Медицина Арабских халифатов




Для формирования единой арабской народности, идеологии, го­сударственной организации возникла новая религия - ислам (в пере­воде с арабского «покорность»), сформировавшаяся к 622 г. Ее ос­новоположником был Мухаммед (Магомед: 570-632) из Мекки. Он соз­дал первую в Западной Аравии мусульманскую общину (умму), став­шую первым теократическим исламским государством. В результате последующих арабских завоеваний за пределами Аравийского полуострова это государство превратилось в обширную феодальную му­сульманскую державу - халифат (от Индии до Атлантического океана и от Средней Азии до Центральной Америки) с центром в г. Багдад.

Завоеванные народы привнесли элементы своей культуры в культуру Арабских халифатов. Так бумага из Китая дала возмож­ность сменить древние пергаментные свитки на рукописные книги. Стало вестись исчисление времени, появились стрелка, географичес­кая карта и др. В медицине впервые сконструировали перегонный куб, водяную баню, что дало возможность подучить дистиллированную воду, ис­пользовать фильтрование и др. Была открыта азотная и соляная кислоты, царская водка, нитрат серебра, хлорная известь, спирт, са­хар.

Как известно, ислам запрещает вскрытие человеческого тела, однако отдельные врачи этим занимались. Иоан Ибн Масавейх из Гундишапура, придворный врач покровителя ученых халифа Мамуна (813 -833) и два его преемника проводили вивисекцию животных.

В 754 г. в Багдаде была открыта первая аптека. Сведения об основании больниц в Халифате относятся к 800 г., когда в Багдаде при халифе Харун Ар-Рашиде (786 - 809) армянский врач Джибраил ибн Бахтишу организовал первую больницу. Халиф назначил этого врача-христианина главой медиков Багдада.

Больницы финансировались за счет частных пожертвований. При них создавались библиотеки и медицинские школы, а специальные чи­новники надзирали за их деятельностью. В больницах помещали па­циентов с близкими по клинической картине заболеваниями, т.е. появлялись профильные отделения. Начальное образование сводилось к обучению чтению и письму, а также заучиванию текстов Корана. Среднее образование получали в школах при мечетях (медресах), объем обучения соответствовал ви­зантийскому «энциклиос педиа» (с элементами медицины). Высшее об­разование давалось в «Домах знаний» (Дарил-финул). Здесь, в час­тности, обсуждались медико-гигиенические проблемы (в соответствии с представлениями Галена). Медицина в Халифате была в осо­бом почете, т.к. согласно учению Пророка, знание состояло из двух частей: знание религии и знание тела. Коран требует периодических омовений (5 раз в день), запрещает употреб­ление в пищу свинины и спиртных напитков и тем самым способ­ствует сохранению здоровья человека.

Ученые—медики Арабских халифатов

Крупными учеными арабского Востока были Абу Али ал-Хусейн ибн Абдаллах ибн ал-Хасан ибн Али ибн Сина (Авиценна). Абу Бакр Мухаммед ибн Закарииа Ар-Рази и др.

Абу Али ибн Сина (АВИЦЕННА; 980 - 1037) родился в Афшане, в селении близ Бухары, в прогрессивной и культурной семье. Его отец был одним из просве­щенных людей своего времени и служил у Бухарского эмира сборщи­ком податей. Мать - Ситора - принадлежала к древнему зороастрийскому роду. Впервые слава к Авиценне пришла после того, как он предуп­реждал людей, что после голода не следует есть много мяса и хле­ба, так как это может привести к гибели, и тем самым спасал их.

Авиценна написал «Канон врачебной науки», который только при его жизни издавался 40 раз. Поучительны разделы «Канона»: О вос­питании, Подарок матерям, Закон детства и др. Он разработал «Философию здоровья», где указывает на четыре основы жизни: воз­дух, вода, земля, огонь, которым соответствуют четыре свойства организма: сухость, влажность, холод, тепло. К тому же великий философ, естествоиспытатель и врач вошел в историю как сторонник рациональной психологии, заявивший о взаи­мовлиянии психического и телесного в патологии и подтвердивший это клиническими наблюдениями и опытным путем.

Абу Бакр Мухаммад ибн Закарииа АР-РАЗИ (865 - 925) впервые на Востоке ввел в практику написание истории болезни. С его именем связано применение в медицине ваты и изобретение инструмента для извлече­ния инородных тел из гортани. Он написал более 200 трудов в различных областях знаний (теологии, философии, астрономии, мине­ралогии), из которых более половины посвящены медицине. В час­тности, ему принадлежат первые в Аравийской литературе энциклопе­дические труды «Всеобъемлющая книга по медицине» (25-томов). «Ме­дицинская книга» (10-томов). Ученый оставил заметный след в пе­диатрии. В его работах «Об оспе и кори», «Оспа у детей», «Диаг­ноз оспы и кори». «Детские поносы» даны рекомендации по уходу за глазами, полостью рта и зева, применению ванн, массажа, вариоляции.

АЗ-ЗАХРАВИ (936 - 1013) в труде "Китаб ат-Тасриф" описал более 150 инструментов, разработанных самим автором, а также лечение переломов, грыжесечение, методику проведения глазных операций, методы обезболивания при операциях. Аз-Захрави не оперировал женщин, так как ислам запрещает право­верному мусульманину видеть обнаженным женское тело. Вместе с тем он единственный из арабских врачей, кто подробно описал клинику внематочной беременности.

Медицина в Византии

С историей Византии тесно связано возникновение и развитие монастырских больниц и больничного дела. В IV веке появляются "ксенодохии" (монастырские приюты для увеченных и больных путни­ков) - прообразы монастырских больниц. В XII веке больница имела постоянный штат врачей специалис­тов (хирурги, повитухи и их помощники), работавших в 2 смены. В каждом отделении было по 2 врача, которые получали жалованье деньгами и продуктами, пользовались бесплатным жильем, освеще­нием, монастырскими лошадьми, но не имели права частной практики без специального разрешения императора. Сооружались гражданские больницы, финансировавшиеся, глав­ным образом, церковными властями. В Византийских больницах существовал "Устав", который поз­днее был принят в древнерусских монастырских лечебницах.

Другой формой развития больничного дела была организация изоляторов для инфекционных больных - прообраз лазаретов (часть из них в Европе была преобразована в больницы, часть - в бога­дельни). При них работали школы для обучения врачебному искус­ству. Первоначально обучение велось при монастырях и гражданских больницах и носило характер дискуссии: окончательное решение вы­носил патриарх - покровитель школы. Пройдя полный курс обучения, учащиеся сдавали экзамены специально назначенной коллегии врачей.

Непрекращающиеся эпидемии вынуждали правительство сохранять должности врачей для бедных. Остались со времен Рима институт го­родских архиатров и медико-санитарная организация в армии.

Мытье в бане использовалось как лечебное средство при монас­тырях. Акведуки (водопроводы) были необходимы для постоянного по­полнения водой колодцев, фонтанов и подземных резервуаров - цис­терн (например, акведук Валента, цистерна Базилики и др.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: