К концу 4 класса учащиеся должны знать:
– Земля – планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
– способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
– что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
– некоторые современные экологические проблемы;
– природные зоны России;
– особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
– исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
– важнейшие события и великих людей отечественной истории;
– государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.
Учащиеся должны уметь:
– распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
– проводить наблюдения природных тел и явлений;
– в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
– приводить примеры животных из Красной книги России и международной Красной книги;
– соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
– приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
– приводить примеры народов России;
– самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
– применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
– владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Номера уроков | Наименования разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Земля и человечество (10 часов) | |||
1. | Инструктаж по ТБ. Мир глазами астронома | 1.09 | |
2. | Планеты Солнечной системы | 2.09 | |
3. | Звездное небо – Великая книга Природы | 8.09 | |
4. | Мир глазами географа | 9.09 | |
5. | Административная входная контрольная работа | 15.09 | |
6. | Анализ контрольной работы. Мир глазами историка | 16.09 | |
7. | Когда и где? | 22.09 | |
8. | Мир глазами эколога | 23.09 | |
9. | Сокровища Земли под охраной человечества. | 29.09 | |
10. | Проверочная работа по разделу «Земля и человечество» | 30.09 | |
Природа России (10 часов) | |||
11. | Анализ работы. Равнины и горы России | 6.10 | |
12. | Моря, озера и реки России | 7.10 | |
13. | Природные зоны России | 13.10 | |
14. | Зона арктических пустынь | 14.10 | |
15. | Тундра. | 20.10 | |
16. | России.Лес и человек | 21.10 | |
17. | Административная контрольная работа за 1 четверть. | 27.10 | |
18. | Анализ контрольной работы. Зона степей | 28.10 | |
19. | Пустыни | 10.11 | |
20. | У Черного моря | 11.11 | |
Родной край – часть большой страны (14 часов) | |||
21. | Наш край | 17.11 | |
22. | Поверхность нашего края | 18.11 | |
23. | Водные богатства нашего края | 24.11 | |
24. | Наши подземные богатства | 25.11 | |
25. | Проверочная работа по теме «Земля-кормилица» | 01.12 | |
26. | Анализ работы. Жизнь леса | 02.12 | |
27. | Жизнь луга | 08.12 | |
28. | Жизнь в пресных водах | 09.12 | |
Знакомство с культурными растениями нашего края | 15.12 | ||
Экскурсия в парк. | 16.12 | ||
Административная контрольная работа за 2 четверть. | 22.12 | ||
Анализ контрольной работы. Растениеводство в нашем крае | 23.12 | ||
33. | Животноводство в нашем крае | 12.01 | |
34. | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие | 13.01 | |
Страницы Всемирной истории (5 часов) | |||
Начало истории человечества. | 19.01 | ||
Мир древности: далёкий и близкий(экскурсия) | 20.01 | ||
Средние века: время рыцарей и замков. | 26.01 | ||
Новое время: встреча Европы и Америки | 27.01 | ||
Проверочная работа «Новейшее время: история продолжается сегодня» | 02.02 | ||
Страницы истории России (20 часов) | |||
Анализ работы. Жизнь древних славян. | 03.02 | ||
Во времена Древней Руси | 09.02 | ||
Страна городов. | 10.02 | ||
Из книжной сокровищницы Древней Руси. | 16.02 | ||
Трудные времена на Русской земле. | 17.02 | ||
Русь расправляет крылья. | 01.03 | ||
Куликовская битва. | 02.03 | ||
Иван III | 09.03 | ||
Мастера печатных дел. | 15.03 | ||
Административная контрольная работа за 3 четверть. Патриоты России. | 16.03 | ||
Анализ контрольной работы. Пётр Великий. | 22.03 | ||
Михаил Васильевич Ломоносов. | 23.03 | ||
Екатерина Великая. | 05.04 | ||
Отечественная война 1812 года. | 06.04 | ||
Страницы истории 19 века. | 12.04 | ||
Россия вступает в 20 век. | 13.04 | ||
Страницы истории 20 – 30-х годов. | 19.04 | ||
Великая война и великая Победа. | 20.04 | ||
Страна, открывшая путь в космос. | 26.04 | ||
Проверочная работа по разделу «Страницы истории России» | 27.04 | ||
Современная Россия (7 часов) | |||
Анализ работы. Основной закон России и права человека. | 04.05 | ||
Мы – граждане России. | 10.05 | ||
Славные символы России. | 11.05 | ||
Такие разные праздники. | 17.05 | ||
Виртуальное путешествие по России | 18.05 | ||
Административная контрольная работа за 4 четверть. | 24.05 | ||
Анализ контрольной работы. | 25.05 | ||
Итого: 66 часов |