Древнерусское искусство
АПСИДА – полукруглый или граненый выступ с восточной стороны храма для алтаря, завершенный конхой.
АЛТАРЬ – пространство в восточной части храма, отделенное иконостасом, решеткой, парапетом. В центре алтаря – престол.
АРКАТУРА, АРКАТУРНЫЙ ПОЯС – декоративный мотив в виде ряда арочек, опирающихся на полуколонки. Применяется для оформления фасадов и интерьеров храмов и гражданских зданий.
АПОФЕОЗ – прославление лица или события. Апофеоз Богоматери – изображение вознесения Марии на небо.
АКАФИСТ – песнопение в честь Богоматери, прославление Богоматери, написанное в Византии в УП веке.
АНГЕЛ – греч. «вестник», бесплотный дух, созданный Богом.
АССИСТ. ИНОКОПЬ – в древнерусской иконописи линии, штрихи, лучи или орнаментальные мотивы, выполненные злотом по высохшему красочному слою. Рисунок под ассист наносится клеем, крепко схватывающим прижатые к нему золотые листочки.
БАРАБАН – венчающая часть храма, несущая купол, цилиндрической или многогранной формы.
БОЧКА – завершение здания, тип крыши в виде полуцилиндра с заостренным верхом килевидной формы.
ВОСЬМЕРИК – восьмигранник, объемная конструкция восьмигранной формы, в плане – восьмиугольник.
ГЛАВА – завершение церковной постройки в виде купола, «луковицы», шлема, конуса, шатра.
ГУЛЬБИЩЕ – галерея, наружная терраса, опоясывающая здание.
ГРИДНИЦА – парадное помещение для приема гостей, пиров и пр. в княжеских дворцах и домах знати в Древней Руси.
ГРАФЬЯ – в технике древнерусской иконописи или фрески контурный рисунок, процарапанный по левкасу (меловому грунту) или штукатурке. Назначение графьи – облегчить живописную работу надежной фиксацией рисунка.
ДЫНЬКА – декоративный мотив, напоминающий по форме дыню. Украшение резных столбов, наличников, порталов, стен зданий.
ДЕИСУС – греч. «моление, прошение». Икона, изображающая Иисуса Христа с Богоматерью справа и Иоанном Предтечей слева. Деисус, Деисусный чин – главный ряд иконостаса.
ДОЛИЧНОЕ ПИСЬМО – в древнерусской иконописи изображение всего, кроме ликов и незакрытых одеяниями частей тела: пейзажа, архитектурных элементов, утвари, одеяний.
ЗАКОМАРА – дугообразное, полукруглое или килевидное завершение верхней части одного прясла стены, соответствующее форме внутреннего свода.
ЗВОННИЦА – колокольня в древнерусской архитектуре. Плоская стена со сквозными проемами (звонами) наверху для колоколов.
ИКОНА – греч. «изображение, образ», разновидность средневековой станковой живописи с изображением Христа, Богородицы, святых, событий священной истории (праздников), произведение религиозного искусства, объект почитания в христианской религии.
ИКОНОГРАФИЯ – установленные каноном изображения святых, «праздников»; изучение и описание традиционных сюжетов.
ИКОНОСТАС – алтарная преграда в виде деревянной конструкции, установленная иконами в несколько ярусов. Оформился в Древней Руси в конце Х1У века.
ИЗРАЗЦЫ– покрытые цветной поливой керамические облицовочные плитки с сюжетными или орнаментальными рельефами.
КОЛОКОЛЬНЯ – высокое башнеобразное сооружение для подвески церковных колоколов, построенное вблизи церкви, либо как составная часть храма.
КОКОШНИК – декоративная закомара, по форме напоминающая древнерусский женский головной убор – кокошник; служит для украшения сводов, стен, барабанов, шатров и других частей церковных и гражданских зданий.
КРЕМЛЬ – общественный и административный центр древнерусского города, обнесенный крепостной стеной.
КРЕСТ – орудие казни Иисуса Христа, религиозный символ искупления и объект почитания.
КОВЧЕГ – углубление на поверхности иконы, где помещается ее основное, наиболее значимое изображение (средник).
КЛЕЙМО – элемент житийной иконы, небольшая композиция с самостоятельным сюжетом. Клейма располагаются вокруг крупного центрального изображения святого, в среднике иконы, обрамляя и дополняя его.
КУПОЛ – выпуклая крыша, свод в виде полушария; сводчатое перекрытие, внутренняя поверхность которого имеет форму полушария.
КОНХА – перекрытие апсиды в виде полукупола, одна четвертая часть сферы.
ЛОПАТКА – вертикальный плоский выступ на стене прямоугольной формы.
ЛУКОВИЦА – покрытие церковной главы, по форме напоминающее луковицу.
ЛИЧНОЕ ПИСЬМО – в древнерусской иконописи изображение ликов ли открытых частей тела (рук, ног).
ЛЕВКАС – наименование грунта в древнерусской живописи. В иконописи – слой мела на жидком клее; во фреске – верхний слой известковой штукатурки.
МАФОРИЙ – атрибут Богоматери, женское покрывало, спускающееся до плеч, до пояса или до земли.
МАНДОРЛА – изображение сияния, окружающего фигуры Христа и Богоматери в виде овала. Символ земной или небесной славы.
НИМБ – условное изображение сияния вокруг головы святого в виде круга, символ святости.
ОДИГИТРИЯ - греч. «путеводительница», один из иконографических типов Богоматери, прямоличное изображение Богоматери в рост или по пояс с младенцем Христом.
ОЗНАМЕНКА – в древнерусской иконописи нанесение линейного рисунка на левкас в начальной стадии работы над иконной, настенной живописью, миниатюрой; «назнаменить» или «ознаменить» икону – значить выполнить рисунок, создать линейную композицию для будущей раскраски.
ОМОФОР – наплечник, часть богослужебной одежды епископа в виде широкой ленты с крестами, наложенной на плечи. Атрибут св.Николая, св.Григория, Василия Великого.
ОРАНТА – греч. «молящаяся», изображение Богоматери в рост или по пояс с поднятыми до уровня лица руками и повернутыми наружу ладонями.
ОТЦЫЦЕРКВИ – христианские богословы, писатели, церковные деятели и авторитеты.ПАРУС – конструкция в виде вогнутого треугольника, соединяющая основание купола или барабана с опорными столпами.
ПАЛАТА – в древнерусской архитектуре зал, обычно бесстолпный или с одним, поддерживающим своды столпом.
ПАЛАТЫ– в древнерусской архитектуре жилое каменное или деревянное здание в два или более этажей. В ХУП веке палаты принимают характер дворцовых корпусов или особняков (палаты Волкова в Москве).
ПОВАЛУША – в древнерусской деревянной архитектуре башня в комплексе жилых хором, в которой находилось помещение для пиров. Могла быть и дозорной башней.
ПЛИНФА – плоский квадратный кирпич, характерный для Древней Руси строительный материал, размер кирпича 35,5 х 35,5 х 5 см.
ПОДКЛЕТ – нижний этаж храма или жилого дома в каменной и деревянной архитектуре Древней Руси.
ПРИДЕЛ – особый дополнительный алтарь в храме, обращенный к востоку впереди или позади главного алтаря.
ПРИТВОР - западная часть храма, отделенная от него глухой стеной – вход в храм.
ПАПЕРТЬ – площадка перед входом в храм, на которую ведут ступени.
ПИЛЯСТРА – лопатка в виде колонны с капителью и базой, служит для членения, украшения и укрепления стены.
ПАНАГИЯ – греч. «пресвятая», эпитет Богоматери. Небольшая икона в виде медальона с изображением Богоматери с младенцем Христом. Знак архиерейского достоинства.
ПЛАЩАНИЦА – полотнище с изображением Иисуса Христа, снятого с креста после распятия.
ПЛАВЬ, ОХРЕНИЕ, ВОХРЕНИЕ – мягкая светотеневая манера моделировки формы в древнерусской иконе способом наложения слоев желтой охры на темный фон санкиря.
ПРОБЕЛА, ДВИЖКИ – белильные штрихи, положенные поверх моделирующих объем слоев охры.
ПАВОЛОКА, ПРИВОЛОКА, НАСТИЛКА – в технологии древнерусской иконописи кусок холстины, приклеенный к поверхности деревянной доски перед нанесением на нее левкаса.
ПАРСУНА – искаженное слово «персона». Условное название произведений русской портретной живописи с середины и до конца ХУП века, сочетающих черты иконописного образа и реального персонажа.
ПРОРИСЬ. ПЕРЕВОД – контурный рисунок на бумаге, служащий живописцу образцом при компоновке иконы, настенной росписи, миниатюры; рисунок обычно прокладывается по основным линиям и переводился на дерево, стену, бумагу способом припороха.
ПРАЗДНИКИ – священные события евангельской истории.
САНКИРЬ, САНКИР – в древнерусской иконописи основной темный подкладочный фон, с которого начинается исполнение ликов и других открытых частей тела святых.
СКЛАДЕНЬ – в древнерусском искусстве икона, состоящая из нескольких складывающихся частей с самостоятельными изображениями на каждой. Обычны трехчастные складни, средняя часть которых прикладывалась двумя боковыми створками.
СТОЛПНИК – молчальник, поборник строгой отшельнической жизни, пребывающий на столпе или в любом месте, не доступном для людей.
САНКИРЬ, САНКИР – в древнерусской иконописи основной темный подкладочный фон, с которого начинается исполнение ликов и других открытых частей тела святых.
ТРАПЕЗНАЯ – пристройка с западной стороны церкви или отдельно стоящей палаты, служащая местом общественных собраний или трапез.
ФИЛЕНКА – прямоугольное углубление в стене в виде узкой вертикальной щели.
ФРЯЗЬ, ФРЯЖСКОЕ ПИСЬМО – «фряжский» - иноземный. Древнерусское наименование отклонений в иконописной практике от условных канонических приемов изображения в сторону большей правдивости. Увлечение «фрязью» особенно усилилось в живописи ХУП века.
ХОРЫ– балкон внутри христианского храма в западной его части над входом.
ЦЕРКОВЬ – культовое здание, предназначенное для христианского богослужения; организация христианского духовенства и верующих.
ШАТЕР – высокое остроконечное покрытие здания в виде четырех- или восьмиугольной пирамиды.
Русское искусство XVIII века
АКСЕССУАР – (побочный, дополнительный) в изобразительном искусстве предмет второстепенного значения, дополняющий характеристику центрального образа и небезразличный для выражения замысла в целом.
АЛЛЕГОРИЯ – от греч. «иносказание». В изобразительном искусстве олицетворение наиболее отвлеченных понятий, изображение их через ассоциативно близкие предметы, существа, образы. Аллегория – зримое наглядное воплощение отвлеченных идей и понятий.
АТРИБУТ – от лат. «свойство, принадлежность». В области изобразительного искусства – постоянный отличительный признак того или иного героя художественного произведения. Чаще всего используется в произведениях на мифологические или религиозные сюжеты. Атрибут нередко оказывается основным средством для определения сюжета или героя подобных произведений.
АТЛАНТ – мужская фигура, исполненная как несущая архитектурная деталь взамен колонны, пилястры, кронштейна.
ВОЛЮТА – архитектурно-декоративная деталь в форме завитка, входит в состав ионической и коринфской капителей или применяется отдельно от ордера как декоративная или конструктивная деталь в сооружениях барочного типа.
ДЕСЮДЕПОРТ – живописная или скульптурная композиция декоративного назначения, помещенная над дверью или связанная с ней как элемент оформления стены в целом. Десюдепорт широко применялся в украшении интерьеров дворцовых зданий XVIII века.
КАРТУШ – декоративное оформление надписи или эмблемы, представленное в виде щита или полуразвернутого свитка. Скульптурно, орнаментально оформленный герб на фасаде здания.
КОНКЛЮЗИЯ – популярный жанр в гравюре петровского времени. Конклюзия - аллегорическая композиция, сочетающая множество разнородных элементов, таких как виды городов, сражений, ландшафтов; портреты, медальоны с гербами, щиты, картуши, ленты с текстами и т.п., заключенных в пышные барочные рамы. Гравюры конклюзий, насыщенные символами и эмблемами, создавались по случаю знаменательных государственных событий.
МАСКЕРОН (МАСКАРОН) – декоративный скульптурный рельеф в виде фантастической маски человека или животного, широко применялся как элемент архитектурной декорации в XVIII – XIX веках.
ОРНАМЕНТ – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов, растительных, геометрических, сюжетных и т.п.
ПАМЯТНИК – в широком смысле – объект, являющийся частью культурного наследия человечества, страны, народа. В узком смысле – произведение искусства, созданное для увековечения памяти об определенном событии, человеке. Скульптурный памятник рассчитан на обозрение его большим числом людей и играет важную роль в организации окружающего пространства.
ПАРАПЕТ – ограда, перила или невысокая стенка, проходящая по краю крыши, террасы, балкона, вдоль моста, набережной, дороги и т.п. в качестве заграждения.
ПЛАФОН – потолок или любое перекрытие интерьера: плоское, сводчатое, купольное. Украшающее потолок произведение живописи или скульптуры, сюжетное или орнаментальное, важная часть декоративного убранства церковных и парадных дворцовых помещений.
ПАРКЕТ – материал в виде небольших древесных строганных планок для покрытия пола. Само покрытие пола. Особая сложность рисунка паркетных планок присуща дворцовым полихромным паркетам XVIII века, набранным из ценных пород дерева (палисандр, красное, эбеновое и др.)
РАСКРЕПОВКА – небольшой выступ плоскости фасада, антаблемента, карниза. Применяется для членения, пластического обогащения фасада.
РИЗАЛИТ – часть здания, выступающая за основную линию фасада.
РАКУРС – перспективное сокращение предметов при близкой точке зрения. В декоративных росписях ракурс применяется для эффектной передачи движения форм в пространстве.
РОТОНДА – центрическое сооружение, круглая в плане постройка, обычно увенчанная куполом: храм, мавзолей, павильон, зал и т.п.
РОКАЙЛЬ – главный элемент орнамента стиля рококо: изгибающиеся вычурные формы, напоминающие раковину. Рокайль – мотив орнамента в виде стилизованной раковины или термин, применяющийся для обозначения стиля рококо, синоним стиля рококо.
РОКОКО – стиль в архитектуре, в основном в отделке интерьеров, в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве России середины XVIII века, отражающий свойственные аристократии гедонизм, стремление к роскоши.
САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО – искусство создания садов, парков, бульваров, скверов и других озеленяемых участков. Специфика садово-паркового искусства: использование в организации пространства живого растительного материала, непрерывно меняющего свой облик и объединение в одно целое элементов природы и художественного творчества (архитектуры, скульптуры, фонтанов и т.п.).
СТАТУЯ – один из основных видов круглой скульптуры – свободно стоящее объеме изображение человеческой фигуры или животного, реже какого-либо фантастического существа.
СТАФФАЖ - от нем. «украшать картины фигурами». Фигурки людей и животных, изображаемые в пейзажной живописи для оживления вида и имеющие второстепенное значение. Иногда стаффаж выполнятся не автором, а другим художником.
ФАСАД – внешний вид, внешняя поверхность наружных стен здания.
ШПИЛЬ – вертикальное остроконечное завершение здания в виде сильно вытянутых вверх конуса или пирамиды, увенчанных флагом, скульптурным или резным изображением.
ЭМБЛЕМА – обозначение значительного понятия или отвлеченной идеи посредством какого-либо условного знака или изображения. В отличие от символа эмблема не пытается образно воплотить содержание понятия или идеи, а лишь указывает на них, ограничиваясь чисто условной связью.
Русское искусство XIX века
АКАДЕМИЗМ – направление, сложившееся в Императорской Академии художеств к середине XIX века. Академизм основан на догматическом следовании внешним формам классицизма, а также эклектическом сочетании стилевых приемов классицизма, романтизма, реализма. Академизм – стиль официального искусства России второй половины XIX века.
АКРОТЕРИЙ - скульптурное украшение в архитектуре классицизма и барокко. Акротерии размещаются на крышах зданий, на вершинах фронтонов. Изобразительные мотивы: пальметты, грифоны, декоративные вазы, статуи.
АМПИР – стиль в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве России первой трети XIX века. Образец для ампира – искусство императорского Рима.
АНТРЕСОЛЬ – верхний полуэтаж с низким полком, встроенный в объем основного здания, характерный для особняков и усадебных зданий России первой половины XIX века; или род балкона внутри высокого помещения.
БАЛЛЮСТРАДА – ограждение лестниц, балконов. Терраса, снабженная перилами, опирающимися на ряд балясин, фигурных столбиков.
БЕЛЬВЕДЕР – возвышающаяся над кровлей часть здания в виде беседки или небольшого павильона, откуда можно обозревать окрестности.
БЕЛЬЭТАЖ – этаж, расположенный над цоколем здания и выделяющийся на его фасаде представительностью, декором, иногда размером.
БОСКЕТ – мотив садово-парковой архитектуры: ряд близко посаженных деревьев и кустарников, ровно подстриженных и образующих непрерывную зеленую стену декоративного ограждения.
РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ – вариант русского стиля, принятый в России в 30-50-ых годах для соборов, дворцов, общественных зданий, ориентированный на композиционную и декоративную систему Древнерусского зодчества.
ГРОТ – вид паркового сооружения, напоминающий пещеру. Кладка грота выполняется из «дикого»необработанного камня, а отделка – из ракушек. Увлечение гротами в садово-парковой архитектуре связано с романтической символикой,, размышлениями о бренности сущего.
КЛАССИЦИЗМ - художественный стиль в русской архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве России второй половины XVIII – первой половине XIX века, ориентированный на подражание формам античной архитектуры и искусства как идеальному эстетическому эталону.
КУРТИНА – цветочная грядка, клумба; группа однородных деревьев или кустов в парке; часть крепостного вала между бастионами.
МЕЦЕНАТ – лицо, обладающее властью и богатством, оказывающее материальную поддержку художникам. В настоящее время более употребителен термин «спонсор».
МЕЗОНИН – надстройка над средней частью небольшого жилого дома. Верхний полуэтаж мезонина часто имеет балкон или террасу над входом.
МЕМОРИАЛЬНОЕ СООРУЖЕНИЕ – произведение архитектуры или скульптуры, создаваемое в память значительных событий (монумент, пирамида, мавзолей, надгробие, триумфальная арка, обелиск).
ПЕЙЗАЖНЫЙ ПАРК – другие названия: «английский парк», «натуральный сад», парк с живописной планировочной композицией, созданной как подражание естественной природе. Особенности пейзажного парка – извилистые аллеи и дорожки, свободные формы прудов, каналы, лужайки и пр.
ПЕРЕДВИЖНИКИ – русские художники-реалисты, участники Товарищества передвижных художественных выставок, объединения, созданного в 1870 году. «Золотой век» передвижничества – 70-80-ые годы XIX века.
РОМАНТИЗМ – идейное и художественное направление в русском искусстве первой трети XIX века. Романтизм как особый вид мировоззрения и как художественное направление одно из наиболее сложных и внутренне противоречивых явлений в истории искусства. Для романтиков характерен глубокий интерес к человеческой личности, неповторимости ее вешних и внутренних характеристик, в первую очередь, к миру эмоций. Утверждение свободы творчества, торжества индивидуального вкуса, интерес к человеческой истории, особенно к средневековью, антимещанство, антибуржуазность – характерные черты романтизма.
Вопросы экзамена к разделу «Русское искусство XX века»
1. Русское искусство начала ХХ века (1900-1917 гг.): особенности художественных процессов. Творческие объединения «Голубая роза» и «Бубновый валет».
2. Русский авангард. Основные направления. Общество «Супремус».
3. Искусство периода гражданской войны и первых лет советской власти (1918-1922 гг.) Ленинский план монументальной пропаганды и его осуществление. Политический плакат. Оформительское искусство. Станковая живопись.
4. Советская живопись 20-ых годов. Направления и группировки. Ассоциация художников революционной России (АХРР). Общество станковистов (ОСТ).
5. Социалистический реализм как творческий метод советского искусства. Основные методологические принципы. Соцреализм в живописи 30-ых годов.
6. Историко-революционный, портретный и бытовой жанры в живописи 30-ых годов.
7. Скульптура 30-ых годов. Вера Мухина.
8. Архитектура 30-ых годов. Типы зданий, принципы градостроительства. «Сталинский ампир».
9. Искусство периода великой Отечественной войны. Графика: политический плакат, карикатура. Фронтовые зарисовки. Графические серии «Не забудем, не простим» (Д. Шмаринов), «Лениград в дни блокады» (А.Пахомов).
10. Советская живопись 40-ых годов. Историко-батальный, историко-революционный и бытовой жанры.
11. Советская живопись и скульптура 50-ых годов. Тема Великой Отечественной войны. Влияние культа личности на развитие искусства послевоенного периода.
12. Советское искусство 60-ых годов. «Суровый стиль» в живописи, графике и скульптуре.
13. Советская живопись 70-ых годов: основные направления, творческие поиски, образно-стилевые тенденции. «Молодежное искусство».
14. «Смысловая картина» 70-ых годов. Творчество лидирующей группы, женщин-художниц: Н.Нестеровой, Т.Назаренко, Е.Романовой, О.Кирилловой.
15. Китч как явление отечественной художественной культуры 70-80-ых годов.
16. Живопись «эпохи перестройки» (90-ые годы). Концептуальное искусство. Основные направления: фотореализм, перформанс, экспрессионизм, соц-арт и др.