Структура личности. Биологическое и социальное в структуре личности




ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе развития человечества, вероятно, наиболее загадочной является проблема установления природы самого человека. Трудность состоит в том, что между нами очень много различий.

В широком плане личность воплощает в себе определенную целостность биологических, социальных и психогенных элементов.

В основе личности лежит ее структура - связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.

Ведущим компонентом структуры личности является ее направленность.

Структура личности. Биологическое и социальное в структуре личности

Определение понятия "личность".

Личность и ее структура.

Биологическое и социальное в структуре личности.

Механизмы психологической защиты личности.

Социализация личности.

Понятие "личность" соотносится с такими понятиями как "индивид", "индивидуальность", "человек". Из этих понятий "человек" - самое широкое и общее, все остальные включаются в него. Содержательно эти понятия переплетены между собой (см. рис. 2.1).

Рис. 2.1. Соотношение понятий "человек", "индивид", "индивидуальность", "личность"

Человек как индивид представляет собой биологическую особь из класса млекопитающих, вида Homo sapiens ("человек разумный"). Индивид является носителем врожденных свойств и тех, которые получены в ходе развития.

Понятие "индивидуальность" подчеркивает неповторимое своеобразие каждого отдельного человека, то, в чем он отличен от других. Но индивидуальностью обладают не только люди. Каждый знает, как непохожи друг на друга домашние животные: у каждого не только своя внешность, но и свой "нрав". Однако никто никогда не говорит о личности лошади или даже очень сообразительной овчарки.

При всей многогранности понятия "индивидуальность" оно в первую очередь обозначает духовные качества человека. Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным.

В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, различные измерения духовной сущности человека. По мнению Н.А. Бердяева, человек может иметь яркую индивидуальность, но не быть личностью. Со словом "личность" обычно употребляют такие эпитеты, как сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем са мым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности мы чаще говорим: "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности.

Личность - очень сложное образование, число ее черт, зафиксированных в русском языке, определяют, более чем 1500 слов. Все эти черты взаимосвязаны, но их взаимосвязи различны.

Интересно, что слово "личность" испытало в истории удивительные приключения. Первоначально латинское слово "persona" (персона) означало маску, личину. В античном театре актер надевал ту маску, которая характеризовала основное содержание изображаемого персонажа. Потом маска как бы приросла и стала обозначать внутреннюю суть самого действующего лица. В Древнем Риме "персона" уже обозначала "лицо перед законом". При этом раб, тело и труд которого принадлежали господину, персоной быть не мог, т.е. личностью не признавался.

В русском языке слово "личность" долго имело оскорбительный оттенок. По словарю В. Даля, значение слова "личина" - "накладнаярожа, харя, маска... Ложный, притворный вид, лукавое притворство". В академическом словаре 1847 г. говорилось, что личность, во-первых, "отношение одного лица к другому. Никакая личность не должна быть терпима в службе"; и, во-вторых, "колкий отзыв на чей-либо счет, оскорбление. Не должно употреблять личности".

Со временем слово "личность" чаще всего стало обозначать индивидуальность в ее социальных связях и отношениях. Но и в наши дни термин "личность " употребляется по-разному. Все еще в пылу жаркого спора раздается предостерегающее: "Коллеги, не переходите на личности!".

Какого же человека можно назвать личностью? Можно ли назвать личностью опустившегося человека? Он утратил социальные качества, отверг социальные нормы, забыл культурные традиции. Поэтому, его, конечно, нельзя назвать личностью. Может ли уголовник-рецидивист быть личностью? Нет: в индивиде с яркой, но отрицательной индивидуальностью (агрессивность, вероломство и т.п.) происходит деградация личности.

Понятие личности не имеет в себе конкретной качественной оценки человека. Под личностью не следует понимать что-то сильное, активное, мужественное, несгибаемое. Личность - это то, что принадлежит герою и преступнику, неудачнику и "везунчику", гению и бездарности. Это то, что достигает человек в повседневном взаимодействии с окружающим его миром. Человек через него формирует свою личность, которая в свою очередь формируется в процессе общения и деятельности.

В психологической литературе дается много определений феномена личности. Нам представляется наиболее удачным определение, данное А. В. Петровским: "Личность - это системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде".

Личность и ее структура. Личность человека представляет собой сложную психическую систему, находящуюся в состоянии непрерывного движения, динамики, развития. Элементы этой системы образует устойчивую структуру. Термин 'структура" (лат. structura - строение, взаиморасположение) обычно используется, когда необходимо подчеркнуть целостность, неделимость объекта, достигаемую за счет взаимосвязей его элементов. Выделение элементов в личности человека является условным. Понятие "структура" служит напоминанием о том, что все выделенные элементы находятся в единстве, образуя структуру личности, которую разные исследователи рассматривают по-разному. Большинство из них выделяют в личности две составляющие - биологическое и социальное.

Биологическое (эндопсихика) отожествляется с нервно-психической организацией человека, включает в себя анатомические и психофизиологичесике особенности человека.

Социальное (экзопсихика) определяет отношение человека к внешнему миру в его социальном опыте.

Природное и социальное в структуре личности образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу.

Наиболее обоснованную и развернутую структуру личности, названную функционально-динамической, предложил К. П. Платонов. Структура личности по К. П. Платонову представляет собой попытку объединить биологический и социальный подходы. Личность у него выступает как человек взятый исходя из его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных связях, и характеристик биологической подструктуры (темперамент, половые различия), изначально генетически закрепленных, сопутствующих человеку с рождения до конца жизни. В структуре личности выделены четыре подструктуры.

Первая подструктура - направленность личности. Это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность человека в соответствии с его интересами, склонностями, убеждениями и идеалами. Эта подструктура формируется в процессе воспитания.

Вторая - социальный опыт. Она включает знания, умения, навыки, привычки. Эта подструктура формируется в процессе обучения.

Третья - особенности психических процессов. Она включает в себя волю, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память. Эта подструктура формируется в процессе упражнений.

Четвертая - биопсихическая подструктура. Она объединяет свойства темперамента, половые и возрастные свойства личности. Активность этой подструктуры зависит от свойств нервной системы и мало поддается коррекции.

На эти подструктуры накладываются еще две подструктуры: характер и способности.

К числу основных характеристик личности относят: жизненный план, психологическую защиту, компенсаторные механизмы и внутриличностный конфликт. Более подробно мы остановимся на психологической защите.

Механизмы психологической защиты. В жизни часты случаи, когда мы не в состоянии взвесить все обстоятельства и выбрать то реальное поведение, которое могло бы избавить нас от неприятных переживаний. Тогда включаются механизмы психологической защиты. На какое-то время защитный механизм необходим, поскольку в данный момент человек не может решить проблему. Но если время идет, а человек проблему не решает, то потом этот защитный механизм может являться препятствием для личностного роста. Поведение человека становится трудно предсказуемым, он может вредить сам себе, уходит от реальности и от тех проблем, которые ему надо решать.

Впервые защитные механизмы были выявлены 3. Фрейдом, а изучены и описаны его дочерью Анной Фрейд. Остановимся на некоторых наиболее "работающих" психологических механизмах защиты.

Вытеснение. В этом случае неприемлемые для человека обстоятельства, сведения как бы исчезают из сознания, и переводятся в сферу бессознательного, но при этом продолжают оказывать влияние на поведение личности, проявляясь в виде тревоги, страха и т. д.

Проекция. Приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей, чувств, в которых человек не хочет признаваться себе из-за их неприглядности.

Инверсия. Очень интересный и знакомый многим из личного опыта механизм. Иногда необъяснимая неприязнь к кому-либо трансформируется в отношениях с этим человеком в особую предупредительность, подчеркнутую вежливость. И наоборот, симпатия, увлечение демонстрируется как неприязнь, нарочитое игнорирование и даже бестактность. Так психологически грамотные педагоги и родители в агрессивном преследовании мальчиком-подростком своей одноклассницы "читают" чувство влюбленности, расценивают (и это справедливо) его как характерный для подростков ритуал ухаживания.

Замещение. В этом случае действие, направленное на какой-либо объект, спровоцировано не им и не ему предназначено, а вызвано другим недоступным объектом. Яркий пример замещения представлен на известной карикатуре X. Бидструпа - начальник кричит на подчиненного, тот - на жену, жена - на детей, те - на кошку. Но замещение может проявляться и по-другому. Так, человек, не сумевший реализовать себя в деловой сфере, начинает много времени уделять своему хобби. В телерепортажах о футбольных матчах часто видим, как нападающий, не попавший в ворота, сильнейшим ударом посылает отскочивший мяч, причем в любом направлении. Таким образом происходит разрядка накопившейся энергии.

Идентификация - защитный механизм, при котором человек видит в себе другого, переносит на себя мотивы и качества, присущие другому лицу. С помощью этого механизма индивид усваивает социальный опыт. Каждому из нас знакомо сопереживание герою фильма или книги. Но идентификация осуществляется и по отношению к реальному партнеру. В практике воспитания замечено, что в семье сын идентифицирует себя с отцом, а дочь - с матерью. На работе начинающий специалист находит для себя образец для подражания, на которого он может ориентироваться, стремясь овладеть профессиональным мастерством.

Отрицание - Оно определяется как процесс игнорирования травмирующих восприятий. Из опыта этот механизм известен нам как "позиция страуса", который прячет голову в песок, продолжая оставаться в опасной для себя ситуации. Первая реакция больного, узнавшего от врача о своем серьезном заболевании, будет следующая: "Не верю, не может быть!" Это и есть основная формула механизма отрицания.

Подавление (репрессия) - вытеснение неприемлемых, потенциально опасных желаний и мыслей из сознания. Но психическая энергия подавленных желаний не исчезает бесследно, а продолжает существовать в человеке независимо от его сознания и часто проявляется в виде головных болей, желудочных язв, сердечных заболеваний и т. д.

Регрессия - возвращение к более раннему, примитивному способу реагирования на травмирующие события, чтобы избежать внутренней тревоги, сохранить чувство самоуважения. Яркий пример регрессии - это инфантильность в поведении взрослых людей.

Рационализация - защитный механизм, проявляющийся сокрытием от сознания самого субъекта истинных мотивов его действий, мыслей и чувств во имя обеспечения внутреннего комфорта, сохранения чувств собственного достоинства, самоуважения. Зачастую данный механизм используется человеком с целью предотвратить переживание вины или стыда. Вспомним хорошо известную басню Эзопа в переложении И. А. Крылова "Лиса и виноград". Не сумев достать вкусных плодов, лиса успокаивает себя тем, что виноград- то зелен.

Единственный защитный механизм, который не имеет такого отрицательного значения - сублимация. Это процесс, посредством которого побудительная энергия переводится в другое русло, направляется на желательные для человека формы деятельности, науку, искусство, культуру. Эта энергия дает человеку силы для творчества.

Но всегда надо помнить, что личностью не рождаются, ею становятся. Становление личности происходит в ходе ее социализации. Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях. В его ходе происходит усвоение человеком социального опыта, т.е. преобразование его в собственные ценности и ориентации. Это предполагает избирательное перенесение на собственную систему поведения и отношений тех норм и правил, которые приняты в данном обществе или группе. Выделяют следующие стадии социализации.

1. Стадия адаптации. Длится от рождения до подросткового периода. Социальный опыт усваивается ребенком некритически. Он подражает, адаптируется, приспосабливается.

2. Стадия индивидуализации. У подростка появляется желание выделить себя среди других, появляется критическое отношение к собственным нормам поведения. Это промежуточная социализация, т.к. мировоззрение и характер подростка еще неустойчивы. Устойчивые свойства личности вырабатываются только к концу юношеского возраста (18-25 лет).

3. Стадия интеграции. У человека появляется желание найти свое место в обществе, "вписаться в него". Интеграция проходит успешно, если личностные свойства человека принимаются обществом, группой.

4. Трудовая стадия охватывает весь период зрелости человека, его трудовой деятельности. Человек в этот период не только усваивает социальный опыт, но и активно воздействует на среду и общества через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия характеризуется существенным вкладом личности в воспроизводство социального опыта в процессе передачи его последующим поколениям.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: