СПЕЦИФИКА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Первые годы жизни ребенка отличаются своей уникальностью и неповторимостью. Этот период правомерно выделяют особо в общем развитии и воспитании детей дошкольного возраста. В это время происходит становление всех органов и систем ребенка, развитие его психики.
Период раннего детства уникален тем, что именно в этот отрезок ребенок развивается столь стремительно, как никогда в последующие годы его жизни.
Ранний возраст - это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. В раннем детстве ребенок проходит гигантский путь развития. В этот период складываются формы общения со взрослыми, появляются первые социальные эмоции, направленные на взрослого, формируется потребность в общении с ним, развиваются наглядно-действенное мышление, развивается память, воображение, происходит освоение пассивной и активной речи, устанавливаются первые связи слова с предметом, складывается сначала манипулятивная, затем предметная деятельность, а на ее основе - сюжетная игра, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности. Поэтому потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за судьбу растущего человека.
Основоположниками педагогики раннего возраста являются Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина.
Период раннего детства имеет ряд физиологических и психологических особенностей, отличающих его от последующих возрастных периодов:
1. В раннем детстве наблюдаются наиболее быстрые темпы как физического, так и психического развития. В этот период интенсивно увеличивается вес, рост, масса тела, вес головного мозга.
2. Взаимосвязь и единство физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически, активнее ведет себя по отношению к окружающему миру.
3. Повышенная ранимость и недостаточная функциональная зрелость всех органов и систем организма. Дети раннего возраста подвержены различным заболеваниям, легко ранимы и быстро устают.
4. Высокая пластичность нервной системы ребенка и, в связи с этим, - легкая обучаемость.
5. Процесс развития скачкообразен и неравномерен. На первом году жизни наблюдается скачок в физическом развитии, на втором году жизни - в речевом.
6. Особое значение в раннем возрасте приобретают эмоции. Эмоциональное состояние является показателем психического развития и испытываемого ребенком состояния комфорта либо дискомфорта. От положительного эмоционального состояния ребенка зависят все новообразования раннего возраста, а недостаток общения со взрослым может привести в эмоциональной депривации.
7. Здоровый ребенок рождается с готовой сенсомоторной потребностью (потребность в ощущениях и движениях). Уже к первому месяцу у ребенка начинают проявляться ярко выраженные ориентировочные реакции на все новое, которые в дальнейшем превращаются в специальную ориентировочно-познавательную деятельность, интерес ко всему окружающему, заинтересованное желание ребенка узнать «что это?», «почему?», «откуда?».
8. Очень сильно у ребенка раннего возраста проявляется потребность в общении со взрослым, которая формируется с первых дней жизни. В первые годы жизни содержание общения взрослого с ребенком претерпевает качественные изменения: в начале это общение по поводу физиологического комфорта (потребность в пище, гигиеническом уходе, тепле и др.); затем потребность в получении новых впечатлений; эмоциональное общение («эмоционально положительный комплекс»); затем деловое общение (общение по поводу деятельности). Учет перечисленных особенностей способствует успешному развитию и полноценному воспитанию малыша.
При воспитании детей раннего возраста взрослому необходимо учитывать основные педагогические правила и принципы организации воспитательной работы с детьми:
- принцип единства в оздоровительной и воспитательной работе;
- требование единства подхода к воспитанию ребенка со стороны всех окружающих людей;
- индивидуальное общение с ребенком;
- учет возрастных особенностей и индивидуальных возможностей детей;
- воспитание положительного отношения к требованиям взрослых;
- вред частых запретов и длительных пассивных ожиданий;
- своевременное формирование навыков самостоятельности;
- психологическая подготовка ребенка к выполнению требований взрослого;
- образцовое поведение взрослого, участвующего в воспитании малыша, т.к. дети раннего возраста отличаются подражательностью и впечатлительностью.
Таким образом, чтобы развитие ребенка протекало успешно и полноценно, необходимо знать особенности раннего возраста, понимать уникальность этого периода и уметь создавать благоприятные условия для воспитания и самораскрытия возможностей каждого малыша.