Мировая наука и медицина в XIX - нач. ХХ вв.




 

Утверждение капиталистических отношений, промышленный переворот, потребности экономического развития в этот период превращают науку в производительную силу, изменяется образ жизни людей под воздействием урбанизации, меняются и возрастают их потребности.

Для развития медицинской науки имели фундаментальное значение пять важнейших открытий: теория клеточного строения живых организмов Шлейдена - Шванна (1838-39 гг.); закон сохранения энергии и определение механического эквивалента теплоты Майера, Джоуля, Гельмгольца (40-е гг. XIX в.); эволюционное учение Дарвина (1859 г.); учение о наследственности Менделя (1866 г.); открытие излучения и изучение радиоактивности – Рентген, Беккерель, Склодовская-Кюри, Пьер Кюри (1895-98 гг.).

Важнейшее значение для развития общей биологии – как совокупности наук о живой природе: ботаники, зоологии, анатомии, физиологии, гистологии, эмбриологии, генетики и др. – имели две глобальные идеи: теория эволюции органического мира и учение о наследственности и изменчивости. В 1911 г. в развитии генетики появляется хромосомная теория наследственности (Т.Морган), что послужило базой для бурного развития молекулярной генетики и молекулярной биологии.

Гистология – наука о строении, развитии и жизнедеятельности тканей живых организмов – в XIX в. создается под воздействием изобретения микроскопа, что позволило совершить открытие Шванна о клетке как универсальной структурной единицы растительного и животного мира. В этот период складывается чешская школа гистологии под руководством Яна Пуркине (1787-1869 гг.). Особую важность имели его исследования в области головного мозга, сердца (клетки Пуркине, волокна Пуркине и др.). Он первым ввел термин протоплазма (1839 г.). В его лаборатории создан один из первых микротомов.

В общей патологии (наука, изучающая структурные основы патологических процессов) в XIX в. шла борьба двух направлений: гуморального и солидарного (целлюлярного). Ведущим представителем первого был венский патолог Карл Рокитанский (1804-1878 гг.), который считал основной причиной болезненных изменений наруше­ние состава жидкостей (соков) организма – дискразию, а местный патологический процесс рассматривал как проявление общего заболевания. Однако применение микроскопов резко расширило возможности морфологического анализа в норме и патологии. Большой вклад в становление морфологического метода в патологии внес представитель знаменитой немецкой школы патологов Рудольф Вирхов (1821-1902 гг.). Из его теории целлюлярной (клеточной) патологии следовало, что материальным субстратом болезни является клетка, вся патология – есть патология клетки. При всей противоречивости эта теория быстро получила европейское признание.

С развитием науки и техники во второй половине XIX века идет становление микробиологии – науки о микроорганизмах, их строении и жизнедеятельности, а также изменениях, вызываемых ими в организмах людей, животных, растений и неживой природе. Важной вехой на этом пути стало открытие английского врача Эдварда Дженнера (1749-1823 гг.) метода вакцинации в борьбе про­тив оспы. Значение этого было так велико, что в 1803 г. было организовано Королевское Дженнеровское общество, обязательная вакцинация введена в британской армии и на флоте, с 1808 года она в Великобритании стала государственным мероприятием.

Однако научные основы микробиологии прежде всего связаны с именем выдающегося французского химика и микробиолога Луи Пастера (1822-1895 гг.). Его открытия использовались в промышленности (от изготовления уксуса, вина и пива до синтеза биологически активных веществ), сельском хозяйстве (развитие шелководства, борьба с эпизоотиями, сохранение продуктов), сделали возможной научно-обоснованную борьбу с эпидемиями (изготовление вакцин, сывороток и т.п.). Как отметил английский естествоиспытатель Томас Гексли, прибыль Франции от открытий Пастера превысила контрибуцию, наложенную на нее Германией в 1871 г. В 1885 г. Пастер организует в Париже первую в мире антирабическую станцию, которая в 1888 г. преобразовалась в специальный институт по борьбе с бешенством и другими инфекционными заболеваниями (и становится крупнейшим центром исследований в области микробиологии).

Другим видным микробиологом был немецкий ученый Роберт Кох – основоположник бактериологии (1843-1910 гг.). Он первым предложил метод выращивания чистых бактериальных культур на плотных питательных средах, окончательно установил этиологию сибирской язвы (1876 г.), открыл возбудителей туберкулеза (1882 г.) и холеры (1883 г.).

Идеи Луи Пастера применил в хирургии шотландский хирург Джозеф Листер (1827-1912 гг.), который, дав научное обоснование хирургическим инфекциям, заложил элементы антисептики (уничтожение инфекции в самой ране) и асептики (обработка предметов, соприкасающихся с раной: инструментов, рук врача, перевязочного материала). В акушерстве и гинекологии развитие этого направления связано с именем венгерского врача Игнаца Земмельвейса (1818-1865 гг.)

XIX век стал переломным и в развитии одной из древнейших естественных наук – физиологии и экспериментальной медицины. Против представителей виталистических концепций (особая “жизненная сила”) выступил один из основоположников экспериментальной медицины – французский физиолог Франсуа Мажанди (1783-1855 гг.). Выдающееся место занимает родоначальник знаменитой немецкой школы физиологов Иоганнес Мюллер (1801-1858 гг.), основоположник рефлекторной теории. Его ученики и последователи – Эмиль Дюбуа-Реймон (1818-1896 гг.), Герман Гельмгольц (1821-1894 гг.) и др. экспериментально подтвердили его открытия в области физиологии возбудимых тканей, зрения и т.п. В лаборатории крупного немецкого физиолога – Карла Людвига (1816-1895 гг.) сконструированы кимографы, ртутный манометр для записи кровяного давления, “кровяные часы” для измерения скорости кровотока и другие приборы для физиологических экспериментов.

Однако достижения этого периода были, в основном, на уровне анализа явлений (аналитическая физиология), не имелось теоретических обобщений о взаимной связи различных функций организма между собой.

Практическая медицина к началу XIX века постоянно преодолевала разрыв между уровнем медико-биологических наук и мышлением врачей, которые практически не использовали в своей работе никаких инструментальных методов обследования больного. Утверждение клинического метода преподавания медицины и подготовки врачей, достижения науки и техники создали благоприятные возможности для этого. Однако еще до середины XIX в. при постановке диагноза врач исходил только из анамнеза, прощупывания пульса, осмотра больного и его выделений. Например, температуру тела определяли приложением руки, хотя уже был известен термометр. Еще в 1861 г. известный немецкий врач Карл Герхард (1833-1902 гг.) говорил о термометрии, как о “слишком сложной процедуре”.

Важную роль в развитии методов физического обследования принадлежала венскому врачу Леопольду Ауэнбруггеру (1722-1802 гг.) – автору метода перкуссии, т.е. выстукивания. Но предложенный им способ не нашел понимания среди медиков, и лишь в начале XIX в. был возрожден основоположником клинической медицины во Франции, лейб-медиком Наполеона I Жаном Николя Корвизар де Маре (1755-1821 гг.). Усовершенствовав этот метод (выстукивание ладошкой), он с большим успехом распознавал заболевания легких, наличие жидкости в плевральной полости, аневризму сердца. Позднее научное обоснование перкуссии дал венский профессор Йозеф Шкода.

Французская клиническая школа дала автора еще одного метода физического обследования – посредственной аускультации (выслушивание) – Рене Теофила Гиацинта Лаэннека (1782-1826 гг.). Изучая болезнь, которую в то время называли чахоткой, он задался целью добиться ранней ее диагностики, но его методика не получила широкого распространения в виду ограниченных возможностей (Рентген сделал свое открытие лишь в 1895 г.).

Хирургия в XIX и начале XX веков радикально изменилась во многом благодаря трем выдающимся достижениям: открытию наркоза, разработке метода антисептики и асептики, учению о переливании крови. Во Франции хирургия становится самостоятельной областью медицины с середины ХVIII в. Её влияние в Англии усилилось только с XIX в., что во многом связано с введением хлороформного наркоза (Англия, Дж. Симпсон,1847 г.). Крупнейшая хирургическая школа была создана в Германии Б.Лангенбеком. Он является автором 20 новых операций, носящих его имя. Эра наркоза началась в 1846 г., когда американский дантист У.Мортон ввел в хирургическую практику эфирный наркоз. С этого времени анестезиология выделяется как особое направление в медицине. С введением внутривенного наркоза (1904 г.) С.П.Федоровым и Н.П. Кравковым начинается разработка методов неингаляционного наркоза.

В 1876 г. английский хирург Дж. Листер впервые ввел в хирургическую практику антисептику. Он применил карболовую кислоту и многослойную повязку на рану. Немецкие хирурги К.Шиммельбуш и Э.Бергман явились основоположниками асептики (1890 г.).

В это время появляется учение о переливании крови. Первые опыты проводились еще в ХVII в.: кровь переливалась от животных (ягнят) человеку. После неудачи опыты прекратились на целое столетие. В 1819 г. в Англии впервые перелил кровь от человека человеку акушер Бланделл. Научно обоснованное переливание крови стало возможным с созданием учения об иммунитете (И.И.Мечников, П.Эрлих, 1908 г.) и открытия групп крови (австрийский ученый К.Ландштейнер, 1900 г.). Классическое описание четырех групп крови связано с именем чешского врача Яна Янского (1907 г.). Буквенная аббревиатура существует с 1928 г.

Все это обусловило выделение из хирургии самостоятельных дисциплин: офтальмологии, гинекологии, отоларингологии, урологии, ортопедии, онкологии, нейрохирургии и др. Началось быстрое развитие полостной хирургии.

Зубоврачевание, как самостоятельная область медицины, из курса хирургии выделяется в начале ХVIII в. и связано с именем французского хирурга Пьера Фошара (1678-1761 г.) и его капитальным трудом “Зубная хирургия или лечение зубов” (1728 г.). Он же является и родоначальником ортодонтии (раздел стоматологии, посвященный профилактике и лечению зубочелюстных аномалий при помощи ортопедических средств). В XIX веке в стоматологии появилось пломбирование зубов серебряной амальгамой (1819 г.) и специальными цементами (1858 г.), применение зубных щипцов современного вида (1840 г.) и ножной бормашины (1870 г.).

В обучении зубоврачеванию также происходят изменения. На смену распространенной практике подготовки дантистов путем ученичества пришла система обучения в специальных зубоврачебных школах. Первая была открыта в Балтиморе (США) в 1840 г. Позднее зубоврачебные школы возникли в Великобритании (1857г.), Франции (1880 г.), Швейцарии (1881 г.), Германии (1884 г.) и других странах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: