Структурные элементы урока




Введение

Урок как форма обучения возникла в середине XVI века. Она была обоснована Я.А. Каменским как «полезная коллективная форма» обучения детей одного возраста и одного уровня готовности. В России форма обучения в виде урока закрепилась в 1786 году, уставом Екатерины II. В дальнейшем о важности именно такой формы обучения убедительно писал К.Д. Ушинский, и именно она оказалась самой живучей. На то есть целый ряд причин: передача знаний одним человеком всему классу, наличие помещения, специальных условий, пособий, учебников, возможность быть воспитанным в коллективе, живое общение с учителем и сверстниками, а главное – экономичность и возможность массового обучения. Последние годы в современной педагогике стали появляться критические замечания в адрес урока как формы обучения. Главный недостаток – это стандартность построения урока, ведущая к формализму знаний, однотипность в изучении материала, трудности сочетания различных форм работы. Вследствие этого у школьников возникает психологический дискомфорт и негативизм к процессу обучения. Конечно, говорить о смене обучения не стоит, а вот обратить внимание на форму проведения урока смысл есть. Ведь как писал К.Д. Ушинский: «Учитель живет до тех пор, пока учится; как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Эту цитату можно перефразировать и в адрес школы. Что такое современный урок? Каким должен быть современный урок? Современный урок должен, прежде всего, научить ребенка учиться, общаться и помочь осознать себя. Для этого ученику на уроке необходимо быть полноправным действующим лицом. Подчас на уроке солирует педагог, а необходимо, чтобы говорил не только учитель, но и ученик. Монологическое объяснение и требование воспроизвести сказанное учителем не должно являться основным методом в обучении.

Глава 1. Урок – форма повышения методического мастерства

Дидактическая единица «урок»

Урок – это основная форма организации учебной работы в современной школе, часть педагогического процесса, органически связанная со всей системой образования.

Урок представляет сложную дидактическую систему, состоящую из следующих звеньев:

- содержания, формируемого различными источниками (слово учителя, учебная книга, документальные материалы, материалы периодики, художественная литература, средства наглядности и т.д.);

- различных частей обучения: формирование новых знаний (усвоение нового материала), закрепление, проверка усвоения, повторение, использование новых знаний, умений и навыков в новой ситуации, на практике;

- различных методов и приемов обучения;

- коррекционной направленности урока.

Каждый урок направлен на решение трех задач (дидактической триады) – образовательной, воспитательной и коррекционно-развивающей.

Образовательные задачи урока определяются необходимостью продвижения учащихся в изучении темы.

Воспитательные задачи разнообразны как по своей значимости, так и по тем усилиям, продолжительности времени, которые затрачивает педагог на их достижение.

Коррекционно-развивающие задачи связаны с исправлением (по мере возможности) недостатков умственного и физического развития. Эти задачи приобретают особое значение в специальной школе, в связи с чем каждый урок имеет коррекционную направленность. Решение этих задач достигается как общедидактическими средствами обучения, так и специальными приемами, оказывающими положительное воздействие на развитие психических процессов детей с нарушением интеллекта.

На каждом уроке необходимо учитывать личный опыт учащихся. Ученики лучше усваивают материал, если он связан с личным опытом учеников, знаниями, связанными с жизнью. При организации урока учитывать индивидуальный темп работы и особенности познавательной деятельности каждого ребенка. Это помогает добиться оптимального сочетания всех видов деятельности учащихся на уроке.

Урок требует от учителя контроля за учебной деятельностью учащихся, позволяющей оценить степень понимания и усвоения учебного материала. Анализ процесса обучения помогает учителю вносить необходимые коррективы с целью развития положительных и снижения отрицательных моментов урока.

 

 

Структурные элементы урока

I.Организационный этап.

1.Дидактическая задача этапа:

- подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока.

2.Содержание этапа:

-взаимные приветствия учителя и учащихся, фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния классного помещения, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания и внутренней готовности.

3.Условия достижения положительных результатов:

-требовательность, сдержанность, собранность учителя, систематичность организационного воздействия, последовательность в предъявлении требований.

4.Показатели выполнения дидактической задачи урока:

- кратковременность организационного момента, полная готовность класса к работе, быстрое включение учащихся в деловой ритм, организация внимания всех учащихся.

5.Требования к реализации дидактической задачи урока:

-кратковременная организация процесса, требовательность, сдержанность педагога, ярко выраженная волевая направленность деятельности, стимуляция деятельности учащихся, ее целенаправленность.

6.Способы активизации на уроке:

- запись на доске темы, цели урока.

7.Ошибки, допускаемые при реализации:

-нет единства требований к учащимся, не стимулируется их познавательная активность

II.Этап проверки домашнего задания.

1.Дидактичекая задача этапа:

- установить правильность и осознанность выполнения учащимися домашнего задания, установить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН.

2.Содержание этапа:

- выяснить степень усвоения заданного на дом материала, определить типичные недостатки в знаниях и их причины, ликвидировать обнаруженные недочеты.

3.Условия достижения положительных результатов:

- оперативность учителя, целевая направленность его деятельности, использование учителем системы приемов, позволяющих проверить домашнее задание у большинства учащихся класса.

4.Показатели выполнения дидактической задачи урока:

- возможность учителя за короткий промежуток времени установить уровень знаний у большинства учащихся и типичные недостатки, возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия, ликвидировать причины обнаруженных недостатков, высокая степень выявления качества знания материала, полученного учащимися на дом.

5.Требования к реализации дидактической задачи урока:

- оптимальность листа опроса среди других этапов урока, цели и формы организации опроса (индивидуальный, фронтальный), учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, доминирующий характер поисковых и проблемных заданий.

6.Способы активизации на уроке:

- использование различных форм и методов контроля, поисковые, творческие, индивидуальные задания учащимся.

7.Ошибки, допускаемые при реализации:

-однообразие уроков и методов опроса, отсутствие учета индивидуальных особенностей учащихся и специфики изучаемого материала, репродуктивный характер вопросов и заданий.

III.Этап проверки ЗУН

1.Дидактичекаязадачаэтапа:

- глубоко и всесторонне проверить знания учащихся, выявив причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях, стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования.

2.Содержаниеэтапа:

- проверка различными методами объема и качества усвоения материала; проверка характера мышления, проверка степени сформированности общеучебных умений и навыков, комментирование ответов учащихся; оценка знаний, умений и навыков учащихся.

3.Условия достижения положительных результатов:

- использование самых различных методов проверки знаний, начиная от фронтальной беседы, индивидуального опроса и кончая тестовой проверкой, которая дает возможность за 10-15 минут получить ответы всего класса на 10-20 вопросов, постановка дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины осознанности знаний, создание при опросе нестандартных ситуаций, создание атмосферы важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе.

4.Показатели выполнения дидактической задачи урока: - проверка учителем не только объема и правильности знаний, но и также их глубины, осознанности, умения использовать их на практике, рецензирование ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их ЗУН и указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы, активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.

5.Требования к реализации дидактической задачи урока:

- обучающий характер опроса, осознанность, полнота деятельности учащихся, привлечение учащихся к исправлению ошибок, объективность аргументированного ответа.

6.Ошибки,допускаемыеприреализации:

- слабая активизация учащихся в процессе проверки, отсутствие аргументов отметок.

IV.Этап подготовки учащихся к усвоению нового материала

1.Дидактичекая задача этапа:

- организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

2.Содержание этапа:

- сообщение цели, темы и задач изучения нового материала, показ его практической значимости, постановка перед учащимися учебной проблемы.

3.Условия достижения положительных результатов:

- предварительная формулировка учителем цели, оценка значимости для учащихся нового материала, учебной проблемы, фиксация этого в поурочном

плане, умение учителя четко и однозначно определить образовательную цель урока, показать ученикам, чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН должны овладеть, вариативность приемов сообщения учащимся цели на различных уроках.

4.Показатели выполнения дидактической задачи урока:

- активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах, эффективность восприятия и осмысления нового материала, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала (выявляется на последующих этапах урока).

V.Этап усвоения новых знаний

1.Дидактическая задача этапа:

- дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а так же правила, принципы, законы,

добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению, на основе приобретенных знаний вырабатывать соответствующие знания, умения и навыки. 2.Содержаниеэтапа: - организация внимания, сообщение учителем нового материала, обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения этого материала учащимися.

3.Условия достижения положительных результатов:

- использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала, полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов и явлений, вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся, запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, (анализа, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации), постановка перед учащимися проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов, составление таблиц первичного обобщения материала, когда это возможно, актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся, словарная работа.

4.Показатели выполнения дидактической задачи урока:

- при использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, при использовании компьютерной техники показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие в подведении итогов самостоятельной работы, а также в оценке качества знаний учащихся на последующих этапах обучения.

5.Требования к реализации дидактической задачи урока:

-четкая постановка перед учащимися задач изучения новой темы, стимуляция интереса к рассматриваемому вопросу, обеспечение должной

научности, доступности и систематичности изложения материала, концентрация внимания на главном в изученном, оптимальность темпа и системы методов изучения нового материала.

6.Способы активизации на уроке:

- использование нестандартных форм и методов обучения, высокая степень самостоятельности при изучении нового материала, использование ТСО и средств наглядности.

7.Ошибки,допускаемыеприреализации:

- нет четкости в постановке задач, не выделено главное, не систематизирован и не закреплен материал, не связан с ранее изученным, используется недоступный для учащихся уровень изложения.

VI.Этап проверки понимания учащимися нового материала

1.Дидактическаязадачаэтапа:

- установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы. 2.Содержаниеэтапа:

- проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий. 3.Условиядостижения положительных результатов: - постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся, создание нестандартных ситуаций при использовании знаний, обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение и т.д., учет дополнительных ответов по количеству и характеру при выяснении пробелов в понимании учащимися нового материала.

4.Показатели выполнения дидактической задачи урока:

- учитель спрашивает средних и слабых учеников, класс привлекается к оценке их ответов, по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащихся нового материала, основной критерий

выполнения дидактической задачи – уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учеников.

VII.Этап закрепления нового материала

1.Дидактическаязадачаэтапа:

- закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы поэтому материалу.

2.Содержаниеэтапа:

- закрепление полученных знаний и умений, закрепление методики изучения нового материала, закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний.

3.Условия достижения положительных результатов:

- выработка умений оперировать ранее полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи, использование разнообразных форм закрепления знаний.

4.Показатели выполнения дидактической задачи урока:

- умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи, умение воспроизводить основные идеи нового материала, умение выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их, активность учащихся.

5.Требования к ее реализации:

- доступность, последовательность выполняемых заданий, самостоятельность учащихся при этом, оказание ученикам дифференцированной помощи, анализ ошибок, обеспечение контроля и самоконтроля при выполнении заданий.

6.Способы активизации на уроке:

- разнообразие заданий, их практическая направленность.

7.Ошибки, допускаемые при реализации

- вопросы и задания предлагаются в той же логике, что и изучение нового

материала, однообразие способов закрепления, мало времени отводится на закрепление, упор делается не на главное.

VIII. Этап информирования учащихся о домашнем задании

1.Дидактическая задача этапа: - сообщить учащимся домашнее задание, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы. 2.Содержание этапа:

- информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, проверка понимания учащимися содержания работы и способов ее выполнения, подведение итогов урока.

3.Условия достижения положительных результатов:

- спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения, обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока, умение дать в коротких указаниях порядок выполнения.

4.Показатели выполнения дидактической задачи урока: - правильное выполнение домашнего задания всеми учащимися.

5.Требования к реализации дидактической задачи урока:- оптимальность объема и сложности домашнего задания, предупреждение о возможных затруднениях и способах их ликвидации, повышение интереса к домашнему заданию.

6.Способы активизации на уроке: - дифференциация заданий, творческий характер их выполнения. 7.Ошибки, допускаемые при реализации:

- информация о домашнем задании после звонка, большой объем и высокая сложность, отсутствие инструктажа, ясности цели и способов выполнения. IX.Этап подведения итогов урока

1.Дидактическая задача этапа:

- проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

2.Содержание этапа: - самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся, аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках.

3.Условия достижения положительных результатов: - четкость, лаконичность, максимум участия школьников в оценке своей работы. 4.Требования к реализации дидактической задачи урока: - адекватность самооценки учащихся и оценки учителя, осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей.

5.Дополнительная активизация:

- использование алгоритма оценки работы класса, учителя и отдельных учеников, стимуляция высказывания личного мнения об уроке и способах работы на нем.

6.Ошибки, допускаемые при реализации:

- скомканность этапа, подведение итогов после звонка, отсутствие данного этапа, расплывчатость, необъективность в оценке, отсутствие поощрения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: