В период раннего и развитого средневековья в Западной Европе и на Руси разразились эпидемии заразных болезней. Их причины: крестовые походы с запада на восток, опустошительные войны, массовое передвижение огромного количества людей; хозяйственная разруха, холод, голод, антисанитария средневековых городов. Население умирало от чумы, тифа, проказы и других заболеваний. Эпидемия "черной смерти" (1347 г.) - чумы - унесла 1/3 населения многих европейских городов. Необходимо было срочно открывать противоэпидемические учреждения, изоляторы. В 1374 г. власти Милана создали за пределами города "чумный дом": был установлен карантин (сорок дней) - срок изоляции и наблюдения за судами и экипажами.
В 1378 г. в Вене был организован санитарный совет, появились попечители здоровья. Они изолировали прокаженных в лазареты, издавали правила - "регламенты" - с целью предупреждения заноса и распространения заразных болезней. Привратники осматривали на кордонах всех при подходе к городу.
На Руси рекомендовалось погребать умерших "черной смертью" вдали от жилья, их вещи либо не носить, либо перед использованием пропускать через дым костра из можжевельника, а металлические предметы (деньги) опускать в уксус.
Учебные вопросы (рефераты, доклады, сообщения)
1. Медицина Византийской империи
2. Гигиенические сооружения Византийской империи
3. Медицина в Арабских халифатах
4. АР-Рази и Аз-Захрави – выдающиеся врачи средневекового Востока
5. Абу-Али ибн Сина – врач-энциклопедист средневекового Востока
6. Медицина в Западной Европе в средние века
7. Образование и медицина в средневековой Европе
8. Эпидемическая ситуация в средневековой Европе, её причины и разработанные меры борьбы с заразными болезнями
9. Медицина Киевской Руси (IX-XV вв.)
10. Медицина в Московском государстве (XV-XVII вв.)
11. Основные черты медицины раннего и развитого средневековья
Основная литература
· Лисицын Ю.П. История медицины. Учебник. – М.: Издательский дом «ГЭОТАР-МЕД», 2004.
· Заблудовский П.Е., Крючек Г.Р., Кузьмин М.К., Левит Т.М. История медицины. Учебник для всех факультетов. – М.:»Медицина», 1981.
· Мультановский М.П.История медицины. – М.: «Медгиз», 1961.
· Сорокина Т.С. История медицины. Учебник, т.1. – М.: Изд-во РУДН, 1992.
Дополнительная литература
· Грицак Е.Н. Популярная история медицины. – Москва. Изд-во: «ВЕЧЕ», 2003
ЗАНЯТИЕ 7.
Тема: Медицина эпохи Возрождения.
Учебные и воспитательные цели: познакомить студентов с историей медицины позднего средневековья в Европе.
Задачи занятия:
- Осветить основные черты медицины эпохи Возрождения
- Рассмотреть роль Парацельса, Леонардо да Винчи, Рене Декарта в становлении опытного метода в медицине
- Знать роль А. Везалия, У. Гарвея, С. Санторио в развитии анатомо-физиологических знаний
- Показать роль Дж. Монтано, Г.Бурхааве в обосновании клинического метода в медицине
Контрольные вопросы для подготовки
- Назовите характерные черты эпохи Возрождения
- Обоснуйте появление опытного метода в медицине. Ятрохимики (Парацельс) и ятрофизики (С. Санторио, Р.Декарт). В чем их сильные и слабые стороны?
- Каков вклад Леонардо да Винчи и Андреаса Везалия в развитие анатомии?
- Как развивались представления о кровообращении?
- Как развивалось учение о внутренних и инфекционных болезнях?
Содержание занятия
Общая характеристика эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения охватывает ХVI - ХVIIвв. и характеризуется восстановлением лучших традиций прошлого и прогрессом во всех отраслях знаний, в том числе и в медицине. Для медицины эпохи Возрождения характерно утверждение опытного метода. Представители естествознания отказались от прежнего слепого подчинения авторитету и стремились проверить все положения природы опытным путем. При этом они придерживались либо ятрохимического направления (считали совершающиеся в организме процессы химическими), либо ятрофизического (ятромеханического). Представителем ятрохимии был Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (Парацельс). Ятрофизики (ятромеханики) в объяснении жизненных процессов приписывали исключительную роль механическим закономерностям. Этого течения придерживались С.Санторио, А.Везалий, Леонардо да Винчи, Рене Декарт и др.
Парацельс (1493 – 1541) одним из первых выступил против галенизма и схоластики в медицине и придерживался опытного метода: "Теория врача - это опыт" - говорил Парацельс. Он ввел учение о дозировке лекарств. В лечении широко использовал ртуть при сифилисе, свинец, железо, сурьму, олово, медь, мышьяк, соли, применял минеральные воды. Рекомендовал предохранять раны чистыми повязками и настаивал на тесной связи хирургии и терапии.
Санкториус Санторио (1561 - 1636) изучал обмен веществ. В специально сконструированной камере он изучал обмен веществ, производил взвешивание, как самого себя, так и принимаемой им пищи и своих экскрементов, давал преимущественно механическое объяснение этим явлениям.
Рене Декарт (1596 - 1650) разработал в простейшемвиде схему рефлекторной дуги и разделил все нервы на центростремительные и центробежные.
Эпоха Возрождения породила плеяду творцов анатомии, заложивших фундамент правильных и более полных представлений о строении и функциях человеческого тела.
Леонардо да Винчи (1452 - 1519) - основоположник современной анатомии. В числе первых в Европе стал вскрывать человеческие трупы и систематически изучать их строение. Описал и зарисовал многие мышцы, кости, нервы и внутренние органы, создал первую классификацию мышц. Внедрил новые методы анатомических исследований: промывание органов проточной водой, инъецирование воском желудочков мозга и сосудов, распилы костей и органов. Впервые установил, что сердце - полый мышечный орган, состоящийиз 4 камер. Открыл щитовидную железу.
Андреас Везалий (1514 - 1564) на основании вскрытия трупов изложил свои наблюдения в "Анатомических таблицах" (1538) и в 1543 г. издал труды "Эпитоме" и «О строении человеческого тела» - учебник анатомии, где правильно описал скелет человека, его мышцы и многие внутренние органы. Он обнаружил отсутствие в сердечной перегородке отверстий, описал клапаны сердца, исправил более 200 ошибок Галена. Свои открытия систематизировал, чем и превратил анатомию в науку.
В эпоху Возрождения развилось учение о кровообращении. Над этой темой работали Мигель Сервет, Джироламо Фабриций, Вильям Гарвей, Марчелло Мальпиги.
Мигель Сервет (1509 - 1553) впервые описал малый круг кровообращения в книге "Восстановление христианства" (1553).
Джироламо Фабриций (1533 - 1619) описал венозные клапаны и доказал одностороннее движение крови по венам.
Вильям Гарвей (1578 - 1657) - создатель стройной теории кровообращения. Математически рассчитал и экспериментально обосновал теорию кровообращения, согласно которой кровь возвращается к сердцу по малому и большому кругам. Установил истинное значение систолы и диастолы.
Марчелло Мальпиги (1628 - 1694) - ученик Гарвея. В 1661 г. наблюдал движение крови (из артерий в вены) в капиллярах. Ему принадлежит описание развития цыпленка в яйце. Дал гистологическое описание кожи, желез, печени, селезенки, легочных альвеол почек (мальпигиевы клубочки).
Хирургия эпохи Возрождения характеризуется переходом от "карательной" к "щадящей". Этот переход осуществил Амбруаз Паре – выдающийся французский хирург и акушер, реформатор хирургии. Амбруаз Паре (1517 - 1590) вместо прижигания ран каленым железом и кипящим маслом, прикладывал к ним "дигестив" (яичный желток, розовое и терпентинное масла) и прикрывал их чистыми повязками. Разрабатывал ортопедические приборы, улучшал методы ампутации, ввел рассечение огнестрельных ран и первые летучие лазареты.
На смену схоластическим диспутам в эпоху Возрождения пришли поиски природы болезней, что послужило началом клинической медицины. Представителями этого движения были Дж.Б. Монтано, Г.Бурхааве, Дж.Фракасторо.
Джованни Баттиста Монтано (1489 - 1552) – профессор Падуанского университета. Он считал, что: источник медицинской науки - только у постели больного; а учить можно не иначе, как посещая больных.
Герман Бурхааве (1668 - 1738) - ятрофизик. Сущность его учения вытекает из труда "Введение в клиническую дисциплину", где клинической называется медицина, которая наблюдает больного у их ложа, там же изучает подлежащие применению средства, рекомендует, чтобы преобладала клиническая практика над теорией.
Джироламо Фракасторо (1478 - 1553) - итальянский врач, физик, астроном, поэт. Его труд "О контагии, контагиозных болезнях и их лечении" в 3 книгах (1546) - раскрывает сущность и пути распространения заразных болезней, об особенностях отдельных заболеваний и лечении их. Фракасторо различал 3 пути заражения: при непосредственном соприкосновении с больным; через зараженные предметы; по воздуху на расстоянии. Он описал сифилис в поэме "О сифилисе или гальской болезни" (1525). Ввел термин "инфекция".
Учебные вопросы (рефераты, доклады, сообщения)
- Утверждение опытного метода в медицине эпохи Возрождения. Выдающиеся клиницисты эпохи Возрождения – Парацельс, Джованни Батиста Монтано, Д. Фракастро.
- Андреас Везалий – основоположник современной научной анатомии
- Развитие представлений о кровообращении в эпоху Возрождения
- Развитие клинической и профилактической медицины в эпоху Возрождения
- Развитие хирургии в эпоху Возрождения
- Основные черты медицины эпохи Возрождения
Основная литература
· Лисицын Ю.П. История медицины. Учебник. – М.: Издательский дом «ГЭОТАР-МЕД», 2004.
· Заблудовский П.Е., Крючек Г.Р., Кузьмин М.К, Левит Т.М. История медицины. Учебник для всех факультетов. – М.:»Медицина», 1981.
· Мультановский М.П.История медицины. – М.: «Медгиз», 1961.
· Сорокина Т.С. История медицины. Учебник, т.1. – М.: Изд-во РУДН, 1992.
Дополнительная литература
· Грицак Е.Н. Популярная история медицины. – Москва. Изд-во: «ВЕЧЕ», 2003
ЗАНЯТИЕ 8.
Тема: МЕДИЦИНА НОВОГО ВРЕМЕНИ (КОНЕЦ XVII - НАЧАЛО XX вв.).
Учебные и воспитательные цели: познакомить студентов с историей медицины нового времени (конец XVII - начало XX вв.) - периодом важнейших открытий в области медицины
Задачи занятия:
· Изучить важнейшие достижения медицины конца XVII - начала XX вв.
· Показать достижения, сделанные в области физиологии, анатомии, патологической анатомии.
· Познакомиться с открытиями крупнейших зарубежных ученых нового времени в области микробиологии.
· Уяснить основные направления развития клинической медицины в XIX веке
Контрольные вопросы для подготовки
1. Дайте характеристику эпохи нового времени. Что способствовало переходу к экспериментальному изучению факторов внешней среды?
2. Как развивалось экспериментально-физиологическое направление в медицине (А. Галлер, Л. Гальвани, И. Прохаска, Ф. Мажанди, И. Мюллер, К. Бернар, 3.Дюбуа-Реймон, Г.Гельмгольц).
3. Каковы особенности развития анатомии в Западной Европе?
4. Как происходило становление патологической анатомии как науки в эпоху нового времени (Дж. Морганьи, М.К.Биша„ К. Рокитанский, Р.Вирхов)?
5. Как развивалось клиническое направление в медицине?
6. Как развивалась хирургия в эпоху нового времени? Учение об общем и местном обезболивании, об асептике и антисептике (И. Земмельвейс, Дж. Листер). Развитие полостной хирургии (Т. Кохер, Т. Бильрот).
7. Как происходило создание и применение вакцин? Зарождение научной микробиологии (Л. Пастер, Р. Кох).
8. Каковы общие черты медицины нового времени?
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Характеристике эпохи нового времени
Термин "НОВАЯ ИСТОРИЯ" ("НОВОЕ ВРЕМЯ") впервые введен гуманистами XVI веке. Новое время - отождествляется с периодом утверждения и развития капиталистических отношений и ограничивается условными хронологическими рамками 1640 - 1918 гг. (1640 г. - год начала английской буржуазной революции - условно определяет рубеж между средневековьем и новым временем; 1918 г. - окончание первой мировой войны). На развитие медицины оказали влияние философия, идеология, политика, а главное, достижения в науке (в частности в естествознании - закон сохранения вещества и энергии, клеточная теория, эволюционное учение, законы наследственности и т.п.), что обусловило переход к экспериментальному изучению факторов внешней среды.
Экспериментально-физиологическое направление в медицине
В эпоху нового времени в основу изучения медицины был положен эксперимент. У истоков его утверждения стоял А.Галлер. АЛЬБРЕХТ ГАЛЛЕР (1708 - 1777) пытался уяснить сущность процесса дыхания, определил 3 свойства мышечных волокон (упругость, сократимость, раздражимость), установил, что сердце сокращается под действием силы, находящейся в нем самом. Во второй половине XVIII-начале XIX в.в. усилилось внимание физиологов к экспериментальному изучению нервной системы. ЛУИДЖИ ГАЛЬВАНИ (1737 - 1798) положил начало электрофизиологии и открыл биоэлектрические явления. И. ПРОХАСКА (1749 - 1820) в труде "О структуре нервов" (1779) описал функциональное значение передних и задних корешков спинного мозга, развил учение о нервном рефлексе, ввел термин "reflexus". Дальнейшему развитию экспериментального направления в физиологии способствовали работы Ф.Мажанди, И.Мюллера, К.Бернара, Э. Дюбуа-Реймона, Г. Гельмгольца и др.
ФРАНСУА МАЖАНДИ (1783 - 1855) продолжал исследования И.Прохаски и доказал наличие чувствительных (задние корешки) и двигательных (передние корешки) нервных волокон спинного мозга (1882), что определяло соответствие между структурой и функцией (закон Белла-Мажанди). ИОГАННЕС МОЛЛЕР (1801 - 1858) в 1833 г. сформулировал основные положения рефлекторной теории.
КЛОД БЕРНАР (1813 - 1878) разработал основы экспериментальной патологии: изучил физиологические механизмы сокоотделения, значение переваривающих свойств слюны, желудочного сока, секрета поджелудочной железы. Создал теорию сахарного мочеизнурения, занимался исследованием нервной регуляции кровообращения, заложил основы учения о гомеостазе.
ЭМИЛЬ ДОБУА-РЕИМОН (1818 - 1896) разработал методы электрофизиологического эксперимента, открыл законы раздражения и явления электротона (1848), сформулировал молекулярную теорию биопотенциала.
ГЕРМАН ГЕЛЬМГОЛЬЦ (1821 - 1894) в 1847 г. опубликовал работу "О сохранении силы", где впервые дал математическое обоснование закона сохранения энергии и показал его справедливость для процессов, протекающих в живых организмах. В области физиологической акустики, открыл комбинационные тона, построил модель уха. Опираясь на физические законы резонанса, создал теорию слуховой функции кортиева органа человека. Разработал способы определения кривизны оптических поверхностей глаза, теорию аккомодации (1853), учение о цветовом зрении (сконструировал офтальмоскоп для наблюдения за состоянием глазного дна). Исследовал процессы теплообразования в мышце (1845 - 1847) и процесс сокращения мышц (1850 - 1854). В 1850 г. впервые измерил скорость распространения возбуждения по нерву лягушки, а в 1867 - 1871 гг. - по нерву человека.
Развитие анатомии в Западной Европе
Крупнейшая анатомическая школа сформировалась в Лейденском университете. Ее воспитанниками были Н. Тюльп, Ф.Рюйш. НИКОЛАС ТЮЛЬП (1593 - 1674) впервые изучил строение человекообразной обезьяны в сравнении с человеческим организм. ФРЕДЕРИК РЮЙШ (1638 - 1731) методом инъецирования кровеносных сосудов окрашенными и затвердевающими жидкостями, изобрел оригинальный способ бальзамирования трупов, лично подготовил коллекцию музейных экспонатов (врожденные аномалии и пороки развития), которую в 1717 г. Петр I приобрел для России.
Становление патологической анатомии как науки
Начало патологической анатомии как науки положил итальянский анатом и врач Джованни Баттиста Морганьи. Важный этап в ее развитии связан с деятельностью Французского анатома, физиолога и врача Мари Франсуа Ксавье Биша. Представителем гуморального направления в патологии был венский ученый, чех Карл Рокитанский. Теорию клеточной патологии создал Рудольф Вирхов.
ДЖОВАННИ БАТТИСТА МОРГАНЬИ (1682 - 1771) - доктор медицины. Он сопоставил обнаруженные при вскрытии трупов изменения пораженных органов с симптомами заболеваний, которые наблюдал при жизни больного. В 1716 г. опубликовал 6-томное исследование "О местонахождении и причинах болезней, открываемых посредством рассечения". Сблизив анатомию с клинической медициной, положил начало клинико-анатомическому принципу и создал первую научно-обоснованную классификацию болезней.
МАРИ ФРАНСУА КСАВЬЕ БИША (1771 - 1802) - анатом, физиолог, врач. Впервые показал, что жизнедеятельность отдельного органа слагается из функций различных тканей, входящих в его состав, что патологический процесс поражает не весь орган, а только отдельные его ткани (тканевая патология).
КАРЛ РОКИТАНСКИИ (1804 - 1878) - венский патологоанатом. Основной причиной болезненных изменений считал нарушение состава жидкостей (соков) организма - дискразию. Его гуморальная теория противоречила клеточной теории Р.Вирхова.
РУДОЛЬФ ВИРХОВ (1821 - 1902) - немецкий врач - патолог. Создал теорию целлюлярной (клеточной) патологии и изложил ее в статье "Целлюлярная патология как учение, основанное на физиологической и патологической гистологии" (1858). Р.Вирхов впервые изучил и описал патолого-анатомическую картину воспалений, лейкоцитоза, эмболии, тромбоза, флебитов, лейкемии, исследовал амилоидоз почки, жировое перерождение, туберкулезную природу волчанки, клетки нейроглии и др. Создал терминологию и классификацию основных патологических состояний.