Страховая часть пенсии РФ




Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.:Правовое регулирование выплат страховых пенсий…………………5

1.1.Пенсионная система РФ……………………………………………………...5

1.2.Страховая часть пенсии РФ…………………………………………………10

Глава 2.:Особенности правового регулирования страховой части пенсии…………………………………………………………………………….16

2.1.Проблемы и перспективы пенсионной реформы в Российской Федерации………………………………………………………………………..16

2.2.Вопросы собственности пенсионных страховых взносов………………..20

Заключение……………………………………………………………………….28

Список литературы………………………………………………………………31


Введение

Современная пенсионная система России включает в себя определённый вид накоплений, которые формируются из перечислений работодателя. Попробуем разобраться, из чего состоит страховая и накопительная часть пенсии. Что входит в состав будущего обеспечения Страховая и накопительная часть пенсии составляют 22 % от заработной платы каждого работника. Средства идут на формирование будущей пенсии, которая включает страховую и накопительную составляющие. Страховая составляет 16%, а накопительная – 6%. Страховую часть государство расходует на выплату действующим пенсионерам и учитывает в виде обязательств пенсии по выплате будущим пенсионерам. Страховая и накопительная часть пенсии складываются из всех поступлений, переведённых работодателем на специальный счёт работника. Номер счёта указан на карточке СНИЛС. Государство разрешает преумножить накопительные сбережения, выбрав управляющие фонды и компании. Актуальность исследования пенсионной системы обусловлена тем, что вопросы пенсионной политики, так или иначе, касаются каждого из нас: и тех, кому уже назначена пенсия, и тех, кто будет претендовать на ее получение в будущем. Пенсионная система РФ с начала 21 века пережила несколько этапов реформ. Так, можно выделить реформу 2002 года, которая коренным образом изменила систему пенсионного обеспечения пенсионеров и формулу определения пенсий для будущих пенсионеров; реформу 2010 года и реформу 2015 года. Рассмотрим особенности преобразований пенсионной системы в стране.

Объектом исследования являются общественные отношения регулирующие отношение института страховой пенсии.

Предметомисследования выступают нормы российского права, регулирующие пенсионное обеспечение в страховой части пенсии.

Целью исследования является изучение особенностей регулирования страховой пенсии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Изучить пенсионную систему РФ

2.Охарактеризовать страховую часть пенсии РФ

3.Проанализировать проблемы и перспективы пенсионной реформы в Российской Федерации.

4.Охарактеризовать вопросы собственности пенсионных страховых взносов.

При написании данной работы были использованы следующие методы исследования: общенаучного дидактического метода познания, универсальных научных методов: структурно-функционального, системно-структурного, статистического, анализа и синтеза, специальных юридических методов:историко-правового, сравнительно-правового, формально-юридического и др..

При написании данной работы были использованы труды следующих авторов: Азарова Е.Г., Александров Н.Г., Аракчеев В.С., Алиев Б. Х., Блау С. Л., Благодир А.Л.,Булаев В.М., Васильева Ю.В.,Гусов К.Н..

При написании данной работы были использованы следующие нормативно-правовые акты: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (с измен. и доп. от 14 декабря 2015 г. № 373-ФЗ), Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации», Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»,.

Данная работа состоит из введения, двух глав, в каждой главе по два параграфа, заключения, списка литературы.

 

Глава 1.:Правовое регулирование выплат страховых пенсий

Пенсионная система РФ

Пенсионная система России - это совокупность создаваемых в Российской Федерации предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. Пенсионная система России в современном правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью виде введена с 1 января 2002 года и включает в себя отношения по формированию, назначению и выплате следующих видов пенсий: трудовой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, негосударственной пенсии.

С 2002 года в России для лиц 1967 года рождения и моложе действует смешанная пенсионная система, включающая распределительную (страховую) и накопительную части [1].

Пенсии по старости занимают главное место в расходах Пенсионного Фонда. Для получения пенсии по старости устанавливается двуединое условие - достижение определенного возраста и наличие соответствующего трудового стажа. Общеустановленный пенсионный возраст для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет. С достижением данного возраста человек получает возможность прекратить активную трудовую деятельность и реализовать свое право на пенсионное обеспечение. Однако назначение пенсий по старости осуществляется независимо от того, прекращена ли работа ко времени обращения за пенсией или продолжается.

Работодатель отчисляет в Пенсионный фонд России (ПФР) страховой взнос в размере 22% от фонда оплаты труда работника (сверх его зарплаты), из них:

6% поступают в солидарную часть, предназначенную для выплаты пенсий нынешним пенсионерам, и не учитываются на индивидуальном лицевом счете работника, не сказывается на размере его будущей пенсии;

10% номинально учитываются при определении размера страховой части будущей пенсии работника, реально же эти деньги тоже идут в солидарную часть;

6% направляются в накопительную часть пенсии. Эти средства исключаются из «солидарного кошелька», уменьшая бюджет Пенсионного фонда.

Родившиеся до 1967 года накопительной части трудовой пенсии по старости не имеют. По ним схема такая: 6% страховых взносов поступают в солидарную часть, 16% – в страховую.

Установлена предельная величина базы для начисления страховых взносов – максимум годовой зарплаты, взносы с которой правительство разрешает учитывать при формировании страховой и накопительной частей пенсии.

Предельную величину правительство ежегодно индексирует с учетом роста средней зарплаты по стране. В 2013 году взносооблагаемый максимум зарплаты составил 568 тыс. рублей в год, или 47 тыс. рублей в месяц. С фонда оплаты труда в пределах этой суммы взимаются страховые взносы по ставке 22%, а свыше – по ставке 10%. Эти 10% не сказываются на размере будущей пенсии работника, а напрямую поступают в «солидарный кошелек».

Поэтому люди, получающие более высокую зарплату, скептически относятся к системе обязательного пенсионного страхования, предпочитают самостоятельно заботиться об обеспечении своей старости.

С 2010 года пенсионная система России переводится полностью на страховые принципы. Цель этих изменений – формирование пенсии в размере не менее 40% от уплаченного заработка. Для реализации поставленной цели изменяется природа платежей на будущую пенсию – ЕСН заменяется на обязательные страховые взносы.

Меняется и структура пенсии. Уходит искусственное разделение на базовую часть, выплачиваемую из федерального бюджета, страховую и накопительную части, формируемые в Пенсионном фонде РФ. После замены ЕСН страховыми взносами с 01.01.2011 г.работали отчисляли на пенсионные цели не 20% фонда оплаты труда, а 26%. Таким образом, нагрузка на работодателя увеличивалась, а также менялись распределения страховых взносов внутри тарифа. С введением страхового тарифа в размере 26% от от ФОТ, на накопительную часть пенсии граждан моложе 1967 года рождения будет по-прежнему направляться 6%, 10% будет составлять солидарная часть страхового тарифа (бывшая базовая часть), и 10%- индивидуально учитываемая часть страхового тарифа.

Последние две части в сумме будут формировать страховую часть трудовой пенсии. Тарифы увеличились с 2011 года, а в течение 2010 года ставки страховых взносов сохранились на нынешнем уровне: 20% в ПФР, 2,9% в ФСС России, 3,1 % в фонды обязательного медицинского страхования. С 2011 года все работодатели отдавали 34% от фонда оплаты труда, из них 26% направлялись в ПФР, 2,9% в ФСС России и 5,1% в фонды обязательного медицинского страхования.

Страховые взносы уплачивались с фонда оплаты труда сотрудника, не превышающего 415000 рублей в год. По статистике, в таких пределах доход имеют 90% всего работающего населения России [2].

С 1 января 2015 года в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» трудовая пенсия по старости теперь назначаются по новому.

Новая формула предусматривает измерение страховой пенсии в пенсионных коэффициентах, учитывающих стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию.

СП = (ФВ х КПВ) + (ИПК х СПК х КПВ)

СП - страховая пенсия в год назначения пенсии

ФВ - фиксированная выплата в год назначения пенсии

КПВ - коэффициент за выход на пенсию позже общеустановленного пенсионного возраста (имеет разные значения для фиксированной выплаты и страховой пенсии);

ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент (сумма всех годовых пенсионных коэффициентов гражданина)

СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента в год назначения пенсии

Права на страховую пенсию будут учитываться не в абсолютных цифрах (рублях), как раньше, а в баллах. Их станут начислять работнику ежегодно. Ежегодно будет определяться и стоимость балла. Вместо индивидуального лицевого счета работника вводится понятие индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) по двум периодам: до и после 1 января 2015 года [3].

Пороговый страховой стаж, дающий право на получение пенсии, с нынешних 5 лет будет ежегодно увеличиваться на 1 год:

Средний стаж при выходе на пенсию составляет в России 34 года, получателей пенсии по старости со стажем 5–10 лет – менее 1%. Максимальную пенсию обеспечит стаж не менее 30 лет. Как уже говорилось, в страховой стаж засчитываются, кроме трудового стажа, социально значимые нестраховые периоды. Учитываемый в страховом стаже период ухода одного из родителей за детьми до достижения ими 1,5-летнего возраста составит в общей сложности не более 6 лет (прежде – 3 года). За каждый год военной службы по призыву будет засчитываться один год нетрудового стажа, учитываемого в страховом стаже. Если продолжительность нестрахового периода в соответствующем календарном году оказалась менее 12 месяцев, скажем 252 дней, то показатель корректируется на коэффициент, равный 252/360.

Те, у кого общий стаж к 2025 году будет менее 15 лет, получат право обратиться в Пенсионный фонд за социальной пенсией (женщины в 60 лет, мужчины в 65 лет). Кроме того, будет производиться социальная доплата к пенсии до прожиточного уровня пенсионера в регионе его проживания.

Для тех, кто уже на пенсии, их действующие пенсионные права будут пересчитаны в баллы, они продолжат получать ту же пенсию.

Молодость – это, несомненно, прекрасная пора, но необходимо задуматься и о своем будущем, позаботиться о пенсии. Прошли те времена, когда когда о вас заботилось государство и размер его пенсии является актуальным для каждого человека. А ведь если вы правильно распорядитесь своими возможностями, то сможете увеличить свою будущую пенсию минимум на 30%, ведь на пенсии в среднем человек проводит столько же времени, сколько длится его детство и юношество, это большой отрезок жизни и к нему надо быть готовым.

Страховая часть пенсии РФ

Согласно законодательству, с 2015 года производится преобразование страховой части пенсионных накоплений в отдельный вид - страховую пенсию. Так как существует несколько видов пенсий, не все понимают, что это и из чего формируется.

Понятие Страховая пенсия - что это? Подобным вопросом задаются граждане, столкнувшиеся с таким термином. Из самого названия видно, что данная пенсия формируется по принципу страхования. То есть в течение всего периода, когда работодатель отчисляет за своего сотрудника обязательные страховые взносы в Пенсионный фонд России, у работника формируется страховая пенсия. Ее размер напрямую зависит от зарплаты. По наступление страхового случая, то есть достижения пенсионного возраста и отсутствия возможности работать дальше, гражданин начинает получать ежемесячные государственные выплаты.

Если раньше гражданин мог получать только определенный размер пенсионных выплат, то сегодня он вправе сам определять размер своей пенсии в будущем. Таким образом, можно сделать вывод о том, что чем больше будет зарабатывать сотрудник, тем выше окажутся его страховые пенсионные выплаты, которые в будущем смогут определять размер его дохода. Как было сказано выше, страховая пенсия формируется за счет обязательных страховых выплат работодателя за своего сотрудника. Общий размер взносов составляет 22% по обязательному пенсионному страхованию. Данные проценты делятся на солидарный тариф, который равен 6%, и индивидуальный тариф, равный 16%. Солидарный тариф предназначается для финансирования фиксированных выплат. На выбор гражданина предлагают два варианта пенсионного обеспечения. В зависимости от своего индивидуального решения он может выбрать, какая часть процентов будет идти на формирование страховой пенсии. Например, индивидуальный тариф, составляющий 16% взносов, может полностью идти на накопление страховой части пенсионных отчислений.

Лица, имеющие право на страховую пенсию:

1. Право на страховую пенсию имеют граждане Российской
Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15
декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в
Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных
настоящим Федеральным законом.

2. Нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в части 1
настоящей статьи, имеют право на страховую пенсию в случаях,
предусмотренных статьей 10 настоящего Федерального закона.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В-соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ устанавливаются следующие виды страховых пенсий: страховая пенсия по старости; страховая пенсия по инвалидности; страховая пенсия по случаю потери кормильца. Закон вступил в силу с 1 января 2015 года [4]. Первый вид страховой пенсии - пенсия по старости - по новому закону начисляется мужчинам по достижении ими возраста 60 лет и женщинам в 55 лет. Главными условиями возникновения права на этот вид страховой пенсии - наличие не менее 15 лет трудового стажа и пенсионного коэффициента равного 30-ти. На второй вид страховой пенсии - пенсию по инвалидности - имеют право инвалиды I, II и III групп.

Пенсии по случаю потери кормильца получают нетрудоспособные лица, находящиеся на иждивении умершего при его жизни, члены его семьи.

В 2015 году установили минимальный размер ИПК (индивидуальный пенсионный коэффициент), являющегося обязательным условием для начисления лицу страховой пенсии - 6,6, который повышается ежегодно на 2,4 до достижения к 2025 году значение в 30 единиц.

Страховая пенсия с 2015 года учитывает периоды жизни гражданина, имеющие социальное значение, но не являющиеся страховыми, например, уход лицом, которому больше чем 80 лет.

Изменения в страховой пенсии 2015 году коснулись категорий, влияющих на ее величину:

размер заработка - чем больше, тем выше величина выплаты;

срок стажа страхования - чем длиннее, тем выше коэффициент;

- возраст явки лица для начисления выплат - повышается на каждый год после установленного пенсионного возраста.

Либо, как в другом варианте, 6% могут идти на накопительную пенсию, а 10% - формировать страховую. Таким образом, становится понятно, для чего были введены изменения в законодательство о страховой пенсии, и о том, как она формируется. Трудовая страховая пенсия Данный вид пенсии интересует практически все работающее население страны. Именно он является основным для расчета пенсионных накоплений и как общий размер поступлений в конечном итоге. Он формируется из двух частей - это накопительная и страховая пенсия. Что это за понятие, будет рассказано немного ниже. Главное, о чем стоит знать, что самостоятельно рассчитать размер данной пенсии очень проблематично, для этого используют несколько коэффициентов и формул. Тем более что по достижению пенсионного возраста гражданина может поменяться очень многое. Итак, понятие трудовой страховой пенсии означает наличие у человека страхового стажа не менее шести лет, за что государство гарантирует ему ежемесячные выплаты по наступлению страхового случая. В данном случае это будет достижение пенсионного возраста.

Как было сказано выше, чтобы рассчитать размер данной пенсии, необходимо воспользоваться специальными формулами и коэффициентами. За основу расчетов берет две части пенсии - страховую и накопительную. Страховая пенсия - что это и как ее вычислить, было рассказано выше, а вот то, как узнать размер накопительной, будет сейчас описано. Накопительная часть пенсии формируется по желанию гражданина, то есть он имеет право выбрать только один вид пенсионного обеспечения. Таким образом, сформировать накопительную пенсию можно по своему собственному усмотрению. Ее размер будет соответствовать 6% ежемесячных обязательных отчислений. Чтобы узнать размер трудовой пенсии по страховым отчислениям, необходимо сложить страховую и накопительную части.

В законе о страховой пенсии сказано, что ее размер подлежит ежегодной индексации в зависимости от роста потребительских цен. Таким образом, расчет размера трудовой пенсии будет зависеть от изменения сразу нескольких факторов, влияющих на уровень жизни и ценообразование продовольственной корзины [5].

Кто может рассчитывать на пенсионное обеспечение Страховая пенсия по старости выплачивается гражданам, достигшим пенсионного возраста. Для женщин он составлять 55 лет, для мужчин - 60. С 2015 года, чтобы получать страховую пенсию по старости, необходимо иметь отчисления на протяжении шести лет минимум. Лица, ежемесячно отчисляющие страховой взнос в ПФР, могут рассчитывать на пенсионные выплаты по достижению нужного возраста, если величина пенсионного индивидуального коэффициента будет не менее 30. Как позаботиться о своей пенсии Старая пенсионная система, плавно перешедшая из советских времен в современные экономические реалии, показала свою недееспособность. Именно поэтому произошла реформа, которая изменила общий подход и взгляд на обязательные ежемесячные отчисления граждан. Сегодня каждый человек может самостоятельно позаботиться о своей будущей пенсии. Достаточно грамотно подойти к этому вопросу, чтобы потом не делать удивленный вид и говорить: «Страховая пенсия - что это?». Как было сказано выше, ежемесячные отчисления способны влиять на размер будущих доходов, когда уже не будет возможности работать. Таким образом, не стоит скрывать свой размер заработной платы, чтобы в будущем не оказаться с минимальными поступлениями. Можно самостоятельно делать выплаты в накопительную часть и таким способом увеличивать размер будущих доходов.

Некоторые граждане могут получать пенсионные выплаты ранее требуемого срока, то есть мужчины - до исполнения шестидесяти лет, а женщины - до пятидесяти пяти соответственно. Право на получение досрочной пенсии имеют лица, работающие, например, в тяжелых условиях. В зависимости от выслуги лет на одном месте можно выделить три списка. К какому из них относится отдельное лицо, необходимо уточнять в Пенсионном фонде России. Досрочная пенсия имеет множество нюансов при оформлении, поэтому гражданин, работающий в тяжелых условиях труда, должен собрать все необходимые документы, подтверждающие выслугу лет. Не лишним будет включить в список документов справки с рабочего места, так как трудовой книжки недостаточно. В настоящее время Пенсионный фонд Российской Федерации отвечает за следующие виды пенсий, на которые у него есть полномочия формировать, назначать и выплачивать нетрудоспособным слоям населения: государственное пенсионное обеспечение; трудовая; негосударственная. В зависимости от желания каждый гражданин имеет право формировать пенсию по своему усмотрению. Это касается трудоспособного населения, рабочий стаж которого еще не достиг определенного уровня. Например, можно отчислять проценты от своих доходов как в государственные пенсионные фонды, так и в негосударственные (НПФ). Если вкладчик сделал выбор в пользу негосударственных пенсионных фондов, то с момента подписания договора у двух сторон появляется ответственность. Гражданин обязуется ежемесячно отчислять процент от своей заработной платы, а фонд берет на себя обязательство выплачивать ему ежемесячные отчисления с момента потери трудоспособности. Страховая пенсия по старости также может выплачиваться и через негосударственные пенсионные фонды. С начала 2015 года, с введением нескольких реформ, касающихся выплат неработающим гражданам, появилась такая особенность: если рабочий стаж гражданина менее установленного и накопленные баллы недостаточны, то он может получать выплаты только через пять лет [6].

Таким образом, страховой стаж для пенсии значительно зависит от благосостояния каждого человека, проживающего на территории РФ.

С недавнего времени, а именно с введением пенсионных реформ в 2015 году, государство взяло на себя ответственность только за один вид обязательных выплат - страховую пенсию. Поэтому человек, решивший делать отчисления и в пользу накопительной системы, полностью берет на себя такие обязательство самостоятельно. В любом случае размер страховой пенсии будет зависеть от каждого гражданина. Государство может выплачивать только базовое пособие и только в определенных случаях. Для людей, занимающих должности в сельском хозяйстве, правительство сделало небольшие добавки к пенсионным баллам. Например, для работников, имеющих стаж более тридцати лет и постоянно проживающих на территории сельской местности, предусмотрена прибавка к пенсии. Многодетные матери также получат дополнительные баллы для расчета обязательных выплат государством.

 


[1] Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. - М.: ООО «ТК Велби», Изд-во «Проспект», 2015.-С.125.

[2] Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2016.С.187.

[3] Булаев В.М., Старицына В.В. Социально-экономическое исследование определенных групп населения региона (Инструментарий. Анализ. Проблемы). – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2015.С.128.

[4] Васильева Ю.В. Пенсионное право Российской Федерации. – Пермь: Перм. Ун-т, 2016.С.168.

[5] Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция».4-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2016.С.178.

[6] Алиев Б. Х., Махдиева Ю.М «Страхование» Учебник; ЮНИТИ-ДАНА, 2015.С.168.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: