Терминологический словарь




Западноевропейское искусство ХХ века

АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО – беспредметное нефигуративное искусство. Сохраняет традиционные видовые и технические признаки изобразительного искусства (картина, панно, роспись, скульптурная композиция, графический лист), но отказывается от изображения мира, от самого принципа изобразительности. Пользуется средствами выражения изобразительного искусства (колорит, линия, пятно, фактура, пластический объем), но лишает их изобразительной функции.

АБСТРАКЦИОНИЗМ – широкое направление в искусстве ХХ века, в котором произведение основано на формальных элементах, призванные выразить внутренние закономерности и интуитивно постигаемые сущности, скрывающиеся за преходящими явлениями видимого мира. Первоэлементы формы трактуются как живописные знаки, наделенные исходным духовным содержанием, а пластические формулы, организованные из таких знаков, как отношения между элементами универсума.

АБСТРАКЦИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ – одно из направлений абстракционизма, основанное на сочетании правильных, четко очерченных конфигураций простейших геометрических фигур (П.Мондриан, Р.Делоне).

АБСТРАКЦИЯ ЛИРИЧЕСКАЯ – одно из направлений абстракционизма, в котором композиция организуется из свободно текущих форм, эмоционально воздействующих на зрителя. Яркий образец лирической абстракции – творчество В.Кандинского.

АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ – течение в абстрактной живописи, доминирующее в искусстве США и стран Европы во второй половине ХХ века. особенность А.Э. – предельная спонтанность, импровизационость творческого акта. Художник в стремительном ритме покрывает полотно потоками, пятнами, брызгами краски, передающими его психическое и эмоциональное состояние во время работы. Другие названия А.Э – «живопись действия», ташизм, дриппинг, «абстрактная каллиграфия», иероглифический абстракционизм, лирическая абстракция.

АВАНГАРДИЗМ – авангард – понятие, объединяющее экспериментальные, модернистские, подчеркнуто необычные направления, поиски в искусстве ХХ века, отмеченного резким ускорением художественных процессов. Общие черты всех направлений авангардного искусства:

- принципиальный антитрадиционализм,

- отказ от классических норм изобразительности и красоты,

- ориентация на небывалую формальную новизну или на примитив и низовые формы самодеятельного искусства,

- стремление к художественным открытиям и постоянному самообновлению,

- обращенность в будущее,

- «проектность» всех видов творчества,

- склонность к пророчеству и жизнестроительству, осуществляемому средствами искусства,

- размывание границ между искусством и реальностью,

- создание «открытого» искусства, непосредственно включаемого в окружающую среду (коллаж, реди-мейд, инсталляция, хепенинг, энвайронмент и др.)

АНДЕРГРАУНД – «подпольная» культура как основная часть контркультуры, противопоставившей себя ограничениям и условностям буржуазной культуры (США). В России – андерграунд – обозначение сообществ, представлявших неофициальное, непризнанное властью искусство.

АССАМБЛЯЖ – собирательное понятие, охватывающее различные типы материальных комбинаций, создававшихся художниками-авангардистами. По существу представляет собой расширенный тип коллажа – комбинацию предметов на плоскости или в пространстве.

ИНСТАЛЛЯЦИЯ – пространственная композиция, созданная художником из различных элементов: бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов. Неординарные сочетания тривиальных вещей. Эстетическое содержание инсталляции – игра значений, смысловые трансформации.

КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО – направление в искусстве модернизма ХХ века, связное с широким применением движущихся конструкций и других динамических элементов.

КОЛЛАЖ – франц. – наклеивание, наклейка. Распространенная в изобразительном искусстве ХХ века техника создания картины или графического листа, состоящая в применении различных наклеек из плоских или объемных материалов. Эстетика коллажа – эстетика фрагмента реальности, включенного в контекст живописи и наделенного в ней новым изобразительным или символическим смыслом.

КОНЦЕПТУАЛИЗМ – от лат. «мысль», «представление». Концептуализм – одно из направлений в искусстве авангарда второй половины ХХ века. Для концептуализма характерен отказ от воплощения идеи в материале, сведение искусства исключительно к феноменам сознания (принцип «искусства в голове»). К. отвергает традиционные формы изобразительности и выразительности как отвлекающие от понимания предложенной художником идеи. Материальные средства лишь выполняют роль возбудителя идей, представлений – наброски, проекты, фразы, тексты, фотоснимки. Творческие проявления концептуализма разнообразны – создание объектов, проведение художественных актов и т.п.

МИНИМАЛЬНОЕ ИСКУССТВО – направление авангардизма второй половины ХХ века. Форма сводится к минимуму, т.е. к простейшим геометрическим объемам и очертаниям. Произведения минималистов – огромные пластмассовые или металлические коробки, конусы, решетчатые конструкции, ровно окрашенные прямоугольные планшеты и листы жести, чаще всего выполненные на заводе по эскизам художника. Крайняя механистичность и имперсональность. Другие названия этого искусства – «серийное искусство», «искусство первичных структур», «мини-арт».

МОДЕРНИЗМ – «современный», «новейший». Совокупность нереалистических авангардных направлений в искусстве ХХ века. Искусство модернизма носит программный антиавторитарный, антитрадиционный характер. Особенность модернизма – увлечение формально-пластическими, колористическими, композиционными проблемами художественного творчества. Цель модернизма - создание принципиально оригинальных произведений, несущих внутреннюю свободу и новизну художественных средств.

НЕОПЛАСТИЦИЦЗМ – доктрина искусства «чистой пластики», выработанная голландским художником П.Мондрианом и осуществляемая им в собственной живописи. Картина строится на сочетании прямоугольных плоскостей, окрашенных в три основных цвета: красный, синий, желтый.

НЕОРЕАЛИЗМ – направление в искусстве Италии после второй мировой войны. Для живописи и графики неореализма характерны формы активного экспрессивного реализма, динамичная композиция, насыщенный цвет, форсированная линия.

«НОВАЯ ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ» - направление в искусстве Германии 20-30-ых годов. «Н.В.» противопоставляет тревожной экстатичности экспрессионизма объективное изображение реальности. Но жесткие линии, резкие контуры, холодные темные цвета создают ощущение странной застылости, ирреальности, магической завороженности натуры. Другое название «Новой вещественности» - «магическая живопись».

ОП-АРТ – оптическое искусство. Одно из направлений модернизма, оформилось во второй половине ХХ века (50-60-ые годы). Использует зрительные иллюзии, опираясь на особенности плоских и пространственных фигур. Создает и использует эффекты пространственного перемещения, парения, слияния форм, которые достигаются введением резких цветовых и тональных контрастов, ритмических поворотов, пересечением спиралевидных и решетчатых конструкций. Генетически оп-арт связан с геометрической абстракцией.

ПЕРФОРМАНС – выступление, игра, представление. Форма современного искусства, одна из разновидностей акционизма, возникшая в авангардистских течениях 50-60-ых годов ХХ века. Перформанс – короткое представление перед публикой, устроенное одним или несколькими участниками. Акции перформанса заранее планируются и протекают по некоторой программе. Перформанс – театр визуальных искусств, т.к. в него включаются поэзия, танец, музыка, элементы пантомимы.

ПОП-АРТ – популярное искусство. Направление в искусстве 50-60-ых годов ХХ века, для которого характерны использование и переработка образов массовой культуры. В поп-арте выразилась реакция художников на новую урбанистическую среду, наполненную имиджами массовой культуры, Признаки массовой культуры вводятся в картину как прямая цитата (коллаж, фото) или имитируются их подобия. Художники поп-арта инициировали такие формы, как хэппэнинг, предметная инсталляция, ассамбляж, видео-арт.

ПРИМИТИВИЗМ – направление в изобразительном искусстве 20-ых годов. Программное сознательное упрощение художественных средств и образов, ориентация на формы примитива, наивного искусства самоучек. Образцы для художников-примитивистов: первобытное искусство, раннее средневековое искусство, народное и детское творчество, а также изобразительное творчество городских низов и самодеятельных художников. Причина возникновения примитивизма и увлечения им художников-авангардистов – неприятие ими современной убранизированной жизни, изощренного элитарного искусства, унифицированной массовой культуры.

ПУРИЗМ – одно из направлений модернизма в живописи Франции 20-ых годов. Пуристы стремятся к максимальному самоограничению, к созданию искусства предельно строгого, очищенного от деталей. Пуристы последовательно упрощали формы, очерчивали их геометрически четкими линиями. В эстетике пуризма, в частности, сложились принципы функционализма, ярко проявившиеся в архитектуре и дизайне.

РЕДИ-МЕЙД – Reаdy-made – одно из направлений модернизма. Экспонирование предметов промышленного производства. Смысл реди-мейда в том, что за счет смены контекста изменяется и восприятие предмета, в котором зритель видит не утилитарную вещь, а отвлеченную форму.

РИДЖИОНАЛИЗМ – направление в искусстве США 20-40-ых годов ХХ века, содержит идеи национальной исключительности и самобытности развития американского искусства. В живописи риджионализм культивирует изображение «подлинной» Америки, ее сельского ландшафта, быта фермеров, местных легенд и фольклора. Для живописи риджионализма характерно сочетание натурализма с примитивизмом, подражание художникам-самоучкам.

СЮРРЕАЛИЗМ – «сверхреализм» – направление в искусстве модернизма. Сюрреализм утверждал, что творческая энергия исходит из сферы подсознания, которая проявляет себя в грезах, сновидениях, галлюцинациях, видениях. Это бессознательное начало – основа творческого процесса художника. Один из ведущих принципов создания образа в системе сюрреализма – «сочетание несочетаемого». Яркий образец сюрреализма – творчество С.Дали.

ФОВИЗМ – «дикие» - одно из течений модернизма, сложившееся во Франции начала ХХ века. Характерные черты фовизма – интенсивное звучание открытого цвета, отказ от светотеневой моделировки и линейной перспективы, условное пространство, плоскостная трактовка формы. Название направления «фовизм» отражает реакцию современников на поражавшую их «дикую» яркость красок.

ФУТУРИЗМ – направление в искусстве модернизма ХХ века. Футуризм воспевал будущее, эпоху индустриализации, техники, высоких скоростей и темпов жизни. Для живописи футуризма характерны «энергетические» композиции с раздробленными на фрагменты фигурами и пересекающими их острыми углами. В них преобладают вертящиеся, мелькающие, взрывоподобные формы зигзага, эллипса, воронки, конуса. Главный признак футуризма – совмещение в одной композиции разных моментов движения.

ХЭППЭНИНГ – разновидность акционизма (концептуального искусства), популярного в изобразительном искусстве второй половины ХХ века. Хэппэнинг развивается как событие, скорее справоцированное, чем организованное его инициаторами. Действие разыгрывается в городской среде или на природе, в него вовлекается и публика. Хэппэнинг возник как форма тотального театра. Художники рассматривают хэппэнинг как род движущегося произведения, где окружающая среда, предметы играют не менее важную роль, чем участники.

ЭКСПРЕССИОНИЗМ – направление в искусстве модернизма начала ХХ века. В живописи экспрессионизма натура деформируется, краски ложатся тяжелыми массами, угловатые рубленые формы, резкие тоновые контрасты. Живопись и графика экспрессионизма выражают тревожное, болезненное мироощущение, присущее периодам социальных кризисов, характерных для ХХ века.

ЭНВАЙРОНМЕНТ – от англ. «окружение». Одна из форм авангардного искусства второй половины ХХ века. Обширная пространственная композиция, охватывающая зрителя наподобие реального окружения. Игровое пространство, предполагающее определенные действия зрителей. Иногда создается имитация интерьера с людьми, куда вносятся элементы бредовой фантастики – энвайронмент натуралистического типа.

 

 

Вопросы зачета к разделу «История русского искусства X – XIX веков»

Древнерусское искусство

1. Древнерусское искусство как культурно-национальный феномен. Своеобразие путей развития, периодизация.

2. Художественная культура восточных славян. Язычество как система верований и его роль в развитии культуры дохристианской Руси.

3. Истоки и первообразы древнерусской архитектуры.

4. Искусство Киевской Руси Х-Х1 века. Стиль, формы, эстетические идеалы.

5. Архитектура Киевской Руси Х-Х1 вв. Софийский собор в Киеве, архитектура, росписи.

6. Икона как вид средневековой живописи. Канон, символика, техника, пространственная структура.

7. Икона домонгольской Руси. Особенности стиля и канона, основные памятники.

8. Духовный мир древнерусской иконы.

9. Архитектура Владимиро-Суздальской Руси. Этапы развития, художественные особенности, основные памятники.

10. Архитектура Новгорода ХП века. Типы храмов, художественные особенности, основные памятники.

11. Новгородская фреска ХП века. Формально-стилевые особенности, своеобразие тематики, основные памятники.

12. Новгородская икона ХШ-Х1У веков. Вариации византийского канона и формирование новгородской школы иконописи.

13. Новгородская архитектура Х1У века. Типы храмов, особенности архитектурно-художественного образа, основные памятники.

14. Монументальная живопись Новгорода Х1У века. Феофан Грек и его школа, образно-выразительные особенности, основные памятники.

15. Раннемосковская архитектура. Истоки стиля, типы храмов. Традиции и новаторство в зодчестве Ранней Москвы, основные памятники.

16. Русский большой иконостас как художественный ансамбль. Структура, роль в интерьере храма и в развитии русской иконописи.

17. Андрей Рублев. Особенности канона, техники, характер образов. Росписи Успенского собора во Владимире. «Звенигородский чин».

18. «Троица» А.Рублева как шедевр древнерусской иконописи. Духовные идеи, символика, композиционно-цветовое решение.

19. Строительство Московского Кремля в ХУ веке. Строительные приемы, архитектурные традиции и новаторство. Ансамбль Соборной площади. Принципы ансамбля.

20. Крепостная архитектура Москвы рубежа ХУ-ХУ1 веков. Ансамбль Московского Кремля, принципы ансамбля.

21. Новгородская икона ХУ века. Особенности новгородской школы иконописи. Описание и анализ основных памятников.

22. Дионисий. Особенности канона Дионисия. Иконы и монументальная живопись. Росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря.

23. Каменная шатровая архитектура ХУ1 века. Новые принципы объемно-пространственных композиций, основные памятники.

24. Крепостная архитектура и оборонные сооружения Москвы в ХУ1 веке.

25. Новгородская и московская икона ХУ1 века. Новая иконография, темы и образы. Основные памятники.

26. Строгоновская школа иконописи. История формирования, особенности канона и стиля. Художники, авторы строгоновских икон. Основные памятники.

27. Культовая архитектура Москвы ХУП века. «Обмирщение» архитектурных форм. Традиции и новаторство. «Узорочный» стиль в культовом зодчестве. Основные памятники.

28. Гражданская и культовая архитектура Москвы второй половины ХУП века. Новые типы храмов. «Московское барокко», основные памятники.

29. Московская икона ХУП века. Реформы в области иконописания. Трактаты И.Владимирова и С.Ушакова. «Обмирщение» иконописи.

30. Симон Ушаков – художник-новатор. Противоречивый характер живописных нововведений Ушакова, основные памятники.

31. Парсунная живопись ХУП века. Иконописные и мирские черты в парсуне. Основные памятники.

32. Оружейная палата Московского Кремля как центр художественных ремесел и художественного образования в Древней Руси.

33. Монументальная живопись второй половины ХУП века. Фрески Ярославля. Особенности тематики и стиля.

34. Древнерусский монастырь как архитектурно-художественный ансамбль.

 

Русское искусство XVIII века

1. XVIII век как новый этап в развитии русского искусства. Специфика художественных процессов. Проблема взаимодействия русского и западноевропейского искусства.

2. Строительство Петербурга в петровское время, основные принципы застройки. Решение градостроительных проблем.

3. Доменико Трезини – ведущий архитектор петровского времени. Особенности архитектурного мышления. Основные памятники.

4. Живописный портрет петровского времени. «Россика». Иван Никитин и Андрей Матвеев.

5. Развитие русской гравюры в петровское время. Алексей Зубов: виды и жанры гравюры, тематика, художественные особенности

6. Архитектура русского барокко. Характерные черты и национальное своеобразие. Ф.Б.Растрелли – выдающийся архитектор русского барокко.

7. Скульптура первой половины XVIII века. К.Б.Растрелли: основные памятники, художественные особенности.

8. Русская художественная жизнь середины XVIII века. канцелярия от Строений как художественно-образовательный центр Петербурга середины века.

9. Портретная живопись середины XVIII века. Илья Вишняков и Алексей Антропов.

10. Академия Художеств: принципы и система обучения, роль в художественной жизни и изобразительном искусстве России второй половины XVIII века.

11. Классицизм в русской архитектуре второй половины XVIII века. Этапы развития. Общая характеристика стиля. Русские и иностранные зодчие.

12. Монументальная и монументально-декоративная скульптура второй половины ХVIII века.

13. Конный памятник Петру I («Медный всадник») Э.Фальконе. Анализ содержания и пластической формы.

14. Федот Шубин. Образ екатерининской эпохи в портретной скульптуре Шубина. Основные памятники.

15. Антон Лосенко – художник и педагог, родоначальник русской академической живописи.

16. Портретная живопись второй половины XVIII века. Федор Рокотов: концепция личности, эстетический и нравственный идеал, своеобразие творческого почерка, основные памятники.

17. Дмитрий Левицкий – глава русской портретной живописи второй половины XVIII века. Концепция личности, стилевые направления, типы портретов, художественные особенности.

18. Владимир Боровиковский. Нравственный и эстетический идеал. Образы русского дворянства конца XVIII века.

19. Пейзажная живопись второй половины XVIII века. направления развития, виды пейзажа, характер пейзажных образов. Семен Щедрин, Федор Алексеев, Иван Тонков, Федор Матвеев.

20. Бытовая живопись второй половины XVIII века. Особенности тематики и живописно-образных решений. М.Шибанов, И.Фирсов, И.Ерменев.

 

Русское искусство XIX века

 

1. Архитектура Петербурга первой половины XIX века. Формирование ансамбля центральных площадей столицы. Основные памятники.

2. Архитектура Москвы первой половины XIX века. Своеобразие московского классицизма.

3. Эклектика и стилизаторство в русской архитектуре середины XIX века. Русско-византийский стиль.

4. Монументальная и монументально-декоративная скульптура первой половины XIX века. Классицистический синтез искусств.

5. Романтизм в русской портретной живописи первой половины XIX века. Орест Кипренский.

6. Алексей Венецианов. Эстетический и нравственный идеал Венецианова. Образы народа.

7. Педагогическая система Венецианова. Школа Венецианова. Художники круга Венецианова и их роль в развитии русской живописи XIX века.

8. Василий Тропинин. Образы московского дворянства в живописи Тропинина. Эволюция творчества.

9. Пейзажная живопись первой половины XIX века. Основные направления развития.

10. Акварельный портрет первой половины XIX века. Петр Соколов.

11. Историческая живопись первой половины XIX века. Ф.Бруни, К.Брюллов.

12. Александр Иванов. Ранний этап творчества. «Явление Христа народу»: творческий замысел, история создания, образно-пластические идеи.

13. Александр Иванов. Пейзажная живопись: творческий метод, художественные открытия. «Библейские эскизы».

14. Павел Федотов. Этапы творчества, эволюция бытового жанра.

15. 60-ые годы как этап в развитии русской реалистической живописи. Художники-шестидесятники: Н. Неврев, В. Пукирев, Л.Соломаткин, В.Якоби, И.Прянишников, Ф.Журавлев.

16. Василий Перов – глава художников-шестидесятников. Этапы творчества. Бытовая живопись, портрет.

17. Товарищество передвижных художественных выставок как самобытное явление русской художественной культуры второй половины XIX века. Идейная и эстетическая программа передвижников.

18. Бытовая живопись передвижников. Особенности тематики и художественной формы.

19. Портретная живопись передвижников. Концепция личности, круг моделей, особенности художественного языка.

20. Пейзажная живопись передвижников. Особенности тематики, трактовки образов природы. Стилевые направления и типы пейзажей.

21. Станковая скульптура второй половины XIX века. Особенности тематики и пластической формы. Скульптурный портрет. Марк Антокольский.

22. Василий Суриков – глава русской исторической живописи. Особенности содержания и художественной формы.

23. Монументальная скульптура второй половины XIX века. П.Клодт, А.Опекушин, М.Микешин.

24. Илья Репин. Бытовая, портретная, историческая живопись. Тема революционной борьбы в творчестве И.Репина.

25. Николай Ге. Историческая и евангельская тематика. Портрет. Особенности художественной формы.

26. В.В.Верещагин. Традиции и новаторство в батальной живописи. Основные тематические циклы.

27. Особенности художественных процессов в русском искусстве рубежа XIX-XX веков. Объединение «Мир искусства» как широкое общекультурное движение конца XIX – начала XX веков.

28. Творческое ядро объединения «Мир искусства»: А.Бенуа, К.Сомов, Е.Лансере, Л.Бакст, М.Добужинский, А.Головин.

29. Стиль модерн в изобразительном искусстве рубежа XIX-XX веков. Основные стилеобразующие черты в живописи, графике, скульптуре.

30. Виктор Васнецов. Былинные, сказочные, религиозные темы. Черты символизма и модерна в живописи.

31. Виктор Борисов-Мусатов. Своеобразие тематики, стиля, творческого почерка. Мир образов Борисова-Мусатова.

32. Михаил Врубель. Символизм и романтизм в живописи Врубеля. Образно-стилевые особенности. Тематика, жанры, виды искусства Врубеля.

33. Монументальная скульптура рубежа веков. Основные стилевые направления. П.Трубецкой, А.Матвеев, Н.Андреев, С.Волнухин.

34. Станковая скульптура рубежа веков. поиски новых пластических средств и образов. П.Трубецкой, А.Голубкина, С.Коненков.

35. Николай Рерих. Мир языческой славянкой старины в дореволюционном творчестве Рериха. Черты символизма и модерна в живописи Рериха.

36. Пейзажная живопись конца XIX – начала XX века. Основные стилевые направления, виды и типы пейзажа.

37. Константин Коровин. Особенности тематики и живописного языка.

38. Борис Кустодиев. Народные социальные утопии в живописи Кустодиева. Особенности формально-стилевой системы.

39. И.Левитан. Этапы творческого развития, характер пейзажных образов, основные памятники.

40. Михаил Нестеров. Нравственные и эстетические идеалы Нестерова. Тема «святой Руси» в живописи. Портреты.

41. Валентин Серов. Историческая, портретная, пейзажная живопись. Эволюция творчества.

42. Архитектура рубежа XIX-XX веков. Стиль модерн, «русские стили», неоклассицизм. Основные памятники.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: