ОКРУЖНОЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫШКОЛЬНИКОВ
ПО ИСКУССТВУ (МХК)
Класс
Задание 1.
Из предложенного ряда уберите, на Ваш взгляд, лишние произведения или понятия. Аргументируйте свой выбор.
Укажите общие черты, объединяющие оставшиеся произведения и понятия.
Психологический роман | |||
Кармен-сюита | Соncerto grosso |
Ответ:
Лишними в данном ряду являются:
1) психологический роман, так как этот литературный жанр утвердился в XIX веке. В качестве примера можно привести роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
2) «Кармен-сюита», так как это балет Р.Щедрина, написанный в 1967 году на основе оперы Ж.Бизе «Кармен». Балет был написан и поставлен для М.Плисецкой.
3) автопортрет Тициана, который он начал писать в 1550 году в возрасте 73 лет. Живописец предстаёт перед нами сильным и уверенным в себе и своих силах человеком. В прищуренном взгляде мастера — неподдельный интерес к жизни и мудрость. В образе прочитывается идеал человека Ренессанса, наделенного разумом и бессмертной душой, обладающего добродетелью и безграничными творческими возможностями, свободного в своих поступках и помыслах, поставленного в центр мироздания самой природой. Совсем другим является идеал мужчины в эпоху барокко: это джентльмен, что в переводе с английского значит «мягкий», «нежный», «спокойный», что можно увидеть на парном мужском портрете в верхнем ряду.
Все оставшиеся произведения и понятия можно с уверенностью отнести к искусству барокко. Среди них можно назвать:
1) скульптуру Л.Бернини «Аполлон и Дафна». История Аполлона и Дафны - история нимфы, отвергшей любовь бога. Скульптор запечатлел последние мгновения ее жизни в человеческом облике. Уже трепещут листьями лавра ее волосы, обвившие руки, а Аполлон в отчаянии пытается обнять ее прекрасный стан.
2) «Похищение Ганимеда» П.-П.Рубенса. Картина написана на мифологический сюжет. Из-за своей необычайной красоты Ганимед, когда он пас отцовские стада на склонах Иды, был похищен Зевсом, превратившимся в орла, и унесён на Олимп; там Ганимед исполнял обязанности виночерпия, разливая на пирах богам нектар.
3) Портрет лордов Джона и Бернарда Стюартов кисти А.ван Дейка, запечатлевшего молодых английских аристократов.
4) Большой Екатерининский дворец в Царском Селе, перестроенный Б.Растрелли. Зодчий использует ордер при оформлении фасада, большие выступы колоннад, с раскреповками антаблемента над ними, большие декоративные оконные проёмы. Всё это создаёт богатую игру светотени. Обилие лепнины и декоративной скульптуры, многоцветие фасада (голубой, белый и золотистый цвета) придают зданию эмоциональный, насыщенный, праздничный и очень торжественный облик.
5) Соncerto grosso – большой концерт. Инструментальный жанр в музыке, зародившийся в эпоху барокко. Состоит из многих частей, построенных на контрастном звучании. В соncerto grosso чередуются и противопоставляются звучания всего состава исполнителей и группы солистов. В качестве примера можно привести соncerto grosso А.Корелли и А.Вивальди.
Пять представленных произведений и понятий в данном ряду имеют общие характеристики, так, например, в них можно отметить свойственные барокко контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектацию, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств.
Анализ ответа. Оценка.
1. Участник правильно определяет лишние произведения и понятия в предложенном ряду. 3 балла (по 1 баллу за каждый правильный выбор).
2. Приводит аргументы в пользу своего выбора. 1 балл (по 1 баллу за обоснование выбора).
3. Правильно указывает общие черты, характерные для стиля барокко. 5 баллов (1-5 баллов).
4. Правильно определяет предложенные произведения и понятия. 13 баллов (время утверждения жанра психологического романа, Р.Щедрин, год написания балета, Ж.Бизе опера «Кармен», автопортрет Тициана, год создания портрета, Л.Бернини «Аполлон и Дафна», знание сюжета, П.-П.Рубенс «Похищение Ганимеда», знание сюжета, А.ван Дейк «Портрет лордов Стюартов», Б Растрелли Дворец в Царском Селе, знание музыкального жанра соncerto grosso). (По 1 баллу за каждую единицу информации).
5. Оправданно расширяет рамки ответа. 7 баллов (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», М.Плисецкая, возраст Тициана, характеристика образа в «Автопортрете» Тициана, анализ архитектурного решения Екатерининского дворца Б.Растрелли, А. Корелли, А.Вивальди). (По 1 баллу за каждую единицу дополнительной информации).
Общая оценка 29 баллов.
Задание 2.
Определи художественное произведение по фрагменту. Что на нём изображено? Определи эпоху и название. Представь описание всей скульптуры. Как данный фрагмент раскрывает образ?
Ответ:
Представлен фрагмент древнеегипетских парных статуй царевича Рахотепа и его супруги Нофрет, относящихся к периоду Древнего Царства. Данные статуи выполнены по строгим египетским канонам и представляют собой фигуры, сидящие на троне с прижатыми к груди и лежащими на коленях руками и сомкнутыми ногами. Застылость, фронтальность поз, ощущение фигур, вписанных в каменные блоки, абсолютная неподвижность. Бесстрастные лица, неподвижные, устремлённые сквозь время и пространства взгляды. Всё в этих статуях передаёт главную идею Древнего Египта – обретение вечности. Статуи выполнены из камня. Фигура Рахотепа окрашена в красновато-коричневый цвет, а Нофрет — в светло-жёлтый. Царевна изображена в белой облегающей одежде и в коротком чёрном парике, на шее у неё разноцветное ожерелье.
Помещённые в поминальные храмы и гробницы статуи Древнего Египта олицетворяли собой двойников-Ка умерших и являлись вместилищем их душ, а потому отличались портретным сходством с ними. Несмотря на то, что перед нами портретные статуи, Рахотеп и Нофрет традиционно изображаются без возрастных характеристик, в идеальном возрасте, то есть достигшими расцвета духовных и физических сил.
Анализ ответа. Оценка.
1. Участник правильно определяет название художественного произведения и время его создания. 1 балл
2. Правильно называет 7 других деталей и их композиционное положение, (сидящие на троне, прижатые к груди руки, руки, лежащие на коленях, сомкнутые ноги, окрашенность фигур, белая одежда Нофрет, разноцветное ожерелье). 7 баллов. (По 1 баллу за каждую деталь).
3. Называет характеристики пластического образа, (застылость, фронтальность поз; ощущение фигур, вписанных в каменные блоки; абсолютная неподвижность; бесстрастные лица; неподвижные, устремлённые сквозь время и пространство взгляды; портретное сходство; идеальный возраст). 8 баллов. (По 1 баллу за каждую характеристику)
4. Оправданно расширяет рамки ответа (египетский канон, помещение скульптур в поминальных храмах и гробницах, двойники-Ка). 3 балла, (по 1 баллу за каждую единицу расширения).
5. Участник передаёт идею образа. 3 балла. (1- 3 балла в зависимости от глубины и качества ответа).
Общая оценка - 22 балла.
Задание 3.
Прослушайте музыкальное произведение. Подберите 15 определений, передающих характер, настроение и интонации музыкального звучания. (Дополнительно: определите, к какой эпохе относится данное музыкальное произведение). музыка
Ответ: Собранное, идущее за словом, распевное, акапелльное, унисонное, молитвенная сосредоточенность, низкое, бархатное, мужское, круглящееся, повторяющееся, строгое, устремлённое к одному звуку, заполняющее все внутреннее пространство.
Это церковное пение эпохи Средневековья.
Анализ ответа. Оценка.
1. Участник называет 4 определения, фиксирующих его знания теории музыки (акапелльное, унисонное, повторяющееся, устремлённое к одному звуку). 4 балла (по 1 баллу за каждое определение).
2. Участник называет 6 определений, передающих характер музыки (собранное, идущее за словом, распевное, низкое, мужское, строгое). 3 балла (по 0,5 балла за каждое определение).
3. Участник называет 4 определения, передающих особенности музыкальных интонаций в отдельных, но ярких и ёмких образах (молитвенная сосредоточенность, бархатное, круглящееся, заполняющее все внутреннее пространство). 6 баллов (по 1,5 балла за каждое определение).
3. Участник называет определения, не соответствующие характеру и интонационному звучанию музыкального произведения. (0 баллов за каждое определение)
4. Участник определяет эпоху создания музыкального произведения. 2 балла
Общая оценка 18 баллов.
Задание 4.
Выберите один из предложенных вариантов. Проведите сравнительный анализ двух произведений искусства. Ответ оформите в виде небольшого связного текста. Не забудьте показать, как средства выразительности «работают» на основную идею произведения.
I.
Ответ:
Для сравнительного анализа предложены два пластических произведения: скульптура Королевского портала Шартрского собора 12 века и скульптура западного портала собора в Реймсе середины 13 века.
|
II.
Тогда принял Бог человека как творение неопределенного образа и, поставив его в центре мира, сказал: "Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные. О, высшая щедрость Бога-отца! О высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, чем хочет! |
II. Ответ: Для сравнения представлены произведения, относящиеся к Эпохе Возрождения. Это фреска Рафаэля Санти «Афинская школа» и трактат Пико Делла Мирандола «О достоинстве Человека».
Это одна из 4-х фресок, созданных Рафаэлем Санти в личных покоях (станцах) папы Юлия II в Ватикане. (1508—1511 гг.). Тема росписи — духовная деятельность человека и его возможности в познании мира, созданного Творцом. В данной фреске - «Афинская школа» — Рафаэль воплотил представления ренессансных гуманистов о Золотом времени античного гуманизма и перенес эту утопию в современную ему среду. Под высокими сводами архитектуры эпохи Возрождения, на ступенях широкой лестницы, он расположил непринужденными выразительными группами афинских философов и поэтов, занятых беседой или погруженных в ученые занятия и размышления. В центре композиции — фигуры Аристотеля и Платона. Платон (в красном плаще и с портретными чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу — в знак того, что мир идей обретается в горних пределах; Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз — в знак того, что познание мира связано с земным опытом. Эти фигуры символически показывают место и назначение человека, как его понимали в эпоху Возрождения: Человек создан как существо духовное по образу и подобию Божию, он соединяет Небо и Землю, и в то же время, он способен понять Замысел Творца о Мироздании. По замыслу мастера, проникнутому идеями неоплатонизма, подобное сходство должно было символизировать воздействие и глубинное родство античной философии и новой теологии.
Эта же идея просматривается в приведенном отрывке из трактата Пико Дела Мирандола «О достоинстве Человека». Эта знаменитая речь написана в 1487 и является наиболее известным трактатом Эпохи Возрождения, в котором отразился способ мышления эпохи; в нем защищается тезис о безграничной свободе человека. Автор обращается к человеку от лица Создателя Вселенной. Пико Дела Мирандола волнуют проблемы места человека в мире в новую эпоху, когда совершаются великие открытия в области географии, астрономии, математике и т.д. Возрастает роль человека в познании и преображении мира. Об этом и пишет автор, помещая человека в центре мироздания, наделяя его свободой выбора: «Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире». Текст трактата очень эмоционален и образен, в нём много эпитетов и образных сравнений: «Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные».
Именно так определяли роль человека в мире гуманисты Возрождения.
Анализ ответа. Оценка.
3. Участник правильно определяет произведения искусства, предложенные для анализа. 2 балла.
4. Участник владеет навыками анализа художественного произведения 9 баллов:
- умеет использовать в анализе особенности выразительных средств разных видов искусства. (понимает особенности композиции живописного произведения, упоминает эпитеты и сравнения как выразительные средства литературы). 2 балла. (1- 3 балла в зависимости от глубины и качества ответа)
- умеет соотносить образный строй двух произведений разных видов искусства. (описание живописного произведения фрагментарно носит субъективно-оценочный характер: погружённые в размышления, непринуждённые группы; отмечен эмоционально-образный строй текста трактата) - 1 балл. (1- 3 балла в зависимости от глубины и качества ответа)
- демонстрирует понимание художественного образа. (выявляет центральные образы, фиксирующие замысел авторов – образ ренессансного человека) - 3 балла. (1- 3 балла в зависимости от глубины и качества ответа)
- умеет увидеть идею эпохи, выраженную в предложенных произведениях. 3 балла (1- 3 балла в зависимости от глубины и качества ответа).
3. Наличие личностной оценки по отношению к произведениям искусства. 1 балл. (максимально 2 балла)
4. Грамотно и связно излагает ответ. 2 балла.
Общая оценка – 14 баллов.
Происхождению – почтенье, Но сам ты – что? Происхождение Тобой не приобретено. Богатство – тоже благо, но Что есть оно? Судьбы каприз: Прыжки мяча то вверх, то вниз! И в славе – сладость, но она Так ненадежна, неверна. Прельщает тела красота, Минула ночь – прощай, мечта! Здоровье – клад, но с древних пор Хворь начеку, как ловкий вор. И сила – драгоценный ларь, Но где она, когда ты стар?! |
III. Ответ: Для сравнения представлены произведения, относящиеся к Северному возрождению. Это центральная часть триптиха И.Босха «Воз сена» (1500-1502) и «Корабль дураков», стихотворная сатира С.Бранта (1494).
Задание 5.