Адресности целевого назначения




Ответственности ( впервые в БК) – участники несут ответственность за свои действия или бездействия.

 

 

20. Дайте понятие бюджетного регулирования, раскройте его цели и методы.

Бюджетное регулирование – совокупность экономических, организационных, юридических мер по обеспечению сбалансированности как одного отдельно взятого бюджета, так и бюджетной системы в целом.

Выделяют следующие уровни бюджетного регулирования:

общегосударственный - устанавливает макроэкономические пропорции в развитии общественного воспроизводства в рамках государства;

межтерриториальный - регулирует уровень развития территорий;

межбюджетный - обеспечивает распределение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

межгосударственный - регулирует степень участия республики в межгосударственных программах и мероприятиях, финансируемых за счет средств бюджета.

Каждому уровню бюджетного регулирования соответствуют комбинации форм и методов, которые необходимы как при составлении бюджета, так и при организации его исполнения. Для разработки многовариантных решений и достижения максимального эффекта необходимо обеспечить их оптимальное сочетание. Бюджетное регулирование — это перераспределение бюджетных ресурсов между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях достижения их сбалансированности.
Необходимость бюджетного регулирования обусловливает выделение из вышестоящего в нижестоящие бюджеты финансовой помощи не только на безвозвратной и безвозмездной основе, но и на условиях срочности, возвратности и возмездное™. Подобными формами оказания финансовой помощи являются бюджетный заем (денежные средства, выдаваемые временно из республиканского или местных бюджетов для использования по целевому назначению с получением с заемщика процентов на сумму займа) и бюджетная ссуда (денежные средства, выдаваемые временно и безвозмездно из республиканского или местных бюджетов для использования по целевому назначению).
Методы внутрибюджетного регулирования:

1. Закрепление показателей предельно допустимого уровня дефицита бюджета (сколько можем одолжить) Дефицит бюджета – превышение расходов над доходами.

Предельный уровень дефицита – закон «О республиканском бюджете», Закон «О бюджете» - предельно допустимый консолидированный уровень областей.

Консолидированный бюджет – это республиканский бюджет + бюджеты областей и г. Минска.

2. Установление перечня защищенных статей (где нельзя сократить: государственный долг, социальные статьи)

3. Создание резервный и целевых бюджетных фондов.

Целевые бюджетные фонды – относительно обособленные финансовые ресурсы в рамках бюджета, имеющие специальные источники формирования, особый порядок и цели использования. Резервные фонды создаются в расходной части бюджета для финансирования непредвиденных расходов, а также со финансирования утвержденных государственных программ. Общий размер резервных фондов не может превышать 2% от республиканских доходов, за исключением доходов целевых бюджетных фондов и безвозмездных поступлений целевых бюджетных фондов. Резервный фонд президента не может превышать 1% доходов республиканского бюджета. Парламент не может создавать свои резервные фонды и на местном уровне нельзя резервные

4. Блокирование и секвестр Секвестр – пропорциональное сокращение расходов бюджета в случае снижения поступлений доходов или поступлений из источников финансирования дефицита, который может привести к сокращению финансирования расходов более чем на 10%.

Блокирование - временное приостановление финансирования по отдельным статьям расхода бюджета.

В процессе бюджетного регулирования используются два основных метода: метод отчислений регулирующих доходов и метод оказания прямой финансовой поддержки.

Нормативы отчислений по бюджетам разных уровней утверждает соответственно вышестоящий орган представительной власти. Особенностью данных отчислений является подвижность их количественного состава и материального объема, что обусловлено ежегодностью принятия бюджетов всех уровней.

В случае недостатка собственных и регулирующих доходных источников бюджетным законодательством предусмотрена передача финансовых средств из вышестоящих бюджетов в нижестоящие в режиме финансовой помощи. Этот вид помощи имеет порой определяющее значение в обеспечении необходимыми средствами нижестоящих бюджетов, поскольку других источников пополнения средств нет. Прямая финансовая помощь из вышестоящих бюджетов в нижестоящие может предоставляться в следующих формах:

-дотация – денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета на невозвратной основе в случае, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансированности нижестоящего бюджета, либо денежные средства, выделяемые юридическими лицам для полного или частичного покрытия убытков при недостаточности собственных средств;

-субвенция – денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету на конкретные цели;

-субсидия – денежные средства, предоставляемые вышестоящим бюджетом нижестоящему бюджету для выравнивания уровня социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы либо юридическим и физическим лицам в виде помощи или пособия.

Необходимость бюджетного регулирования обуславливает выделение из вышестоящего в нижестоящие бюджеты финансовой помощи не только на безвозвратной и безвозмездной основе, но и путем предоставления денежных средств на условиях срочности, возвратности и возмездности. Формой оказания такой помощи является бюджетный заем, под которым понимаются денежные средства, выдаваемые временно из республиканского или местных бюджетов для использования по целевому назначению с получением с заемщика процентов на сумму займа. Бюджетная ссуда, также являясь формой оказания финансовой помощи из вышестоящих бюджетов нижестоящим, представляет собой денежные средства, выдаваемые временно и безвозмездно из республиканского или местных бюджетов для использования по целевому назначению.

 

21. Дайте понятие и выделите особенности бюджетного контроля. Охарактеризуйте бюджетную ответственность.

Бюджетный контроль - вид государственного финансового контроля, осуществляемый в сфере бюджетной деятельности, направленный на установление законности, достоверности, экономической эффективности деятельности участников бюджетного регулирования и бюджетного процесса. Бюджетный контроль - составная часть финансово-экономического контроля и рассматривается как совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов Российской Федерации, ее субъектов и местных органов самоуправления, выявлении резервов увеличения поступлений доходов в бюджет, улучшении бюджетной дисциплины

Главная цель бюджетного контроля может быть определена как обеспечение законности бюджетной деятельности, т.е. контроль над соблюдением бюджетного законодательства всеми участниками бюджетных отношений. Указанная цель достигается решением следующих задач:

а) соблюдение финансового законодательства;

б) обеспечение эффективного контроля над формированием государственных доходов и рациональным их использованием;

в) соблюдение бюджетного процесса;

г) контроль над реализацией системы межбюджетных отношений;

д) пресечение и предупреждение правонарушений в бюджетной сфере;

е) проверка и координация деятельности контрольных органов.

Бюджетный контроль осуществляют:

· Президент Республики Беларусь

· Парламент Республики Беларусь

· Правительство Республики Беларусь

· органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь

· местные Советы депутатов

· Министерство финансов, его территориальные органоы, местные финансовые органы

· Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

· таможенные органоы Республики Беларусь

· местные исполнительные и распорядительные органы

· распорядители бюджетных средств

 

Бюджетная ответственность. Ответственность носит комплексный характер.

Ст.11.6 КоАП – незаконное получение средств бюджета, в т.ч. и средств внебюджетного фонда. Незаконное получение бюджетных средств – является получение финансирование вследствие предоставления подложных документов, завышенных смет, предоставление недостоверной информации, в т.ч. о положении ИП и ЮЛ, явившихся основанием получения бюджетных средств. Предусмотв-ть за нецелевое и (или) незаконное использование средств бюджета.

Основание бюджетной ответственности – бюджетное правонарушение – неисполнение либо ненадлежащее исполнение требований бюджетного законодательства по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также при получении и использовании бюджетных средств, влекущие применение к нарушителю мер принуждения в соответствии с актами бюджетного законодательства.

Специфика бюджетной ответственности касается состава(спец субъекты):

1. Распорядители бюджетных средств

2. Получатели бюджетных средств

3. ЮЛ

4. Обособленные подразделения ЮЛ

5. ИП

6. Государственные органы

Непосредственно наложение взысканий осуществляется министерством финансов и его территориальными органами, а также за незаконное нецелевое использование бюджетных средств, а также незаконное их получение, меры ответственности применяет КГК.

За нарушение бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры принуждения:

1. приостановление либо ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств;

2. взыскание бюджетных средств;

3. приостановление расчетов по банковским счетам;

4. начисление и взыскание пени;

5. иные меры в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

Основаниями для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства являются:

незаконное получение средств из бюджета;

нецелевое использование средств бюджета;

использование средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства;

предоставление бюджетных ссуд, бюджетных займов с нарушением установленного порядка;

невозврат или несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе;

неперечисление, неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

неперечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;

неисполнение или ненадлежащее исполнение платежных инструкций на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов и получателей бюджетных средств;

непредставление в установленные сроки отчетности об использовании бюджетных средств, информации о движении бюджетных средств по счетам их получателей;

нарушение условий договора с использованием бюджетных средств.

Под незаконным получением средств из бюджета следует понимать излишнее получение организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств независимо от источника финансирования (получения) вследствие завышения в расчетах, сметах, счетах и других документах сумм, подлежащих получению, представления недостоверных сведений о финансовом состоянии организаций, индивидуальных предпринимателей при получении средств из бюджета и представления других недостоверных данных, явившихся основанием для получения средств из бюджета вразмерах, превышающих размеры, установленные законодательством. Незаконное получение средств из бюджета влечет приостановление либо ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств, взыскание в бесспорном порядке в соответствующий бюджет полученных средств с начислением процентов в размере ставки рефинансирования, установленной Национальным банком Республики Беларусь на дату взыскания.

Под нецелевым использованием средств бюджета следует понимать любые действия распорядителей или получателей бюджетных средств, выразившиеся в направлении и использовании указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным законом о республиканском бюджете, решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, иными актами законодательства, бюджетной росписью, уведомлением о средствах, передаваемых нижестоящим бюджетам в форме межбюджетных трансфертов, бюджетной сметой и расчетами, перечнями к ней. Нецелевое использование средств бюджета влечет приостановление либо ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств, взыскание в бесспорном порядке в соответствующий бюджет полученных средств с начислением процентов в размере ставки рефинансирования, установленной Национальным банком Республики Беларусь на дату взыскания.

Под использованием средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства следует понимать использование бюджетных средств с нарушением требований, установленных настоящим Кодексом и иными актами бюджетного законодательства, а также законодательства, предусматривающего использование бюджетных средств. Принятие обязательств, не обеспеченных бюджетными ассигнованиями, при отсутствии иных источников финансирования таких обязательств приравнивается к использованию средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства. Использование средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства влечет приостановление либо ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств, взыскание в бесспорном порядке в соответствующий бюджет полученных средств с начислением процентов в размере ставки рефинансирования, установленной Национальным банком Республики Беларусь на дату взыскания.

Предоставление бюджетных ссуд, бюджетных займов с нарушением установленного порядка влечет взыскание в бесспорном порядке сумм предоставленных бюджетных средств и (или) приостановление операций по счетам в банке. Невозврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе, в срок, установленный для возврата, влечет взыскание в бесспорном порядке указанных средств и (или) приостановление операций по счетам в банке. Неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств, перечисление бюджетных средств в меньшем объеме, чем предусмотрено уведомлением о бюджетных ассигнованиях, влекут перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств до размера, предусмотренного уведомлением о бюджетных ассигнованиях.

 

 

25. Раскройте содержание такой стадии бюджетного процесса как исполнение бюджета.

После утверждения бюджета наступает самая важная стадия бюджетного процесса – исполнение бюджета. Длится она один календарный год, с 1 января по 31 декабря.

На данной стадии происходит с одной стороны – аккумуляция в бюджете налоговых и неналоговых доходов, а с другой стороны – распределение денежных средств между их получателями.

Исполнить бюджет – это значит обеспечить своевременное и полное поступление предусмотренных бюджетом доходов в целом и по каждому доходному источнику в отдельности, а также финансирование расходов.

В течение года в доходную и расходную части могут вноситься изменения законом, актами Президента, Пр-ва.

Исполнение республиканского бюджета возложено на Минфин, Мин по нал и сборам, Гостаможкомит, местнисп/расп органы и др. На основе утвержденных законом показателей респ бюджета Мин финансов составляется и утвержд бюджетная роспись, являющееся основным документам, в соотв с кот осущ исполнение респ бюджета по доходам и расходам. В РБ предусмотрена казначейская система исполнения бюджета, которая обеспечивается органами государственного казначейства (главное финансовое казначейство – Минфин РБ и территориальные органы государственного казначейства).

Исполнение бюджетов по расходам осущ распорядителями бюдж средств, кот подраздна главных (министерства, дргос органы, оргместнсамоупр) и нижестоящих распорядителей(руководители учреждений.

Получатель бюджета – бюджетное учреждение или иное ЮЛ, имеющее право на получбюдж средств. Исполнение республиканского бюджета осуществляется на основании закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

26. Раскройте содержание такой стадии бюджетного процесса как подготовка и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Подготовка отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год осуществляется Министерством финансов. Распорядители средств республиканского бюджета на основе бухгалтерской отчетности получателей бюджетных средств в установленном порядке составляют и представляют в Министерство финансов сводную годовую бухгалтерскую отчетность в составе и порядке, определенных Министерством финансов. Отчет об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год составляется Министерством финансов в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь и по такой же структуре, что и утвержденный бюджет на соответствующий финансовый год, и в форме проекта закона до 1 марта года, следующего за отчетным финансовым годом, вносится на рассмотрение Правительства Республики Беларусь.

Правительство Республики Беларусь:

в пятидневный срок направляет проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год в Комитет государственного контроля Республики Беларусь для подготовки в установленном законодательством порядке заключения об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год;

представляет проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год Президенту Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь вносит в Палату представителей проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года.

Проведение внешней проверки отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год

Комитет государственного контроля Республики Беларусь проводит проверку отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год, готовит соответствующее заключение, используя материалы и результаты проведенных проверок, и не позднее 15 мая года, следующего за отчетным финансовым годом, вносит его на рассмотрение Президента Республики Беларусь.

Рассмотрение проекта закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год Парламентом Республики Беларусь

При рассмотрении проекта закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год Палата представителей заслушивает доклад Премьер-министра Республики Беларусь или его представителя об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год и заключение Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

Проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год рассматривается Парламентом Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом и регламентами палат Парламента Республики Беларусь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: