Тема 2. Медицина в рабовладельческом обществе




Характеристика эпохи рабовладельческого общества. Источники информации о врачевании. Развитие народной и храмовой медицины.

^ Врачевание в странах древней Месопотамии (Шумер, Вавилония и Ассирия). Историческое развитие региона: города-государства шумеров (с конца IV тысячелетия до н.э.), Вавилонское царство (XIX – VI вв. до н.э.), Ассирийское царство (XX – VII вв. до н.э.). Изобретение клинописи. Древнейшие тексты медицинского содержания, их эмпирический характер. Мифология и врачевание. Достижения Шумерской цивилизации.

Два направления врачевания в Вавилонии и Ассирии: асуту (искусство врачевателей) и ашипуту (искусство заклинателей). Помещения для больных при храмах. Законы Хаммурапи (XVIII в. до н.э.). Врачебная этика. Передача врачебных знаний. Гигиенические традиции. Санитарно-технические сооружения.

^ Медицина в Древнем Египте. Периодизация и хронология истории и врачевания древнего Египта. Источники информации о врачевании. Бальзамирование трупов. Представления о причинах болезней. Медицинские папирусы. Папирус Эберса, ок. 1550 г. до н.э. (Книга приготовления лекарств для всех частей тела), Оперативное врачевание - папирус Смита – о первых лекарствах и врачевании, родовспоможение, лечение женских и детских болезней (папирус из Кахуна). Гигиенические традиции и санитарное благоустройство городов. Помещения для больных при храмах. Врачебная этика. Сведения о зубных болезнях и методах их лечения в Древнем Египте.

^ Медицина в Древнем Китае. Периодизация и хронология истории и врачевания древнего Китая. Достижения древнекитайской цивилизации. Первоисточники о врачевании. Философские основы традиционной китайской медицины. Учения у-син о пяти стихиях и инь-янь о двух началах. Теоретические представления о болезни и здоровье.

Методы обследования больного. Учения о пульсе («Нэй цзин», III в. До н.э.; «Мо цзин», 280г.). Первые лекарства и приемы врачевания: иглоукалывание и прижигание ("чжень-цзю"). Выдающиеся врачи: Бянь Цюе (XI в. до н.э.), Хуа То (II в.), Ван—Шухе (III в.).

Предупреждение болезней. Вариоляция против оспы. Гигиенические традиции. Благоустройство городов. Гигиена полости рта в Древнем Китае.

^ Медицина в Древней Индии. Периодизация и хронология истории и врачевания древней Индии. Источники информации о врачевании. Древнеиндийские философские учения (индуизм, брахманизм, йога, буддизм) и их влияние на представления о болезнях и врачевании. Памятники письменности – "Аюр – Веды" (книги знаний). IX-III вв. до н.э. "Яджур – Веда" о врачевании. Врачи-хирурги, терапевты, астрологи. Хирургия в древней Индии: операции грыжесечения, кровопускания, вскрытие абсцесса, пластические операции (индийский способ пластики носа). Лечение ран прижиганием, давящая повязка при остановке кровотечения, холод. Описание болезней: оспа, холера, проказа, калаазар, экзема, ихтиоз, слоновость. Представления о строении человеческого тела (вскрытие умерших). Лекарственное врачевание – «Чарака – самхита». Зарождение этики врача. Гигиенические традиции. «Предписания Ману» о соблюдении чистоты. Санитарно-технические сооружения.

^ Медицина в Древней Греции и Древнем Риме. Характеристика периода расцвета рабовладельческого общества. Выдающиеся историки, философы, скульпторы. Вопросы медицины в поэмах Гомера "Илиада", "Одиссея". Греческая мифология о врачевании; боги – покровители врачевания (Апполон, Асклепий, Гигиея, Панакея). Сооруженияе первых асклепионов. Храмовое врачевание. Формирование греческой натурфилософии, её влияние на развитие светского врачевания. Лечебницы (ятреи). Первые врачебные школы. Жизнь и деятельность Гиппократа (460-377 г.г. до н.э.). «Гиппократов сборник». Учение Гиппократа о природе человека, о болезни, десмургии, об этике врача. Гуморальная теория. "Сборник Гиппократа". Клятва врача. Гиппократ о возникновении и лечении зубных болезней. Медицина в Александрии. Учение Аристотеля и его влияние на развитие медицины. Александрийское хранилище рукописей. Герофил (335-280 г.г. до н.э.). Эразистрат (III в. до н э.).

Медицина в Древнем Риме. Периодизация и хронология истории и врачевания древнего Рима. Общая характеристика медицины. Санитарно-технические сооружения в Риме. Зачатки государственной медицины. Архиатры. Философские основы медицины Древнего Рима. Развитие материалистического направления: методическая система Асклепиада из Вифинии (128 – 56 г.г. до н.э.) и формирование солидарной теории в медицине. Диоскорид Педаний (I в. до н.э.). Гален из Пергама (ок. 130 – ок. 200 г.г.) и его учение. Анатомия Галена, открытия в физиологии. Гален как терапевт и хирург. Галеновские препараты. Зубоврачевание в Древнем Риме. Развитие фармации в Древней Греции и Риме.


-3

Тема: Основы медицинской этики и медицинской деонтологии, биоэтика (4 часа)

Учебные и воспитательные цели: познакомить студентов с основными вопросами медицинской этики и деонтологии, сутью взаимоотношений между врачом и пациентом, правами пациента, моралью врача

Задачи занятия:

  • Ознакомить студентов с понятие медицинской этики и деонтологии, как части морали.
  • Проследить истоки возникновения медицинской деонтологии и врачебной этики.
  • Раскрыть основные аспекты медицинской этики.
  • Подчеркнуть роль медицинской этики в воспитании врача.
  • Обосновать значение принятия присяги врача России.

Содержание занятия

Медицинская этика - совокупность норм поведения и морали медицинских работников, является частью общей морали. Морально-этические правила поведения врача неизбежно являются отражением не только специфики врачебной специальности, но и особенностей того об­щества, в котором он живет и работает. Основные этические принципы врача, построенные на основе демо­кратической морали, изложены в "Клятве врача России".

Наряду с термином медицинская этика часто применяется термин деонтология. Деонтология происходит от греческого deon – должное, долг и logos – учение, т.е. учение о должном. Медицинская деонтология определяется как выполнение этических норм медработниками при исполнении своих профессиональных обязанностей. Медицинская деонтология является составной частью медицинской этики, носит более конкретный характер и имеет специфику определенных врачебных специальностей (деонтология хирурга, педиатра, стоматолога и др.)

Врачебная специальность имеет свои, весьма важные особенности, которые делают необходимым в наших условиях обсуждение морально-этических проблем. Высокая ответственность врача, берущего на себя забо­ты о предупреждении и лечении болезней, заставляют постоянно думать о том, чтобы всегда быть готовым помочь больному, уметь психологически правильно строить свои контакты с больными людьми, их родственниками, товарищами по работе, со своими учителями, содействовать дальнейшему развитию медицины. Понимание врачебного долга, как дела жизни, харак­терно для медиков.

Морально-этические принципы врачебной деятельности были изложены в трудах Гиппократа.

Клятва Гиппократа

Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство:

Считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае необходимости помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и безо всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.
Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.
Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство.
Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Что при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

Значение врачебного долга по отношению к боль­ному нигде не было поднято на такую высоту, как в отечественной медици­не. А.П.Чехов, будучи сам прекрасным врачом-гуманистом, писал: "Профессия врача - подвиг. Она требует самоотвержения, чистоты ду­ши и помыслов, не всякий способен на это". Видные научные деятели: М..Я. Мудров, Н.И.Пирогов, В.М.Бехтерев, Н.А.Семашко и др. уделяли большое внимание соблюдению и дальнейшему развитию норм и принципов медицинской этики. Постоянное совершенствование системы медицинской помощи в нашей стране и неустанно нарастающие возможности оказания ее на самом высоком уровне обязывают врача использовать эти преимущества в макси­мальном объеме, с полным осознанием своей ответственности не только перед больным, но и перед всем обществом.

Основные этические принципы врача, построенные на основе демократической морали, изложены в «Клятве врача России»

КЛЯТВА ВРАЧА РОССИИ

Перед лицом своих Учителей и сотоварищей по великой науке и ис­кусству врачевания, принимая с глубокой признательностью даруемые мне права Врача

Торжественно клянусь:

- чисто и непорочно проводить свою жизнь, творя милосердие и не причиняя зла людям;

- никогда и никому не отказывать во врачебной помощи и оказывать ее нуждающемуся с одинаковым старанием и терпением независимо от его благосостояния, национальности, вероисповедания и убеждений;

- никогда не обращать мои знания и умения во вред здоровью чело­века;

- в какой бы дом я ни вошел, я войду туда только для пользы больно­го, будучи далек от всего неправедного, пагубного и несправедливого;

- направлять лечение больных к их выгоде, сообразно с моими сила ми и возможностями;

- не давать никому просимого у меня смертельного средства и не по­казать пути для осуществления подобного замысла;

- умолчать о том, чтобы я не увидел и не услышал касательно здоро­вья и жизни людей, что не следует разглашать, считая это тайной;

- почитать научившего меня врачебному искусству наравне с родите­лями, помогать ему в его делах и нуждах;

- постоянно изучать врачебную науку и способствовать всеми силами ее процветанию, передовая свои знания, умения и опыт врачевания учени­кам;

- в необходимых случаях прибегать к советам коллег более меня опытных и сведущих, отдавая должное их заслугам и стараниям;

- быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности, но говорить им правду прямо и без лицеприятия, если того требует польза больного.

Мне, нерушимо выполняющему эту клятву, да будет дано счастье в жизни и в работе. Нарушившему клятву да будет обратное этому и заслу­женная кара.

 

Во второй половине двадцатого века в связи с достижениями в биологии и медицине, внедрением новых медицинских технологий (изучение структуры генома человека, новых репродуктивных технологий, реаниматологии, трансплантологии) врач иногда вынужден принимать решения, которые входят в противоречие с нормами традиционной медицинской этики (неопределенность последствий внедрения новых технологий). Большое внимание к правам пациента, привело к новому пониманию сути взаимоотношений между врачом и пациентом, к разработке новых моделей этих взаимоотношений. Так возникли предпосылки к развитию биоэтики. Биоэтика изучает моральные, философские, теологические, правовые и социальные проблемы, рождающиеся по мере развития биологии и медицины.

При определении тактики решения различных проблем медицинской этики и биоэтики основываются на таких известных документах, как «Всеобщая декларация прав человека» (1948), «Декларация прав ребенка» (1959), «Конвенция ООН о правах ребенка» (1989). В нашей стране принят целый ряд законов РФ, направленных на защиту основных прав граждан в области здравоохранения. Важнейшим законом являются «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993), включающие в себя немало прогрессивных и гуманных норм, в частности, специальные статьи посвящены правам пациента, медицинской тайне, эвтаназии, аборту, новой репродуктивной технологии, проведению экспериментов и др.

Учебные вопросы (рефераты, доклады, сообщения)

  1. Понятие о врачебной этике и медицинской деонтологии
  2. Врач и закон
  3. Врач и больной психология и этика их взаимоотношений
  4. Проблемы ошибки и ятрогении в деятельности медицинских работников
  5. Слово врача. Ятрогения и психотерапия.
  6. Понятие о врачебном долге, подвиге врача.
  7. Врачебный долг, врачебная ответственность, врачебная тайна
  8. Взаимоотношение врача и пациента, права пациента
  9. Врач и коллектив
  10. Врач и научно-технический прогресс
  11. Деонтология в онкологии
  12. Деонтология в клинической реаниматологии
  13. Моральные проблемы трансплантации органов и тканей
  14. Врач и больной ребенок, родители
  15. Смерть и умирание. Эвтаназия.
  16. Морально-этические проблемы аборта
  17. СПИД – морально-этические проблемы
  18. Виднейшие представители медицины, чья жизнь была подвигом в науке
  19. Медики-герои, отдавшие жизнь за Родину
  20. Честь и достоинство врача

Основная литература

· Лисицын Ю.П. История медицины. Учебник. – М.: Издательский дом «ГЭОТАР-МЕД», 2004.

· Мультановский М.П.История медицины. – М.: «Медгиз», 1961.

· Сорокина Т.С. История медицины. Учебник, т.1. – М.: Изд-во РУДН, 1992.

Дополнительная литература

· Блохин Н.Н. Деонтология в онкологии – М.Медицина, 1977. -70с.

· Грандо А.А. Врачебная этика и медицинская деонтология – Киев, 1988. – 192с.

· Иванюшин А.Я. Профессиональная этика в медицине. М.: Медицина. -1990.- 220с.

· Лещинский Л.А. Деонтология в практике терапевта. М.: Медицина. -1989. -207с.

· Магаданник Н.А. Искусство общения с больным. – М. -1991.

 

Рефераты:

1. Российский путь развития как особый тип цивилизации.

Васильева, Л.Н. Философия развития цивилизации / Л.Н. Васильева // Социально-гуманитарные знания. - 2005. - №1. - С.108-119.

Лубский, А.В. Цивилизационные образы России / А.В. Лубский // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - №3. - С.47-61.

Сараева, Е.Л. Цивилизационные особенности России в оценках западников 1840-х гг./ Е.Л. Сараева // Вопросы истории. – 2007. - №9. – С.50-62.

2. «Русская идея» - ее формирование и современность.

Плимак, Е.Г., Сабурова, Т.А. «Русская идея» Николая Бердяева как наследие русской интеллигенции? / Е.Г. Плимак, Т.А. Сабурова // Вопросы философии. – 2006. - №9. – С.84-100.

Бородин, Е.Т. Русская идея есть идея русского патриотизма / Е.Т. Бородин // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - №3. - С.311-320.

 

 

ЗАНЯТИЕ 4-5

Тема: Медицина в эпоху первобытнообщинного строя и в рабовладельческом обществе.

Учебные и воспитательные цели: познакомить студентов с историей медицины первобытного общества, врачеванием и традиционной народной медициной Древнего мира.

Задачи занятия:

  • Осветить процесс развития медицины в первобытном обществе, формирование представлений о причинах болезни
  • Ознакомиться с историей медицины Древнего Египта, Месопотамии, Древнего Ирана, Древней Индии, Древнего Китая и др.:
  • Показать важнейшие достижения медицины Эллады и Древнего Рима
  • Научить анализировать основные направления и историческое значение деятельности Гиппократа,
  • Показать роль классика античной медицины Клавдия Галена в развитии медицинских знаний

Контрольные вопросы для подготовки

  1. Какие источники изучения медицины первобытного общества существуют?
  2. Как формировалась медицина первобытного общества?
  3. Как религиозные верования отразились на представлении о причинах болезни и способах лечения?
  4. Дайте характеристику эпохи Древнего мира
  5. Общая характеристика источников изучения медицины Древнего мира
  6. Назовите методы познания анатомических знаний в рабовладельческих государствах.
  7. Как развивалось учение о сущности болезни.
  8. Особенности медицины древних цивилизаций: Древний Египет, Месопотамия, Древний Иран, Древняя Индия, Древний Китай
  9. Медицина античного периода. (Древняя Греция, Древний Рим).
  10. Гиппократ, историческое значение его трудов
  11. Клавдий Гален - крупный врач и естествоиспытатель, клас­сик античной медицины.
  12. Основные черты медицины Древнего мира.

Содержание занятия



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: