Расцвет очерка в 60-е гг.: причины и следствия. (В. Овечкин «Районные будни»).




С 60-х гг. Очерк на длительное время, вплоть до Октябрьской революции, превращается преимущественно в «крестьянский очерк». Беспощадную правду о крестьянстве, его силе и слабости (стихия бессознательности, «рутинные мысли и поступки», «машинальность» — Н. Г. Чернышевский) содержат очерки Н. В. Успенского, Ф. М. Решетникова, А. И. Левитова, В. А. Слепцова. Крестьянск Очерк оказался самым содержательным жанром во всей народнич. лит-ре (очерки Н. И. Наумова, С. Каронина и особенно «Власть земли» и «Крестьянин и крестьянский труд» Г. Успенского).

 

Масштабные историч. и социальные события, повсеместная ломка отстоявшегося быта и нравов отразились в многочисл. О. 20-х гг. 20 в.: «Год с винтовкой и плугом» А. Тодорского, очерки А. Серафимовича, Д. Фурманова и Л. Рейснер, первые «мирные» очерки М. Шагинян, И. Жиги. В 1928—29 выходят горьковские О. «По Союзу Советов»; в 30-е гг. складывается творчество очеркистов М. Ильина, Б. Галина, Б. Агапова, В. Ставского и др.; выходят многочисл. очерковые произв. прозаиков и поэтов, напр. «Кочевники» Н. Тихонова, «Кара-Бугаз» К. Паустовского, «Испанский дневник» М. Кольцова, «Одноэтажная Америка» И. Ильфа и Е. Петрова. Стремление к документальности — отличит. черта сов. О. 20-х — 1-й пол. 30-х гг.

 

В годы Великой Отечественной войны наряду с эпически-изобразительными О. (К. Симонов, В. Гроссман) активизируется публицистической О. (И. Эренбург, Н. Тихонов, Л. Леонов и др.). В послевоенные годы очерковый жанр утратил дух исследования, проблемности и искренности, без чего О. лишался своей осн. функции — познавательной. Процесс возрождения О. начался, пожалуй, с кн. В. Овечкина «Районные будни» (1952—56), смело поставившей насущные вопросы послевоен. жизни. В совр. лит-ре именно О. первым поставил многие важные проблемы сов. общества, закрепив за собой звание «разведчика жизни».

 

Совр. О. усложнился композиционно, стал «многолюдным», в нем усилилось публицистич. начало. Публицистич. монолог и беглые дневниковые заметки, очерк-портрет и диалог персонажей, очерк-исповедь и очерк-программа, очерк-сцена и перерастающие в повесть путевые зарисовки — наиболее характерные жанровые и стилистич. разновидности сов. О., представленные произведениями В. Тендрякова («Тяжелый характер»), Г. Троепольского («Из записок агронома»), Ю. Казакова («Северный дневник»), П. Ребрина («Головырино, Головырино...»), Ф. Абрамова («Вокруг да около»), Е. Дороша («Деревенский дневник») и др. В лит-рах союзных республик развитию жанра О. содействовали Ю. Смуул, Ю. Яновский, Я. Галан, Ю. Смолич, С. Муканов, М. Ауэзов, Р. Кочар, Ю. Пожера и др.

 

ОВЕЧКИН

Овечкин родился в Таганроге. В детстве потерял мать и отца, работал подмастерьем у сапожника, заведовал избой-читальней, преподавал в школе ликбез, был председателем сельскохозяйственной коммуны. Писать начал в 20-х годах, первый сборник рассказов - «Колхозные рассказы» (1935). Во время войны был военкором в армейских и фронтовых газетах. Военные впечатления нашли отражение в повести «С фронтовым приветом» (1945). Сельская тематика всегда волновал Овечкина. В своей публицистике он остро ставит вопросы о руководстве совхозов и колхозов. Всесоюзная слава приходит после публикации в «Правде» и в журнале «Новый мир» очерков «Районные будни». Первый очерк (1952) - «Борзов и Мартынов» (в «Правде» и в «Новом мире»), «На переднем крае» (1953), «В том же районе» (1953), «Своими руками» (1954), «Трудовая весна» (1956). Овечкин считал, что недобросовестное руководство - главная причина неудач в сельском хозяйстве. Он считает, что главная задача писателя и журналиста - улучшать жизнь народа. Овечкин называет «Районные будни» книгой очерков. Это новый тип очерков на стыке публицистики и художественной литературы. Действие происходит в городе Троицке (районный центр) - прообразом послужил город Львов. Из всех героев с натуры списан только Долгушин. Жизненная достоверность других героев была обеспечена тем, что они отображали реалии действительности. Поразительный эффект документальной достоверности создается ее содержимым. Овечкин использует художественный прием - стилизация под очерк. Это позволяет автору анализировать характер людей, важные хозяйственные проблемы, проблемы руководства, позволяет выносить героям приговор устами героев и от своего имени. «Районные будни» - новаторское произведение, «деловая правда», основанная на факте, реальных событиях (от журналистики) и есть вымышленные персонажи, художественные обобщения (от литературы). Овечкин впервые в советской литературе сделал экономические, социальные и политические проблемы предметом глубокого эстетического переживания. Овечкин видел свою задачу в том, чтобы обличить бюрократов, партийных руководителей, которые мешают развитию сельского хозяйства.

 

В первом очерке «Борзов и Мартынов» автор сталкивает двух партийных руководителей: первого секретаря райкома партии Борзова и второго секретаря Мартынова. Очерк начинается с описания уборочной компании. Убрать урожай мешают затянувшиеся дожди. Мартынов просит приехать Д.Опенкина (председателя передового колхоза). Мартынов обращается к нему с просьбой помочь советом. Опенкин ничего посоветовать не может, но может обещать, что план по хлебозаготовкам не будет повышен. Затрагиваются проблемы уравниловки в оплате труда. Возвращается Борзов, не догуливая отпуска, и сразу едет на работу. Его волнует, как идет уборочная, беспокоится о престиже района, для него главное - план. Упрекает Мартынова в том, что район не на первых позициях. Опенкин возмущается несправедливым порядком, когда кто-то честно работает, а кто-то становится иждивенцем. Борзова это не волнует, ему главное сдать хлеб. Борзов и Мартынов показаны с разных сторон. Рассказывается о жизни Борзова. Он женился на известной трактористке Маше, есть любовница. Между Мартыновым и Борзовым возникает конфликт. Борзов снимается с поста, его место занимает Мартынов. Овечкин подчеркивает, что партийное руководство озабоченно сменой руководящих кадров, вследствие чего методы руководства меняются к лучшему. Мартынов старается решить наболевшие проблемы, борется с бюрократами, занимается подбором кадров. Проблематика очерка актуальна, герои очерка - правдоискатели, они стремятся найти истину. Мартынов является таковым, ведь он не заботится о своей карьере, а заботится о пользе дела. В других очерках продолжают действовать эти же герои.

 

Овечкин выступает как замечательный художник, который смог создать живые характеры героев. Используется контраст, антитеза (во внешности и в руководстве). Характеры раскрываются через речь и спор. Через диалоги раскрывается индивидуальность героев. Большое внимание автор уделяет сплаву художественного повествования и документальности. Овечкин часто указ конкретное место и время происходящих событий. Жанровые особенности: вызывает иронический смешок, обнаруживают свое отношение лишь документальным монтажом. Используется прием художественной типизации. Читатели и герои решают одни и те же задачи, живут в одних и тех же обстоятельствах. Заслуга Овечкина в том, что он старается добиться того, чтобы журналистика была художественной, а литература - действенной. Это во многом определило особенности его очерков. Они связаны с традициями русской деревенской прозы, которая имела направление, связанное с постановкой наболевших проблем. В наше время эта книга доказывает, что журналист и писатель могут сыграть очень важную роль, подняв злободневные проблемы. Овечкин считает, что задача художника - изменить жизнь к лучшему. Он доказал, что за справедливость нужно бороться.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: