В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ




СПЕЦИФИКА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Первые годы жизни ребенка отличаются своей уникальностью и неповторимостью. Этот период правомерно выделяют особо в общем развитии и воспитании детей дошкольного возраста. В это время происходит становление всех органов и систем ребенка, развитие его психики.

Период раннего детства уникален тем, что именно в этот отрезок ребенок развивается столь стремительно, как никогда в последующие годы его жизни.

Ранний возраст - это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. В раннем детстве ребенок про­ходит гигантский путь развития. В этот период складываются формы обще­ния со взрослыми, появляются первые социальные эмоции, направленные на взрослого, формируется потребность в общении с ним, развиваются наглядно-действенное мышление, развивается память, воображение, происходит освое­ние пассивной и активной речи, устанавливаются первые связи слова с пред­метом, складывается сначала манипулятивная, затем предметная деятельность, а на ее основе - сюжетная игра, возникают предпосылки игровой и продук­тивной деятельности. Поэтому потери, допущенные в этот период, невоспол­нимы в полной мере в последующей жизни. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за судьбу растущего человека.

Основоположниками педагогики раннего возраста являются Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина.

Период раннего детства имеет ряд физиологических и психологических особенностей, отличающих его от последующих возрастных периодов:

1. В раннем детстве наблюдаются наиболее быстрые темпы как физи­ческого, так и психического развития. В этот период интенсивно увели­чивается вес, рост, масса тела, вес головного мозга.

2. Взаимосвязь и единство физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически, активнее ведет себя по отношению к окружающему миру.

3. Повышенная ранимость и недостаточная функциональная зрелость всех органов и систем организма. Дети раннего возраста подвержены различным заболеваниям, легко ранимы и быстро устают.

4. Высокая пластичность нервной системы ребенка и, в связи с этим, - легкая обучаемость.

5. Процесс развития скачкообразен и неравномерен. На первом году жизни наблюдается скачок в физическом развитии, на втором году жизни - в речевом.

6. Особое значение в раннем возрасте приобретают эмоции. Эмоцио­нальное состояние является показателем психического развития и испы­тываемого ребенком состояния комфорта либо дискомфорта. От положи­тельного эмоционального состояния ребенка зависят все новообразова­ния раннего возраста, а недостаток общения со взрослым может привес­ти в эмоциональной депривации.

7. Здоровый ребенок рождается с готовой сенсомоторной потребностью (потребность в ощущениях и движениях). Уже к первому месяцу у ребенка начинают проявляться ярко выраженные ориентировочные реакции на все новое, которые в дальнейшем превращаются в специальную ориентировоч­но-познавательную деятельность, интерес ко всему окружающему, заинтере­сованное желание ребенка узнать «что это?», «почему?», «откуда?».

8. Очень сильно у ребенка раннего возраста проявляется потребность в общении со взрослым, которая формируется с первых дней жизни. В пер­вые годы жизни содержание общения взрослого с ребенком претерпевает качественные изменения: в начале это общение по поводу физиологиче­ского комфорта (потребность в пище, гигиеническом уходе, тепле и др.); затем потребность в получении новых впечатлений; эмоциональное обще­ние («эмоционально положительный комплекс»); затем деловое общение (общение по поводу деятельности). Учет перечисленных особенностей способствует успешному развитию и полноценному воспитанию малыша.

При воспитании детей раннего возраста взрослому необходимо учи­тывать основные педагогические правила и принципы организации воспи­тательной работы с детьми:

- принцип единства в оздоровительной и воспитательной работе;

- требование единства подхода к воспитанию ребенка со стороны всех окружающих людей;

- индивидуальное общение с ребенком;

- учет возрастных особенностей и индивидуальных возможностей детей;

- воспитание положительного отношения к требованиям взрослых;

- вред частых запретов и длительных пассивных ожиданий;

- своевременное формирование навыков самостоятельности;

- психологическая подготовка ребенка к выполнению требований взрослого;

- образцовое поведение взрослого, участвующего в воспитании малы­ша, т.к. дети раннего возраста отличаются подражательностью и впе­чатлительностью.

Таким образом, чтобы развитие ребенка протекало успешно и полно­ценно, необходимо знать особенности раннего возраста, понимать уни­кальность этого периода и уметь создавать благоприятные условия для воспитания и самораскрытия возможностей каждого малыша.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: