Охарактеризуйте особенности правового режима внешних государственных займов.




УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 18 апреля 2006 г. N 252

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВНЕШНИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ЗАЙМАХ И ВНЕШНИХ ЗАЙМАХ, ПРИВЛЕЧЕННЫХ ПОД ГАРАНТИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСь

 

Государственные займы привлекаются соответственно в пределах лимитов внешнего государственного долга и внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь, устанавливаемых в законе о республиканском бюджете на очередной финансовый год, от иностранных государств, их правительств и административно-территориальных единиц в лице уполномоченных органов, международных организаций и иных иностранных юридических лиц (далее - иностранные кредиторы).

Привлечение государственных займов осуществляют:

1. Республика Беларусь:

в целях покрытия дефицита республиканского бюджета;

в целях предоставления пользователям внешних займов для реализации инвестиционных проектов;

в иных целях, предусмотренных решениями Президента Республики Беларусь и (или) законами;

2. Правительство Республики Беларусь, в том числе для предоставления пользователям внешних займов:

в целях реализации государственных программ и инвестиционных проектов, решения социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий;

в иных целях, предусмотренных решениями Президента Республики Беларусь и (или) законами.

Привлечение гарантированных займов осуществляют заемщики, в том числе для предоставления пользователям внешних займов:

в целях импорта сырья, энергоресурсов, других необходимых товаров и продуктов в случае критического положения в обеспечении ими республики;

в целях реализации инвестиционных проектов и государственных программ согласно приоритетным направлениям развития экономики республики;

в иных целях, предусмотренных решениями Президента Республики Беларусь и (или) законами.

Решения о привлечении государственных займов принимаются:

1. Президентом Республики Беларусь:

для реализации целей, в целях покрытия дефицита республиканского бюджета;

в иных случаях, когда в соответствии с законодательством решения о проведении переговоров по проекту кредитного соглашения и (или) его подписании должны приниматься Президентом Республики Беларусь;

2.Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь - в целях предоставления пользователям внешних займов для реализации инвестиционных проектов;

3. Решения о привлечении гарантированных займов принимаются Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь при привлечении этих займов заемщиками для реализации целей: импорта сырья, энергоресурсов, других необходимых товаров и продуктов в случае критического положения в обеспечении ими республики;

реализации инвестиционных проектов и государственных программ согласно приоритетным направлениям развития экономики республики;

иных предусмотренных решениями Президента Республики Беларусь и (или) законами.

Предложения о привлечении государственных займов вносятся в установленном порядке в Совет Министров Республики Беларусь:

1. Министерством финансов - для покрытия дефицита республиканского бюджета с представлением:

проекта указа Президента Республики Беларусь о привлечении государственного займа и его погашении;

решения Валютно-кредитной комиссии Совета Министров Республики Беларусь о целесообразности привлечения государственного займа и его объемах;

2. республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, облисполкомами, Минским горисполкомом - в целях предоставления пользователям внешних займов для реализации инвестиционных проектов;

в иных целях, предусмотренных решениями Президента Республики Беларусь и (или) законами с представлением:

проекта указа Президента Республики Беларусь о привлечении государственного займа, его использовании и погашении, предоставлении полномочий банку-агенту Правительства Республики Беларусь (далее - банк-агент) на обслуживание этого займа, заключении (как правило) договора поручительства между Министерством финансов и соответствующим республиканским органом государственного управления, иной государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь, облисполкомом, Минским горисполкомом (далее, если не определено иное, - орган-поручитель);

проекта кредитного соглашения;

решения Валютно-кредитной комиссии Совета Министров Республики Беларусь о целесообразности привлечения государственного займа и его объемах;

заключения Министерства юстиции о соответствии проекта кредитного соглашения законодательству Республики Беларусь (если это проект международного договора или если в кредитном соглашении содержится положение о необходимости получить такое заключение);

3. республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, облисполкомами, Минским горисполкомом - в целях реализации государственных программ и инвестиционных проектов, решения социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий, в иных целях, предусмотренных решениями Президента Республики Беларусь и (или) законами с представлением:

проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь о привлечении государственного займа, в том числе для предоставления пользователям внешних займов, его использовании и погашении, предоставлении полномочий банку-агенту на обслуживание этого займа, заключении (как правило) договора поручительства между Министерством финансов и органом-поручителем;

проекта кредитного соглашения;

решения Валютно-кредитной комиссии Совета Министров Республики Беларусь о целесообразности привлечения государственного займа и его объемах;

заключения Министерства юстиции о соответствии проекта кредитного соглашения законодательству Республики Беларусь (если это проект международного договора или если в кредитном соглашении содержится положение о необходимости получить такое заключение);

 

При принятии положительного решения о привлечении государственного займа Правительство Республики Беларусь в установленном порядке вносит Президенту Республики Беларусь проект соответствующего нормативного правового акта.

Проект нормативного правового акта должен содержать положения:

об объемах, сроках привлечения и погашения государственного займа, одобряющие кредитное соглашение, определяющие должностное лицо, уполномоченное на проведение переговоров и подписание кредитного соглашения с правом вносить в него изменения, не имеющие принципиального характера, - при привлечении государственного займа;

об объемах государственного займа и сроках обращения государственных ценных бумаг - при привлечении государственных займов посредством выпуска и размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг.

При принятии в установленном порядке решения о привлечении государственного займа, Правительство Республики Беларусь:

одобряет документы о выпуске государственных ценных бумаг;

закрепляет (при необходимости) в договорах и иных документах, связанных с выпуском государственных ценных бумаг, их размещением, обращением и погашением, отказ Республики Беларусь от иммунитетов по спорам, связанным с выпуском, размещением, обращением, погашением указанных ценных бумаг;

определяет государственные органы, а также должностных лиц, уполномоченных на совершение юридически значимых действий, в том числе на подписание документов, необходимых для выпуска, размещения, обращения и погашения государственных ценных бумаг.

Предложения иностранных кредиторов, не являющихся банками, о предоставлении государственных займов, поступившие в республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, облисполкомы, Минский горисполкомом, направляются ими в банк-агент для проведения экспертизы на предмет возможности заключения кредитного соглашения.

При положительном заключении банка-агента дальнейшее рассмотрение этих предложений осуществляется в соответствии с настоящим Положением.

Заемщик, пользователь внешнего займа обязан использовать предоставленный государственный заем или гарантированный заем по целевому назначению, обеспечивать выполнение работ и мероприятий по финансируемому за счет этого государственного займа или гарантированного займа инвестиционному проекту.

Контроль за целевым использованием и своевременным погашением государственного займа или гарантированного займа осуществляют банк-агент, соответствующие республиканский орган государственного управления, иная государственная организация, облисполком, Минский горисполком, в подчинении или ведении (составе) которых находится заемщик или пользователь внешних займов, а также Министерство экономики, Министерство финансов и органы валютного контроля.

 

39. Раскройте понятие налогового кредита и изложите порядок его предоставления и прекращения.

Под налоговым кредитом понимается перенос установленных законодательством сроков уплаты налогов, приходящихся на период действия налогового кредита.

Налоговый кредит может предоставляться по одному или нескольким видам налогов в отношении всей либо части их суммы. Налоговый кредит не предоставляется по налогам, срок уплаты которых уже наступил.

Налоговый кредит может быть предоставлен по решению Президента Республики Беларусь при наличии одного из следующих оснований:

угроза экономической несостоятельности (банкротства) в случае единовременной выплаты налога - на срок от одного года до трех лет;

если производство и (или) реализация товаров (работ, услуг) носят сезонный характер, - на срок от одного месяца до одного года.

Срок, на который предоставляется налоговый кредит, включает срок его погашения.

По налогам, полностью уплачиваемым в местные бюджеты, областные и Минский городской Советы депутатов вправе предоставлять налоговый кредит по основаниям и в порядке, установленным областными и Минским городским Советами депутатов, аналогичным определенным в настоящем Положении.

Размер налогового кредита не должен превышать:

суммы налогов, подлежащей уплате в течение срока, на который предоставляется налоговый кредит;

суммы таможенных платежей, подлежащей уплате в отношении товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь, в течение срока, на который предоставляется налоговый кредит.

За пользование налоговым кредитом юридические лица и индивидуальные предприниматели уплачивают проценты в размере не менее 1/2 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день уплаты кредита.

Проценты за пользование налоговым кредитом исчисляются с суммы платежа, подлежащего внесению в погашение сумм налогов, по которым он предоставлен, и уплачиваются одновременно с этими платежами.

Плательщики, претендующие на изменение срока уплаты налогов и пени, подают заявление о предоставлении им отсрочки и (или) рассрочки, налогового кредита по форме, установленной Советом Министров Республики Беларусь, в республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, в подчинении или ведении которых они находятся (в состав которых они входят), а плательщики, не находящиеся в подчинении или ведении этих органов (не входящие в состав таких организаций), - в облисполкомы (Минский горисполком).

К заявлению прилагаются:

бухгалтерский баланс за предыдущий, а также текущий год на последнюю отчетную дату;

справки на последнюю отчетную дату:

об основных экономических показателях по форме, утвержденной Министерством экономики;

налогового органа о состоянии расчетов с бюджетом по форме, утвержденной Министерством по налогам и сборам;

таможенного органа о состоянии расчетов с бюджетом по форме, утвержденной Государственным таможенным комитетом;

документы, подтверждающие, что основным видом осуществляемой плательщиком деятельности является вид деятельности, включенный в перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер (в случае предоставления отсрочки и (или) рассрочки, налогового кредита при осуществлении производства и (или) реализации товаров (работ и услуг), которые носят сезонный характер);

экспертные заключения уполномоченного органа (организации) о стоимости причиненного плательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы, а также стоимости возмещения этого ущерба (при предоставлении отсрочки и (или) рассрочки по этим основаниям).

Действие налогового кредита прекращается в случаях:

- истечения срока, установленного в решении об их предоставлении;

- досрочной уплаты плательщиком сумм налогов, пени и процентов по ним;

- нарушения плательщиком условий предоставления и погашения отсрочки и (или) рассрочки, налогового кредита, образования у плательщика задолженности по уплате текущих платежей по налогам в бюджет;

- принятия решения об отмене оказанной государственной поддержки при необеспечении достижения показателей, выполнение которых является условием предоставления государственной поддержки.

 

40. Дайте понятие бюджетной ссуды и займа. Изложите порядок предоставления бюджетных ссуд и займов юридическим лицам Республики Беларусь.

Формой оказания помощи из вышестоящего в нижестоящий бюджеты на условиях срочности, возвратности и возмездности является

бюджетный заем - денежные средства, выдаваемые временно из республиканского или местных бюджетов для использования по целевому назначению с получением с заемщика процентов на сумму займа. Бюджетная ссуда - денежные средства, выдаваемые временно и безвозмездно из республиканского или местных бюджетов для использования по целевому назначению. (из вышестоящего в нижестоящий).

Порядок предоставления юридическим лицам

Субъектами является заемщик, ссудополучатель - юридическое лицо, являющееся резидентом Республики Беларусь (кроме бюджетных организаций, банков, страховых и небанковских кредитно-финансовых организаций, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь), индивидуальный предприниматель, а также займодатель и ссудодатель – государство.

Решение о предоставлении займа, ссуды принимается Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Займы, ссуды за счет средств республиканского бюджета предоставляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

не предоставляются претендентам, имеющим 1)задолженность по налогам, сборам (пошлинам), др обязательным платежам в бюджет (в том числе в государственные целевые бюджетные фонды и Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты), 2) в государственные внебюджетные фонды, 3) просроченную задолженность по кредитам банков (по основному долгу и процентам по нему), в том числе выданным под гарантии Правительства Республики Беларусь, гарантии местных исполнительных и распорядительных органов, не выполнившим своих обязательств по ранее выданным из республиканского и местных бюджетов займам, ссудам (в том числе пролонгированным), исполненным гарантиям Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, а также 4) если целью получения займа, ссуды является погашение банковского кредита, ранее выданных из республиканского и местных бюджетов займа, ссуды, уплата в республиканский и местные бюджеты платежей.

Срок, на который предоставляются займы\ссуды:

до одного года - на создание сезонных (временных) запасов товарно-материальных ценностей, если производство и (или) реализация товаров (работ, услуг) носят сезонный характер;

до пяти лет - под реализацию инвестиционных проектов.

На иные цели срок составляет 3 года.

Предусмотренные сроки возврата займа продлению не подлежат.

Займы, ссуды под реализацию инвестиционных проектов предоставляются при условии заключения заемщиком, ссудополучателем с государственной страховой организацией договора страхования ответственности за нарушение договора займа (ссуды).

Займы, ссуды предоставляются в белорусских рублях.

При необходимости использования займа, ссуды для расчетов за приобретенные товары (работы, услуги) в иностранной валюте допускается конверсия указанных средств в иностранную валюту в соответствии с законодательством.

За пользование займами устанавливаются проценты в размере:

не менее 0,5 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день начисления процентов за пользование займом, - при предоставлении займа под реализацию инвестиционного проекта;

не менее ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день начисления процентов за пользование займом, - при предоставлении займа на иные цели.

Уплата процентов производится ежемесячно не позднее пятого числа, начиная с месяца, следующего за месяцем выдачи займа, а в месяц окончания срока возврата займа - до даты возврата займа.

Для подготовки решения Совета Министров Республики Беларусь о предоставлении займа, ссудыпретендентом представляются в уполномоченный орган следующие документы:

заявление на получение займа, ссуды по форме, установленной Советом Министров Республики Беларусь (дб сумма, цели, срок и дб подписано уполндолжн лицом)

технико-экономическое (в том числе финансовое) обоснование целесообразности предоставления займа, ссуды и возможности их возврата;

бухгалтерский баланс за предыдущий, а также текущий год на последнюю отчетную дату;

справки на последнюю отчетную дату (для справок устанавливается спец форма):

а)налогового органа о состоянии расчетов с бюджетом

б)органа Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты о состоянии расчетов по платежам в этот Фонд банков, в которых у претендента открыты счета, о наличии задолженности по полученным кредитам, в том числе выданным под гарантии Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов;

в)исполкома о состоянии расчетов по полученным из местного бюджета займам, ссудам (в том числе пролонгированным), исполненным гарантиям местных исполнительных и распорядительных органов;

г)о состоянии расчетов по полученным из республиканского бюджета займам, ссудам (в том числе пролонгированным), исполненным гарантиям Правительства Республики Беларусь

копия акта последней ревизии (проверки) ведомственной контрольно-ревизионной службы, а в случае ее отсутствия - аудиторское заключение;

копии учредительных документов;

положительное заключение государственной комплексной экспертизы (при предоставлении займа, ссуды под реализацию инвестиционных проектов).

Исследовав все это, уполномоченный орган подготавливает проект решения о предоставлении займа, ссуды и в установленном порядке вносит его в Совет Министров Республики Беларусь.

В решении Совета Министров о предоставлении займа, ссуды указываются:

полное наименование заемщика, ссудополучателя;

сумма предоставляемых займа, ссуды;

цели, на которые предоставляются заем, ссуда;

срок возврата займа, ссуды;

размер процентов за пользование займом и размер пени за нарушение срока возврата займа, ссуды.

На основании решения Совета Министров Республики Беларусь, согласованного с Президентом Республики Беларусь, Министерство финансов заключает с заемщиком, ссудополучателем и уполномоченным органом договор ( график погашения займа, ссудык нему прилагобяз-но).

Договор действует со дня его заключения до исполнения обязательств по нему.

При заключении договора заемщик, ссудополучатель представляет в Министерство финансов справку ИМНС об открытых заемщику, ссудополучателю в банках текущих (расчетных) счетах.

Выдача займа, ссуды производится путем оплаты Министерством финансов (его территориальным органом) платежных документов заемщика, ссудополучателя по их обязательствам перед поставщиками товаров (работ, услуг) по договорам, которые соответствуют цели предоставления займа, ссуды, в том числе в порядке авансовых платежей, а также путем перечисления средств на текущий (расчетный) счет заемщика, ссудополучателя для покрытия затрат, произведенных им за счет собственных средств.

Возврат займа, ссуды производится заемщиком, ссудополучателем в сроки, установленные в решении Совета Министров о предоставлении займа, ссуды и договоре. Возможно досрочное погашение, уплата путем заключения в установленном законодательством порядке договора перевода долга и уступки требования.

Заемщик, ссудополучатель при недостаточности средств для полного исполнения обязательства по возврату займа, ссуды в первую очередь погашает основную сумму долга, затем вносит проценты за пользование заемными средствами, после чего исполняет иные обязательства, вытекающие из договора.

При нарушении заемщиком, ссудополучателем установленных решением Совета Министров и договором сроков возврата займа, ссуды начисляется пеня:

по займу - в размере процентов, указанных в договоре, увеличенных в 1,5 раза;

по ссуде - в размере ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день возникновения задолженности.

Начисление пени при нарушении заемщиком, ссудополучателем установленных сроков возврата займа, ссуды производится со дня, следующего за днем наступления обязательства по их возврату.

Неисполненные обязательства по возврату займа, уплате процентов по нему, возврату ссуды, уплате пени подлежат взысканию в бесспорном порядке в соответствии с законодательством, за исключением след случая: при неисполнении заемщиком, ссудополучателем обязательств по возврату займа, уплате процентов по нему, возврату ссуды Министерство финансов в 10-дневный срок уведомляет об этом страховщика, с которым заключен договор страхования, как было сказано ранее.

Заемщик, ссудополучатель ежемесячно представляют в Министерство финансов и в уполномоченный орган отчет (о целевом использовании займа, соблюдении иных условий займа).

Займы, ссуды, использованные заемщиком, ссудополучателем не по целевому назначению либо с нарушением иных условий их предоставления, подлежат возврату (взысканию) с применением мер согласно законодательным актам.

Контроль за надлежащим исполнением заемщиком, ссудополучателем обязательств по договору осуществляют уполномоченные органы и Министерство финансов.

Министерство финансов ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Совет Министров отчет о состоянии расчетов по выданным займам, ссудам.

 

41. Дайте понятие гарантий Правительства (местных исполнительных органов) и изложите порядок и условия их предоставления и исполнения.

гарантия Правительства (местных исполкомов) Республики Беларусь - обязательство Республики Беларусь, от имени которой выступает Правительство Республики Беларусь (исполком), как гаранта нести полностью или частично ответственность перед кредитором за исполнение заемщиком обязательств по заключенному им договору займа (кредита);

Гарантии Правительства Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь, и внешним займам предоставляются резидентам Республики Беларусь на платной основе Правительством по согласованию с Президентом, если иное не установлено Президентом.

Оформление гарантии Правительства Республики Беларусь по договору внешнего займа осуществляется Правительством Республики Беларусь.

Оформление гарантии Правительства Республики Беларусь по кредитному договору, выдаваемому банком Республики Беларусь, осуществляется Министерством финансов по поручению Правительства Республики Беларусь после принятия Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь (если иное не установлено Президентом Республики Беларусь) решения о предоставлении гарантии Правительства Республики Беларусь.

Гарантии Правительства Республики Беларусь не предоставляются по займам (кредитам) резидентов Республики Беларусь, имеющих задолженность по платежам в республиканский бюджет, местные бюджеты и бюджеты государственных внебюджетных фондов, не выполнивших своих обязательств по ранее предоставленным займам (кредитам), в том числе выданным под гарантии Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, а также не выполнивших своих обязательств по исполненным гарантиям Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, бюджетным ссудам, бюджетным займам либо выполнивших указанные обязательства за счет бюджетных средств.

Порядок предоставления и исполнения гарантий Правительства Республики Беларусь, а также возмещения в бюджет расходов, понесенных Правительством Республики Беларусь при исполнении обязательств гаранта – Указ ПРБ О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГАРАНТИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО КРЕДИТАМ, ВЫДАВАЕМЫМ БАНКАМИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Гарантия Правительства Республики Беларусь предоставляется на всю сумму кредита или его часть и проценты за пользование кредитом.

Для подготовки решения Совета Министров Республики Беларусь о предоставлении гарантии Правительства Республики Беларусь юридические лица направляют в соотвгос органы следующие документы:

заявление о предоставлении гарантии Правительства Республики Беларусь с указанием суммы кредита, целей его использования, срока возврата, подписанное должностным лицом юридического лица;

положительное заключение государственной комплексной экспертизы (по кредитам, выдаваемым для реализации инвестиционных проектов);

проект кредитного договора, заключаемого с банком, или письменное предварительное согласие банка с указанием размера и условий предоставления кредита;

технико-экономическое обоснование целесообразности предоставления кредита под гарантию Правительства Республики Беларусь и возможности его возврата;

бухгалтерский баланс за предыдущий, а также текущий год на последнюю отчетную дату;

справки на последнюю отчетную дату:

1.налогового органа о состоянии расчетов с бюджетом 2.органа Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты о состоянии расчетов по платежам в этот Фонд 3.банков, в которых открыты счета юридического лица, о наличии задолженности по полученным займам (кредитам), в том числе выданным под гарантии Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов; 4.местного исполнительного и распорядительного органа о расчетах по полученным из местного бюджета займам, ссудам, исполненным гарантиям этих органов; 4.Министерства финансов, его территориальных органов о расчетах по полученным из республиканского бюджета займам, ссудам, исполненным гарантиям Правительства Республики

Органы (организации), указанные в настоящем подпункте, представляют соответствующие справки юридическим лицам в течение 15 дней со дня их обращения;

копии акта последней проверки финансово-хозяйственной деятельности, проведенной контролирующими органами либо ведомственной контрольно-ревизионной службой республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, либо аудиторского заключения о достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: