Бытию человека. Все основные феномены бытия сплетены друг с другом, игра
Отражает в себе их все, в том числе и саму себя. Это и придает игре
Исключительный статус. С представляющей способностью игры связано и то, что
Она может иначе наполнять время, нежели остальные феномены человеческого
Существования. Предстояние смерти бросает тень на всякий человеческий
Поступок. Мера времени нам установлена, пусть даже мы и не знаем о ней. В
Свете последнего мгновения все часы, дни и годы как бы даны нам взаймы. В
труде и борьбе человеческое время заполнено нужными, необходимыми делами:
Время всегда у нас отнимают. То же можно сказать и о любви, которая,
Наверное, есть самое трудное, менее всего осваиваемое занятие нашего бытия,
Постоянно терпящее крушение.
Лишь у игры есть "свободное время". Слишком часто проблему игры и
Свободного времени рассматривали поверхностно, брали преимущественно как
Проблему заполнения имеющегося в распоряжении свободного времени
Всевозможными играми, чтобы оно оказалось осмысленным и дарило бы счастье.
Играем ли мы потому, что у нас есть свободное время, или же у нас есть
Свободное время как раз потому, что мы играем? Такая формулировка проблемы
-- не простое переворачивание. В том и другом случае слова "свободное время"
Имеют разный смысл.
В первом случае свободное время идентично с жизненным
временем, не заполненным и не блокированным неотложными задачами. Время
нужно нам, чтобы спать, есть, производить средства к жизни, поддерживать
общественные установления исполнением самых различных служебных
обязанностей. Свободное время -- тот промежуток, который "остается" после
того, как мы сделали все насущные для жизни дела. Треть 24-часового дня
используется на сон, треть -- на труд, треть на жизнь, ради которой
трудятся, то есть на семью, исполнение гражданских обязанностей, развлечения
и наслаждение жизнью, занятия любовью, отдых и т.д. Свободным временем
Человек обладает в той степени, в какой он освобожден от нужды естественных
потребностей и давления общественных необходимостей. Можно, например, по
своему усмотрению и произвольно распоряжаться свободным временем, можно,
говоря вместе с ранним Марксом, "охотиться, рыбачить", быть "критическим
критиком", человек извлекается из-под гнета необходимости и беспрепятственно
передвигается в "царстве свободы". Свободное время -- комплементарная
оппозиция "рабочего времени" (или служебного). Когда рабочее время
сокращается, свободное время расширяется. В прежние времена большинство
людей должно было трудиться большую часть времени своего бодрствования,
отдавая все силы для производства средств жизни для себя и
привилегированного слоя господ, которые не "трудились", а, скорее,
"правили", владели землей, оружием, военной мощью. Вместе с
индустриализацией человеческая рабочая сила и прежде всего рабочее время
высвобождаются за счет машин в никогда не предполагавшихся прежде масштабах:
свободное время во всех индустриальных странах значительно возрастает.
Возникли совершенно новые, насущные и требующие немедленного решения
проблемы. Урбанизация сконцентрировала в разных местах земного шара огромные
массы людей, чья занятость в свободное время не формируется "естественно"
Врожденными склонностями и интересами, но, скорее, ее необходимо
Организовывать, направлять, ею нужно руководить. В век техники и
Человеческое свободное время приобретает технократический оттенок. Было бы
Интеллигентской спесью романтически-анахронистического толка разделять людей
На две категории: тех, которые сами могут распорядиться своим свободным
Временем, потому что ими движут собственные и самостоятельные интересы, и
Тех, которые растерянно и беспомощно стоят перед данным им свободным
Временем, не зная, что им предпринять, которые остаются
"несовершеннолетними" в формировании собственной жизни, которые нуждаются в
Руководстве, в поводе и месте для развлечения. Значительный размах индустрии
Развлечений подверг наличную здесь потребность инфляции нормированию и
Нивелировке. Гигантский аппарат современного технического оснащения жизни не
Мог бы развиваться и функционировать, если бы речь шла только об
Удовлетворении элементарных естественных потребностей в пище, одежде, жилье.
Человеку нужно не столько "необходимое", сколько как раз "избыточное".