И в хадисе: «Если у кого-то просишь помощи, то проси у Аллаха». 5 глава




«Писание ниспослано от Аллаха Могущественного, Мудрого. Мы ниспослали тебе Писание в истине. Поклоняйся же Аллаху, очищая перед Ним веру. Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху…» (39:1-3).

«Скажи: «Я поклоняюсь одному Аллаху, очищая перед Ним веру»» (39:14).

Также упование из дела сердец, которое посвящается только Всевышнему Аллаху. Страх тоже из дел сердец. Подразумевается « الْعِبَادَةِخَوْفُ », или как его еще называют « السِّرَّخَوْفُ ». Мы подробно объясним, что такое « الْعِبَادَةِخَوْفُ », когда дойдем до этой темы. Желание, страх, покаяние, покорность, смиренность, смиренность в поклонениях, обо всех этих видах поклонения мы поговорим в будущем, иншаАллах. Все эти дела являются из дел сердец, и они входят в виды поклонения.

Что касается явных дел, например « استغاثة » (просить помощи в трудные моменты). И « استغاثة » – требование помощи. Когда ты требуешь помощи, это – явное дело [140]. Или « استعانة » (просто просить помощи), требование простой помощи, это – явное дело. А « ذبح » (жертвоприношение) понятно, что это из дел органов. Точно также « نذر » (давать обет), это – речь языка и дело органов и т.д. Отсюда исходит, что, приведя эти виды поклонения, шейх хотел тебе привести примеры на поклонения связанные с речью и с делами, явные и скрытые. И все они являются поклонениями.

Поклонение может быть посвящено только Одному Всевышнему Аллаху [141]. Будь это – поклонение явное или скрытое. Будь это – поклонение, связанное с сердцем или с языком. Или те дела, которые исходят от органов. Эти поклонения можно посвящать только Всевышнему Аллаху. И поэтому тот, кто посвящает какие-то из этих дел или же речей, будь это связано с сердцем или с органами или с языком, этим самым он посвящает поклонение не Всевышнему Аллаху, а противоречит аяту, в котором Всевышний Аллах сказал:

«О, люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас…» (2:21).

Тот, кто поклоняется кому-либо кроме Всевышнего Аллаха, и посвящает дела и речи, которые являются поклонением кому-либо кроме Всевышнего Аллаха, противоречит своему подтверждению, что поклонения достоин только Всевышний Аллах [142]. И поэтому если раб подтвердит, что слова «Кто твой Господь?», т.е. «Кто тот, которому ты поклоняешься?», и Всевышний Аллах сказал: «О, люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас…», т.е. «Поклоняйтесь только Одному Ему, и никому больше». И поэтому, если человек что-то из этих дел или речей посвятит кому-либо кроме Всевышнего Аллаха, он этим самым поклоняется кому-то кроме Всевышнего Аллаха. И это является многобожием [143].

Доводом того, что поклонения достоин только Всевышний Аллах, является слова Всевышнего Аллаха:

«Мечети принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом» (72:18).

« فَلَا تَدْعُوا », мольба – поклонение, как это пришло в хадисе, который привел шейх: «Мольба – суть поклонения». Этот хадис является недостоверным. Однако смысл его соответствует достоверному хадису Нуъмана ибн Башира, который привели Абу Дауд, ат-Тирмизи, ибн Маджах, имам Ахмад, имам аль-Бухари, имам Хаким. А это слова пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Мольба – это и есть поклонение». Потому что мольба – поклонение, как сказал пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Самый важный момент хаджа – Арафат» [144].

Сказал Аллах:

«Мечети принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом» (72:18).

« فَلَا تَدْعُوا », т.е. «Не поклоняйся ни « دعاء مسألة », ни « دعاء عبادة »». « فَلَا تَدْعُوا مَعَ اللَّهِ أَحَدًا », т.е. «Не поклоняйтесь никому кроме Всевышнего Аллаха». « وَأَنَّ الْمَسَاجِدَ لِلَّهِ فَلَا تَدْعُوا مَعَ اللَّهِ أَحَدًا », т.е. в этом у нас запрет просить кого-либо или поклоняться кому-либо кроме Всевышнего Аллаха.

И поэтому если мы сделаем толкование, что в этом аяте подразумевается в виду « دعاء مسألة » [145], то смысл аята будет: «Поистине, места и органы поклонения принадлежат Аллаху, поэтому не проси ни у кого кроме Аллаха!» [146]. Слово « تَدْعُوا » содержит в себе как « دعاء عبادة », так же и « دعاء مسألة ». Этот аят является доводом на то, что только Одному Всевышнему Аллаху надо поклоняться.

Если тебе кто-нибудь скажет, когда ты приводишь этот аят в довод: «В этом аяте подразумевается в виду « دعاء مسألة ». Другие же виды поклонения, о которых вы говорите « ذبح », « نذر », « استغاثة », « استعاذة », и т.п. поклонения в этот аят не заходят?» [147]. Мы ему ответим: «Мольба в Коране приходит в двух смыслах. Приходит и подразумевается « عبادة ». И также приходит в Коране слово мольба и подразумевается « مسألة », т.е. просьба о чем-то. Как допустим в словах Всевышнего Аллаха:

«Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне…» (40:60).

И из этого явно, четко видно, что мольба это и есть поклонение. Всевышний Аллах говорит после того, как приказал делать мольбу: «…Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными». Также Всевышний Аллах рассказал о словах Ибрахима, когда он уходил от своего народа и сказал:

«Я удаляюсь от вас и от того, чему вы поклоняетесь помимо Аллаха, и обращаюсь с мольбой к моему Господу. Быть может, благодаря молитвам к моему Господу я не буду несчастен» (19:48).

После этого Всевышний Аллах сказал:

«Когда он удалился от них и от того, чему они поклонялись помимо Аллаха…» (19:49) [148].

Это явно указывает на то, что в этом аяте говорится как о « دعاء مسألة », так и о « دعاء عبادة ».

Почему многобожники не хотят соглашаться с тем, что жертвоприношение, обет, просьба помощи в трудные моменты заходят в поклонение? Потому что в Коране четко видно, что поклонение можно делать только Аллаху, но они эти виды поклонения посвящают своим святым. Ответом будет то, что мольба у нас бывает двух видов: « دعاء عبادة » и « دعاء مسألة ». Приходит в Коране и так, и так. И у нас в Коране мольба приходит иногда и в таком смысле, и в таком смысле. И поэтому если кто-то говорит, что в этом аяте имеется в виду именно этот вид мольбы, и у него на это довода нет, это просто-напросто произвол и это является запрещенным.

Шейха спросили.

Этот вопрос здесь уместен. «Можно ли говорить: «Положился на Аллаха, затем на тебя?»». Шейх отвечает, что этого делать нельзя. Потому что имам Ахмад и другие имамы сказали, что это чисто из дел сердец [149].

Что такое упование?

Это – представление дел Всевышнему Аллаху, после того как человек взял причины [150]. Если раб берет причины, потом предоставляет свое дело Аллаху [151]. И все это вместе (т.е. взять причину, и предоставить дело Всевышнему Аллаху) является упованием. Известно, что это дело является делом сердца, как сказал об этом имам Ахмад. Спросили у шейха Мухаммада ибн Ибрахима, который был муфтием до шейха ибн База, об этом выражении: «Полагаюсь на Аллаха и потом на тебя!». Он сказал: «Этого нельзя делать, потому что упование является делом сердец». Нельзя даже слово «Затем» говорить. Однако можно говорить «затем» в том, что можно приписывать человеку [152]. Некоторые ученые в наше время говорят, что нет проблем в этом выражении. Сказали, что это можно говорить, если здесь имеется в виду не именно упование [153]. Простой народ, когда используют, говорят: «Я положился на Аллаха, затем на тебя», не имеют в виду тот смысл упования, о котором мы сейчас сказали, которого используют ученые. Т.е. «Я как бы доверяю тебе». Или же «Я тебя делаю доверенным лицом». Почему ученые так легко к этому вопросу отнеслись? Потому что когда простой народ использует это выражение, они его употребляют вот в таких смыслах, а не в его основном смысле. Т.е. когда они говорят: «Полагаюсь на Аллаха, затем на тебя!», они не имеют в виду, что на тебя полагают таким же упованием, как полагаются на Аллаха. Исходя из этого, они разрешили. Однако лучше запретить. Потому что подобным вещам двери надо закрывать [154]. Поэтому если мы так легко отнесемся к таким словам, которые используют простой народ, кто-то придет, и будет говорить слова, в которых есть многобожие и скажет: «Я не имею в виду это, я подразумевал другое». Как в наше время стало распространенно клясться не Всевышним Аллахом или клясться пророком или каким-то святым и т.д. И потом говорят, что они имели в виду не это. И поэтому надо закрывать дверь, чтобы сохранить единобожие, а иначе единобожие может ослабиться или же испортиться. Поэтому надо крепко закрыть дверь перед подобными вещами, чтобы наши сердца и языки все делали только ради Всевышнего Аллаха.

(матн)

«И тот, кто посвящает эти виды поклонения, о которых он сказал выше, он является многобожником неверующим. Доводом этого является слова Всевышнего Аллаха:

«У того, кто молится наряду с Аллахом другим богам, нет в пользу этого никакого довода. Его счет хранится у его Господа. Воистину, неверующие не преуспеют» (23:117) [155].

И в хадисе: «Мольба – суть поклонения» [156]. Довод слова Аллаха:

«Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными»» (40:60) [157].

Довод на то, что страх является поклонением, слова Всевышнего Аллаха:

«…Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими» (3:175).

Довод тому, что надежда является поклонением:

«…Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом» (18:110).

Довод тому, что упование является поклонением:

«…Уповайте на Аллаха, если вы являетесь верующими» (5:23).

«…Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его…» (65:3).

Довод на то, что желание, страх и смирение являются поклонениями, слова Всевышнего Аллаха:

«…Воистину, они спешили творить добро, взывали к Нам с надеждой и страхом и были смиренны перед Нами» (21:90).

Довод на то, что страх является поклонением, слова Всевышнего Аллаха:

«…Не бойтесь их, а бойтесь Меня…» (2:150).

Довод на то, что покаяние является поклонением:

«Обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему…» (39:54).

Довод на то, что просить помощи является поклонением:

«Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи» (1:5).

И в хадисе: «Если у кого-то просишь помощи, то проси у Аллаха».

Довод на то, что прибегание к Всевышнему Аллаху является поклонением:

«Скажи: «Прибегаю к защите Господа рассвета» (113:1).

«Скажи: «Прибегаю к защите Господа людей» (114:1).

Довод на то, что просьба помощи в тяжелый момент, является поклонением:

«Вот вы попросили своего Господа о помощи, и Он ответил вам…» (8:9).

Довод на то, что жертвоприношение является поклонением:

«Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров, у Которого нет сотоварищей. Это мне велено, и я являюсь первым из мусульман» (6:162-163) [158]. И из сунны: «Аллах проклинает того, кто приносит жертвоприношение не Всевышнему Аллаху».

Довод на то, что обет является поклонением:

«Они исполняют обеты и боятся дня, зло которого разлетается …» (76:7).

Продолжаем говорить о том, о чем говорили выше, т.е. о том, что поклонение является правом Всевышнего Аллаха. И все, кому поклоняются кроме Всевышнего Аллаха, это поклонение не по праву [159]. И все это является ложью, несправедливостью со стороны создания. Только Один Всевышний Аллах достоин поклонения и никто больше из Его созданий.

После того как шейх назвал виды поклонения, которые исходят из языка, из сердца и из органов, шейх сказал:

« فمن صرف منها شيئا لغير الله فهو مشرك كافر ». Т.е. «Тот, кто посвящает что-то из этих поклонений кому-то кроме Всевышнего Аллаха, является многобожником, неверующим» [160]. Доводом является слова Всевышнего Аллаха:

«У того, кто молится наряду с Аллахом другим богам, нет в пользу этого никакого довода. Его счет хранится у его Господа. Воистину, неверующие не преуспеют» (23:117) [161].

« من صرف », т.е. тот, кто посвящает те виды поклонения, о которых сказал шейх, кому-либо кроме Аллаха, то его положение в Исламе то, что он – многобожник, неверующий. Шейх имеет в виду большое многобожие, которое выводит из Ислама. Многобожие – брать кого-то равного помимо Аллаха, кого-то приравнивать Всевышнему Аллаху, как сказал Всевышний Аллах:

«…Никого не равняйте с Аллахом сознательно» (2:22) [162].

Многобожие – это « تَنْدِيدٌ ». А смысл « تَنْدِيدٌ » - это когда ты приравниваешь Аллаху в правах или вообще в чем-то [163]. « تَنْدِيدٌ » – это когда ты кого-то приравниваешь Всевышнему Аллаху в таухид ульухия. Право Аллаха в том, что мы имеем права направлять наше поклонение только Всевышнему Аллаху, в праве на поклонение. Если кого-то приравнивать к Аллаху делами или речами, это и есть многобожие. Любое из этих дел и другие виды, которые у тебя заходят в поклонение, посвящать это не Всевышнему Аллаху является большим многобожием, который выводит человека из Ислама [164].

Тот, кто это делает, является многобожником, неверующим, у которого либо скрытое многобожие, либо явное многобожие, или явное и скрытое многобожие вместе. Шейх привел в довод слова Аллаха: «У того, кто молится наряду с Аллахом другим богам, нет в пользу этого никакого довода». И слова « لَا بُرْهَانَ لَهُ بِهِ », здесь имеется в виду, что нет довода его действию [165]. Этот поклоняющийся, который поклоняется кому-либо кроме Аллаха другому божеству, описывается тем, что у него нет довода на то, что он делает. Нет довода! Не по справедливости он это сделал. И « لَا بُرْهَانَ لَهُ بِهِ » – это описание не для того, кому поклоняется, а тому, кто поклоняется. И отсюда не понимается то, что есть призыв еще кому-либо кроме Аллаха.

Из этого аята не надо понимать, что какому-то поклонению кому-нибудь кроме Аллаха есть довод. Однако подразумевается любое поклонение кому-либо кроме Всевышнего Аллаха.

« وَمَنْ يَدْعُ مَعَ اللَّهِ إِلَهًا آخَرَ », каким бы это божество не было, у этого поклоняющегося нет никакого довода на то, что он сделал. Доводом на то, что поклонение кому-либо кроме Всевышнего Аллаха является неверием, приводится слова Аллаха в этом же аяте: «Не будут иметь успех неверующие». И это указывает на то, что поклонение кому-либо кроме Всевышнего Аллаха является многобожием и неверием. Потому что Он сказал: « إِنَّهُ لَا يُفْلِحُ الْكَافِرُونَ ».

В многобожии есть разделения. Ученые разделяют многобожие из различных соображений. Иногда ученые разделяют многобожие на нижеследующие виды:

§ явное и скрытое.

§ большое и маленькое.

§ большое, маленькое и скрытое.

И эти разделения известны среди ученых, и каждый из этих разделений из определенных соображений и все они встречаются в результате и указывают на одно и то же. Однако у них различие в разделении из разных соображений.

Например, те, которые делят многобожие на явное и скрытое. Среди явного бывает большое многобожие и маленькое многобожие. Явное многобожие, это, которое мы видим или слышим, чувствуем как, например жертвоприношение не Аллаху или же обет не Аллаху, это – явное. Это один из видов большого многобожия. Это – явное, большое многобожие. Просить помощи у кого-либо кроме Аллаха в том, что не может сделать никто кроме Аллаха [166]. Это тоже вид большого явного многобожия. Клятва не Аллахом – явное многобожие, но маленькое многобожие. Это что касается явного многобожия. Подобен ему скрытое многобожие, из него есть большой, как многобожие лицемеров. Потому что их многобожие скрытое, они его не выявили, однако они выявили Ислам. И то, что они поклонялись кому-либо кроме Всевышнего Аллаха, это многобожие становится скрытым. Потому что они не выявили это многобожие. Хоть это и скрытое многобожие, однако, оно – большое. Также есть скрытое, маленькое многобожие, как показуха. Если же показуха будет полная во всех делах, это будет большим многобожием, как многобожие лицемеров. Если же это будет легкая показуха [167], это является скрытым маленьким многобожием.

Это – один из видов разделений. А некоторые ученые говорят, что многобожие делится на два вида: большое и маленькое. По их разделению, и большое, и маленькое многобожие делится на явное и скрытое. Правильнее всего или понятнее разделить на три разделения: это – большое, маленькое и скрытое многобожие. Скрытое многобожие – это как легкая показуха. Маленькое многобожие – это как клятва не Аллахом или вешать амулеты. Большое многобожие – это как жертвоприношение, обет, просить помощи или поклоняться не Всевышнему Аллаху. Эти разделения для многобожия ты находишь в словах разных ученых, однако, у всех результат один, единственная вещь – эти разделения из разных соображений. Но они на одно и то же указывают, и результат у них одинаковый.

Шейх подразумевал большое многобожие, который выводит человека из Ислама, сказав: « فمَنْ صَرَفَ منها شيئًا لغيرِ الله فهو مُشرِكٌ كافرٌ ». Если кто-то посвящает любую вещь, которую можно назвать поклонением кому-либо кроме Всевышнего Аллаха, это поклонение является неверием [168]. Например, просить у мертвых или у тех, кого нет рядом. Или скрытая боязнь. Или же приносить жертвоприношение кому-либо кроме Аллаха. Или же приносить обет кому-либо кроме Всевышнего Аллаха. Или же просить помощи у мертвых. Или же разные виды требования, такие как « استعانة » и т.д., или же некоторые дела сердца, как « استعاذة » и т.п.

Все эти вещи являются поклонением, некоторые из них связаны с сердцем, некоторые с органами. Тот, кто все эти поклонения посвящает не Всевышнему Аллаху, является многобожником большого многобожия, который выводит человека из Ислама. Доводом являются слова Всевышнего Аллаха:

«У того, кто молится наряду с Аллахом другим богам…» (23:117).

И мы говорили выше о том, что слово « يَدْعُ », мольба в Коране приходит в двух смыслах: « دعاء مسألة » и « دعاء عبادة ». Пришло слово «мольба», и у тебя нет довода указывающего на то, о каком мольба здесь говорится: « دعاء عبادة » или « دعاء مسألة »? Если в аяте или в хадисе не придет что-то, что указывает, что здесь имеется в виду один из видов этих толковании, т.е. что здесь подразумевается только « دعاء عبادة » или же здесь подразумевается только « دعاء مسألة ». Если у меня нет довода, тогда я говорю, что здесь подразумевается два смысла. Например: аят « وَمَنْ يَدْعُ مَعَ اللَّهِ إِلَهًا آخَرَ », т.е. «Тот, кто просит у кого-либо кроме Аллаха…» или же «Тот, кто поклоняется кому-либо кроме Аллаха», вот так должно делаться толкование. Потому что тот, кто делает толкование только в одном смысле без довода, это называется произвол в контексте и это запрещается, потому что это – ложь на Аллаха [169].

Дальше шейх привел в довод хадис « الدُّعَاءُ مُخُّ العِبَادَة » - «Мольба – как центр поклонения», т.е. как центр, основа. Как это пришло в другом достоверном хадисе Нуъмана ибн Башира: « الدُّعَاءُ هُوَ العبادة ». И как сказал Всевышний Аллах:

«Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными»» (40:60).

Я до этого вам конкретно объяснил этот вопрос.

После этого шейх (да смилуется над ним Аллах) начал приводить доводы на те виды поклонения, о которых он сказал. Он рассказал о страхе, надежде, смиренности, упований, и упомянул другие вещи, такие как жертвоприношение, обет и т.д. Как будто бы кто-то сказал: «Какой довод на то, что это поклонение? И что если эти виды посвящать кому-либо кроме Аллаха, тот является неверующим?». Шейх приводит тебе доводы. Доводы бывает двух видов [170]:

1. Общий довод. Ты приводишь доводы, которыми доказываешь то, что эта вещь или это дело является поклонением. Например, страх. Первое ты должен на это довод привести. И то, что надежда тоже является видом поклонения. Если ты потом докажешь, что эти вещи являются поклонениями, приводишь другие прочие доводы, например как « وَأَنَّ الْمَسَاجِدَ لِلَّهِ فَلَا تَدْعُوا مَعَ اللَّهِ أَحَدًا » и то, что « الدعاء هو العبادة » и « إِنَّ الَّذِينَ يَسْتَكْبِرُونَ عَنْ عِبَادَتِي », приводишь общие доводы. Тот, кто посвящает какие-то виды поклонения не Аллаху, он является многобожником. Т.е. первый вид содержит в себе две вещи. Первое: привести довод на то, что это дело является поклонением. То, что страх является поклонением, то, что надежда тоже является поклонением. И если потом ты приведешь этот довод, докажешь что этот вопрос является поклонением, приводишь общие доводы на то, что тот человек, который посвящает эти виды поклонения кому-либо кроме Всевышнего Аллаха, является многобожником. Это – первый вид.

2. Конкретный довод. Это – то, что у каждого этого вида поклонения есть свой конкретный довод. Довод, который доказывает то, что посвящение этих поклонений кому-либо кроме Всевышнего Аллаха является многобожием, и то, что обязательным является уединение Всевышнего Аллаха в этом вопросе [171].

Эта – та вещь, на которую должен обратить внимание требующий знаний, в местах, где он приводит доводы. Потому что разнообразность приводимых доводов укрепляет твой довод в споре с отошедшими людьми от истины, поклоняющимся могилам и подобным им. Иногда ты можешь привести общие доводы, а потом конкретные доводы. А можешь привести иногда общими доводами, иногда конкретными, чтобы люди не думали, что там всего лишь один довод, с которым можно спорить. Если у тебя будет много видов довода, то у тебя сильнее будет довод [172].

Шейх начал приводить эти доводы, некоторые из первого вида, некоторые из второго вида.

Шейх сказал: « دليلُ الخوفِ » – т.е. доводом того, что страх является поклонением, являются слова Всевышнего Аллаха:

«…Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими» (3:175).

В этом аяте мы видим, что бояться кого-либо кроме Всевышнего Аллаха является запретным, и то, что бояться Аллаха, это приказано. Всевышний Аллах сказал: « فَلَا تَخَافُوهُمْ », т.е. запрет бояться кого-либо кроме Всевышнего Аллаха. Затем сказал: « وَخَافُونِي », Аллах приказывает этими словами нам бояться Его. И если мы видим, что Всевышний Аллах приказал нам бояться Его, тогда мы можем смело сказать, что страх – это поклонение. Если Аллах приказал нам бояться Его, то это указывает, что Аллах любит и доволен этим. И мы видим, что правило поклонения шейхуль-Ислама подходит к этому. То, что это – имя, охватывающее все, что любит Аллах и доволен ими. И если мы видим, что Аллах приказывает это, это указывает на то, что Всевышний Аллах любит это. Потому что Всевышний Аллах в шариате приказывает только то, что Он любит и то, чем Он доволен. В этом аяте второй вид довода, то, что бояться надо только Одного Всевышнего Аллаха. Он сказал: « وَخَافُونِي إِنْ كُنْتُمْ مُؤْمِنِينَ », т.е. Всевышний Аллах обусловил существование веры страхом перед Ним. «…Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими», в этом довод на то, что только Один Аллах достоин вида этого страха. И то, что страх надо посвящать только Всевышнему Аллаху. И тот, кто боится кого-либо кроме Всевышнего Аллаха, тот – многобожник, неверующий [173]. Подразумевается не любой вид страха, а именно «скрытый страх». Что такое «скрытый страх»?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: