Введение в курс спортивной медицины




Карпман В.Л. - Спортивная медицина. Учебник для институтов физической культуры.

Предисловие
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ Спортивная медицина — сравнительно новая область медицинской науки и практики. Она интенсивно развивается: ею осваиваются новые направления, совершенствуются и разрабатываются специальные методы функциональной диагностики и т. д. Термин «спортивная медицина» был официально принят в нашей стране сравнительно недавно. До этого времени синонимом его был термин «врачебный контроль». Новое наименование дисциплины отражает те качественные изменения, которые претерпела она в процессе своего поступательного развития. Спортивная медицина в последнее десятилетие наряду с медицинским контролем за физкультурниками и спортсменами начала интенсивно осваивать целый ряд смежных медицинских областей. Одной из наиболее важных особенностей этой науки в наше время является активное использование ее данных в управлении тренировочным процессом. Именно благодаря эффективному использованию спортивно-медицинских знаний стали возможными чрезвычайно высокие нагрузки в современном спорте. Примечательным в развитии традиционного врачебного контроля является внедрение в практику работы спортивного врача новых инструментальных методов исследования, увеличение арсенала функциональных проб, применяемых для оценки физической работоспособности и тренированности спортсменов. И наконец, необходимо указать на развитие нового направления в спортивной медицине, связанного с восстановлением спортивной работоспособности в процессе напряженных тренировок и соревнований. В связи со всем этим повысилась роль спортивной медицины в подготовке современного тренера. Потребовалась разработка новой программы для институтов физической культуры, отвечающей современному уровню развития спорта. В соответствии с этой программой и был подготовлен учебник. ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ Первое издание учебника, вышедшего в 1980 г., подвергнуто существенной переработке в свете исторических решений XXVII съезда КПСС и постановлений партии и правительства «О развитии массовости физической культуры и спорта» (1981 г.), «О реформе общеобразовательной и профессиональной школы и повышении качества профессиональной подготовки педагогических кадров» (1983 г.). В Программе КПСС (новая редакция) указывается: «Дело первостепенной важности — укрепление здоровья советских людей, увеличение продолжительности их активной жизни». И далее: «В укреплении здоровья населения, гармоничном развитии личности, в подготовке молодежи к труду и защите Родины возрастает значение физической культуры и спорта, внедрения их в повседневную жизнь». В связи с этим в учебнике существенно расширены разделы, посвященные массовой физической культуре, юношескому спорту. Особенно ответственной становится сейчас работа преподавателей физической культуры и тренеров с многомиллионной армией взрослого населения нашей страны, приобщившейся в последние годы к занятиям физической культурой. Дело в том, что врачебным контролем не всегда удается охватить всех занимающихся. Поэтому медицинская подготовка преподавателя и тренера, расширение их знаний и умений в области спортивной медицины совершенно необходимы. Авторы видели своей задачей максимальное приближение проблем спортивной медицины к реальным запросам профессиональной подготовки студентов институтов физкультуры. В связи с этим далеко не все вопросы спортивной медицины, имеющие значение для врача, получили отражение в учебнике. Опыт работы с 1-м изданием учебника показал, что ряд его разделов целесообразно рассматривать в практикуме по спортивной медицине. Поэтому они исключены из данного издания. Авторский коллектив учебника также претерпел некоторые изменения. В подготовке учебника приняли участие ведущие специалисты по спортивной медицине ряда институтов физической культуры.  

Оглавление

  1. Введение в курс спортивной медицины
  2. Основы общей патологии
  3. Физическое развитие
  4. Характеристика функционального состояния организма спортсмена
  5. Тестирование в диагностике физической работоспособности и функциональной готовности спортсменов
  6. Врачебный контроль в процессе тренировочных занятий и соревновании
  7. Медицинский контроль в массовой физической культуре
  8. Медицинские средства восстановления спортивной работоспособности
  9. Спортивная патология
  10. Приложение

Введение в курс спортивной медицины

Вернуться к оглавлению Следующая глава >>>

Физическая культура и спорт в социалистическом обществе — важный фактор всестороннего развития и воспитания человека, укрепления его здоровья, повышения работоспособности, активного творческого долголетия, что неоднократно подчеркивалось в постановлениях ЦК КПСС и Советского правительства по вопросам физического воспитания и здорового образа жизни.

Для решения грандиозных задач физического совершенствования советских людей требуется подготовка высококвалифицированных кадров — преподавателей и тренеров. Физическое воспитание, спортивная тренировка — это в первую очередь социально-педагогические процессы, что определяет ведущую роль в них педагога. Однако объектом этих процессов является человек со всей сложностью функций его организма, психики, взаимодействия с окружающей средой. Поэтому эффективность занятий физической культурой и спортом во многом зависит от степени соответствия используемых средств и методов тренировки функциональным возможностям, индивидуальным особенностям каждого занимающегося. Только при таком соответствии могут быть достигнуты оздоровительный эффект тренировки, высокие и стабильные спортивные результаты.

Особенно важно это в современных условиях, когда в занятия физической культурой и спортом вовлекаются все более широкие массы людей разного возраста, уровня здоровья, подготовленности, различных профессий, когда тренировка квалифицированных спортсменов сопряжена с большими физическими и нервными напряжениями, ранней спортивной специализацией.

Тренеру и преподавателю физического воспитания вручается здоровье человека. И они всегда должны помнить о том, что неправильная организация и методика занятий, любая ошибка в определении уровня нагрузки и режима тренировки не только снижает возможность достижения высокого спортивного результата, но и может вызвать различные неблагоприятные изменения в организме спортсмена.

Педагог физического воспитания — это особый тип педагога. Его специальность, по существу, комплексная, тесно взаимосвязанными аспектами которой являются идеологическо-нравственный, спортивно-педагогический, психологический и медико-биологический. Медико-биологические знания составляют естественнонаучную базу профессиональной подготовки будущего тренера (преподавателя), без освоения которой он не может грамотно строить процесс физического воспитания.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ

В комплексе медико-биологических дисциплин, преподаваемых в институтах физической культуры, особая роль принадлежит спортивной медицине.

Медицина — это система научных знаний и практической деятельности, целью которых является укрепление и сохранение здоровья, лечения и предупреждение заболеваний, продление жизни людей.

Спортивная медицина — отрасль медицины, изучающая здоровье, физическое развитие и функциональные возможности организма в связи с воздействием на него занятий физической культурой и спортом.

Спортивная медицина является также имманентным разделом науки о физическом воспитании, помогая обосновывать оптимальные двигательные режимы для разных контингентов населения, методы спортивной тренировки и повышения спортивного мастерства.

Основная цель спортивной медицины — содействие рациональному использованию средств и методов физической культуры и спорта для гармонического развития человека, сохранения и укрепления его здоровья, повышения работоспособности и продления активного, творческого периода жизни. Совместная работа тренера и врача по планированию и коррекции учебно-тренировочного процесса, умение тренера использовать данные врачебного контроля в своей повседневной работе — важное условие правильной организации и эффективности занятий.

Таким образом, спортивная медицина — это медико-биологический раздел спортивной науки, непосредственно входящий в профессиональную подготовку тренера.

Задачи спортивной медицины весьма разнообразны. К ним относятся:

— изучение здоровья, физического развития и функциональных возможностей организма физкультурников и спортсменов и на этой основе определение показаний и противопоказаний к различным видам занятий, решение вопросов спортивного отбора и ориентации;

— определение и оценка функционального состояния организма спортсменов, их тренированности;

— изучение заболеваний и травм, возникающих при нерациональных занятиях, разработка методов диагностики, профилактики, лечения и реабилитации;

— обоснование рациональных режимов занятий и тренировок для разных контингентов занимающихся физической культурой и спортом, средств повышения и восстановления спортивной работоспособности.

Это лишь общие задачи спортивной медицины. Наряду с ними есть много специальных задач, имеющих преимущественное значение для работников спортивно-медицинской службы — врачей, ученых, организаторов здравоохранения.

Из задач, решаемых спортивной медициной, вытекает и содержание курса, изучаемого студентами институтов физической культуры. С учетом профессиональной подготовки преподавателя и тренера содержание курса спортивной медицины, сводится к следующим разделам.

1. Функциональная диагностика. Раздел знакомит с особенностями функционального состояния различных систем организма спортсмена и физкультурника на основании данных, получаемых с помощью современной клинической медицинской аппаратуры (в основном в условиях покоя, см. гл. IV). Составной частью этого раздела является и тестирование функциональной готовности, физической работоспособности и других важных для практики спорта показателей, выявляемых при проведении различных функциональных проб (см. гл. V). В непосредственной связи с функциональной диагностикой, существенно дополняя ее, находится изучение физического развития человека (см. гл. III).

2. Медицинское обеспечение тренировок и соревнований. Этот раздел посвящен проблемам совместной работы тренера и врача (см. гл. VI). Здесь рассматриваются вопросы использования медицинской информации для управления тренировочным процессом, оптимизации условий проведения соревнований, а также данные об антидопинговом контроле и контроле на половую принадлежность.

3. Медицинский контроль в массовой физической культуре и спорте. Это один из важнейших разделов в курсе спортивной медицины (см. гл. VII). В нем представлена информация о возрастных и половых особенностях занимающихся физической культурой, об оптимизации занятий с различным контингентом занимающихся в зависимости от решаемых задач (подготовка к соревнованиям, занятия туризмом, оздоровительной физической культурой и т.д.). Особое внимание в последнее время обращается на самоконтроль в массовой физической культуре.

4. Восстановление спортивной работоспособности после тренировок и соревнований. Это сравнительно новый раздел спортивной медицины (см. гл. VIII). Как самостоятельная проблема он впервые был сформулирован в советской спортивной медицине (ВНИИФК) и сейчас получает все большее распространение и постоянно совершенствуется.

5. Спортивная патология. Патология, связанная непосредственно с занятиями спортом (обычно неправильно организованными), дает представление тренеру и преподавателю о конкретных повреждениях и заболеваниях спортсменов.

Подытоживая все сказанное, можно заключить, что содержание спортивной медицины существенно отличается от такового в других клинических дисциплинах, в которых оно сводится к диагностике заболеваний, их лечению и профилактике.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: