Дайте понятие государственного кредита, охарактеризуйте и классифицируйте заемно-кредитные отношения в публичной сфере и юридические формы их опосредования.




Особенности заемно-кредитных отношений:

· Непроизводительное использование капитала - они не вовлекаются в процесс производства.

· Возникают на добровольной основе

· Государство в этих отношениях выступает в качестве должника (нифига подобного)

Кредит – группа однородных экономических отношений по предоставлению одним субъектам денег или иного имущества, определенного родовыми признаками другому субъекту на основе возвратности, срочности и, как правило, возмездности.

Особенности, характерные на сегодня, кредитных отношений в публичной сфере:

· Обязательное участие публично-правового образования (РБ, АТЕ)

· Государственные обязательства не обеспечиваются специальными механизмами, в т.ч. юридическими

· Отношения могут носить безвозмездный характер

· Независимо от роли государства в этих отношениях, оно сохраняет верховенство (государство пролонгирует срок или обязательство)

· В рамках этих отношений реализуются социальные отношения

С юридической точки зрения, государственный заем – это комплексный правовой институт, объединяющий по функциональному признаку правовые нормы, регулирующие группу однородных экономических отношений, складывающихся между государством и иными публично-правовыми образованиями с одной стороны и ФЛ, ЮЛ РБ, а также иностранными ФЛ и ЮЛ, государствами и международными организациями с другой стороны по привлечению, выделению и использованию заемных денежных средств (ссудного капитала) на условиях срочности, возвратности, как правило, возмездности.

В зависимости от личности обязательного участника заемных отношений можно выделить:

· Республиканские займы

· Коммунальные займы (в пользу АТЕ)

Также можно выделить:

· Внутренние (резидент РБ)

· Внешние (не резидент)

Еще:

· Отношения пассивного типа – государство в роли должника

· Отношения активного типа – государство выступает в роли кредитора

· Пассивно-активные отношения – государство одновременно и в роли должника и кредитора

Принципы института государственного займа:

® Добровольность, т.е. отношения складываются на основе свободного волеизъявления

Исключение из принципа: если государственные облигации размещаются через аукцион, проводимый Национальным банком (для первичных инвесторов обязательный минимальный объем покупки облигаций).

® Возвратность (возможность налогового взаимозачета)

® Срочность - жестко ограничены предельными сроками (государство как должник может продлить срок)

® Целевой характер займа (государство как кредитор, так и должник)

® Обеспеченности заемных отношений, когда государство кредитор

Юридическими формами опосредования пассивных заемных отношений являются:

· Кредит иностранных банков

· Международные договоры, условия которых предусматривают заем

· Выкуп ценных бумаг (облигации и вексель)

· Кредиты Национального банка (ст.53 БК) – добровольность отсутствует

 

37.Раскройте содержание правового регулирования государственных займов, опосредуемых выпуском ценных бумаг.

Зак-во: ГК, БК, ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16 июля 2001 г. N 1053 О ВЫПУСКЕ ОБЛИГАЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО ЗАЙМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, Указом Президента Республики Беларусь от 18.04.2006 N 252.

Согласно ст. 2 Бюджетного кодекса государственный долг Республики Беларусь - совокупность внешнего и внутреннего государственного долга на определенный момент времени. Он возникает из договоров займа (кредита) (в том числе заключаемых путем размещения государственных ценных бумаг), заемщиком по которым выступает государство, а также из обязательств по гарантиям Правительства Республики Беларусь.

В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь (далее - БК), вступившим в силу с 1 января 2009 г ., государственные займы - это займы (кредиты), по которым возникают долговые обязательства Республики Беларусь как заемщика, эмитента ценной бумаги или гаранта. В зависимости от резидентства кредитора государственные займы делятся на внутренние и внешние. Под внешними государственными займами, образующими внешний государственный долг, понимаются государственные займы, привлекаемые от нерезидентов Республики Беларусь. Одним из видов внешних государственных займов являются займы, привлекаемые под государственные гарантии - гарантии государства перед иностранным кредитором нести ответственность за исполнение заемщиком (резидентом Республики Беларусь) своих обязательств по заключенному этим заемщиком договору займа (кредита).

Государственный заем в соответствии со ст. 769 ГК представляет собой договор, заемщиком по которому выступает само государство или его административно-территориальная единица. Причем нормы ГК применяются к такому займу, если только не противоречат специальному законодательству. Последнее представлено, в частности, БдК, согласно ст. 53 которого долговые обязательства Республики Беларусь могут существовать в формах:

1) кредитных соглашений (договоров), заключенных от имени Республики Беларусь как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями и иными резидентами и нерезидентами Республики Беларусь, а также соглашений (договоров), заключенных от имени Республики Беларусь, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Республики Беларусь прошлых лет;

2) государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Республики Беларусь;

3) договоров о предоставлении гарантий Правительства Республики Беларусь;

4) займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг местными исполнительными и распорядительными органами;

5) договоров о предоставлении гарантий местных исполнительных и распорядительных органов (для областных, районных и городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов);

6) договоров о получении бюджетных кредитов.

Кроме того, следует учитывать, что превалирующей формой государственного займа (в первую очередь внутреннего) является выпуск долговых ценных бумаг в документарной и бездокументарной форме. В таких случаях отношения по государственному займу регулируются соответствующими нормативными актами, посвященными эмиссии ценных бумаг.

Кроме того, существует Положение о внешних государственных займах (кредитах), утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 18.04.2006 N 252, которое распространяется на:

1) привлечение займов:

а) Республикой Беларусь и Правительством Республики Беларусь;

б) резидентами Республики Беларусь под государственные гарантии Республики Беларусь, от имени которой выступает Правительство Республики Беларусь;

в) Правительством Республики Беларусь, резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь для предоставления их другим резидентами;

2) выдачу гарантии Правительства Республики Беларусь по займам, привлеченным резидентами;

Привлечение займов Республикой Беларусь путем выпуска и размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств.

С точки зрения бюджетного законодательства государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени Республики Беларусь, являются формой долговых обязательств Республики Беларусь и включаются во внешний государственный долг в рамках установленного лимита. Согласно ст. 56 Бюджетного кодекса Республики Беларусь (далее - БдК) государственными ценными бумагами являются ценные бумаги, выпускаемые Министерством финансов Республики Беларусь от имени Республики Беларусь. Объем выпуска государственных ценных бумаг, а также лимит внешнего государственного долга определяется законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год. В соответствии с п. 8 ст. 52 БдК порядок привлечения внешних государственных займов устанавливается Президентом Республики Беларусь.

Регистрации в Министерстве финансов Республики Беларусь подлежат:

государственные займы, привлеченные Республикой Беларусь, Правительством Республики Беларусь, в том числе для предоставления пользователям внешних займов;

гарантированные займы, привлеченные резидентами, в том числе для предоставления пользователям внешних займов;

Государственные займы, привлеченные Республикой Беларусь путем выпуска и размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств.

По государственным займам, привлеченным Республикой Беларусь путем выпуска и размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг, осуществляется регистрация проспекта эмиссии, глобального сертификата.

ПРОСПЕКТ ЭМИССИИ - документ установленной формы, содержащий необходимые сведения о предстоящем выпуске эмиссионных ценных бумаг; регистрируется в уполномоченных государственных органах и публикуется для всеобщего сведения (в случаях, установленных законодательством).

СЕРТИФИКАТ, ГЛОБАЛЬНЫЙ - 1. документ Министерства финансов, регламентирующий порядок размещения, обращения и погашения казначейских обязательств; оформляется на весь данный выпуск казначейских обязательств: погашается после окончания срока обращения каждой серии и исполнения Минфином своих обязательств перед держателями; 2. единый сертификат на совокупность финансовых правоотношений; 3. сертификат с номером генерального регистрирующего органа, учитываемый в главном реестре.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: