УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (заочная форма получения образования)




 

Номер раздела, темы, занятия Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов Количество аудиторных часов Литература Формы контроля знаний
Лекции Семинарские занятия Самостоятель- ная работа    
             
- Философия и методология науки (30 ч.)          
  Философия и ценности современной цивилизации (10 ч.)       Лит. по I разделу  
1.1.1-2 Статус и предназначение философии в жизни общества 1. Философия, мировоззрение, культура. 2. Проблема научности философии. 3. Многомерность феномена философии. 4. Роль философии в формировании ценностных ориентаций личности и принципов биосферного мышления.   -   Осн. лит. (3,5,22, 37) Доп. лит. (31, 43, 44) Опрос, рефераты, краткие сообщения, экспресс - контрольная работа
1.2.3-4 Философское осмысление проблемы бытия 1. Поиски метафизических оснований бытия в различных философских системах. Философия и современная научная картина мира. 2. Онтология как учение о бытии и его освещение в философии. 3. Бытие и материя. Эволюция представлений о материи. Современная наука о строении материи. 4. Пространственно-временная организация материального мира. 5. Бытие человека и время. 6. Природа как предмет философского и научного познания.   -   Осн. лит. (9, 11, 32) Доп. лит. (16, 21, 29,) Опрос, рефераты, краткие сообщения, экспресс - контрольная работа
1.3.5-5 Природа как предмет философского и научного познания 1. Понимание диалектики в истории философии: онтологический, гносеологический и логический аспекты диалектики. 2. Диалектика как философская теория развития. 3. Диалектика и синергетика. Роль синергетики в осмыслении эволюционных процессов. 4. Эвристический потенциал глобального эволюционизма и проблемы развития современной научной картины мира.   -   Осн. лит. (20, 23) Доп. лит. (17, 30) Опрос, рефераты, краткие сообщения
1.4.6-7 Философия глобального эволюционизма 1. Самоорганизация и развитие природы. 2. Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании. 3. Природа как среда обитания человека. 4. Биосфера и ноосфера. 5. Идея коэволюции человека и природы. -     Осн. лит. (7,30, 42, 45) Доп. лит. (12,17) Опрос, рефераты, краткие сообщения
1.5.8-9 Проблема человека в философии 1. Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. 2. Проблема сущности и существования человека. Индивид, индивидуальность, личность. Феномен субъективности и экзистенциальный опыт личности. 3. Аксиологические параметры бытия человека в мире. 4. Личностный выбор и проблема смысла жизни человека. 5. Свобода и ответственность как экзистенциальная оппозиция бытия человека. 6. Человек в системе социальных коммуникаций. Ценности массового общества и личность.   -   Осн. лит. (2, 25, 28) Доп. лит. (24, 33, 39) Опрос, рефераты, краткие сообщения, развернутая беседа
1.6.10-10 Философия сознания 1. Сознание как предмет философского осмысления. 2. Экзистенциально-феноменологическая, социокультурная и психоаналитическая традиции в исследовании сознания. 3. Философия и когнитивные науки о структуре и функциях сознания. 4. Сознание, язык, коммуникация. Сознание и интеллект. -     Осн. лит. (14, 26, 35) Доп. лит. (37, 46) Опрос, рефераты, краткие сообщения, экспресс - контрольная работа
1.7.11-11 Специфика социальной реальности 1. Социальная философия и социально-гуманитарные науки в познании общества. 2. Понятие социальной реальности. 3. Общество как система. 4. Понятие социальной структуры общества. Современные концепции социальной стратификации. 5. Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии.   -   Осн. лит. (2, 18, 38) Доп. лит. (27, 29) Опрос, рефераты, краткие сообщения
1.8.12-13 Основные проблемы социальной динамики 1. Проблема источников и движущих сил социальной динамики. 2. Природа социальных противоречий, конфликтов, революций и реформ. 3. Основные понятия и этапы развития философии истории. 4. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. 5. Основные концепции социального прогресса и их альтернативы. -     Осн. лит. (30, 40, 49) Доп. лит. (21, 37) Опрос, рефераты, краткие сообщения, экспресс - контрольная работа
1.9.14-15 Развитие общества как цивилизационный процесс 1. Понятие и типы цивилизации в истории общества (доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный). 2. Локальные цивилизации и проблема сохранения культурно-цивилизационной идентичности в современном мире. 3. Проблема исторического самоопределения Беларуси и основные векторы развития современного белорусского общества.       Осн. лит. (2, 5, 38, 40) Доп. лит. (8, 11, 30) Опрос, краткие сообщения, экспресс - контрольная работа
1.10.16-16 Философия культуры 1. Основные парадигмы философского анализа культуры (аксиологическая, семиотическая, деятельностная, игровая и др.). 2. Традиции и новации в динамике культуры. 3. Культура и духовная жизнь общества. 4. Мораль как форма нормативной регуляции человеческого поведения. Искусство и специфика эстетического отношения человека к миру. Религия как форма духовного освоения реальности. 5. Новейшие тенденции в социокультурном развитии мирового сообщества и формы их философского осмысления. -     Осн. лит. (4, 15, 47) Доп. лит. (22, 38) Рефераты
2. Философско-методологический анализ науки (12 ч.)       Лит. по II разделу  
2.1.17-18 Наука как важнейшая форма познания в современном мире 1. Научное и вненаучное знание. 2. Наука как деятельность, социальный институт и система знания. 3. Теория познания, методология и логика науки. 4. Проблемное поле философии науки. 5. Понятие научной рациональности и ее основные типы. Роль науки в жизни современного общества.       Осн. лит. (2, 6, 18, 19, 20) Доп. лит. (8, 21, 26, 28) Опрос, краткие сообщения, экспресс - контрольная работа
2.2.19-21 Наука в историческом развитии 1. Протонаука в структуре традиционных цивилизаций. Античный идеал науки. Становление первых научных программ в античной культуре. Амбивалентный характер средневековой науки. 2. Зарождение опытных наук. Ценностно-мировоззренческие основания классической науки. Оформление дисциплинарно-организованной науки. Наука и научное знание в культуре эпохи Возрождения и Нового времени. 3. Классический, неклассический и постнеклассический этапы в развитии науки. 4. Феномен науки и становление паранаучной культуры. Эзотеризм и девиантная наука.       Осн. лит. (1, 4, 15) Доп. лит. (22, 26, 30) Опрос, рефераты, краткие сообщения
2.3.22-24 Структура и динамика научного познания 1. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их единство и различие. 2. Научная картина мира как характеристика предметно-онтологических структур научного исследования. 3. Философские основания науки и проблема интеграции научного знания в культуру эпохи. 4. Диалектика развивающейся науки. Природа научной революции. Типы научных революций. 5. Современные стратегии развития научного знания.       Осн. лит. (5, 10, 18) Доп. лит. (8, 11, 26, 28) Опрос, рефераты, экспресс - контрольная работа, выборочная проверка конспектов
2.4.25-26 Методологический инструментарий современной науки 1. Понятие метода и методологии. 2. Синергетика и становление нелинейной методологии познания. 3. Научное исследование в методологическом осмыслении. Объект и предмет исследования. Проблема, цели и задачи в структуре научного исследования. Средства и методы исследования. 4. Методы эмпирического исследования: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. 5. Методы теоретического исследования: идеализация и формализация, мысленный эксперимент, гипотетико-дедуктивный метод, аксиоматизация, метод математической гипотезы, исторический и логический методы исследования.       Осн. лит. (14, 19, 40) Доп. лит. (8, 11, 26, 41) Опрос, краткие сообщения, экспресс - контрольная работа
2.5.27-29 Диалектическая логика как методология научного познания 1. Методологическое значение основных законов диалектики. 2. Противоречие – источник развития научного знания. 3. Категории общего и особенного, целого и части, сущности и явления, абстрактного и конкретного, необходимости и случайности, исторического и логического; их методологическое значение. -     Осн. лит. (2, 6, 11,) Доп. лит. (4, 15, 21) Опрос, Выборочная проверка конспектов, краткие сообщения
2.6.30-32 Наука как социальный институт 1. Эволюция организационных форм науки 2. Социальная мобильность и изменение статуса ученого в современном обществе 3. Полемика и дискуссия как формы коммуникации в науке 4. Наука и социальные технологии в современном обществе. 5. Наука и власть. Наука и политика. Наука и идеология.   -   Осн. лит. (2, 6, 11,) Доп. лит. (3, 16, 21) Опрос, рефераты, экспресс - контрольная работа, выборочная проверка конспектов
2.7.33-34 Наука в системе социальных ценностей 1. Наука как ценность в современной культуре 2. Социальные ценности и нормы научного этоса 3. Творческая свобода и социальная ответственность ученого. 4.Перспективы развития и новые ценностные ориентиры современной науки.       Осн. лит. (2, 6, 11,) Доп. лит. (3, 16, 21) Опрос, рефераты, краткие сообщения, развернутая беседа
3. Философско-методологические проблемы дисциплинарно-организованной науки (4 ч.)       Лит. по III разделу  
3.1.35-36 Основные парадигмы в развитии естественнонаучного знания 1. Типология системных объектов и их освоение в развивающемся естествознании. 2. Возникновение дисциплинарного естествознания. Взаимодействие естественных и технических наук. 3. Неклассическое естествознание: революционные изменения в физике конца XIX - первой половины XX века. 4.Постнеклассическое естествознание и поиск нового типа рациональности.       Осн. лит. (1, 4, 21) Доп. лит. (23, 25) Опрос, краткие сообщения, экспресс - контрольная работа
3.2.37-38 Философия техники и техническая рациональность. 1. Техника как объект философской рефлексии. Историческая эволюция понятия техники и его современные интерпретации. 2. Человек в техносфере. Глобализация технических систем. 3. Инженерное мышление и формирование технократических представлений о развитии общества. 4. Философское осмысление проблемы искусственного интеллекта.       Осн. лит. (1, 4, 21) Доп. лит. (20, 25) Развернутая беседа, круглый стол
3.3.39-40 Философия социально-гуманитарного познания 1.Социальная философия и социально-гуманитарное познание. 2.Общество как предмет социально-гуманитарного познания. 3.Проблема синтеза исследовательских программ социально-гуманитарного познания и варианты ее решения. 4.Проблема истины в социогуманитарном познании. Истина и ценность, истина и правда. 5. Философия и экономика: методологические регулятивы современного экономического познания. - -   Осн. лит. (2, 8, 9, 28) Доп. лит. (12, 26, 27) Опрос, рефераты, краткие сообщения
3.4.41-42 Исследовательские программы в обществознании 1. Культурно-историческая исследовательская программа: действительность как мир значений. 2. Проблема синтеза исследовательских программ социально-гуманитарного познания и возможные варианты ее решения. 3. Понятие научной дисциплины в социально-гуманитарном познании. 4. Проблемы и перспективы освоения междисциплинарных методологий мышления в социально-гуманитарном познании. - -   Осн. лит. (2, 8, 9, 28) Доп. лит. (13, 27) Опрос, краткие сообщения, экспресс - контрольная работа
4. Философия, наука, человек в начале третьего тысячелентия (4 ч.)          
4.1.43-44 Человечество в начале XXI века: проблемы и перспективы 1. "Проект модерна" как предмет критической дискуссии 2. Философия постмодернизма: духовно-теоретические истоки и основные этапы становления. 3. Ценности и цели философии в эпоху постмодерна. 4. Методология глобального моделирования и пределы роста техногенной цивилизации.   -   Осн. лит. (2, 8, 9, 28) Доп. лит. (13, 27) Опрос, рефераты, краткие сообщения
4.2.45-47 Глобализация как цивилизационный феномен и предмет социально-философского осмысления 1. Понятие и системная природа глобализации. 2. Глобализационные процессы в экономической, политической и духовной жизни мирового сообщества. 3. Глобализация как процесс становления нового миропорядка и перспективы национальных государств. 4. Современный антиглобализм как теоретическая доктрина и практика общественных движений. 5. Человек в современном медиапространстве. -     Осн. лит. (2, 8, 10, 28) Доп. лит. (13, 17,26) Опрос, краткие сообщения, экспресс - контрольная работа
4.3.48-50 Философия и экологические императивы современной цивилизации 1. Человек и природа в техногенной культуре 2. Перспективы устойчивого развития и коэволюция человека и биосферы. 3. Этика, экономика и право как необходимые компоненты экологической культуры постиндустриального общества.   -   Осн. лит. (2, 8, 10, 28) Доп. лит. (12, 17,18, 26) Опрос, рефераты, краткие сообщения
4.4.51-52 Философия и методология междисциплинарного синтеза знаний 1. Интегративные тенденции в развитии науки 2. перспективы синергетического стиля мышления. 3. Проблема научной рациональности и формы ее эволюции в философии науки. 4. Перспективы ценностной революции в культуре XXI столетия. -     Осн. лит. (2, 8, 10, 28) Доп. лит. (11, 18,19, 26) Опрос, краткие сообщения, экспресс - контрольная работа



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: