Подъем протестных настроений среди населения (восстания/революции/беспорядки). Смена политической элиты. Исследуемые кейсы переходного периода




 

В самом конце 1980-х в Латинской Америке и Европе разыгрался «парад бархатных революций». Третья волна демократизации одновременно захлестнула все три исследуемых случая. Изучение режимной трансформации и переходных режимов является довольно актуальной для сравнительной политологии. В некоторых случаях уход военных от власти и демонтаж диктатур происходили по-разному. Методологически картину помогают прояснить разработанные учеными и экспертами индексные методики.

Аргентина. В Аргентине катализатором демократических перемен стал вооруженный конфликт c Великобританией вокруг Фоклендмких островов.В 1982 г. в результате поражения военного правительства в Фолклендской войне с Великобританией, данный режим был свергнут: власти заявили о готовности вступить в переговоры c оппозицией и проведении в 1983 г. всеобщих выборов [Хенкин, с. 20].

Когда президент Рауль Рикардо Альфонсин (1983-1989) из радикального гражданского союза начал свой шестилетний срок в 1983 г. Аргентина, казалось, готова был вступить в фазу политической стабильности; однако вскоре начались беспорядки, в результате чего всего за три года было совершено 13 всеобщих забастовок и четыре армейских восстания. После провала Австралийского плана в 1986 г. и поражения на парламентских выборах 1987 г. в первой половине 1989 г. возник эскалационный экономический и политический кризис, который был отмечен гиперинфляцией и политическим тупиком. Этот кризис заставил Альфонсин уступить свой пост своему сопернику от перонистов Карлосу Менему (1989-1999), за шесть месяцев до окончания срока.

C 1990-х в Аргентине устанавливается режим представительной демократии. В начале 1990-х гг. президенту Карлосу Менему удалось восстановить рост аргентинской экономики и завоевать расположение национальной буржуазии, а также международных кредиторов и инвесторов. Его правительство сделало это, установив паритет песо-доллар в соответствии с Законом о конвертируемости 1991 г. и неуклонно преследуя неолиберальную политику стабилизации. Успехи экономической политики Менема обеспечили ему большинство в Конгрессе в 1993 г. и после конституционной реформы 1994 г., которая привела его к переизбранию, – второй срок полномочий (1995-1999 гг.). Однако финансовые кризисы в Мексике, Азии и России, а также девальвация в Бразилии привели к тому, что в 1999 г. Аргентина впала в рецессию.

С избранием левоцентристского альянса под руководством Фернандо де ла Руа (1999-2001) радикальной партии надвигающийся кризис представительства, по-видимому, был, по крайней мере, временно предотвращен. Правительство не смогло представить четкую политическую повестку дня, чтобы вернуть экономику в прежнее русло, не смогло найти решения серьезных социальных проблем страны и не инициировало последовательную антикоррупционную политику. Кризис обострился, и в декабре 2001 года де ла Руа был вынужден уйти в отставку в условиях быстро ухудшающейся экономической, политической и социальной ситуации. Волна протестов и насилия вывела страну на грань хаоса. В 2001 г. в Аргентине имели место голодные бунты, сопровождающиеся схватками c силами безопасности и гибелью десятков людей. Показатель доверия к властям упал до 10 %. Однако при всех позитивных изменениях треть аргентинцев – за чертой бедности, что ставит под вопрос качество латиноамериканских демократий и речь идет скорее о господстве т. н. «дефективной демократии».

1 января 2002 г. Конгресс избрал сенатора-перонца Эдуардо Духалде третьим президентом Аргентины менее чем за две недели. Столкнувшись с массовым гражданским бунтом, первым шагом нового правительства было положить конец системе денежной конвертируемости. В течение нескольких недель экономика вступила в полномасштабную рецессию, банковская система рухнула, а экономическая деятельность приостановилась. В то же время демократические институты были близки к преодолению, а враждебность к политической элите и социальным протестам возросла до таких масштабов, что говорилось о военной интервенции. Наконец, президентское голосование было перенесено на 27 апреля 2003 г. В первом туре выборов Менем выиграл 24,5%, а Нестор Киршнер – 22,4%. Менем выбыл из второго раунда, отдав президентство по умолчанию Киршнеру.

Хотя Киршнер остался доволен рейтингом в более чем 60% голосов, в июле 2007 г. он объявил, что не будет переизбираться; вместо этого он поддержал свою жену Кристину Фернандес де Киршнер, которая выиграла президентские выборы в октябре 2007 г. на фоне восстановления экономики и отсутствия сплоченной оппозиции, став, таким образом, первой избранной женщиной-президентом Аргентины.

Внезапная смерть Нестора Киршнера в октябре 2010 г. резко изменила политический ландшафт. Оппозиция выдвинула Макри Маурисио на пост президента Аргентины на президентских выборах в октябре 2015 г. На прошедшем первом туре выборов Макри уверенно вышел во второй тур, совсем немного проигрывая лидеру правящей партии Даниэлю Сиоли. Во втором туре Макри выиграл у Сиоли, получив 51,4 % голосов, и 10 декабря 2015 года вступил в должность президента Аргентины..

Румыния. В Румынии в 1989 г. «исследовательская фаза» конструирования демократической политии заканчивается коллапсом власти. Предвидя исход «бархатных революций» руководство страны изо всех сил старалось изолировать Румынию, блокируя всякую информацию из заграницы. В декабре 1989 г. попытка выселить популярного священнослужителя-диссидента Ласло Текеша, венгра по национальности, из его жилья, привела к народным демонстрациям в Тимишоаре, ставшим отправной точкой революции, закончившейся свержением режима Чаушеску и установлением многопартийной демократической системы управления.

Революция 1989 г. была по существу борьбой за власть между различными сегментами номенклатуры, а не многообещающим началом политической трансформации. Таким образом, хотя Румыния была единственной страной в Восточной и Центральной Европе, которая стала свидетелем насильственного прекращения коммунизма, результат, как правило, был расценен как скорее «дворцовая революция» внутри номенклатуры, чем явный разрыв с прошлым. Будучи крайне недоверчивым к рыночной экономике и плюралистической демократии и сталкиваясь с некоторыми определенными недостатками по сравнению с большинством других восточноевропейских государств, стремящихся к вступлению в ЕС, Румыния все больше отстает в процессе реформ в начале 1990-х гг.

Первая истинная ротация элит у власти произошла в 1996 г., когда первое правоцентристское правительство начало делать то, что сделали другие страны с переходной экономикой пять лет назад: реструктуризация тяжелой промышленности и горнодобывающего сектора, ликвидация экономических черных дыр, консолидация банковской системы, приватизация. Второе десятилетие переходного периода, после 2000 г. характеризовалось борьбой между посткоммунистическими левоцентристскими социал-демократами и их союзниками, которые пытались реализовать программу роста и воспользоваться преимуществами членства в ЕС. До того как разразился мировой экономический кризис политические битвы между лагерями президента Бэсеску и посткоммунистами велись на фоне устойчивого экономического роста, который недостаточно компетентно контролировался правительствами, тратящими время и средства на обеспечение политических выгод и создание патрон-клиентских сетей. Как результат дефицит накапливался намного быстрее, чем темпы роста ВВП. Итогом провальной деятельности правительств 1996−2000 гг. стал масштабный социально-экономический кризис. В период кризиса правоцентристское правительство по согласованию с Европейской комиссией и Международным валютным фондом было вынуждено сократить рабочие места и урезать зарплаты в государственном секторе. Меры жесткой экономии вызвали огромное недовольство в обществе. Пик возмущения пришелся на январь 2012 г., когда массовые акции протеста вынудили правительство уйти в отставку. Новым премьер-министром, впрочем, снова стал представитель Демократической либеральной партии (ДЛП). Но это правительство тоже продержалось недолго, поскольку формирование нового парламентского большинства, возглавляемого Партией социальной демократии (ПСД) и Национал-либеральной партией (НЛП), заставило президента поручить формирование нового кабинета Виктору Понте, представлявшему социальных демократов. Парламентские выборы 2012 г. сокрушительно выиграла коалиция ПСД и НЛП, заручившаяся поддержкой 60% избирателей, в то время как партии, поддерживавшие Бэсеску, были наказаны за суровые меры, отстаиваемые ими в период экономического кризиса. Президент и премьер-министр подписали пакт о «примирении», хотя отношения между ними оставались напряженными. В начале 2014 года глава НЛП Крин Антонеску объявил о разрыве союза с ПСД; это было сделано вопреки тому, что именно он был выдвинут кандидатом в президенты от лица альянса. Это спровоцировало перетасовку правящей коалиции: ПСД в союзе с ДСВР привлекла к сотрудничеству часть депутатов, покинувших НЛП, в то время как сама НЛП пополнила ряды оппозиции, присоединившись к ДЛП.

Грузия. Ряд драматических взлетов и падений характеризует политические и экономические преобразования Грузии. Развитие страны, которой с самого начала мешало тяжелое бремя двух нерешенных этнических конфликтов и резкий экономический спад, можно было условно разделить несколько этапов.

Первая фаза была отмечена первым прорывом Грузии к демократическому политическому режиму, парламентскими выборами октября 1990 года. Выборы привели к власти разнородное зонтичное движение под руководством бывшего диссидента Звиада Гамсахурдиа. Несмотря на ошеломительную победу на президентских выборах в 1991 г., Гамсахурдиа не смог укрепить свое правление, основанное исключительно на харизме. В результате он был изгнан из страны насильственным переворотом в 1992 году.

В декабре-январе 1991-1992 гг. в стране произошел военный переворот. Приглашенный его организаторами, чтобы возглавить Грузию, Эдуард Шеварднадзе занял должность председателя Государственного Совета республики, пост президента оставался вакантным. После создания в 1993 г. Гражданского союза Грузии, который должен был стать партией власти Шеварднадзе, введение избирательного порога привело к тому, что ГСГ получило стабильное большинство. Плюрализм главным образом ограничивался внутриэлитарной конкуренцией внутри правящей партии, в которую входили бывшие советские аппаратчики и группа молодых реформаторов. Лишь 5 ноября 1995 г. прошли выборы, на которых Шеварднадзе был избран президентом. Затем 9 апреля 2000 г. он был избран президентом на второй срок.

Начиная с 2001 г. распределение ресурсов среди различных клик элиты серьезно замедлило экономический рост и привело к народным волнениям. Столкнувшись со снижением своих полномочий, правящая партия приняла авторитарные меры, что вызвало внутренний раскол. Выдающиеся представители крыла молодых реформаторов внутри ГСГ во главе с М. Саакашвили, З. Жвания и Н. Бурджанадзе сформировали новую оппозицию, которая пришла к власти после массовых протестов против фальсификации парламентских выборов в ноябре 2003 г. Относительная легкость, с которой был свергнут Шеварднадзе во время т. н. «революции роз» можно частично объяснить существованием «демократических фасадов». Далее при поддержке более 96% голосов избирателей харизматический лидер Саакашвили одержал победу на президентских выборах в январе 2004 г. В результате правительство добилось результатов в плане борьбы с коррупцией, оптимизации неэффективного управления, улучшения сбора налогов и предоставления общественных благ и экономика имела значительный рост. Несмотря на это, критики новой элиты указали на серьезные дефицит и даже неудачи с точки зрения институционализации сдержек и противовесов. Это касалось парламента, независимости судебной власти и средств массовой информации.

Пятый этап, начавшийся осенью 2007 г., ознаменовался жестоким ответом правительства на демонстрации, насилием, которое серьезно подорвало демократические полномочия Саакашвили (period of re-autoctatization). Растущие авторитарные тенденции, а также неспособность правящей элиты преобразовать динамичный экономический рост в ощутимо улучшенный уровень жизни для большинства обедневших граждан привели к протестам. Значительное замедление экономического роста, вызванное не только глобальным финансовым кризисом, но и серьезным ухудшением общего инвестиционного климата после войны с Россией в 2008 г., еще больше подорвало стабильность.

Выборы президента 27 октября 2013 г., несмотря на некоторые нарушения в подсчете голосов и отдельные случаи политического насилия, были признаны свободными и справедливыми и привели к прямой победе кандидата в депутаты от оппозиционной партии «Грузинская мечта – Демократическая Грузия» Маргвелашвили, набравшего более 62% голосов. Однако Маргвелашвили не является членом какой-либо политической партии, и между ним и премьер-министром Гарибашвили нарастает напряженность. Наконец, муниципальные выборы в июне 2014 г. завершили демократическую передачу власти от правящей партии «Единое национальное движение» к партии «Грузинская мечта – Демократическая Грузия» на всех уровнях. Не менее важно, что в первый раз бывшей правящей партии удалось пережить утрату власти и сформировать оппозиционную фракцию в парламенте.

Инаугурация Георгия Маргвелашвили 17 ноября 2013 г. ознаменовала вступление в силу конституционных изменений, которые были приняты при предыдущем руководстве. Конституция 1995 г. пересмотрена 15 октября 2010 г. и окончательно вступила в действие в 2013 г. после президентских выборов 2013 г. (т.е. ушло целых три года для того, чтобы новый порядок полномочий, распределения полномочий между парламентом и правительством оказался введён в действие).

Это означало переход от президентской к смешанной системе, что значительно «урезало» полномочия президента. 2013 год оказался переходным периодом, когда в первой половине года наблюдалась слабая экономическая активность, характеризующаяся более медленными частными инвестициями, слабым ростом кредитования и невысокой бюджетной нагрузкой. В 2014 г. Грузия стала относительно спокойной, помимо того, что там был резонанс украинского кризиса.

 

.***

Обратимся к индексным методикам измерения демократии (исследования Freedom House (NIT), the Status Index of the Bertelsmann Transformation Index, the Effective Democracy Index, the Combined Index of Democracy.

Интегральный индекс демократического прогресса (Nations in Transit – NIT) 29 стран-посткомов – (ранжирование по 7-ми категориям: 1. Уровень демократии на национальном уровне. 2. Избирательный процесс. 3. Гражданское общество. Независимые СМИ. 5. Уровень демократии на локальном уровне. 6. Эффективность и независимость судебной власти. 7. Уровень коррупции.)

Румыния. Democracy Score 2017 – 3.50; NIT Country Rank: 9/29 Semi-consolidated democracy

Грузия. Democracy Score 2017 – 4.50; NIT Country Rank: 17/29 Transitional government of hybrid regime

Данные по индексу Бертельсманна (The Bertelsmann Stiftung’s Transformation Index (BTI) (2016):

Аргентина. 6.65 (34-я позиция из 129) defective democracy

Румыния. 8.06 (14-я позиция из 129) democracy in consolidation

Грузия. 6.31 (45-я позиция из 129) defective democracy

Согласно исследованиям World Values Survey Association 2017 степень доверия СМИ:

Аргентина. ≈ 67 %

Румыния. ≈ 72 %

Грузия. ≈ 77 %.

Все три кейса “How much confidence do you have in press?” – в синей зоне “quite a lot”.

В силу несравнимости многих параметров по методикам, сравнительный анализ данных индексов не демонстрирует прямой корреляции. Вместе c тем, по совокупности результатов можно утверждать, что индексный подход показывает, что Румыния демонстрирует лучшие показатели транзита и демократизации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: