Юридическая психология как наука изучает психические закономерности психологических знаний, которые применяются в области правового регулирования и юридической деятельности.
Юридическая психология ставит задачи:
осуществлять научный синтез знаний психологического и юридического плана;
раскрывать в достаточной мере психолого-юридическую сущность базовых правовых категорий;
обеспечивать достаточно четкое понимание юристами объекта своей профессиональной деятельности — поведения человека;
раскрывать деятельность различных субъектов правоотношений, а также их психических состояний в многочисленных ситуациях правоприменения и правоохранения;
выработку рекомендаций, направленных на усовершенствование правового регулирования жизни общества.
Следует заметить, что психологические знания требуются юристу для того, чтобы в полной мере понять сущность базовых уголовно-правовых категорий, к числу которых относятся мотив, цель преступления и личность самого преступника.
Структура юридической психологии представляет собой круг исследуемых ею проблем. которые определяются самой логикой правового регулирования.
2 вопрос
Общими задачами юридической психологии являются научный синтез юридических и психологических знаний, раскрытие психологической сущности фундаментальных категорий права.
Частные задачи юридической психологии относятся к разработке рекомендаций по наиболее эффективному осуществлению правоприменительной деятельности. К ним можно отнести:
1) исследование психологических предпосылок (условий) эффективности правовых норм;
2) психологическое исследование личности преступника, раскрытие мотивации преступного поведения, специфики мотивации отдельных видов преступного поведения;
3) разработку социально-психологических основ профилактики преступлений;
4) исследование психологических закономерностей различных видов правоохранительной деятельности (следственной, прокурорской, адвокатской, судебной);
5) исследование психологических закономерностей деятельности исправительно-трудовых учреждений в целях разработки системы мер по исправлению и перевоспитанию осужденных;
6) разработку рекомендаций по совершенствованию профессионального мастерства работников правоохранительных органов, по профориентации, профотбору, профконсультации кандидатов, желающих работать в указанных органах.
Юридическая психология имеет систему категорий, определенную структурную организацию. Выделяются следующие ее разделы: Еникеев
1. Методологический раздел, включающий в себя предмет, задачи, систему, методы и историю развития юридической психологии.
2. Правовая психология – раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты правореализации, психологические закономерности правовой социализации личности, психологические изъяны, приводящие к дефектам правовой социализации.
3. Криминальная психология – раздел, изучающий психологические особенности личности преступника, мотивацию как в целом преступного поведения, так и отдельных видов преступного поведения (насильственная преступность, корыстная преступность, преступность несовершеннолетних лиц), психологию преступных групп.
4. Следственно-оперативная психология – раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты раскрытия и расследования преступлений.
5. Судебная психология – раздел, изучающий психологические аспекты судебного разбирательства, проблемы судебно-психологической экспертизы.
6. Психология исправительной деятельности – раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты эффективности уголовного наказания, психологические проблемы исполнения уголовного наказания, психологию осужденных и психологические основы их ресоциализации и реадаптации после отбытия наказания.
3 вопрос
К методам юридической психологии относятся следующие методы ее исследования:
Метод наблюдения. Под методом наблюдения в психологии понимается специально организованное, преднамеренное, целенаправленное восприятие исследователем разнообразных внешних проявлений психики непосредственно в жизни, ходе расследования преступления, судебного разбирательства и других сферах правоприменительной деятельности.
Экспериментальный метод – ведущий метод в психологической науке. Он направлен на изучение психических явлений в специально созданных для этого условиях и по своей сущности и видам подразделяется на лабораторный и естественный эксперименты. (лазурский). Виды: ассоциативный, лабараторный, естественный.
Метод беседы. Целью психологического исследования является как можно более глубокое познание личности, ее внутреннего мира, убеждений, стремлений, интересов, отношения к различным явлениям социальной жизни. В подобных случаях метод простого наблюдения оказывается малопригодным. (допрос, интервью)
Анкетный метод. Это опрос большого круга лиц по строго установленной форме – анкете. Метод основывается на анонимности заполнения анкеты, что позволяет получить наиболее объективные данные об изучаемых процессах, фактах, явлениях. Полученный материал подвергается статистической обработке и анализу. В области юридической психологии анкетный метод применяется достаточно широко – от судебно-следственной и исправительно-трудовой сфер деятельности до области правореализации.
Метод изучения документов и продуктов деятельности испытуемых - изучение результатов интеллектуальной деятельности и физического труда: объекты относящиеся к личности юриста или правонарушителя а также к расследуемому правонарушению.
биографический метод — с его помощью из биографии исследуемого лица и ему принадлежащих документов исследуется личность;
Метод обобщения независимых характеристик, цель которого – собирание данных о личности от различных, не зависимых друг от друга источников. Этот метод дает богатый материал, позволяющий составить наиболее полное представление о личности благодаря анализу мнений, высказанных лицами, с которыми исследуемый находился в тех или иных отношениях.
Анализ материалов уголовного, гражданского, административного дела – инфо для следователя содержится в показаниях участников дела, справках, документах.
Метод тестирования – при этом методе используются в юрид. псих проективные тесты и личностные опросники. тесты на основе рисунков, тест раршаха (чернильных тест)
Метод экспертных оценок – получение обработка и интерпретация суждений специалистов в какой лио области знаний или практической деятельности по конкретным вопросам.
4 вопрос
Первые работы стали появляться в Германии в конце 18 века. В 1792 году была сделана попытка немецких ученых рассмотреть психологически некоторые уголовно правовые понятие и личности преступника.
Во второй половине 19 века стала развиваться криминальная психология.
Итальянский психиатр –ЧЕЗАРО ЛАМБРОЗО (1836 – 1909), его теории Врожденного преступника.
Концепция «Опасного состояния» 1880 ГАРАФАЛО – преступления объясняется псих. Состоянием, вызванным конфликтами с обществом.
В начале 20 века предмет крим. Психологии получил окончательное оформление в трудах ГАНСА ГРОСА «Криминальная психология» 1905г, также в «психологии преступности» Кауфмана 1912 г.
Вторым направлением суд психологии явл разработка проблемы свидетельских показаний, которые в конце 19 века подтвергались эксперементально- псих исследованию. Германия – Лист, липпамен, Италия – Клапаред.
Третьим направлением – разработка методов псхологической диагностики- установление виновности подозреваемого и обвиняемого.
Четвертое направление – применение в судебном процессе психологичских эксперементов (Штерн, Клаппаред)
Пятое направление – выделение из прикладной психологии труда –т ПСИХОТЕХНИКИ – раздел, посвященный псих изучению следственно- судебной деятельности, проф. Псих качества юриста.
Структура юрид псих в странах западной европы
1) Правовая – криминальная
2) Судебная
3) Полицейская
4) Пенитенциарная
5 вопрос
Вклад в развитие внес в 18 веке ПОСАШКОВ – «Книга о скудности и богатстве», в которой даются псих рекомендации относительно допроса обвиняемых
ЩЕРБАТОВ 18 в – указывает на необходимость разработки законов с усетом псих народа.
В 19 веке проявляются попытки обоснование отдельных уголовных правовых положений псих знаниями. Уже в 1806-1812 в московском университете читается курс Уголовной психологии.
Большой вклад в развитие внес ПЛЕВАКО, КОНИ,
На рубеже XIX и XX веков в России остро ставятся вопросы о психологическом исследовании участников уголовного процесса. Появляется исследование по судебно-психологической экспертизе [14].
В начале XX века в России формируется психологическая школа права, родоначальником которой стал юрист и социолог Л. Петражицкий (1867-1931), руководивший кафедрой истории философии права в Петербургском университете.
В 1907 году по инициативе В. М. Бехтерева и Д. А. Дриля был создан Научно-учебный психоневрологический институт, в программу которого входила и разработка курса "Судебная психология".
В первые годы после революции резко возрос интерес к юридической психологии, стали изучаться психологические предпосылки преступности, психология правонарушителей.
В 1930 году состоялся 1-й съезд по изучению поведения человека, на котором работала секция судебной психологии. На этой секции были заслушаны и обсуждены доклады А. С. Тагера - "Об итогах и перспективах изучения судебной психологии" и А. Е. Брусиловского - "Основные проблемы психологии подсудимого в уголовном процессе".
В 1972 году во Всесоюзном юридическом заочном институте (ВЮЗИ) в составе кафедры криминалистики (а затем кафедры криминологии Московской юридической академии) был создан сектор общей и юридической психологии, которым до настоящего времени руководит профессор М. И. Еникеев. В 1975 году им было издано первое учебное пособие для студентов юридических вузов "Судебная психология".
6 ВОПРОС
Правовая психология – раздел юридической психологии, который изучает психологические аспекты права реализации, псих. Закономерности социализации личности, псих изъяны приводящие к дефектам правовой социализации.
Правовая социализация личности - включение в ценностно-нормативную систему личности ценностей, охраняемых правом; овладение личностью правомерными способами поведения, формирование у нее чувства социальной ответственности и солидарности с правом.
Высший уровень правовой социализации - поведение личности на основе правосолидарных установок - привычное правоисполнительное поведение как устойчивая особенность нравственной личности. При этом нормы права соблюдаются не из страха наказания и даже не из чувства солидарности с правом, а по настоятельной нравственной потребности совершать только правомерные действия - жить достойно.
Дефектность правовой социализации может проявляться в недооценке ценности права (правовой негативизм), в безответственном, легкомысленном отношении к требованиям закона (правовой инфантилизм), в активном неприятии норм права (правовой нигилизм) и в сознательном преступном поведении. Правовая социализация неразрывно связана с нравственным формированием личности.
Вопрос
Правосознание - сфера общественного, группового и индивидуального сознания, связанная с отражением правозначимых явлений и регуляцией правозначимого поведения; совокупность взглядов, знаний, выражающих отношение людей, социальных групп, общества к праву и законности, их представления о должном правопорядке, о правомерном и неправомерном.
Правосознание - психологическая основа реализации права. Оно неразрывно связано с базовыми ценностями данного общества, которые охраняются правом.
Правосознание подразделяется на общественное, групповое и индивидуальное.
Общественное правосознание - сфера общественного сознания, отражающая правозначимые явления общественного бытия; общественное правосознание взаимодействует с правовой идеологией - системой господствующих правовых идей, взглядов и установок, определяет направленность правотворчества и механизмы праворегуляции.
В отличие от общественного правосознания групповое правосознание стихийно, зависит от узкогрупповых интересов, которые нередко противостоят общественным интересам. Групповое сознание может быть и асоциальным.
Индивидуальное -определяется правосознанием малых социальных групп, в которые включена личность, условиями ее бытового формирования. Индивидуальное правосознание отличается различными уровнями развития.
В правосознании различаются три взаимосвязанные стороны: познавательная, оценочная и регулятивная.
Познавательная сторона правосознания связана с адекватным отражением правовых ценностей в сознании индивида. Однако в обыденном правосознании знание права замещается бытовыми представлениями, индивидуальным опытом, традициями и обычаями, групповыми нормами, нормами культурного поведения.
Оценочная сторона индивидуального правосознания выражается в личностном отношении человека к правовым явлениям, определении их смысла и значения.
Регулятивная функция правосознания связана с контролированием правозначимого действия и оценкой его результатов. Регулятивная сторона правосознания - проявление правосознания в действии, правомерном поведении.
Правомерное поведение - поведение, цели, способы и результаты которого не противоречат основным устоям общества, выраженным в правовых нормах.
1)правопослушное - потребности личности, цели и средства их достижения совпадают с правовыми требованиями;
2) правоисполнительное - цели и средства их достижения совпадают с правовыми требованиями не в силу внутреннего убеждения личности, а в силу ее конформности, подверженности социально-групповому давлению;
3) законоисполнительное - потребности, желания, интересы личности не совпадают с правовыми требованиями, но личность в силу боязни наказания подчиняется требованиям закона.
Вопрос
1) сенсорные познавательные процессы отражают отдельные свойства, качества предметов, явлений и ситуаций (ощущения);
2) перцептивные познавательные процессы, отражающие предметы и явления в их целостном виде (восприятие);
3) мнемические процессы, формирующие образы памяти; трансформация представлений памяти в новые образы обозначается как процессы воображения;
4) мыслительные (интеллектуальные) процессы, которые отражают существенные закономерные связи между предметами явлениями и ситуациями.
Ощущением называется элементарный, далее уже неразложимый психический процесс, при помощи которого в сознании человека отражаются отдельные свойства, качества предметов, явлений, ситуаций. Ощущения являются основой более сложных познавательных процессов, таких как восприятие, память, мышление, воображение.
Восприятие предполагает комплексное отражение в сознании человека предметов, явлений и ситуаций.
Физиологической основой ощущения и восприятия является деятельность органов чувств (анализаторы). Но восприятие зависит как от объекта восприятия, так и от индивидуальных особенностей воспринимающего человека. Восприятие – это сложный динамический процесс. Необходимо произвести множество перцептивных действий для того, чтобы сформировать адекватный образ объекта. Например, восприятие человеком другого человека. Свидетель не только воспринимает целостный облик и отдельные элементы внешности, но и вольно или невольно оценивает воспринимаемого человека по многим позициям (возраст, социальный статус, род занятий и т.п.). Точность и объективность такого оценивания во многом определяется особенностями личности самого свидетеля (жизненный опыт, направленность личности, акцентуация характера, установки и др.).
Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении или ситуации. Внимание к одному или нескольким объектам предопределяет невнимание ко всем остальным (проявляется избирательный характер сознания).
9 вопрос
Психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности
за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.
В основу классификации психических состояний могут быть положены различные критерии. Наиболее распространены следующие классификационные признаки.
1. По тому, какие психические процессы преобладают, состояния делятся на гностические, эмоциональные и волевые.
К гностическим психическим состояниям обычно относят любознательность, любопытство, удивление, изумление, недоумение, сомнение, озадаченность, мечтательность, заинтересованность, сосредоточенность и т. д.
Эмоциональные психические состояния: радость, огорчение, грусть, возмущение, злость, обида, удовлетворенность и неудовлетворенность, бодрость, тоска, обреченность, угнетенность, подавленность, отчаяние, страх, робость, ужас, влечение, страсть, аффект и т. д.
Волевые психические состояния: активность, пассивность, решительность и нерешительность, уверенность и неуверенность, сдержанность и несдержанность, рассеянность, спокойствие и т. д.
2. на основе системного подхода. Согласно этой классификации психические состояния разделяются на волевые (разрешение – напряжение), аффективные (удовольствие – неудовольствие) и состояния сознания (сон – активация). Волевые состояния делятся на праксические и мотивационные; а аффективные – на гуманитарные и эмоциональные.
3. Классификация по признаку отнесенности к личностным подструктурам – разделение состояний на состояния индивида, состояния субъекта деятельности, состояния личности и состояния индивидуальности.
4. По времени протекания выделяют кратковременные, затяжные, длительные состояния.
5. По характеру влияния на личность психические состояния могут быть стеническими (состояния, активизирующие жизнедеятельность) и астеническими (состояния, подавляющие жизнедеятельность), а также положительными и отрицательными.
6. По степени осознанности – состояния более осознанные и менее осознанные.
7. В зависимости от преобладающего воздействия личности или ситуации на возникновение психических состояний выделяют личностные и ситуативные состояния.
8. По степени глубины состояния могут быть глубокими, менее глубокими и поверхностными.
свойства психических состояний.
Целостность. Данное свойство проявляется в том, что состояния выражают взаимоотношение всех компонентов психики и характеризуют всю психическую деятельность в целом на протяжении данного отрезка времени.
Подвижность. Психические состояния изменчивы во времени, имеют динамику развития, проявляющуюся в смене стадий протекания: начало, развитие, завершение.
Относительная устойчивость. Динамика психических состояний выражена в значительной меньшей степени, чем динамика психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных).
Полярность. Каждое состояние имеет свой антипод. Например, интерес – безразличие, бодрость – вялость, фрустрация – толерантность и т. д.
10 вопрос
Личность – многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека. Структура личности включает темперамент, характер (личностные качества), ценностные структуры.
Темперамент – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Темперамент всегда связывается с органическими основами, или физиологическими особенностями, организма.
Темперамент имеет значение для регуляции динамики психической деятельности, которая обеспечивает оптимальную жизнедеятельность индивида и сохранение основных жизненных констант организма. Важнейшее место занимает энергетический аспект функции темперамента: такие его свойства, как эмоциональность и активность, энергетический потенциал психики.
Характер определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования. Познание характера позволяет со значительной долей вероятности предвидеть поведение индивида, в котором благодаря устойчивости проявляемых психологических черт прослеживается определенная закономерность. В структуре личности характер наиболее полно отражает ее целостность.
Ценностная система является высшей подструктурой в целостной системе личности. Она ближе всего соприкасается с общечеловеческими ценностями, нормами морали и права, по сути образуясь под их непосредственным влиянием.
Ценностные структуры проявляют себя через моральный облик человека.
Вопрос
В развитии личности возможны отклонения, или акцентуации. Акцентуации личности – это усиление по сравнению с другими какой-либо из черт характера, которое создает дисбаланс личности, усложняет социальную адаптацию, вызывает коммуникативные сложности, но в целом находится в рамках психолого-психиатрической нормы. Выделяются следующие основные типы акцентуации личности:
1) циклоидная – заключается в чередовании фаз хорошего и плохого настроения с различными периодами: от суточных колебаний до промежутков в несколько месяцев; соответственно – характер циклоидный;
2) гипертимная – этому типу присущи постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с тенденцией к быстрой смене дел и тем разговоров, склонностью не доводить начатое до конца; соответственно – характер гипертимный;
3) лабильная – характеризуется резкой сменой настроения в зависимости от ситуации, зависимостью от оценок окружающих; соответственно – характер лабильный;
4) астеническая – таким людям свойственны быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии; соответственно – характер астено-невротический;
5) сенситивная – заключается в повышенной впечатлительности, боязливости, обострении чувства собственной неполноценности; соответственно – характер сенситивный;
6) психастеническая – характеризуется высокой тревожностью, мнительностью, нерешительностью, склонностью к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждениям, тенденцией к выполнению ритуальных действий и соблюдению примет; соответственно – характер психастенический;
7) шизоидная – личности с такой акцентуацией отличаются замкнутостью, отгороженностью от мира, необщительностью и недостатком интуиции в процессе общения, интроверсией, эмоциональной холодностью; соответственно – характер шизоидный;
8) эпилептоидная – характеризуется склонностью к злобно-тоскливому настроению с накоплением агрессии, конфликтностью, вязкостью мышления, склонностью застревать на психотравмирующих ситуациях, педантичностью; соответственно – характер эпилептоидный;
9) паранойяльная – заключается в повышенной подозрительности и обидчивости, стойкости отрицательных аффектов, стремлении к доминированию, неприятии чужих мнений и высокой конфликтности; соответственно – характер паранойяльный;
10) истероидная, или демонстративная, – отличается выраженной тенденцией к вытеснению неприятных фактов и событий, лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания, авантюризмом, тщеславием; соответственно – характер истероидный, или демонстративный;
11) дистимная – характеризуется преобладанием пониженного настроения, склонностью к депрессии, сосредоточенностью на мрачных и печальных сторонах жизни, сожалением о прошлом; соответственно – характер дистимный;
12) неустойчивая – личностям с такой акцентуацией свойственны склонность поддаваться чужому влиянию, поиск новых впечатлений, жажда смены места пребывания, поверхностная общительность, непоследовательность действий; соответственно – характер неустойчивый;
13) конформная – заключается в чрезмерной подчиняемости и зависимости от мнения окружающих, недостатке критичности в восприятии информации, дефиците личной инициативы, консерватизме; соответственно – характер конформный.
Вопрос
Криминальная психология изучает психологические закономерности, связанные с формированием преступной установки, образованием преступного умысла, подготовкой и совершением преступления, а также психологические пути воздействия на него.
Криминальная психология исследует механизмы иммунитета личности в криминогенной ситуации и через познание его закономерностей разрабатывает рекомендации в области.индивидуальной профилактики преступности. В рамках криминальной психологии исследуются психологические особенности личности не только насильственных, но и корыстных преступников, структура и психологические особенности преступных групп.
Одна из основных задач криминальной психологии- выделение внутренних личностных предпосылок, которые во взаимодействии прежде всего мотивационной сферы личности с определенными факторами внешней среды могут создавать для данной личности криминогенную ситуацию.
Вопрос
Личность преступника - совокупность типологических качеств индивида, обусловивших совершенное им преступное деяние определенного вида.
Для лиц, совершивших преступление, характерной особенностью их поведения является снятие с себя ответственности за совершенные ими противоправные общественно опасные деяния, т.е, с амооправдание, совершаемое ими различными способами:
утрирование виновности потерпевшего;
обесценивание норм морали и ряда правовых норм путем противопоставления себе или преступному сообществу, членом которого является лицо, совершившее преступление;
перенесение ответственности на других лиц. а также оправдание возникшей ситуации, в результате которой было совершено преступление.
Прежде всего преступников отличает плохая социальная приспособленность, общая неудовлетворенность своим положением в обществе. У них выражена такая черта, как импульсивность, которая проявляется в сниженном самоконтроле своего поведения, необдуманных поступках, эмоциональной незрелости, инфантилизме.
Им свойственны также нарушения в сфере общения: неспособность устанавливать контакты с окружающими, неумение встать на точку зрения другого, посмотреть на себя со стороны. Это в свою очередь снижает возможность адекватной ориентации, продуцирует возникновение аффективно насыщенных идей, связанных с представлением о враждебности со стороны окружающих людей и общества в целом. Все вместе взятое формирует такие черты, как погруженность в себя, замкнутость, отгороженность, с одной стороны, и агрессивность, подозрительность - с другой. В результате правильная оценка ситуации еще более затрудняется, поскольку поведением управляют аффективные установки, а поступки окружающих рассматриваются как опасные, угрожающие личности, что приводит к противоправным способам выхода из сложившейся ситуации.
14 вопрос
В основе преступного поведения лежат те или иные мотивы. В мотивах конкретизируются потребности, которые и определяют направленность мотивов.
Обобщая результаты исследований последних лет, можно выделить следующие мотивы антисоциальной деятельности: мотивы самоутверждения (статусные), защитные, замещающие, игровые мотивы, мотивы самооправдания.
Потребность в самоутверждении - важнейшая потребность, стимулирующая широчайший спектр человеческого поведения. Она проявляется в стремлении человека утвердить себя на социальном, социально-психологическом и индивидуальном уровнях.
Исследования показывают, что значительное число убийств имеет субъективный, как правило, неосознаваемый, смысл защиты от внешней угрозы, которой в действительности может и не быть. В данном случае страх перед вероятной агрессией обычно стимулирует совершение упреждающих агрессивных действий.
Нередки случаи совершения насильственных преступлений по механизму замещающих действий. Суть этих действий состоит в том, что если первоначальная цель становится по каким-либо причинам недостижимой, то лицо стремится заменить ее другой - доступной. Благодаря "замещающим" действиям происходит разрядка (снятие) нервно-психического напряжения в состоянии фрустрации.
К числу основных мотивов преступного поведения относится игровой. Этот тип мотивации достаточно распространен среди воров, расхитителей, особенно мошенников, реже - среди других категорий преступников. К представителям преступников-игроков" принадлежат те, кто совершает преступления не только, а во многих случаях и не столько ради материальной выгоды, сколько ради игры, доставляющей острые ощущения.
Одним из универсальных мотивов преступного поведения в подавляющем большинстве случаев является мотив самооправдания: отрицание вины и, как следствие, отсутствие раскаяния за содеянное. Искреннее осуждение своих действий встречается довольно редко, но и при этом вслед за признанием обычно следуют рассуждения, направленные на то, чтобы свести вину к минимуму.
15 вопрос
По глубине и стойкости антисоциальной направленности, лежащих в ее основе ценностных ориентации выделяются следующие типы преступников:
"Случайный" - впервые совершивший преступление, которое противоречит общей социально-положительной направленности, характеризуемой всем предшествующим нравственным поведением.
"Криминогенный" - характеризуются следующими особенностями:
· сформирован в условиях интенсивного противоправного и аморального поведения окружающих (семья, товарищи, знакомые);
· в прошлом систематически совершал аморальные проступки и разного рода правонарушения, которые продолжали повторяться и после принятия установленных законом мер воздействия;
· оторван от ценностно-нормативной системы общества;
· привык к отрицательной оценке своего поведения, использует социально-психологические механизмы самозащиты;
· активен в ситуации совершения преступления и, как правило, совершает преступление без достаточно обоснованных внешних поводов.
В рамках типа криминогенной личности выделяются подтипы: последовательно-криминогенный, ситуативно-криминогенный, ситуативный.
Последовательно-криминогенный подтип формируется в микросреде, где систематически нарушаются нравственно-правовые нормы; преступление закономерно вытекает из привычного стиля поведения и образа жизни и обусловливается стойкими антиобщественными взглядами, установками лица. Ситуация преступления активно создается такими лицами.
Ситуативно-криминогенный подтип характеризуется нарушением нравственных норм и совершением правонарушений, ненадлежащим исполнением требований социальных ролей; формируется и действует в противоречивой микросреде; преступление обусловлено главным образом неблагоприятной ситуацией (пребывание в криминогенной группе, конфликты с другими лицами и т. д.). К совершению преступления такое лицо приводит микросреда и весь предшествующий образ жизни, закономерным развитием которого оказывается ситуация преступления.
Ситуативный подтип характеризуется тем, что безнравственные элементы выражены у него незначительно, более существенными являются дефекты механизма взаимодействия микросреды и личности в сложной ситуации, в том числе в результате неподготовленности к ней личности
По степени общественной опасности личности и ее криминогенной активности выделяют следующие типы преступников:
"Особо опасные" ("активные антисоциальные") - многократно- судимые рецидивисты, устойчивое преступное поведение которых носит характер активного противостояния обществу и его ценностям.
"Десоциализированные опасные" ("пассивные асоциальные") - деклассированные лица, выпавшие из системы нормального общения, длительное время ведущие паразитический, бездомный образ жизни. Такие лица занимаются бродяжничеством, попрошайничеством.
"Неустойчивые" - лица, характеризующиеся частичной криминальной зараженностью и совершающие преступления не в силу стойких антиобщественных установок, а в силу своего образа жизни, который находится на грани социально приемлемого и антиобщественного.
"Ситуативные" - лица, чье поведение не представляет выраженной общественной опасности. Преступления они совершают вследствие того, что из-за своих психологических особенностей попадают в жесткую зависимость от ситуации и не могут найти социально приемлемый способ ее разрешения.
Среди корыстных преступников авторы выделяют следующие типы:
"Утверждающийся" ("самоутверждающийся") тип, для которого смысл преступного поведения заключается в утверждении себя на социальном, социально-психологическом или индивидуальном уровнях. Естественно, здесь присутствует и корыстный мотив, выступающий как сопутствующий, во многих случаях равнозначный. То есть здесь налицо полимотивность поведения.
"Дезадаптивный" (или "асоциальный") тип, который характеризуется нарушением социальной адаптации, т. е. приспособленности к условиям микросреды. Эти преступники ведут антисоциальный, часто бездомный образ жизни, многие из них являются бродягами и алкоголиками. Многие из них были ранее судимы, не имеют постоянного места жительства, прописки, документов. Они обычно нигде не работают, не имеют семьи, друзей, родственников. Большинство из них безразлично к своей судьбе.
"Алкогольный" тип очень близок к "дезадаптивному", но неидентичен ему. Критерием для выделения этого типа является мотив совершения корыстных преступлений - получение средств для приобретения спиртного. Большинство представителей - хронические алкоголики. Они отличаются глубокими личностными изменениями - деградацией личности по алкогольному типу, так как спиртное становится смыслообразующим мотивом их поведения, мерилом всех ценностей.
"Игровой" тип личности корыстных преступников с психологической точки зрения довольно сложен. Указанный тип отличается постоянной потребностью в риске, отсюда - поиск острых ощущений, связанных с опасностью, стремление участвовать в рискованных операциях и т. д.
"Семейный" тип корыстных преступников характеризуется огромной, доминирующей ролью семьи в мотивации преступных действий. Обычно этот тип встречается среди расхитителей и взяточников и крайне редко среди воров. Хищения такой человек совершает не столько для себя, сколько для материального обеспечения близких и до