (обязательный и инициативный) проводится аудиторскими организациями.

Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности саморегулируемой организации аудиторов должен проводиться аудиторской организацией, являющейся членом другой саморегулируемой организации аудиторов.

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: