Методическое пособие для педагогов ДОУ




Подготовила старший воспитатель Кочетова Людмила Валентиновна, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида N12 «Ягодка», г. Зарайск Московской области.

 

N п/п Современные образовательные технологии и/или методики (Название, автор/авторы) Цель использования технологии/ методики Описание порядка использования (применения) технологии/методики в практической профессиональной деятельности Результат использования технологии/методики
1. Технология проектной деятельности. Е.Евдокимова, Н.Рыжова. Развитие творческих способностей ребенка путем организации исследовательской деятельности, в ходе которой формируются познавательные, коммуникативные навыки, интеллектуальная инициатива. Применение проектной технологии позволяет интегрированным методом развивать познавательные и творческие способности дошкольника. 1 этап. Формируется проблема с целью научить детей видеть проблемную ситуацию, задуматься над ней, вызвать желание детей решить ее. 2 этап. Ставится цель с опорой на интересы, потребности и умения детей, для решения которой дети становятся активными участниками. 3 этап. Организуется активное обсуждение путей достижения цели. Допускаются к обсуждению любые мнения, вплоть до нестандартных и неожиданных. 4 этап. Определяются основные этапы работы, планируются занятия, игры, опытно-исследовательская деятельность и др.мероприятия. 5 этап. Участие дошкольников в разнообразных видах деятельности на правах партнеров, помощников. Допускается своевременная коррекция отдельных шагов. 6 этап. Участие воспитанников в игровой презентации достигнутых результатов. Проведение с помощью взрослого посильного анализа работы над проектом. Технология проектной деятельности широко используется в детском саду. - В 8 случаях из 10 воспитанники научились понимать и принимать проблему, формулировать важные вопросы. - У детей сформирована потребность в помощи решения проблемы от 50% до 95%. - Повысилась творческая активность в принятии решений по достижению цели от 30% до 80%. - Возросла активность детей в проведении любых мероприятий, связанных с реализацией проекта от 30% до 90%. - Возросла активность участия родителей в жизни группы и детского сада от15% до 60%. - У дошкольников сформирована способность учитывать и принимать решение в пользу сверстников, подчинять свои желания интересам общего дела 10% / 50%
  2.   Технология познавательно-исследовательской деятельности. Н.М.Короткова, А.И.Иванова.   Формирование у дошкольников способности устанавливать причинно-следственные и временные связи между предметами и явлениями, самостоятельно и творчески находить способы решения проблемы на основе логических алгоритмов, вырабатывать суждения и умозаключения, удовлетворяя детскую природную любознательность. Применение технологии позволяет дошкольнику расширить и упорядочить представления об окружающем мире. 1 этап. Педагог привлекает внимание детей интригующим материалом, тем самым побуждает их: - внимательно всматриваться в изучаемый объект, - описывать его внешние признаки, - выделять главное, - сравнивать с другими объектами, - анализировать, делать выводы и обобщения. 2 этап. Педагог формирует исследовательскую активность путем создания условий, которые способствуют умению задавать вопросы исследовательского характера: - на выявление главных признаков объекта, - его функций, - на формирование умения давать полную характеристику предмету, - определять его место и значение в окружающем мире. 3 этап. Педагог организует экспериментально-исследовательскую деятельность на основе сотрудничества, свободного обсуждения, в процессе которого дошкольники: - уточняют правила безопасности жизнедеятельности в процессе экспериментирования, - анализируют условия, - свободно экспериментируют, - находят самостоятельное оригинальное решение, - создают модель на основе умозаключений и логических выводов, - испытывают чувство радости и удовлетворения от познания нового.   1. У дошкольников сформирована поисковая активность: умение анализировать полученные результаты, прогнозировать дальнейшее развитие, моделировать будущие действия 20% / 80%. 2. Наблюдаются способности к анализу и синтезу, умения анализировать и оценивать ситуацию, делать суждения и умозаключения 20% / 80%. 3. Возросла детская активность к исследованию самых обычных явлений и предметов 30% / 85%. 4. На основе исследования опытным путем различных объектов и явлений у дошкольников обогатилась речь соответствующими понятиями: явление, причина, сходство, различие, возможность, невозможность, зависимость и др. 10% / 50%. 5. Изменилось отношение к наблюдениям в природе от простого созерцания до содержательного, целенаправленного восприятия 40% / 90%.
  3.   Технология организации сюжетной игры в ДОУ. Н. Михайленко, Н. Короткова.   Формирование психических процессов, позволяющих в доступной для ребенка наглядно-действенной форме смоделировать образцы взаимодействия в окружающей действительности. Педагог формирует у дошкольника умения: (1,5-3года) - развертывать условные действия с сюжетной игрушкой и предметом-заменителем, - связывать 2-3 игровых действия в смысловую цепочку, - словесно обозначать их, - продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником. (4-ый год жизни) - принимать и обозначать игровую роль, - реализовывать специфические ролевые действия, - развертывать парное ролевое взаимодействие друг с другом, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником. (5-ый год жизни) Воспитатель подводит дошкольников к более сложному ролевому поведению в игре: - формирует умение изменять ролевое поведение в соответствие с разными ролями партнеров, - умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров, - умение согласованно взаимодействовать с 1-2 сверстниками, - умение моделировать ролевой диалог с партнером-игрушкой, с воображаемым партнером (устанавливают разнообразные связи в игре). (старший дошкольный возраст) Под влиянием систематического формирования у дошкольников игровых умений, изменяется самостоятельная сюжетная игра: - возникает установка на продумывание новой игры, - усложняются и становятся разнообразными сюжеты, приобретают многотемный характер, - происходит динамичное наращивание событий в процессе игры, - часто используется смена ролей, - учащается речевое взаимодействие, - в игровых группах возрастает инициатива всех участников. - Дошкольники научились принимать на себя игровую роль 30% / 60%. - Распределяют роли между собой без конфликтов 20% / 50%. - Больше половины группы детей включаются в сюжетную игру. - В игре отражают реальные факты, знания о профессиях взрослых 30% / 60% - Выполняют этические нормы поведения во время игры: доброжелательность, отзывчивость, чуткость, взаимопонимание, справедливость, сопереживание, правдивость 20% / 70%. - Наблюдается умение разрешать конфликты и предупреждать их 20% / 40%. - Доводят игру до логического конца 40% / 80%.
4. Технология оригами. З.А. Богатеева Развитие интеллектуальных способностей дошкольников, точности и координации движений, произвольности психических процессов, повышение эффективности обучаемости на основе яркого эмоционального самовыражения. Технология овладения детьми оригами помогает в преодолении трудностей развития речи, приводит в комплексе с другими приемами воздействия к качественным изменениям в развитии ребенка. - Знакомство со свойствами бумаги путем обследования и эксперимента: рвется, мнется, мокнет. - Изменение формы бумаги путем выполнения простейших действий: складывания, деления пополам, на разные части и др. - Показ действий с бумагой, включая проговаривание этих действий. - Постепенное внедрение в словарь дополнительных определений: угол, сторона, центр, диагональ, вершина. - Показ с демонстрацией складывания квадрата по диагонали: на противоположных уголках квадрата нарисованы бабочка и цветок. Дошкольнику предлагается аккуратно взять уголок-«бабочку» и посадить ее на «цветок» (соединить углы). Чтобы бабочка не улетела, надо прогладить сгиб. - Демонстрация возможности изготовления из бумаги игрушек, подарков. В результате использования технологии - наблюдается повышенная концентрация внимания, улучшается память: дети запоминают приемы и способы складывания; - более уверенными и качественными стали графические навыки работы на листе бумаги 20% / 60%; - дети с удовольствием готовят из бумаги атрибуты и персонажи к театральным постановкам; - дошкольники лучше ориентируются на плоскости, в окружающем 30% / 50%; - пользуются различными приемами работы с бумагой: сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание 30% / 80%.  
5. Технология формирования начал экологической культуры. С.Н.Николаева. Формирования начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к окружающей природе, к себе и людям как к части природы; к вещам и материалам природного происхождения. Данная технология экологического воспитания обеспечивает всестороннее развитие детей. Реализуя технологию, применяю целостную систему экологического воспитания: - циклические наблюдения за растениями и животными в уголке природы и на участке, - демонстрация их связи со средой обитания и приспособленности к ней, - ведение различных календарей, - предоставление возможности наблюдения за ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях, - занятия (простые и комплексные), с целью формирования у детей обобщенных представлений о явлениях природы, - целевые прогулки, экскурсии с целью воспитания эмоционального отклика при созерцании гармонично развивающегося окружающего природного мира, - игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей, - практическая деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, обучение навыкам ухода, - аспекты взаимодействия человека с природой: Человек как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно-необходимых условиях. Человек как природопользователь, потребляющий ресурсы Земли, охраняющий природу, - познание явлений живой и неживой природы, - раскрытие основных понятий и законов экологии через художественную литературу. В результате использования технологии: - совершенствуется интеллект, расширяется кругозор, развиваются сенсорика и наблюдательность, - дошкольники научились устанавливать взаимосвязь, зависимость, находить причины и следствия 20% / 50%, - используют мерку, модели, схемы 20% / 60%, - наблюдаются улучшения в развитии разных форм речи (диалог, описание, объяснение, рассказ) 30% / 70%, - проявляется способность сочувствовать, сопереживать, заботиться о других 30% / 80%, - проявляются умения замечать и принимать красоту в окружающей природе, в произведениях искусства 30% / 70%, - возросло желание создавать красоту своими руками через разные формы изобразительной деятельности 40% / 90%, - понимают и рассуждают о здоровье как о ценности, которую надо беречь с малых лет 30% / 80%.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: