ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ




Рабочая программа дисциплины (модуля)

Философия

Б1.Б.2 Базовая часть

 

Направление подготовки

 

40.03.01 – Юриспруденция (уровень бакалавриата)

 

Профиль подготовки

Гражданское право

Квалификация (степень) выпускника

Академический бакалавр

 

Форма обучения

Очная

 

Разработчик (составитель)

аспират Ильясов Р. А.__________________/Подпись/

 

Уфа - 2016


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Цели и задачи освоения дисциплины…………………………………………………3

2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы…..……3

3. Содержание дисциплины……………………………………………………………...4

4. Структура дисциплины……………………………………………………………...5

5. Оценочные средства успеваемости и промежуточной аттестации…………………6

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

1) Обязательная литература………………………………………………...…………7

2) Дополнительная литература………………………………………………………..7

7. Контрольные вопросы для подготовки к зачету и экзамену…………………………………7

8. Материально-техническая база для осуществления образовательного процесса по дисциплине…………………………………………………………………………….9

9. Рейтинг-план дисциплины………………..………………………………………….10

 

Цели и задачи освоения дисциплины

Цель дисциплины – способствовать развитию гуманитарной культуры студента, посредством его приобщения к опыту философского мышления, развитию представления о научных, философских и религиозных картинах мира, об истории социально-философских представлений, о формах социально-познавательной деятельности человека, критического осмысления состояния, тенденций и перспектив развития культуры, цивилизации, общества, личности.

Задачи дисциплины заключаются в:

· изучении основных этапов философского процесса, основных представителей, направлений, концепций и ведущих тем современнойфилософии;

· освоении наиболее значимых философских терминов и особенностями философской методологии, возможностями ее применения в решении практически значимых задач;

· развитии навыков научно-исследовательской деятельности посредством анализа философских текстов;

· формировании у студентов опыта философской рефлексии над наиболее важными проблемами культуры, истории и умения выявить их философский смысл;

· развитии представлений о формах отношения человека с миром, сущности, назначении и смысле жизни человека, об условиях его свободы и мере ответственности;

· совершенствовании навыков, личностных качеств, умений, знаний.

 

2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы

Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б1. Базовая часть» ФГОС ВОпо направлению подготовки 40.03.01 – Юриспруденция (уровень бакалавриата) (уровень бакалавриата), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.

Изучение дисциплины «Философия» является необходимой основой в качестве методологической предпосылки для освоения иных гуманитарных, социальных и экономических дисциплин. Основное значение философии в образовании бакалавра заключается в обретении культуры теоретического мышления, обоснованного мировоззрения, систематической иерархии ценностей.

 

 


 


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

по дисциплине «Философия» __ специальности_ _ Гражданское право _ _на 2 семестр

 

 

Рабочую программу осуществляют:   Лекции:аспирант Ильясов Р. А.   Практические занятия:аспирант Ильясов Р. А.   Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) 4   Учебных часов - 144 лекций - 24, практических занятий - 24 КСР – 4, реферат самостоятельная работа студентов - 92    

 

 

 

 

 

 
 

 


Структура дисциплины

 

          Видыучебнойработы,    
        включаясамостоятельную    
      Неделясеместра   работустудентов и      
    Семестр   трудоемкость (в часах) Формытекущегоконтроля  
              успеваемости (понеделям  
Разделдисциплины       Самостоятельнаяработа     семестра)  
п/п     Практическиезанятия      
            Формапромежуточной  
    Лекции     Всего аттестации (посеместрам)  
           
  Модуль 1. История Философии                    
                       
  Роль ф-ии в жизни человека и об-ва                    
                    опрос, доклады  
                       
  Философия                 Опрос, эссе, доклады  
Древности          
                   
  Философия                 Опрос, эссе, доклады  
  средневековья и                  
           
  Возрождения                  
                 
  ФилософияНового                    
  Времени и             Тестирование, рефераты  
                   
Просвещения (17-            
                   
  18 вв.)                
                     
  Постклассическая                    
  философия 19-20             Опрос, эссе, доклады  
           
  веков                  
                     
  Русскаяфилософия                 Опрос, эссе, доклады  
  Модуль 2. Общие проблемы философии                    
  Бытие как                    
                     
  философская             Опрос, доклады, рефераты  
           
  проблема                  
                     
                   
                       
  Диалектикакак                    
  учение о развитии.                 Опрос, доклады, рефераты  
Детерминизм и        
                     
  индетерминизм                    
                       
  Философия                    
                Опрос, доклады, рефераты  
познания          
                       
  Философия                 Опрос, доклады, рефераты  
человека.          
  Социальная                 Тестирование, рефераты  
философия.            
  ИТОГО:                 Экзамен – 36 часов  
          (1 зач.ед.)  
                     
                       

Оценочные средства успеваемости и промежуточной аттестации

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫРЕФЕРАТОВ

1. Арабская философия Средневековья (Аль-Фараби, Ибн-Сина (Авиценна), Ибн-Рушд (Аверроэс))

2. Итальянские гуманисты XIV - ХV вв. (Ф.Петрарка, Л.Валла, Дж.ПикоделлаМирандола)

3. Социально-философские идеи Н.Макиавелли.

4. Натурфилософия Дж.Бруно.

5. Социальные утопии Возрождения (Т.Мор, Т.Кампанелла).

6. Французский механистический материализм (Д.Дидро, Ж.Ламетри, П.А.Гольбах, К.А.Гельвеций).

7. Философия немецкого Просвещения (И.В.Гете, Г.Э.Лессинг, И.Г.Гердер).

8. Философия французского Просвещения (Вольтер, Ж.Ж.Руссо, Ш.Монтескье, Д.Дидро)

9. Система «критической философии» И.Канта.

10. Философское учение И.Г.Фихте.

11. Система абсолютного идеализма Г.В.Ф.Гегеля.

12. Антропологический материализмЛ.Фейербаха.

13. Основные идеи философии волюнтаризма А.Шопенгауэра.

14. Основатель экзистенциализма С.Кьеркегор.

15. Философия жизни Ф.Ницше.

16. Интуитивизм А.Бергсона.

17. Философская система «всеединства» В.С.Соловьева.

18. Н.А.Бердяев. Общая характеристика метафизических, гносеологических и антропологических идей.

19. Интуитивизм в России (Н.О.Лосский, С.Л.Франк).

20. Философскиеидеи Ф.М.Достоевского

21. Философские идеи П.А.Флоренского.

22. З.Фрейд и развитие психоанализа.

23. Прагматизм (Ч.Пирс, У.Джемс).

24. Периодизация истории в концепции О.Тоффлера («Третья волна»).

25. Культура и цивилизация. Основные культурологические концепции (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, Л.Н.Гумилев).

26. М.Хайдеггер. Язык Бытия. Техника и Западный мир.

27. Франкфуртская философская школа (Т.Адорно, М.Хоркхаймер, Г.Маркузе, Э.Фромм).

28. Русский космизм: проблемы и перспективы (Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский).

29. Отечественная философия советского периода (В.И.Вернадский, А.Ф.Лосев, М.К.Мамардашвили, Э.В.Ильенков)

30. Философия как наука. Специфика объекта и предмета философских наук. Философия в системе культуры. Функции философии.

31. История философии как философская дисциплина. Проблема генезиса философии.

32. Философия как вид и ядро мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.

33. Онтология, гносеология и аксиология как разделы философского знания, их предметные области.

34. Проблема метода и методологии в философии. Диалектика и метафизика, рационализм и эмпиризм.

35. Категория бытия. Бытие и небытие. Типы и диалектика бытия.

36. Диалектика и ее альтернативы. Принципы диалектического метода. Единство законов, принципов и категорий диалектики.

37. Соотношение категорий материи, движения, пространства и времени.

38. Взаимный переход количественных и качественных изменений, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания как элементы диалектики.

39. Познание как процесс: цель, средства, результат. Взаимосвязь эмпирического и теоретического, теории и практики. Методологическая функция философии в познании.

40. Творчество в познании: интуиция, воображение. Философия и психология творческого процесса в науке. Научный поиск и научное открытие.

41. Философия техники, ее особенности и место в современной философии.

42. Философия языка. Знак, значение, смысл. Критика теории смысла и значения в постмодернизме. Языки науки.

43. Истина как гносеологическая проблема (сравнительный анализ поиска истины в естественных и социальных науках).

44. Социальная философия, ее специфика. Особенности познания общественных процессов.

45. Эволюция взаимодействия общества и природы, иерархия глобальных проблем.

46. Генезис отражения. Сознание и его формы.

47. Культура и цивилизация: сходство и различие. Формационная и цивилизационная типологии общественного развития.

48. Уровни общественного сознания. Специфика и взаимоотношение форм общественного сознания.

49. Философская антропология. Бытие человека как исконная проблема философии.

50. Философская мысль в Башкирии.

 

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

6.1.Обязательная литература

1. Михалкин, Н. В. Философия для юристов: учебник и практикум для академического бакалаври-ата / Н. В. Михалкин. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 471 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс.

2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2012. - 828 с.

3. Философия: учебник / под ред. В. П. Кохановского. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 576 с.

 

6.2. Дополнительная литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. М.: Проспект, 2005.

2. Алексеев В.О. Философия. Конспект лекций. М.,2008.

3. Алексеев П.В. Социальная философия: Учебное пособие. М., 2004

4. Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1-4. Спб.: Петрополис, 2006.

5. Канке В.А. Философия. Курс для бакалавров: Учебник. М.: Логос, 2005.

6. Миронов В.В., Иванов А.В.. Онтология и теория познания: Учебник. М.: Гардарики, 2005.

7. Рассел Бертран. История западной философии. М., 2006.

8. История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. — М.: Академический Проект: 2005.

9. Философия: Учебник/Под ред. Миронова В.В. М.: Норма, 2005.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Понятие мировоззрения, его структура и функции.

2. Исторические типы мировоззрения.

3. Проблема происхождения философии. Философия и мифология

4. Типы философского мировоззрения.

5. Философия Древнего Востока (Индия и Китай).

6. Философские учения досократиков

7. Философия софистов и Сократа. Учение Платона об идеях и его влияние на последующую философию.

8. Этические и политические воззрения Аристотеля

9. Истоки и идейные основы средневековой философии. Проблема веры я разума. Реализм и номинализм. Теология Фомы Аквинского.

10. Основные идеи философии эпохи Возрождения, ее вклад вдуховную культуру челове­чества.

11. Основные идеи философии Нового Времени. (Ф. Бэкон,.Р. Декарт, Г. Лейбниц).

12. Политическая философия Т. Гоббса и Дж. Локка

13. Основные идеи философии XVIII в. (французские материалисты.Ф.М. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Юм).

14. Немецкая классическая философия (Кант, Гегель, Фейербах).

15. Социально-экономические и идейные предпосылки философии марксизма. Социаль­ная философия марксизма.

16. Рационализм и иррационализм. Иррационализм XIX в. (Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше).

17. Основные направления русской философии ХIХ-ХХ в.в. Философия В. Соловьева. Н. Бердяева.

18. Развитие философии как методологии научного исследования в западной философии XX в. (неопозитивизм, феноменология, философская герменевтика).

19. Гуманистически ориентированные направления западной философии XX в. (экзистен­циализм, неотомизм, неопротестантизм).

20. Социокультурная ситуация современности и се репрезентация в философии. Постмо­дернизм.
Понятия бытия и субстанции. Основные формы бытия.

21. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философском и научном по­знании.

22. Проблема сознания в философии и основные традиции ее осмысления в классической и постклассической философии.

23. Диалектика как концепция развития, ее основные принципы. Альтернативы диалек­тики.

24. Проблема познаваемости мира.

25. Структура познавательного процесса. Основные формы чувственного" и рациональ­ного познания. Познание. Практика. Творчество.

26. Познание как постижение истины. Понятие истины. Основные концепции истины.

27. Понятие науки. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.

28. Наука в системе социальных ценностей. Социальная ответственность ученого.

29. Специфика социально-гуманитарного познания.

30. Общество как объект философского анализа. Исследовательские программы в общест­воведении.

31. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Свобода и необхо­димость.

32. Формационный и циви­лизационный подходы к анализу истории общества.

33. Проблема источника общественного развития. Факторы общественного развития.

34. Проблема субъекта и движущих сил исторического процесса. Роль народных масс и личности в истории. Концепции злит.

35. Социальная структура общества. Типы социальных структур: социально-классовая, социально-этническая, социально-демографическая.

36. Государство и личность. Понятие правового государства.

37. Духовная сфера жизни общества. Уровни и формы общественного сознания.

38. Понятие культуры. Концепции культуры. Культура как форма самореализации чело­века.

39. Культура и цивилизация. Диалог культур в современном мире..

40. Философская антропология: человек как предмет философского анализа в классиче­ской и постклассической философии.

41. Человек: индивид, индивидуальность, личность. Проблема личности в философии.

42. Жизнь, смерть и бессмертие в духовном опыте человечества. Проблема смысла жизни.

43. Проблема направленности исторического процесса и его детерминации. Понятие об­щественного прогресса. Критерии прогресса.

44. Кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современности. Будущее человека и общества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: