Терминологический словарь




АКРОПОЛЬ – находящаяся на возвышении крепость греческого города – религиозный, политический и культурный центр города.

АНТАБЛЕМЕНТ – верхняя, горизонтальная, поддерживаемая колоннами, часть архитектурного ордера, состоящая из архитрава, фриза и карниза.

АРХИТРАВ – нижняя часть антаблемента, горизонтальная балка, опирающаяся непосредственно на колонну.

АКАНТ, АКАНФ – скульптурное изображение листьев аканфового дерева, декоративный элемент капители коринфского ордера. Популярный мотив античного орнамента.

АМФИТЕАТР – размещение мест для зрителей концентрическими,

АМФИПРОСТИЛЬ – двойной простиль, тип античного храма с колонными портиками на западном и восточном фасадах.

АРКА – полукруглое или криволинейное перекрытие проема.

АРКАДА – ряд арок, опирающихся на пилоны или колонны.

АРХИВОЛЬТ – криволинейная выпуклая тяга, оформляющая лицевую поверхность арки.

АТРИУМ – парадный зал в древнеримском доме с бассейном в центре и сквозным отверстием в перекрытии над бассейном.

АТТИК – невысокая стенка, венчающая здание. Впервые стала применяться в римских триумфальных арках.

БАЗА КОЛОННЫ– нижняя опорная часть колонны.

ГЛИПТИКА – искусство миниатюрной резьбы по камню твердых и ценных пород.

ГИПОСТИЛЬ – гипостильный зал – многоколонный зал с колоннами, идущими по центру и образующими ряд галерей.

ДИПТЕР – античный храм, окруженный со всех четырех сторон двумя рядами колонн.

ДОЛЬМЕН – культовое сооружение эпохи неолита, бронзы и железного века. Состоит из вертикально поставленных каменных столбов, перекрытых плоской массивной каменной плитой.

ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР – античный архитектурный ордер, отличающийся наиболее тяжелыми пропорциями и имеющий простую капитель, состоящую из ЭХИНА, нижней части капители в виде округлой «подушки», и АБАКИ, верхней части капители в виде простой квадратной плиты.

ДОЛЬМЕН – культовое сооружение эпохи неолита, бронзы и железного века. Состоит из вертикально поставленных каменных столбов, перекрытых плоской массивной каменной плитой.

ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР – античный архитектурный ордер, отличающийся наиболее тяжелыми пропорциями и имеющий простую капитель, состоящую из ЭХИНА, нижней части капители в виде округлой «подушки», и АБАКИ, верхней части капители в виде простой квадратной плиты.

ЗИККУРАТ – многоярусная ступенчатая форма храма, посвященного наиболее почитаемому божеству в архитектуре Двуречья.

ИЗОКЕФАЛИЯ – «равноголовие» - композиция, содержащая равновысокие элементы изображения. Если композиция многофигурная, то все головы людей изображаются на равной высоте.

ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР – античный архитектурный ордер, более легкий и стройный в сравнении с дорическим. Ионическая колонна имеет характерную капитель, образуемую двумя спиральными завитками – волютами.

КАРНИЗ – верхняя часть антаблемента, выступающий вперед край крыши.

КРОМЛЕХ - вид мегалитической архитектуры, представляющий собой группу монолитных каменных столбов, перекрытых горизонтальными каменными плитами, расположенных по одной или двум-трем окружностям.

КОЛОННА – архитектурно обработанный круглый в сечении столб, состоящий из ствола, базы и капители.

КОЛОННАДА – ряд колонн, расположенных по прямой или кривой линии, объединенных антаблементом.

КАПИТЕЛЬ – верхняя, завершающая часть колонны, на которую опирается антаблемент.

КАРИАТИДА – опора в виде женской фигуры, женская статуя, выполняющая роль колонны.

КОРА – девушка, статуя, изображающая одетую женскую фигуру. Кора – характерная форма круглой скульптуры архаической Греции.

КУРОС – юноша, статуя, изображающая обнаженную мужскую фигуру. Курос - характерная форма круглой скульптуры архаической Греции.

КЕССОНЫ– элементы декора, углубления на поверхности потолка или свода прямоугольной или квадратной формы с лепными розетками внутри.

КОЛОННАДА – ряд колонн, расположенных по прямой или кривой линии, объединенных антаблементом.

КОРИНФСКИЙ ОРДЕР – античный архитектурный ордер, самый легкий и стройный по своим пропорциям, более декоративный и нарядный, чем дорический и ионический. Капитель корзинообразной формы в виде двух ярусов стилизованных листьев аканфа.

КАННЕЛЮРЫ– вертикальные желобки на стволах колонн.

КУПОЛ – сводчатое перекрытие, внешняя поверхность которого имеет форму полушария.

МЕГАЛИТЫ– культовые сооружения Ш-П тысячелетий до н.э. в виде огромных необработанных каменных глыб или комплексов: менгиры, дольмены, кромлехи.

МЕНГИР – врытый в землю, поставленный вертикально удлиненный столб или камень вертикальной формы, высотой от 5 до 20 метров.

МЕТОПЫ– элементы фриза дорического ордера, прямоугольные плиты с рельефными изображениями, чередующиеся с триглифами.

МОНОПТЕР – античный храм, имеющий в плане круг, и в объемной композиции цилиндр, перерытый куполом и окруженный колоннами.

МАЙОЛИКА – изделия из обожженной глины, покрытые цветной непрозрачной эмалью, (облицовочные плитки – изразцы, статуэтки, керамические сосуды и т.п.).

НАОС, ЦЕЛЛА – святилище, ядро античного храма, его «интерьер», центральная часть.

ОБЕЛИСК – прямоугольный или квадратный в плане, суживающийся кверху столб с пирамидально заостренным завершением.

ОРДЕР – определенный порядок в расположении частей античных зданий. Художественно осмысленное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции. Главные части ордера – колонна и антаблемент.

ОРХЕСТРА – круглая или полукруглая площадка а древнегреческом театре, предназначенная для хора.

ПЕРИСТИЛЬ – перистильный зал, перистильный двор – пространства, окруженные по периметру крытой колоннадой.

ПАНДУС – наклонная плоскость без ступеней, заменяющая лестницу.

ПАЛЬМЕТТА – скульптурный или живописный элемент античного орнамента в виде пучка симметрично расходящихся узких листьев.

ПИЛОН – прямоугольный или квадратный в плане массивный столб. В архитектуре Древнего Египта – башнеобразное сооружение с трапециевидными фасадами, образующими парадный вход в храм.

ПОРТАЛ – монументальный, парадный, архитектурно обработанный вход в здание.

ПРОСТИЛЬ – небольшой греческий храм с колонным портиком, оформляющим вход в храм на западном фасаде.

ПЕРИПТЕР – греческий храм, окруженный со всех четырех сторон колоннами.

ПОРТИК – колоннада с треугольным фронтоном, служащая входом в здание.

ПСЕВДОПЕРИПТЕР – тип античного храма с портиком на главном западном фасаде и полуколоннами на трех других фасадах. Полуколонны, как правило, «выступают» из стены на половину или две трети своей высоты.

РЕЛЬЕФ – углубленное или выпуклое скульптурное изображение на плоском фоне.

потолка или свода прямоугольной или квадратной формы с лепными розетками внутри.

РОТОНДА – круглое в плане здание, перекрытое куполом.

САРКОФАГ – монументальная с архитектурным или скульптурным декором гробница.

СФИНКС – статуя, изображающая фантастическое существо с телом льва и головой человека или какого-либо священного животного.

СУБСТРУКЦИЯ – опорная конструкция, служащая основанием, фундаментом для зданий. Широко применялась при строительстве римских амфитеатров.

СТИЛОБАТ, СТЕРЕОБАТ - ступенчатое основание древнегреческого храма.

ТЕРРАСА – архитектурно оформленная открытая или полуоткрытая площадка, чаще всего примыкающая к зданию.

ТРИГЛИФ – элемент фриза дорического ордера в виде слабо выступающей вперед плиты с тремя вертикальными желобками. Триглифы всегда чередуются с метопами.

ТЕАТРОН – места для зрителей в греческом театре по открытым небом.

ТАБЛИНУМ – парадная комната в патрицианском римском доме, кабинет хозяина дома, расположенный за атриумом и покрытый росписями.

ТЕРМЫ– древнеримские бани. Многофункциональные сооружения, в которых помимо собственно банных помещений были и другие, предназначенные дл отдыха, диспутов, спортивных упражнений и т.п.

ФРОНТОН – верхняя часть фасада храма или любого здания в виде треугольника, образованного двумя скатами крыши.

ФРИЗ – средняя из трех элементов антаблемента вертикальная полоса, украшенная скульптурным рельефом (ионический и коринфский ордер) или состоящая из метоп и триглифов (дорический ордер).

ФОРУМ – торговая и общественная площадь древнеримского города, предназначенная для народных собраний, религиозных церемоний и празднеств, триумфальных чествований римских императоров и пр.

ЭДИКУЛА – ниша в стене, обрамленная парой колонн или полуколонн, увенчанных фронтоном.

Вопросы зачета к разделу

«История искусства Средних веков и эпохи Возрождения»

Искусство Византии и западноевропейского Средневековья

1. Специфика курса истории искусства Средних веков. Хронологические рамки, периодизация, региональные особенности.

2. Искусство Византии. Периодизация. Влияние христианства на виды, формы, каноны изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры.

3. Ранневизантийское искусство (У-УП века). Формирование византийского художественного стиля в изобразительном искусстве, искусстве рукописной книги и архитектуре.

4. Собор святой Софии в Константинополе. Особенности архитектурно-художественной композиции, роль в развитии православного храмового зодчества.

5. Мозаики Равенны (У-УП века). Тематика, образный строй, формально-стилевые особенности, эволюция художественного языка.

6. Искусство Византии периода иконоборчества (УШ - начало 1Х вв.).

7. Искусство Византии 1Х-Х веков («македонское возрождение»). Монументальная живопись, иконопись, миниатюра, декоративно-прикладное искусство.

8. Искусство Византии Х1-ХП веков («комниновское возрождение»). Архитектура, монументальная живопись, икона, декоративно-прикладное искусство.

9. Искусство Византии Х1У-ХУ веков («палеологовское возрождение»). Монументальная живопись, икона, декоративно- прикладное искусство.

10. Византийская система храмовой росписи.

11. Искусство варварских государств на территории Западной Европы (У1-УШ века). Архитектура, декоративно-прикладное искусство.

12. Искусство каролингской империи (УШ-1Х века). Архитектура, миниатюрная живопись, декоративно-прикладное искусство.

13. Западноевропейское искусство Х-ХП веков. Романский стиль в архитектуре: конструкции, материалы, типы сооружений. Художественный образ романского храма.

14. Романская архитектура Франции. Школы Оверни, Пуату, Прованса, Нормандии, Бургундии, Иль де Франса.

15. Романская архитектура Германии. Национальные особенности, основные памятники.

16. Романская архитектура Италии. Национальные особенности, основные памятники.

17. Скульптура романских храмов Франции и Германии. Тематика, формы, пластические особенности.

18. Архитектура готики, общая характеристика. Конструктивная система, основные типы сооружений.

19. Городской готический собор. Процесс строительства, художественный образ, роль в жизни средневекового европейского города.

20. Готическая архитектура Франции. Этапы развития. Основные памятники.

21. Готическая архитектура Германии. Национальные особенности, основные памятники.

22. Готическая архитектура Италии, культовая и гражданская. Национальные особенности, основные памятники.

23. Готическая архитектура Англии. Национальные особенности, основные памятники.

24. Скульптура готики: идейная программа, тематика, основные формы и художественные особенности.

25. Готическая скульптура Франции. Основные памятники, особенности пластической формы.

26. Готическая скульптура Германии. Национальные особенности. Основные памятники.

27. Готический витраж: техника, тематика, роль в интерьере готического храма. Витражи готических соборов Франции, основные школы витражного искусства.

28. Готический синтез искусств. Идейно-художественные основы, принципы, образно-выразительные возможности.

 

Искусство эпохи Возрождения

1. Искусство эпохи Возрождения как «величайший прогрессивный переворот в истории человечества». Возрождение Италии: историко-культурные факторы развития, особенности, хронологические рами, периодизация.

2. Искусство Проторенессанса – живопись, скульптура, архитектура, Преодоление византийских и готических традиций.

3. ДЖОТТО – реформатор живописи Проторенессанса. Фрески капеллы дель Арена в Падуе, алтарный образ «Богоматерь на троне».

4. Филиппо БРУНЕЛЛЕСКИ – основоположник ренессансной архитектуры. Новые формы гражданских и культовых зданий. Купол собора Санта Мария дель Фьоре.

5. Флорентийская школа живописи первой половины ХУ века. Основные направления развития.

6. Скульптура Флоренции первой половины ХУ века. Новые формы и образы. Основные памятники.

7. Архитектура Раннего Возрождения. Возрождение античной ордерной системы. Основные памятники.

8. Флорентийская школа живописи второй половины ХУ века. Сандро БОТТИЧЧЕЛЛИ: художественно-образные особенности. Эмоционально-субъективные кризисные тенденции в живописи.

9. Живописный портрет Раннего Возрождения. Особенности раннеренессансного реализма.

10. Венецианская школа живописи второй половины ХУ века. Особенности тематики и художественных приемов. Основные памятники.

11. Пьеро дела ФРАНЧЕСКА. Особенности стиля и художественной формы. Росписи церкви Сан Франческо в Ареццо, портреты.

12. Андреа МАНТЕНЬЯ. Своеобразие художественной формы. Фрески герцогского дворца в Мантуе, портреты и алтарные образы. Живописный цикл «Триумф Цезаря».

13. Высокое Возрождение в Италии - расцвет ренессансного искусства. Историко-культурный фон, стиль, характер образов.

14. Леонардо да Винчи – основоположник искусства Высокого Возрождения. Эстетические взгляды, творческий метод. Алтарные образы. «Тайная вечеря».

15. Леонардо да Винчи. Портретная живопись. Концепция личности. Эволюция портретной живописи.

16. Скульптура Флоренции второй половины ХУ века. Новые формы и скульптурные материалы, основные памятники.

17. Микельанджело-скульптор. Концепция искусства скульптуры, творческий метод, характер образов, пластические идеи. Основные памятники.

18. Микельанджело-живописец. Росписи Сикстинской капеллы. Алтарный образ «Мадонна Дони». Синтез живописи и архитектуры в творчестве Микельанджело.

19. Микельанджнло-архитектор. Особенности архитектурного мышления и стиля. Основные памятники.

20. Рафаэль Санти. Эстетические идеи, творческий метод. Алтарные образы. Эволюция образа Мадонны.

21. Рафаэль Санти. Портреты. Концепция портретной живописи, характер образов.

22. Рафаэль Санти. Монументальная живопись. Синтез архитектуры и живописи в творчестве Рафаэля, особенности художественного языка.

23. Архитектура Высокого Возрождения. Развитие ордерной системы. Основные памятники.

24. Венецианская живопись ХУ1 века. Своеобразие венецианской школы живописи. Джорджоне: особенности тематики и художественной формы.

25. Тициан. Своеобразие живописного почерка, творческий метод. Религиозно-мифологическая тематика.

26. Тициан. Портретная живопись. Концепция личности, типы портретов, эволюция живописного портрета.

27. Паоло Веронезе. Особенности тематики и живописного почерка. Монументальная живопись.

28. Паоло Веронезе. Тематические картины, портреты, алтарные образы.

29. Маньеризм как направление живописи Флоренции ХУI века. Содержание, формально-стилевые приемы, этапы развития, основные памятники.

30. Скульптура итальянского маньеризма. Особенности содержания и пластического языка. Основные памятники.

31. Якопо Тинторетто. Творческий метод, особенности художественной формы. Мифологическая и евангельская тематика.

32. Якопо Тинторетто. Портретная живопись. Концепция личности, основные памятники.

33. Живописный портрет Позднего Возрождения, Проблемы взаимоотношения человека с миром. Своеобразие позднеренессансного реализма.

34. Андреа Палладио. Традиции и новаторство в архитектуре, особенности архитектурного мышления, стиль, типы зданий. Основные памятники.

35. Северное Возрождение. Своеобразие историко-культурных условий развития. Сравнительный анализ содержания и формы искусства итальянского и Северного Возрождения.

36. Возрождение в Нидерландах. ХУ век – «золотой век» нидерландской живописи. Ян ван Эйк – основоположник нидерландской живописи эпохи Возрождения. Алтарные и портретные образы.

37. Живопись Нидерландов второй половины ХУ века. Рогир ван дер Вейден - алтарные образы и портреты бургундской знати. Особенности рисунка и живописи.

38. Нидерландская живопись второй половины ХУ века. Гуго ван дер Гус - алтарь Портинари. Ганс Мемлинг – живописный цикл «Жизнь святой Урсулы», алтарные образы и портреты.

39. Иероним Босх. Фантастика и реализм. Источники творчества. Средневековые и ренессансные черты в живописи Босха. Основные памятники.

40. Питер Брейгель Старший. Особенности мировосприятия и художественного языка. Тема нидерландской революции в живописи Брейгеля.

41. Питер Брейгель Старший. Образы природы и народа. Цикл «Времена года». Крестьянская тема.

42. Возрождение в Германии. Историко-культурные факторы развития, особенности ренессансного гуманизма. Художники «Дунайской школы».

43. Альбрехт Дюрер – основоположник немецкого Возрождения. Живопись, графика.

44. Ганс Гольбейн Младший – выдающийся мастер ренессансного реалистического портрета. Живопись, рисунок.

45. Лукас Кранах Старший. Алтарные образы и портреты. Мифологическая тематика. Художественно-образные особенности живописи.

46. Возрождение во Франции. Историко-культурные факторы формирования и развития. Живопись ХУ века. Фан Фуке, Жан Клуэ.

47. Возрождение во Франции. Портретная живопись ХУ1 века. Франсуа Клуэ.

48. Французский карандашный портрет ХУ1 века. Происхождение, техника. Формально-стилевые особенности. Концепция личности. Основные памятники.

49. Архитектура Французского Возрождения. Синтез готических и ренессансных элементов. Королевские замки Луары.

50. Скульптура Франции ХУ1 века. Жан Гужон, Жермен Пилон. Особенности пластической формы, основные памятники. Французские ренессансные надгробия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: