Взаимоотношения в спортивном коллективе




Совместное сотрудничество тренера и спортсменов в решении общих задач обеспечивает существование и развитие спортивного коллектива. Группа складывается из отдельных личностей, каждая из которых обладает индивидуальностью и неповторимостью. Спортивный коллектив имеет на каждого его члена большое влияние. Доверительные, доброжелательные отношения в группе позитивно сказываются на желании заниматься спортом и на достижении спортивных результатов. Негативное влияние коллектива откладывает отпечаток на формировании личности ребенка. От тренера зависит то, какие чувства, поступки и нравственные ориентиры будут преобладать у воспитанников.

Тренерское воздействие на личность и коллектив целесообразно осуществлять в ходе воспитательных мероприятий. Воспитательное мероприятие любого образовательного учреждения (в том числе и спортивной школы) организуется для осуществления конкретной деятельно­сти воспитанников. В основе организации воспитательных дел существует два подхода:

· деятельный подход предполагает организацию отдельных видов деятельности: познавательной, трудовой, обще­ственной, художественной, спортивной, ценностно-ориентиро­вочной и свободного общения;

· комплексный подход означает органичное «сращивание» всех видов деятельности.

В воспитательном мероприятии выделяются следующие этапы:

1) целеполагания (анализа ситуации, формирования до­минирующей и сопутствующих воспитательных целей);

2) пла­нирования;

3) организации и подготовки;

4) непосредственно­го осуществления дела;

5) анализа достигнутых результатов.

Характеристика этапов:

Целеполагание означает - знание коллектива, на который направляется воспитательное воздействие, уровня его развития по данному направлению. А также ответы на вопросы следующего характера: «Что необходимо достигнуть в результате осуществления дела?», «Какой системой воспитательных средств можно до­стигнуть запланированного результата?».

Планирование. Планирова­ние заключается в создании программы, детального сценария предстоящего мероприятия. В ходе планирования тренер обязательно обращается к имеющимся педагогическим разработкам, публикациям. Целесообразна помощь как методиста спортивной школы, так и самих будущих участников воспитательного дела. Планирование будет успешным, если тренер будет опираться на уровень подготовленности воспи­танников, учитывать возрастные и личностные особенности детей и подростков

Организация. Организация воспитательных дел предполагает:

· точное определение задач для каждого участника мероприятия;

· подготовка всего необходимого для предстоящей работы;

· распределение ответственности между участниками воспитательного дела;

· инструктирование исполнителей.

Осуществление. В ходе реализации воспитательного мероприятия необходимо следить за осуществлением намеченной программы дела, кор­ректируя его ход на основе подготовленного сценария, наблюдать за коллективом в целом и за отдельными воспитанниками; сле­дить за четким решением организационных вопросов

Подведение итогов. При подведении итогов реализации воспитательного мероприятия ставится общая цель - вскрыть причины успехов и неудач. Целесообразно придерживаться общей схемы ана­лиза воспитательного дела:

· соответствие подготовки и проведения воспитательного мероприятия;

· характеристика уровня организации мероприятия;

· наличие новизны для обучающихся;

· эмоциональная окраска вос­питательного дела;

· качество отношения к воспитательному мероприятию обучающихся;

· поведение участников мероприятия.

Подведение итогов воспитательного мероприятия проводится сообща, вместе с воспитанниками и другими участниками, помогавшими в его организации и проведении (родители, методисты, тренеры и т.д.). Атмосфера проведения итогового собрания должна быть дружеская, тренеру необходимо воздержаться от так называемого «разбора полета» и постараться вовлечь участников дела в конструктивное коллективное размышление. Обязательным при подведении итогов является создание новой педагогической перспективы (следующего воспитательного дела).

Наиболее простой формой воспитательного дела, которая подходит для спортсменов любого возраста является беседа. Беседы лучше проводить до тренировки или дать возможность спортсменам отдохнуть. Беседы могут носить характер традиций спортивного коллектива, т.е. проводиться систематично (раз в неделю, раз в месяц). Также беседы могут посвящаться грядущим или только что прошедшим событиям, связанных с жизнью воспитанников (Олимпиада, крупные соревнования по виду спорта, мемориалы и проч.)

Алгоритм подготовки и проведения беседы:

1. Выбор темы беседы

При выборе темы беседы следует учитывать два следующих обстоятельства:

а) интерес аудитории, в которой будет проводиться беседа (возраст. образование и т.д.);

б) степень подготовленности учащихся по данной теме.

2. Подбор материала для беседы

Нужно подобрать интересный материал из литературных источников: учебников, книг о спорте, газет, спортивных журналов, других материалов. Необходимо заранее подобрать иллюстрации, фотографии, диапозитивы, таблицы.

3. Составление плана-конспекта беседы

Для первого выступления лучше будет написать полный текст беседы. Это поможет распределить время по отдельным частям беседы, привести тот или иной пример, случай или факт. Естественно, что нужно овладеть текстом. При проведении беседы не читать его, а стремиться к свободному изложению материала.

4. Изложение беседы.

Следует продумать начало беседы: оно должно быть четким, определенным, захватывающим. Во время беседы нужно следить за реакцией группы в соответствии с этим корректировать ее ход. Надо определенно знать, чем закончить беседу. Необходимо продумать возможные вопросы по теме беседы и заготовить на них ответы. На все вопросы следует отвечать спокойно, кратко, лаконично.

5. Требования к беседе.

При организации и проведении беседы важно соблюдать определенные требования:

а) краткость (от 5 до 20 минут);

б) научность;

в) яркость и доступность изложения;

г) логика и система построения и изложения беседы;

д) наличие примеров и обобщений;

е) контакт с аудиторией;

ж) воспитательная и образовательная ценность беседы

Примерные темы бесед тренера со спортсменами:

· Физкультурно-спортивная тематика: «Спорт в жизни человека», «История моего вида спорта», «Таланты в моем виде спорта» (на примере биографий известных спортсменов), «История моей спортивной школы» (на примере успешных тренеров, результативных спортсменов»), «Честный поединок» (о принципе фейер-плэй в спорте), «Допинг в спорте»;

· Общекультурная тематика: «Культура речи», «Что такое образованность?», «Вежливость», «Как самому себя воспитывать?», «Ценности в жизни человека», «Как добиваться цели?», «Быть гражданином», «Досуг в жизни человека», «Культура общения», «Как стать хорошим собеседником?», «Конфликты. Как избегать и как решать конфликты», «Проблема дружбы и товарищества», «Как завоевывать друзей?», «Бережливость», «Этикет в общественных местах», «Как организовать собственное время?»;

· Здоровьесберегающая тематика: «Хорошие привычки», «Самомассаж – помоги себе сам», «Здоровый образ жизни», «Закаливание», «Питание спортсмена, режим питания», «Как регулировать свое эмоциональное состояние».

Еще одна форма воспитательного дела, которое возможно провести со старшими спортсменами (группы УТ, СС) – диспут. Диспут (от латинского слова - спорить, рассуждать) предполагает спор, столкновение различных, иногда прямо противоположных точек зрения. Диспут способствует пре­одолению шаблонного мышления, приобщению к самостоятельнос­ти суждений, сопоставлению своих мыслей и поведения с мыслью и поведением товарищей, формированию умений логично мыслить и строить свои доказательства и опровергать доводы оппонентов, куль­туре речи и спора.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: