Внимая ужасам войны...некрасов




Наш век тютчев

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует...

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

 

Безверием палим и иссушен,

Невыносимое он днесь выносит...

И сознает свою погибель он,

И жаждет веры — но о ней не просит...

 

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,

Как ни скорбит перед замкнутой дверью:

«Впусти меня! — Я верю, боже мой!

Приди на помощь моему неверью!..»

 

Стихотворение «Наш век». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Наш век» было написано Ф.И. Тютчевым в 1851 году. Оно было названо Аксаковым в числе тех произведе­ний, «где задушевные нравственные убеждения поэта высказы­ваются в положительной форме, где открываются нам его поло­жительные духовные идеалы». Это «истинный вопль души, разумеющей болезнь и тоску века». Произведение мы можем отнести к философской лирике, жанр его — лирический фрагмент, стиль — романтический. Ис­следователи называли стихотворение «эстетическим вариантом несостоявшейся молитвы». Лирический герой с тоской размышляет о своем времени, веке безверия, тьмы, растления духа. Отсутствие веры разрушает в человеке его душу. Человек у Тютчева безмерно одинок, лишен возвышенных идеалов, подвержен рассудочности, прагматизму, гордыне. Поэтому герой исполнен тревоги за будущее человече­ства, стихотворение пронизано ощущением трагизма бытия: Безверием палим и иссушен, Невыносимое он днесь выносит… И сознает свою погибель он, И жаждет веры — но о ней не просит… Финальные строки стихотворения перекликаются с евангель­ской легендой об исцелении Христом отрока, одержимого не­мым духом. Отец отрока, отвечая на призыв Господа веровать, отвечает ему: «Верую, Господи! Помоги моему неверию»! В сти­хотворении Тютчева же сама возможность искупительной мо­литвы отрицается, что, по мысли поэта, означает нравственный тупик, гибель всего человечества. Человеку него не способен к очищающей молитве: Не скажет ввек, с молитвой и слезой, Как ни скорбит пред замкнутой дверью: «Впусти меня! — Я верю, Боже мой! Приди на помощь моему неверью!..» Таким образом, герой Тютчева критически оценивает и век, и современное поколение. Произведение построено на контрасте «наших дней» и идеа­ла, заключенного в душе лирического героя, идеала, идущего из прошлого. Об этом идеале ничего не говорится, однако эта по­лярность подразумевается у Тютчева. Отсюда идет обилие анти­тез: «тень» — «свет», «безверие» — «вера», «не просит» — «жаж­дет». Категория времени определяет всю композицию стихотво­рения. Стихотворение написано ямбом, катренами, рифмовка — пе­рекрестная. Поэт использует немногочисленные средства худо­жественной выразительности: метафору («дух растлился в наши дни», «безверием палим и иссушен»), анафору («И сознает свою погибель он, И жаждет веры — но о ней не просит…»). На лекси­ческом уровне находим находим старославянизмы, выражения высокого стиля — «днесь», «жаждет веры». Стихотворение мы можем рассматривать в русле философс­кой и гражданской лирики Ф.И. Тютчева. К. Аксаков указыва­ет на связь между стихотворениями «Памяти Жуковского», «Наш век», «Эти бедные селенья…», «Теперь тебе не до стихов…». Общий мотив этих произведений — противостояние идеала и действительности, в них поэт критически оценивает свою эпоху, пишет о терпении и многострадальности русского народа.

«Печальная береза…» Афанасий Фет

Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, —
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы

Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

Анализ стихотворения Фета «Печальная береза…»

Береза — один из наиболее распространенных образов русской пейзажной лирики. Кроме того, она считается важнейшим символом нашей страны. Существует множество народных поверий, связанных с этим деревом, причем как положительных, так и негативных. Согласно одним традициям, береза могла выступать в роли защитницы от нечистой силы. По другим верованиям, в ее ветвях селились русалки и черти. В дохристианские времена символика, связанная с березой, встречалась не только у славян, но и у кельтов, скандинавов, финно-угорских народов. У них в большинстве случаев растение ассоциировалось с переходом от весны к лету. В более широком понимании оно становилось символом смерти и последующего воскрешения.

Стихотворение «Печальная береза» создано в 1842 году. Оно относится к раннему периоду творчества Фета. Произведение представляет собой небольшую пейзажную зарисовку, состоящую всего из трех четверостиший. Поэт изображает березу, которая растет под окном лирического героя, при этом наделяя ее эпитетом «печальная». Возможно, выбор прилагательного обусловлен тем, что дерево описывается в зимний период. Лишенное листьев или сережек оно словно умирает. При этом лирическому герою импонирует траурный наряд растения. Ему нравятся ветви, усыпанные снегом. Кажется, для него не радостен будет приход весны, когда дерево возродится и скинет белое платье. Скорей всего, лирическому герою близка именно печальная береза из-за собственного душевного состояния. Это придает миниатюре оттенок трагизма.

Произведение звучит торжественно, возвышенно, что достигается за счет точного подбора лексики. Фет использует устаревшее слово денница, обозначающее последнюю «утреннюю звезду», планетуВенеру. Также в заключительной строфе употреблено существительное «краса» (в значении «красота»). В первом четверостишии встречается страдательное причастие «разубрана».

Стихотворение Фета часто сопоставляют с известным произведением Есенина «Береза», написанным в 1913 году. Оба поэта изображают зимнюю березу. Вот только у Сергея Александровича она предстает в образе невесты, а Афанасий Афанасьевич практически рядит ее в похоронный саван. Кроме того, в «Печальной березе» Фета ярче выражена позиция лирического героя. У Есенина он косвенно присутствует только в начале. Что же объединяет два произведения? В первую очередь — бесконечная любовь к родине, которую смогли передать поэты.

Внимая ужасам войны...некрасов

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя...

Увы! утешится жена,

И друга лучший друг забудет;

Но где-то есть душа одна -

Она до гроба помнить будет!

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мир подсмотрел

Святые, искренние слезы -

То слезы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей...

 

Николай Алексеевич Некрасов — поэт удивительно проникновенной лиричности, глубокой теплоты и нежности. Его стихи, чаще грустные и мелодичные, напоминают народные песни, рассказывающие о жизни простого человека, его страданиях и печалях. Стихотворение “Внимая ужасам войны...”, посвященное Крымской войне 1853—1856 годов, звучит поразительно современно. Проходят годы и десятилетия, века сменяют друг друга, а мир людей удивительно постоянен в своих заблуждениях. Войны не прекращаются на земле, они стали кровопролитнее, страшнее, чем виденные поэтами и писателями XIX века.
С первой же строки слышится бескомпромиссное отношение художника к войне — бессмысленной бойне, которую можно и должно избежать:

Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя...

Отлично разумея и понимая причину этого страшного явления, люди не хотят его остановить. И льют “святые, искренние слезы” совершенно неповинных, беззащитных и слабых. Наверное, мир сошел с ума, если ничему не учится, а продолжает платить страшную цену молодыми людьми, еще не пожившими, не успевшими порадоваться бытию, мальчиками, идущими на смерть, не успевшими даже оставить о себе существенную память. Читая стихотворение Н. А. Некрасова “Внимая ужасам войны...”, поражаешься его универсальности. Произведение поразительно своевременное, оно напоминает живущим о непреходящей ценности жизни, кажется, только матери, дающие жизнь, понимают ее святое назначение. А безумцы, втягивающие новые поколения в войны, ничего не хотят понимать. Не слышат голоса разума. Скольким российским матерям близко и понятно это стихотворение:

Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы -
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве...

Небольшое, всего в 17 строчек, стихотворение поражает глубиной гуманизма, заключенного в нем. Язык поэта лаконичен и прост, нет развернутых и сложных метафор, лишь точные эпитеты, подчеркивающие замысел художника: дела — “лицемерные”, раз не ведут к прекращению войн, лишь слезы “искренние”, и искренни они “одни”, все остальное — ложь. Страшно заключение поэта, что забудет и друг, и жена — их он также причисляет к “лицемерному” миру.
Заканчивается стихотворение сравнением в фольклорном стиле матерей с поникшей плакучей ивой. Использование фольклорного образа сообщает произведению обобщающее значение: не об одной Крымской войне оно — обо всех, после которых рыдают матери и сама природа:

Не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей...

Стихотворение написано от первого лица, такая форма позволяет автору обращаться к читателям как к близким людям, хорошо понимающим то, о чем поэт хочет им сказать. Это послание из его далека в наше неспокойное и тяжелое время.

 

Парус лермонтов

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: