Терминологический словарь




Древнерусское искусство

АПСИДА – полукруглый или граненый выступ с восточной стороны храма для алтаря, завершенный конхой.

АЛТАРЬ – пространство в восточной части храма, отделенное иконостасом, решеткой, парапетом. В центре алтаря – престол.

АРКАТУРА, АРКАТУРНЫЙ ПОЯС – декоративный мотив в виде ряда арочек, опирающихся на полуколонки. Применяется для оформления фасадов и интерьеров храмов и гражданских зданий.

АПОФЕОЗ – прославление лица или события. Апофеоз Богоматери – изображение вознесения Марии на небо.

АКАФИСТ – песнопение в честь Богоматери, прославление Богоматери, написанное в Византии в УП веке.

АНГЕЛ – греч. «вестник», бесплотный дух, созданный Богом.

АССИСТ. ИНОКОПЬ – в древнерусской иконописи линии, штрихи, лучи или орнаментальные мотивы, выполненные злотом по высохшему красочному слою. Рисунок под ассист наносится клеем, крепко схватывающим прижатые к нему золотые листочки.

БАРАБАН – венчающая часть храма, несущая купол, цилиндрической или многогранной формы.

БОЧКА – завершение здания, тип крыши в виде полуцилиндра с заостренным верхом килевидной формы.

ВОСЬМЕРИК – восьмигранник, объемная конструкция восьмигранной формы, в плане – восьмиугольник.

ГЛАВА – завершение церковной постройки в виде купола, «луковицы», шлема, конуса, шатра.

ГУЛЬБИЩЕ – галерея, наружная терраса, опоясывающая здание.

ГРИДНИЦА – парадное помещение для приема гостей, пиров и пр. в княжеских дворцах и домах знати в Древней Руси.

ГРАФЬЯ – в технике древнерусской иконописи или фрески контурный рисунок, процарапанный по левкасу (меловому грунту) или штукатурке. Назначение графьи – облегчить живописную работу надежной фиксацией рисунка.

ДЫНЬКА – декоративный мотив, напоминающий по форме дыню. Украшение резных столбов, наличников, порталов, стен зданий.

ДЕИСУС – греч. «моление, прошение». Икона, изображающая Иисуса Христа с Богоматерью справа и Иоанном Предтечей слева. Деисус, Деисусный чин – главный ряд иконостаса.

ДОЛИЧНОЕ ПИСЬМО – в древнерусской иконописи изображение всего, кроме ликов и незакрытых одеяниями частей тела: пейзажа, архитектурных элементов, утвари, одеяний.

ЗАКОМАРА – дугообразное, полукруглое или килевидное завершение верхней части одного прясла стены, соответствующее форме внутреннего свода.

ЗВОННИЦА – колокольня в древнерусской архитектуре. Плоская стена со сквозными проемами (звонами) наверху для колоколов.

ИКОНА – греч. «изображение, образ», разновидность средневековой станковой живописи с изображением Христа, Богородицы, святых, событий священной истории (праздников), произведение религиозного искусства, объект почитания в христианской религии.

ИКОНОГРАФИЯ – установленные каноном изображения святых, «праздников»; изучение и описание традиционных сюжетов.

ИКОНОСТАС – алтарная преграда в виде деревянной конструкции, установленная иконами в несколько ярусов. Оформился в Древней Руси в конце Х1У века.

ИЗРАЗЦЫ– покрытые цветной поливой керамические облицовочные плитки с сюжетными или орнаментальными рельефами.

КОЛОКОЛЬНЯ – высокое башнеобразное сооружение для подвески церковных колоколов, построенное вблизи церкви, либо как составная часть храма.

КОКОШНИК – декоративная закомара, по форме напоминающая древнерусский женский головной убор – кокошник; служит для украшения сводов, стен, барабанов, шатров и других частей церковных и гражданских зданий.

КРЕМЛЬ – общественный и административный центр древнерусского города, обнесенный крепостной стеной.

КРЕСТ – орудие казни Иисуса Христа, религиозный символ искупления и объект почитания.

КОВЧЕГ – углубление на поверхности иконы, где помещается ее основное, наиболее значимое изображение (средник).

КЛЕЙМО – элемент житийной иконы, небольшая композиция с самостоятельным сюжетом. Клейма располагаются вокруг крупного центрального изображения святого, в среднике иконы, обрамляя и дополняя его.

КУПОЛ – выпуклая крыша, свод в виде полушария; сводчатое перекрытие, внутренняя поверхность которого имеет форму полушария.

КОНХА – перекрытие апсиды в виде полукупола, одна четвертая часть сферы.

ЛОПАТКА – вертикальный плоский выступ на стене прямоугольной формы.

ЛУКОВИЦА – покрытие церковной главы, по форме напоминающее луковицу.

ЛИЧНОЕ ПИСЬМО – в древнерусской иконописи изображение ликов ли открытых частей тела (рук, ног).

ЛЕВКАС – наименование грунта в древнерусской живописи. В иконописи – слой мела на жидком клее; во фреске – верхний слой известковой штукатурки.

МАФОРИЙ – атрибут Богоматери, женское покрывало, спускающееся до плеч, до пояса или до земли.

МАНДОРЛА – изображение сияния, окружающего фигуры Христа и Богоматери в виде овала. Символ земной или небесной славы.

НИМБ – условное изображение сияния вокруг головы святого в виде круга, символ святости.

ОДИГИТРИЯ - греч. «путеводительница», один из иконографических типов Богоматери, прямоличное изображение Богоматери в рост или по пояс с младенцем Христом.

ОЗНАМЕНКА – в древнерусской иконописи нанесение линейного рисунка на левкас в начальной стадии работы над иконной, настенной живописью, миниатюрой; «назнаменить» или «ознаменить» икону – значить выполнить рисунок, создать линейную композицию для будущей раскраски.

ОМОФОР – наплечник, часть богослужебной одежды епископа в виде широкой ленты с крестами, наложенной на плечи. Атрибут св.Николая, св.Григория, Василия Великого.

ОРАНТА – греч. «молящаяся», изображение Богоматери в рост или по пояс с поднятыми до уровня лица руками и повернутыми наружу ладонями.

ОТЦЫЦЕРКВИ – христианские богословы, писатели, церковные деятели и авторитеты.ПАРУС – конструкция в виде вогнутого треугольника, соединяющая основание купола или барабана с опорными столпами.

ПАЛАТА – в древнерусской архитектуре зал, обычно бесстолпный или с одним, поддерживающим своды столпом.

ПАЛАТЫ– в древнерусской архитектуре жилое каменное или деревянное здание в два или более этажей. В ХУП веке палаты принимают характер дворцовых корпусов или особняков (палаты Волкова в Москве).

ПОВАЛУША – в древнерусской деревянной архитектуре башня в комплексе жилых хором, в которой находилось помещение для пиров. Могла быть и дозорной башней.

ПЛИНФА – плоский квадратный кирпич, характерный для Древней Руси строительный материал, размер кирпича 35,5 х 35,5 х 5 см.

ПОДКЛЕТ – нижний этаж храма или жилого дома в каменной и деревянной архитектуре Древней Руси.

ПРИДЕЛ – особый дополнительный алтарь в храме, обращенный к востоку впереди или позади главного алтаря.

ПРИТВОР - западная часть храма, отделенная от него глухой стеной – вход в храм.

ПАПЕРТЬ – площадка перед входом в храм, на которую ведут ступени.

ПИЛЯСТРА – лопатка в виде колонны с капителью и базой, служит для членения, украшения и укрепления стены.

ПАНАГИЯ – греч. «пресвятая», эпитет Богоматери. Небольшая икона в виде медальона с изображением Богоматери с младенцем Христом. Знак архиерейского достоинства.

ПЛАЩАНИЦА – полотнище с изображением Иисуса Христа, снятого с креста после распятия.

ПЛАВЬ, ОХРЕНИЕ, ВОХРЕНИЕ – мягкая светотеневая манера моделировки формы в древнерусской иконе способом наложения слоев желтой охры на темный фон санкиря.

ПРОБЕЛА, ДВИЖКИ – белильные штрихи, положенные поверх моделирующих объем слоев охры.

ПАВОЛОКА, ПРИВОЛОКА, НАСТИЛКА – в технологии древнерусской иконописи кусок холстины, приклеенный к поверхности деревянной доски перед нанесением на нее левкаса.

ПАРСУНА – искаженное слово «персона». Условное название произведений русской портретной живописи с середины и до конца ХУП века, сочетающих черты иконописного образа и реального персонажа.

ПРОРИСЬ. ПЕРЕВОД – контурный рисунок на бумаге, служащий живописцу образцом при компоновке иконы, настенной росписи, миниатюры; рисунок обычно прокладывается по основным линиям и переводился на дерево, стену, бумагу способом припороха.

ПРАЗДНИКИ – священные события евангельской истории.

САНКИРЬ, САНКИР – в древнерусской иконописи основной темный подкладочный фон, с которого начинается исполнение ликов и других открытых частей тела святых.

СКЛАДЕНЬ – в древнерусском искусстве икона, состоящая из нескольких складывающихся частей с самостоятельными изображениями на каждой. Обычны трехчастные складни, средняя часть которых прикладывалась двумя боковыми створками.

СТОЛПНИК – молчальник, поборник строгой отшельнической жизни, пребывающий на столпе или в любом месте, не доступном для людей.

САНКИРЬ, САНКИР – в древнерусской иконописи основной темный подкладочный фон, с которого начинается исполнение ликов и других открытых частей тела святых.

ТРАПЕЗНАЯ – пристройка с западной стороны церкви или отдельно стоящей палаты, служащая местом общественных собраний или трапез.

ФИЛЕНКА – прямоугольное углубление в стене в виде узкой вертикальной щели.

ФРЯЗЬ, ФРЯЖСКОЕ ПИСЬМО – «фряжский» - иноземный. Древнерусское наименование отклонений в иконописной практике от условных канонических приемов изображения в сторону большей правдивости. Увлечение «фрязью» особенно усилилось в живописи ХУП века.

ХОРЫ– балкон внутри христианского храма в западной его части над входом.

ЦЕРКОВЬ – культовое здание, предназначенное для христианского богослужения; организация христианского духовенства и верующих.

ШАТЕР – высокое остроконечное покрытие здания в виде четырех- или восьмиугольной пирамиды.

 

Русское искусство XVIII века

АКСЕССУАР – (побочный, дополнительный) в изобразительном искусстве предмет второстепенного значения, дополняющий характеристику центрального образа и небезразличный для выражения замысла в целом.

АЛЛЕГОРИЯ – от греч. «иносказание». В изобразительном искусстве олицетворение наиболее отвлеченных понятий, изображение их через ассоциативно близкие предметы, существа, образы. Аллегория – зримое наглядное воплощение отвлеченных идей и понятий.

АТРИБУТ – от лат. «свойство, принадлежность». В области изобразительного искусства – постоянный отличительный признак того или иного героя художественного произведения. Чаще всего используется в произведениях на мифологические или религиозные сюжеты. Атрибут нередко оказывается основным средством для определения сюжета или героя подобных произведений.

АТЛАНТ – мужская фигура, исполненная как несущая архитектурная деталь взамен колонны, пилястры, кронштейна.

ВОЛЮТА – архитектурно-декоративная деталь в форме завитка, входит в состав ионической и коринфской капителей или применяется отдельно от ордера как декоративная или конструктивная деталь в сооружениях барочного типа.

ДЕСЮДЕПОРТ – живописная или скульптурная композиция декоративного назначения, помещенная над дверью или связанная с ней как элемент оформления стены в целом. Десюдепорт широко применялся в украшении интерьеров дворцовых зданий XVIII века.

КАРТУШ – декоративное оформление надписи или эмблемы, представленное в виде щита или полуразвернутого свитка. Скульптурно, орнаментально оформленный герб на фасаде здания.

КОНКЛЮЗИЯ – популярный жанр в гравюре петровского времени. Конклюзия - аллегорическая композиция, сочетающая множество разнородных элементов, таких как виды городов, сражений, ландшафтов; портреты, медальоны с гербами, щиты, картуши, ленты с текстами и т.п., заключенных в пышные барочные рамы. Гравюры конклюзий, насыщенные символами и эмблемами, создавались по случаю знаменательных государственных событий.

МАСКЕРОН (МАСКАРОН) – декоративный скульптурный рельеф в виде фантастической маски человека или животного, широко применялся как элемент архитектурной декорации в XVIII – XIX веках.

ОРНАМЕНТ – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов, растительных, геометрических, сюжетных и т.п.

ПАМЯТНИК – в широком смысле – объект, являющийся частью культурного наследия человечества, страны, народа. В узком смысле – произведение искусства, созданное для увековечения памяти об определенном событии, человеке. Скульптурный памятник рассчитан на обозрение его большим числом людей и играет важную роль в организации окружающего пространства.

ПАРАПЕТ – ограда, перила или невысокая стенка, проходящая по краю крыши, террасы, балкона, вдоль моста, набережной, дороги и т.п. в качестве заграждения.

ПЛАФОН – потолок или любое перекрытие интерьера: плоское, сводчатое, купольное. Украшающее потолок произведение живописи или скульптуры, сюжетное или орнаментальное, важная часть декоративного убранства церковных и парадных дворцовых помещений.

ПАРКЕТ – материал в виде небольших древесных строганных планок для покрытия пола. Само покрытие пола. Особая сложность рисунка паркетных планок присуща дворцовым полихромным паркетам XVIII века, набранным из ценных пород дерева (палисандр, красное, эбеновое и др.)

РАСКРЕПОВКА – небольшой выступ плоскости фасада, антаблемента, карниза. Применяется для членения, пластического обогащения фасада.

РИЗАЛИТ – часть здания, выступающая за основную линию фасада.

РАКУРС – перспективное сокращение предметов при близкой точке зрения. В декоративных росписях ракурс применяется для эффектной передачи движения форм в пространстве.

РОТОНДА – центрическое сооружение, круглая в плане постройка, обычно увенчанная куполом: храм, мавзолей, павильон, зал и т.п.

РОКАЙЛЬ – главный элемент орнамента стиля рококо: изгибающиеся вычурные формы, напоминающие раковину. Рокайль – мотив орнамента в виде стилизованной раковины или термин, применяющийся для обозначения стиля рококо, синоним стиля рококо.

РОКОКО – стиль в архитектуре, в основном в отделке интерьеров, в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве России середины XVIII века, отражающий свойственные аристократии гедонизм, стремление к роскоши.

САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО – искусство создания садов, парков, бульваров, скверов и других озеленяемых участков. Специфика садово-паркового искусства: использование в организации пространства живого растительного материала, непрерывно меняющего свой облик и объединение в одно целое элементов природы и художественного творчества (архитектуры, скульптуры, фонтанов и т.п.).

СТАТУЯ – один из основных видов круглой скульптуры – свободно стоящее объеме изображение человеческой фигуры или животного, реже какого-либо фантастического существа.

СТАФФАЖ - от нем. «украшать картины фигурами». Фигурки людей и животных, изображаемые в пейзажной живописи для оживления вида и имеющие второстепенное значение. Иногда стаффаж выполнятся не автором, а другим художником.

ФАСАД – внешний вид, внешняя поверхность наружных стен здания.

ШПИЛЬ – вертикальное остроконечное завершение здания в виде сильно вытянутых вверх конуса или пирамиды, увенчанных флагом, скульптурным или резным изображением.

ЭМБЛЕМА – обозначение значительного понятия или отвлеченной идеи посредством какого-либо условного знака или изображения. В отличие от символа эмблема не пытается образно воплотить содержание понятия или идеи, а лишь указывает на них, ограничиваясь чисто условной связью.

Русское искусство XIX века

АКАДЕМИЗМ – направление, сложившееся в Императорской Академии художеств к середине XIX века. Академизм основан на догматическом следовании внешним формам классицизма, а также эклектическом сочетании стилевых приемов классицизма, романтизма, реализма. Академизм – стиль официального искусства России второй половины XIX века.

АКРОТЕРИЙ - скульптурное украшение в архитектуре классицизма и барокко. Акротерии размещаются на крышах зданий, на вершинах фронтонов. Изобразительные мотивы: пальметты, грифоны, декоративные вазы, статуи.

АМПИР – стиль в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве России первой трети XIX века. Образец для ампира – искусство императорского Рима.

АНТРЕСОЛЬ – верхний полуэтаж с низким полком, встроенный в объем основного здания, характерный для особняков и усадебных зданий России первой половины XIX века; или род балкона внутри высокого помещения.

БАЛЛЮСТРАДА – ограждение лестниц, балконов. Терраса, снабженная перилами, опирающимися на ряд балясин, фигурных столбиков.

БЕЛЬВЕДЕР – возвышающаяся над кровлей часть здания в виде беседки или небольшого павильона, откуда можно обозревать окрестности.

БЕЛЬЭТАЖ – этаж, расположенный над цоколем здания и выделяющийся на его фасаде представительностью, декором, иногда размером.

БОСКЕТ – мотив садово-парковой архитектуры: ряд близко посаженных деревьев и кустарников, ровно подстриженных и образующих непрерывную зеленую стену декоративного ограждения.

РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ – вариант русского стиля, принятый в России в 30-50-ых годах для соборов, дворцов, общественных зданий, ориентированный на композиционную и декоративную систему Древнерусского зодчества.

ГРОТ – вид паркового сооружения, напоминающий пещеру. Кладка грота выполняется из «дикого»необработанного камня, а отделка – из ракушек. Увлечение гротами в садово-парковой архитектуре связано с романтической символикой,, размышлениями о бренности сущего.

КЛАССИЦИЗМ - художественный стиль в русской архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве России второй половины XVIII – первой половине XIX века, ориентированный на подражание формам античной архитектуры и искусства как идеальному эстетическому эталону.

КУРТИНА – цветочная грядка, клумба; группа однородных деревьев или кустов в парке; часть крепостного вала между бастионами.

МЕЦЕНАТ – лицо, обладающее властью и богатством, оказывающее материальную поддержку художникам. В настоящее время более употребителен термин «спонсор».

МЕЗОНИН – надстройка над средней частью небольшого жилого дома. Верхний полуэтаж мезонина часто имеет балкон или террасу над входом.

МЕМОРИАЛЬНОЕ СООРУЖЕНИЕ – произведение архитектуры или скульптуры, создаваемое в память значительных событий (монумент, пирамида, мавзолей, надгробие, триумфальная арка, обелиск).

ПЕЙЗАЖНЫЙ ПАРК – другие названия: «английский парк», «натуральный сад», парк с живописной планировочной композицией, созданной как подражание естественной природе. Особенности пейзажного парка – извилистые аллеи и дорожки, свободные формы прудов, каналы, лужайки и пр.

ПЕРЕДВИЖНИКИ – русские художники-реалисты, участники Товарищества передвижных художественных выставок, объединения, созданного в 1870 году. «Золотой век» передвижничества – 70-80-ые годы XIX века.

РОМАНТИЗМ – идейное и художественное направление в русском искусстве первой трети XIX века. Романтизм как особый вид мировоззрения и как художественное направление одно из наиболее сложных и внутренне противоречивых явлений в истории искусства. Для романтиков характерен глубокий интерес к человеческой личности, неповторимости ее вешних и внутренних характеристик, в первую очередь, к миру эмоций. Утверждение свободы творчества, торжества индивидуального вкуса, интерес к человеческой истории, особенно к средневековью, антимещанство, антибуржуазность – характерные черты романтизма.

 

Вопросы экзамена к разделу «Русское искусство XX века»

1. Русское искусство начала ХХ века (1900-1917 гг.): особенности художественных процессов. Творческие объединения «Голубая роза» и «Бубновый валет».

2. Русский авангард. Основные направления. Общество «Супремус».

3. Искусство периода гражданской войны и первых лет советской власти (1918-1922 гг.) Ленинский план монументальной пропаганды и его осуществление. Политический плакат. Оформительское искусство. Станковая живопись.

4. Советская живопись 20-ых годов. Направления и группировки. Ассоциация художников революционной России (АХРР). Общество станковистов (ОСТ).

5. Социалистический реализм как творческий метод советского искусства. Основные методологические принципы. Соцреализм в живописи 30-ых годов.

6. Историко-революционный, портретный и бытовой жанры в живописи 30-ых годов.

7. Скульптура 30-ых годов. Вера Мухина.

8. Архитектура 30-ых годов. Типы зданий, принципы градостроительства. «Сталинский ампир».

9. Искусство периода великой Отечественной войны. Графика: политический плакат, карикатура. Фронтовые зарисовки. Графические серии «Не забудем, не простим» (Д. Шмаринов), «Лениград в дни блокады» (А.Пахомов).

10. Советская живопись 40-ых годов. Историко-батальный, историко-революционный и бытовой жанры.

11. Советская живопись и скульптура 50-ых годов. Тема Великой Отечественной войны. Влияние культа личности на развитие искусства послевоенного периода.

12. Советское искусство 60-ых годов. «Суровый стиль» в живописи, графике и скульптуре.

13. Советская живопись 70-ых годов: основные направления, творческие поиски, образно-стилевые тенденции. «Молодежное искусство».

14. «Смысловая картина» 70-ых годов. Творчество лидирующей группы, женщин-художниц: Н.Нестеровой, Т.Назаренко, Е.Романовой, О.Кирилловой.

15. Китч как явление отечественной художественной культуры 70-80-ых годов.

16. Живопись «эпохи перестройки» (90-ые годы). Концептуальное искусство. Основные направления: фотореализм, перформанс, экспрессионизм, соц-арт и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: