Укажите общие черты, объединяющие оставшиеся произведения и понятия.




ОКРУЖНОЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫШКОЛЬНИКОВ

ПО ИСКУССТВУ (МХК)

Класс

Задание 1.

Из предложенного ряда уберите, на Ваш взгляд, лишние произведения или понятия. Аргументируйте свой выбор.

Укажите общие черты, объединяющие оставшиеся произведения и понятия.

    Психологический роман
    Кармен-сюита Соncerto grosso

 

Ответ:

Лишними в данном ряду являются:

1) психологический роман, так как этот литературный жанр утвердился в XIX веке. В качестве примера можно привести роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

2) «Кармен-сюита», так как это балет Р.Щедрина, написанный в 1967 году на основе оперы Ж.Бизе «Кармен». Балет был написан и поставлен для М.Плисецкой.

3) автопортрет Тициана, который он начал писать в 1550 году в возрасте 73 лет. Живописец предстаёт перед нами сильным и уверенным в себе и своих силах человеком. В прищуренном взгляде мастера — неподдельный интерес к жизни и мудрость. В образе прочитывается идеал человека Ренессанса, наделенного разумом и бессмертной душой, обладающего добродетелью и безграничными творческими возможностями, свободного в своих поступках и помыслах, поставленного в центр мироздания самой природой. Совсем другим является идеал мужчины в эпоху барокко: это джентльмен, что в переводе с английского значит «мягкий», «нежный», «спокойный», что можно увидеть на парном мужском портрете в верхнем ряду.

Все оставшиеся произведения и понятия можно с уверенностью отнести к искусству барокко. Среди них можно назвать:

1) скульптуру Л.Бернини «Аполлон и Дафна». История Аполлона и Дафны - история нимфы, отвергшей любовь бога. Скульптор запечатлел последние мгновения ее жизни в человеческом облике. Уже трепещут листьями лавра ее волосы, обвившие руки, а Аполлон в отчаянии пытается обнять ее прекрасный стан.

2) «Похищение Ганимеда» П.-П.Рубенса. Картина написана на мифологический сюжет. Из-за своей необычайной красоты Ганимед, когда он пас отцовские стада на склонах Иды, был похищен Зевсом, превратившимся в орла, и унесён на Олимп; там Ганимед исполнял обязанности виночерпия, разливая на пирах богам нектар.

3) Портрет лордов Джона и Бернарда Стюартов кисти А.ван Дейка, запечатлевшего молодых английских аристократов.

4) Большой Екатерининский дворец в Царском Селе, перестроенный Б.Растрелли. Зодчий использует ордер при оформлении фасада, большие выступы колоннад, с раскреповками антаблемента над ними, большие декоративные оконные проёмы. Всё это создаёт богатую игру светотени. Обилие лепнины и декоративной скульптуры, многоцветие фасада (голубой, белый и золотистый цвета) придают зданию эмоциональный, насыщенный, праздничный и очень торжественный облик.

5) Соncerto grosso – большой концерт. Инструментальный жанр в музыке, зародившийся в эпоху барокко. Состоит из многих частей, построенных на контрастном звучании. В соncerto grosso чередуются и противопоставляются звучания всего состава исполнителей и группы солистов. В качестве примера можно привести соncerto grosso А.Корелли и А.Вивальди.

Пять представленных произведений и понятий в данном ряду имеют общие характеристики, так, например, в них можно отметить свойственные барокко контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектацию, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств.

Анализ ответа. Оценка.

1. Участник правильно определяет лишние произведения и понятия в предложенном ряду. 3 балла (по 1 баллу за каждый правильный выбор).

2. Приводит аргументы в пользу своего выбора. 1 балл (по 1 баллу за обоснование выбора).

3. Правильно указывает общие черты, характерные для стиля барокко. 5 баллов (1-5 баллов).

4. Правильно определяет предложенные произведения и понятия. 13 баллов (время утверждения жанра психологического романа, Р.Щедрин, год написания балета, Ж.Бизе опера «Кармен», автопортрет Тициана, год создания портрета, Л.Бернини «Аполлон и Дафна», знание сюжета, П.-П.Рубенс «Похищение Ганимеда», знание сюжета, А.ван Дейк «Портрет лордов Стюартов», Б Растрелли Дворец в Царском Селе, знание музыкального жанра соncerto grosso). (По 1 баллу за каждую единицу информации).

5. Оправданно расширяет рамки ответа. 7 баллов (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», М.Плисецкая, возраст Тициана, характеристика образа в «Автопортрете» Тициана, анализ архитектурного решения Екатерининского дворца Б.Растрелли, А. Корелли, А.Вивальди). (По 1 баллу за каждую единицу дополнительной информации).

Общая оценка 29 баллов.

Задание 2.

Определи художественное произведение по фрагменту. Что на нём изображено? Определи эпоху и название. Представь описание всей скульптуры. Как данный фрагмент раскрывает образ?

 

Ответ:

Представлен фрагмент древнеегипетских парных статуй царевича Рахотепа и его супруги Нофрет, относящихся к периоду Древнего Царства. Данные статуи выполнены по строгим египетским канонам и представляют собой фигуры, сидящие на троне с прижатыми к груди и лежащими на коленях руками и сомкнутыми ногами. Застылость, фронтальность поз, ощущение фигур, вписанных в каменные блоки, абсолютная неподвижность. Бесстрастные лица, неподвижные, устремлённые сквозь время и пространства взгляды. Всё в этих статуях передаёт главную идею Древнего Египта – обретение вечности. Статуи выполнены из камня. Фигура Рахотепа окрашена в красновато-коричневый цвет, а Нофрет — в светло-жёлтый. Царевна изображена в белой облегающей одежде и в коротком чёрном парике, на шее у неё разноцветное ожерелье.

Помещённые в поминальные храмы и гробницы статуи Древнего Египта олицетворяли собой двойников-Ка умерших и являлись вместилищем их душ, а потому отличались портретным сходством с ними. Несмотря на то, что перед нами портретные статуи, Рахотеп и Нофрет традиционно изображаются без возрастных характеристик, в идеальном возрасте, то есть достигшими расцвета духовных и физических сил.

 

Анализ ответа. Оценка.

1. Участник правильно определяет название художественного произведения и время его создания. 1 балл

2. Правильно называет 7 других деталей и их композиционное положение, (сидящие на троне, прижатые к груди руки, руки, лежащие на коленях, сомкнутые ноги, окрашенность фигур, белая одежда Нофрет, разноцветное ожерелье). 7 баллов. (По 1 баллу за каждую деталь).

3. Называет характеристики пластического образа, (застылость, фронтальность поз; ощущение фигур, вписанных в каменные блоки; абсолютная неподвижность; бесстрастные лица; неподвижные, устремлённые сквозь время и пространство взгляды; портретное сходство; идеальный возраст). 8 баллов. (По 1 баллу за каждую характеристику)

4. Оправданно расширяет рамки ответа (египетский канон, помещение скульптур в поминальных храмах и гробницах, двойники-Ка). 3 балла, (по 1 баллу за каждую единицу расширения).

5. Участник передаёт идею образа. 3 балла. (1- 3 балла в зависимости от глубины и качества ответа).

 

Общая оценка - 22 балла.

 

Задание 3.

Прослушайте музыкальное произведение. Подберите 15 определений, передающих характер, настроение и интонации музыкального звучания. (Дополнительно: определите, к какой эпохе относится данное музыкальное произведение). музыка

 

Ответ: Собранное, идущее за словом, распевное, акапелльное, унисонное, молитвенная сосредоточенность, низкое, бархатное, мужское, круглящееся, повторяющееся, строгое, устремлённое к одному звуку, заполняющее все внутреннее пространство.

Это церковное пение эпохи Средневековья.

Анализ ответа. Оценка.

1. Участник называет 4 определения, фиксирующих его знания теории музыки (акапелльное, унисонное, повторяющееся, устремлённое к одному звуку). 4 балла (по 1 баллу за каждое определение).

2. Участник называет 6 определений, передающих характер музыки (собранное, идущее за словом, распевное, низкое, мужское, строгое). 3 балла (по 0,5 балла за каждое определение).

3. Участник называет 4 определения, передающих особенности музыкальных интонаций в отдельных, но ярких и ёмких образах (молитвенная сосредоточенность, бархатное, круглящееся, заполняющее все внутреннее пространство). 6 баллов (по 1,5 балла за каждое определение).

3. Участник называет определения, не соответствующие характеру и интонационному звучанию музыкального произведения. (0 баллов за каждое определение)

4. Участник определяет эпоху создания музыкального произведения. 2 балла

Общая оценка 18 баллов.

 

 

Задание 4.

Выберите один из предложенных вариантов. Проведите сравнительный анализ двух произведений искусства. Ответ оформите в виде небольшого связного текста. Не забудьте показать, как средства выразительности «работают» на основную идею произведения.

I.

 

Ответ:

Для сравнительного анализа предложены два пластических произведения: скульптура Королевского портала Шартрского собора 12 века и скульптура западного портала собора в Реймсе середины 13 века.

Оба они, как видно, являются не отдельно стоящими статуями, а подчинёнными архитектуре. Между фигурами и за ними заметны колонки, располагающиеся уступами. Это, в обоих случаях, скульптура, оформляющая порталы храмов. Однако их различное пластическое решение даёт возможность отнести их к разным периодам средневекового искусства. Скульптура собора в Шартре кажется вырастающей из тела здания, фигуры непомерно вытянуты и уподоблены колоннам. Тела бесплотны, ступни ног «зависают» над консолями, что подчёркивает мотив парения. Их драпировки воспринимаются почти как каннелюры или как продолжение резных узоров, которые заполняют поверхность между статуями. Фигуры составляют композиционную группу и в то же время не взаимодействуют друг с другом. Каждый персонаж представлен фронтально, в молитвенной сосредоточенности и обращенности к Богу. Жесты обладают жизненной выразительностью, черты «портретности» оживляют лица и придают некоторую индивидуальность каждому персонажу. В образах передано молитвенное предстояние, доминирование духовного начала над плотским. Эта скульптура относится к романскому стилю, образы которого отличаются стремление к повышенной одухотворенности. Совсем по-другому мыслит сцену мастер Реймского собора. Взаимоотношения между персонажами обретают б о льшую сложность. Фигуры отличаются весомостью и пластичностью. Они слегка повернуты друг к другу, правая рука Марии, поднятая к груди, и левая рука Елизаветы, поддерживающая одежды, замыкают пространство около группы. Образы резче противопоставлены друг другу: Мария юна и женственна, Елизавета стара и мудра. При этом между статуями существует духовное и пластическое единство. Пространство между статуями оказывается пронизанным духовными связями. Единство эмоциональной атмосферы подчеркивает ритм мелких складок. Пластический язык мастера богат, смена точки зрения привносит новые акценты и характеристики образа. Готическая пластика, гармонически сочетаясь с архитектурой, не слепо подчиняется ей, а как бы живет своей жизнью в громаде собора. Пред нами уже не застывшие фигуры-столбы, не образы-символы, деформированные в архитектурном орнаменте, а пусть и робко, но задвигавшиеся, как бы живые фигуры, каждым жестом и мимикой вступающие с нами в общение. Так выражено воздействие нового духа, которая несла с собой конкретная в своих устремлениях, все решительнее обращенная к человеку городская культура позднего средневековья. Анализ ответа. Оценка. 1. Участник правильно определяет произведения искусства, предложенные для анализа. 2 балла. 2. Участник владеет навыками анализа художественного произведения 11 баллов: - умеет использовать в анализе особенности выразительных средств пластического языка. 3 балла. (1- 3 балла в зависимости от глубины и качества ответа) - умеет соотносить образный строй двух произведений разных видов искусства. 3 балла. (1- 3 балла в зависимости от глубины и качества ответа) - демонстрирует понимание художественного образа (выявляет центральные образы, фиксирующие замысел авторов – образ человека в романском и готическом стиле). 3 балла. (1- 3 балла в зависимости от глубины и качества ответа) - умеет увидеть идею эпохи, выраженную в предложенных произведениях. 2 балла (1- 3 балла в зависимости от глубины и качества ответа). 3. Наличие личностной оценки по отношению к произведениям искусства. 2 балл. (максимально 2 балла) 4. Грамотно и связно излагает ответ. 2 балла. Общая оценка – 17 баллов.  

 

 

 

II.

Тогда принял Бог человека как творение неопределенного образа и, поставив его в центре мира, сказал: "Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные. О, высшая щедрость Бога-отца! О высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, чем хочет!

II. Ответ: Для сравнения представлены произведения, относящиеся к Эпохе Возрождения. Это фреска Рафаэля Санти «Афинская школа» и трактат Пико Делла Мирандола «О достоинстве Человека».

Это одна из 4-х фресок, созданных Рафаэлем Санти в личных покоях (станцах) папы Юлия II в Ватикане. (1508—1511 гг.). Тема росписи — духовная деятельность человека и его возможности в познании мира, созданного Творцом. В данной фреске - «Афинская школа» — Рафаэль воплотил представления ренессансных гуманистов о Золотом времени античного гуманизма и перенес эту утопию в современную ему среду. Под высокими сводами архитектуры эпохи Возрождения, на ступенях широкой лестницы, он расположил непринужденными выразительными группами афинских философов и поэтов, занятых беседой или погруженных в ученые занятия и размышления. В центре композиции — фигуры Аристотеля и Платона. Платон (в красном плаще и с портретными чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу — в знак того, что мир идей обретается в горних пределах; Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз — в знак того, что познание мира связано с земным опытом. Эти фигуры символически показывают место и назначение человека, как его понимали в эпоху Возрождения: Человек создан как существо духовное по образу и подобию Божию, он соединяет Небо и Землю, и в то же время, он способен понять Замысел Творца о Мироздании. По замыслу мастера, проникнутому идеями неоплатонизма, подобное сходство должно было символизировать воздействие и глубинное родство античной философии и новой теологии.

Эта же идея просматривается в приведенном отрывке из трактата Пико Дела Мирандола «О достоинстве Человека». Эта знаменитая речь написана в 1487 и является наиболее известным трактатом Эпохи Возрождения, в котором отразился способ мышления эпохи; в нем защищается тезис о безграничной свободе человека. Автор обращается к человеку от лица Создателя Вселенной. Пико Дела Мирандола волнуют проблемы места человека в мире в новую эпоху, когда совершаются великие открытия в области географии, астрономии, математике и т.д. Возрастает роль человека в познании и преображении мира. Об этом и пишет автор, помещая человека в центре мироздания, наделяя его свободой выбора: «Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире». Текст трактата очень эмоционален и образен, в нём много эпитетов и образных сравнений: «Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные».

Именно так определяли роль человека в мире гуманисты Возрождения.

 

Анализ ответа. Оценка.

3. Участник правильно определяет произведения искусства, предложенные для анализа. 2 балла.

4. Участник владеет навыками анализа художественного произведения 9 баллов:

- умеет использовать в анализе особенности выразительных средств разных видов искусства. (понимает особенности композиции живописного произведения, упоминает эпитеты и сравнения как выразительные средства литературы). 2 балла. (1- 3 балла в зависимости от глубины и качества ответа)

- умеет соотносить образный строй двух произведений разных видов искусства. (описание живописного произведения фрагментарно носит субъективно-оценочный характер: погружённые в размышления, непринуждённые группы; отмечен эмоционально-образный строй текста трактата) - 1 балл. (1- 3 балла в зависимости от глубины и качества ответа)

- демонстрирует понимание художественного образа. (выявляет центральные образы, фиксирующие замысел авторов – образ ренессансного человека) - 3 балла. (1- 3 балла в зависимости от глубины и качества ответа)

- умеет увидеть идею эпохи, выраженную в предложенных произведениях. 3 балла (1- 3 балла в зависимости от глубины и качества ответа).

3. Наличие личностной оценки по отношению к произведениям искусства. 1 балл. (максимально 2 балла)

4. Грамотно и связно излагает ответ. 2 балла.

Общая оценка – 14 баллов.

 

  Происхождению – почтенье, Но сам ты – что? Происхождение Тобой не приобретено. Богатство – тоже благо, но Что есть оно? Судьбы каприз: Прыжки мяча то вверх, то вниз! И в славе – сладость, но она Так ненадежна, неверна. Прельщает тела красота, Минула ночь – прощай, мечта! Здоровье – клад, но с древних пор Хворь начеку, как ловкий вор. И сила – драгоценный ларь, Но где она, когда ты стар?!  

 

III. Ответ: Для сравнения представлены произведения, относящиеся к Северному возрождению. Это центральная часть триптиха И.Босха «Воз сена» (1500-1502) и «Корабль дураков», стихотворная сатира С.Бранта (1494).

Задание 5.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: