Основные виды деятельности личности




Игра, как специфическая форма жизни и развития человека.

Типология игр.

Учение.

Трудовая деятельность.

Все основные виды деятельности - игра, учение, труд -присутствуют в жизни каждого человека. Они не изолированы друг от друга, они взаимодействуют, обогащают друг друга, создавая тем самым перспективы развития личности.

В психологии существует понятие ведущей деятельности: ведущей называется деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию психики и личности на данном возрастном этапе. Для ребенка ведущей является игровая деятельность, для школьника - учебная, для взрослого человека - труд. Игровая и учебная деятельность создают условия для развития способностей и личности ребенка, обеспечивающих ему возможность достойного вхождения в трудовую деятельность взрослых.

Игра занимает весьма непродолжительный отрезок в жизни человека, но имеет очень существенное значение. Играть дети начинают очень рано. В первые месяцы жизни ребенка игры очень просты, он получает самые первые впечатления о предметах своего окружения.

Детям интересно играть с игрушками простыми, больше даже не с собственно игрушками, которые невозможно изменить, а с материалом, который легко трансформируется, превращается ребенком во что-то новое. Точно так же и дети постарше подолгу и с удовольствием играют с пластилином, кубиками, бумагой, красками.

На смену воспроизведению в движениях и действиях приходит воспроизведение взаимодействий, отношений, характеров.

Дети начинают играть в ролевые и сюжетно-ролевые игры. Эти игры требуют от ребенка значительно больших знаний о воображаемых объектах, вовлекаемых в игру и вызывают более глубокие переживания. В этом их развивающая сила. Чтобы игры были разнообразными и содержательными, нужно ненавязчиво помочь ребенку научиться в игре воспроизводить полученные впечатления.

Строительно-конструкторские игры. Эти игры развивают моторику, воспитывают самостоятельность, пытливость. Мальчики чаще выбирают строительство, механику. Девочки больше обращают внимание на конструирование одежды, приготовление пиши и т.п. Разделение на традиционно мужские и женские виды деятельности становится заметным достаточно рано. Но эти разные направления развития "мужских" и "женских" игр не имеют принципиальных отличий в отношении формирования инициативы и творчества развивающейся личности.

Некоторые считают, что в обучении игре нет места. Но главная задача обучения - подготовка детей к жизни. А в период ученичества дети фактически лишь в игре получают возможность трансформации окружающего мира в соответствии со своими желаниями.

В последнее время медленно, но настойчиво в школьную практику стали внедряться компьютерные игры.

Даже эпизодическое использование компьютера и приобщение детей к компьютерным играм если и не вводит их в мир современных технологий, то хотя бы показывает характер отношений человека с техникой в обществе будущего. С возрастом на смену играм приходят более серьезные занятия и труд. Однако и здесь игра не исчезает полностью.

Учение. Когда дети начинают учиться? Чему и как они учатся? Ответы на эти вопросы позволяют правильно понять главный процесс, формирующий личность, - обучение. Под обучением мы чаще всего понимаем деятельность учителя.

В действительности учение - значительно более широкое понятие. Когда ребенок пойдет в школу, то там он будет учиться не только решать математические задачи, писать сочинения, но, что не менее важно, он будет учиться понимать жизнь во всей ее сложности и принимать в ней участие.

Учение как познание мира и игра с самых первых дней жизни ребенка выступают в неразрывной связи. Ребенок вначале выделяет предмет среди других или обращает внимание на его назначение, признак, а уже после получает от взрослых помощь в виде названия выделенного им предмета, объяснения его функции и т.д. Если ребенок научился говорить, он спрашивает о незнакомом предмете, а до этого он может надеяться только на то, что взрослые угадают, чем он интересуется.

Наиболее часто встречаются такие виды учения, как:

- учение по образцу;

- случайное открытие какого-либо знания или умения;

- приобретение знаний при выполнении другой деятельности;

- учение в ходе самостоятельного решения проблемы. Учение, организуемое, направляемое взрослыми (учителями) носит названия обучения.

Основу обучения составляет деятельность по освоению содержания образования.

Процесс обучения включает в себя несколько этапов:

1. Подготовка к восприятию. Учитель должен пробудить интерес к новому знанию, создать установку на освоение нового.

2. Восприятие. После появления у ученика интереса и желания узнать новое, учителю остается только представить материал для учения.

3. Осмысление. Осмысление воспринятого материала проходит под руководством и при активной помощи учителя.

4. Закрепление и совершенствование знаний. Основным условием успешного закрепления в памяти материала является его осмысленное повторение.

5. Применение знаний, умений и навыков.

6. Проверка результатов обучения, их анализ и оценка. Сущность его в установлении обратной связи: учитель получает информацию об успехах каждого ученика, анализирует и оценивает эту информацию и определяет пути и способы дальнейшей работы.

Разделение процесса обучения на перечисленные шесть звеньев весьма условно: в реальном учебном процессе нет резкого разграничения. Сегодня в школьную практику активно внедряется программированное обучение. Суть его заключается в управлении умственной или практической деятельностью с помощью системной последовательности действий по усвоению учебного материала. Все разработки связываются сейчас с применением компьютера, и в педагогическом лексиконе прочно утвердилось понятие "компьютерное обучение". Но роль учителя даже при переходе на компьютерное обучение останется по-прежнему значительной: неизбежно будут возникать новые проблемы - воспитательные, нравственные. Ничто не может заменить живого общения учащихся и учителя.

Труд. К признанию исключительной важности роли труда в формировании личности люди пришли достаточно давно. В XIX в. И. Песталоцци, К. Д. Ушинский и другие педагоги вполне обоснованно доказали, что без привлечения воспитанников к труду нельзя ожидать положительных результатов в воспитании.

Труд - это деятельность, направленная на преобразование материальных и нематериальных объектов и приспособление их для удовлетворения потребностей человека.

Труд - это особый вид деятельности. Учение тогда становится трудом, когда ученик на основе усвоенных знаний и выработанных умений пишет, например, сочинение, решает новую задачу. В этом случае он уже не учится в строгом смысле этого слова, а выполняет работу, проявляя самостоятельность и творчество.

Труд тесно связан с игровой деятельностью и с общением. В процессе труда человек вступает в общение с другими людьми, поскольку чаще всего труд имеет коллективные формы. В структуре труда обычно выделяют четыре элемента:

- предмет труда (т.е. то, что планируется изменить);

- цель (что должно получиться в результате воздействия на предмет);

- средства труда (то, что будет использовать работник в процессе труда);

- сама деятельность по достижению цели.

Если результат труда перестает быть потребностью для человека, то и сам труд становится для него иным: он воспринимается как некая обязанность.

Трудовую деятельность можно разделить на несколько видов: физический труд, интеллектуальный труд, душевный труд.

Физический труд можно разделить на: труд по самообслуживанию (поддержание в порядке жилища, одежды, рабочего места, приготовление для себя пищи и т.п.); бытовой семейный; производительный.

Труд по самообслуживанию раньше других становится доступным детям и сопровождает человека всю его жизнь. Его воспитательные возможности исключительно велики. В результате такого труда предметы человеческого окружения вроде бы не изменяются, остаются прежними, однако изменяется их положение, общий порядок, внешний вид. Человеку становится удобнее работать, удобнее жить, расположение самих предметов радует своим порядком и эстетичностью, каждый предмет приобретает свою собственную значимость.

Выработанная в раннем детстве и поддерживаемая позже привычка определять каждой вещи свое место и содержать ее в надлежащем виде поможет позже реализовать воспитательные возможности труда по самообслуживанию еще в большей мере.

Бытовой семейный труд - это труд более продолжительный, сложный по содержанию и требующий большего напряжения сил. Во многих случаях его лишь весьма условно можно отделить от труда по самообслуживанию. Основным его признаком является выполнение работы не только для себя. Массовый характер приобретает труд производительный, в котором выделяется труд ремесленный (с использованием простейших машин, инструментов, оборудования) и труд индустриальный (высшая форма производительного труда).

Интеллектуальный труд. Человек отличается от животного в наибольшей степени тем, что обладает сознанием. Сознание является результатом осмысления действительности, которое осуществляется в результате умственного труда. Именно умственный труд (и только он!) позволяет человеку узнать мир и свое место в нем.

Отсутствие времени для размышлений, для обдумывания действий и ситуации вообще исключает интеллектуальный труд из сферы человеческой деятельности.

Например, ощущая это, один ученик так ответил на вопрос о том, чтобы он изменил бы в школе, если бы был министром: "Я бы ввел уроки собственных изобретений". А известный петербургский педагог Е. Н. Ильин на уроках отводит специальное время для придумывания детьми вопросов, которые оцениваются тем выше, чем они труднее. Душевный труд. Серьезный интеллектуальный труд неизбежно приводит к выводу о необходимости заботы не только о себе, но и о других людях. Как же можно охарактеризовать душевный труд? Известный писатель Ф.А. Абрамов писал о нем так:

"Что я понимаю под душевной работой каждого? Это самовоспитание, строительство собственной души, каждодневный самоконтроль, каждодневная самопроверка высшим судом, который дан человеку - судом собственной совести". Из советских педагогов наиболее пристальное внимание этому виду труда уделил В. А. Сухомлинский. Он писал:

"Труд души - это, значит, страдать, болеть страданиями и болями человека, прежде всего, матери, отца, сестры, дедушки и бабушки. Не бойтесь открывать юную душу для этих страданий - они благородны....Я понимаю мастерство воспитания так, что каждое прикосновение воспитателя к своему питомцу является, в конечном счете, побуждением к труду души. Чем тоньше и нежнее оно, это побуждение, тем больше силы, исходящей из глубины души, тем в большей мере становится маленький человек воспитателем самого себя". Показательно, что талантливый педагог видел душевный труд не только в сочувствии и сострадании, но и в протесте, презрении, несогласии:

«Бывает и так, что труд души выражается в обиде, огорчении, даже в страдании... От того, как приходится в детстве, отрочестве, на заре юности -легко и безоблачно, беструдно и безбедно или же невыносимо трудно - в решающей мере зависит, кто получится - несгибаемая личность... или же безликое... существо", писал - далее талантливый педагог.» Одной из разновидностей душевного труда можно назвать усилия, прилагаемые воспитанником на формирование у себя положительных морально-волевых качеств, таких, как аккуратность, вежливость, бережливость, великодушие, смелость, скромность и др., и преодоление отрицательных - грубость, скупость, черствость, трусость и др. Этот труд индивидуально-нравственный. Прав был А. Де Сент-Экзюпери, утверждая, что

"...каторга не там, где работают киркой. Каторга там, где удары кирки лишены смысла, где труд не соединяет человека с людьми. Каторжной может быть и работа за письменным столом, и в художественной мастерской, если она выполняется исключительно ради прибыли. Ведь работая только ради материальных благ, мы сами себе строим тюрьму. И запираемся в одиночестве, и все наши богатства - прах и пепел, они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить". Какому же из видов труда отдать предпочтение? Ни одна из охарактеризованных разновидностей труда не может быть признана лучшей или менее важной вообще, ибо только в труде - физическом, интеллектуальном и душевном - человек становится личностью



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: