спонтанной деятельности фантазии и затем "фиксируемых" во взаимной
Договоренности. Однако мы играем не потому, что в окружающем социуме имеются
Игры: игры наличны и возможны лишь потому, что мы играем в сущностной основе
Своей.
Чем мы играем? На этот вопрос нельзя ответить сразу и недвусмысленно.
Всякий игрок играет прежде всего самим собой, принимая на себя определенную
Смысловую функцию в смысловом целом общественной игры: он играет средствами
Игры (игралищами), вещами, признанными подходящими для игры или специально
Для нее изготовленными. К таким средствам относятся: игровое поле,
Обозначения границ, отметки, необходимые инструменты, вспомогательные
средства вещественного характера. Не все игралища есть игрушки в строгом
смысле слова. Там, где игра является в чистой двигательной форме (спорт,
соревнования и т.д.), она нуждается в разнообразном игровом инвентаре. Но
чем больше игра приобретает черты игры-представления, тем больше в игровом
инвентаре от настоящей игрушки. Кажется, что об игрушке может рассказать
любой ребенок, и, однако, природа игрушки -- темная, запутанная проблема.
Само название двусмысленно: мы зовем какую-либо вещь игрушкой, когда
Считаем, что можно приспособить ее для игры. Мы говорим сейчас как бы со
Стороны; с точки зрения неиграющего, не вовлеченного в игру. Какие-то чисто
Природные вещи могут показаться нам пригодными для чужой игры, например
Ракушки на берегу для детской игры. С другой стороны, нам известно об
Искусственном производстве и изготовлении игрушек для определенной игровой
Потребности. Значит, люди не производят игрушки в игре: они производят их в
Труде, серьезном трудовом действии, снабжающем игрушками рынок? Человеческий
Труд, таким образом, производит не только средства пропитания и инструменты
Для обработки природного материала, он производит жизненно необходимые вещи
И для других измерений бытия, производит оружие воина, украшения женщин,
Культовый инвентарь для богослужения и -- игрушку, насколько игрушкой могут
Быть искусственные вещи. С этой точки зрения, игрушка есть один из предметов
В общем контексте единой мировой реальности, бытующий иначе, но все же не
менее реально, чем, например, играющий ребенок. Кукла -- чучело из
пластмассы, приобретаемое за определенную цену. Для девочки, играющей в
куклу, кукла -- "ребенок", а сама она -- его "мама". Конечно же, девочка не
становится жертвой заблуждения, она не путает безжизненную куклу с живым
ребенком.
Играющая девочка живет одновременно в двух царствах: в обычной
Действительности и в сфере нереального, воображаемого. В своей игре она
Называет куклу ребенком: игрушка обладает магическими чертами, она
Возникает, в строгом смысле, не благодаря промышленному производству, она
Возникает не в процессе труда, но в игре и из игры, насколько последняя
Является проектом особого смыслового измерения, не включающаяся в
Действительность, но, скорее, парящего над нею в качестве некоей неуловимой
Видимости. Здесь раскрывается сфера возможного, не связанная с течением
Реальных событий, область, которая, хоть и нуждается в месте и использует
Его, занимает пространство и время, но сама по себе не является частью
Реального пространства и времени: нереальное место в нереальном пространстве
И времени. Игрушка возникает тогда, когда мы перестаем рассматривать ее в
Качестве фабричного изделия, извне, и начинаем смотреть на нее глазами
Игрока, в рамках единого смыслового контекста игрового мира. Творческое
Порождение игрового мира -- особенная продуктивность игры-представления --
Чаще всего имеет место в рамках коллективного действия, сыгранности игрового
Сообщества. Созидая игровой мир, играющие не остаются в стороне от своего
Создания, они не остаются вовне, но сами вступают в игровой мир и играют там
Определенные роли. Внутри созданного фантазией творческого проекта игрового
мира играющие маскируют себя как "творцов", некоторым образом теряются в
Своих созданиях, погружаются в свою роль и встречаются с партнером по игре,
которые также играют определенные роли. Конечно, вещи игрового мира никоим
образом не перекрывают реальные вещи реального мира: они лишь преобразуют их
в атмосфере продуцированного смысла, но не меняют их реально в их бытии.
Сила игровой фантазии в реальности, разумеется, есть бессилие. Если говорить
Об изменении бытия, то здесь игра, очевидно, не может сравниться с