(по Н.А. Чевелевой)
Система включает в себя 5 периодов:
1 период – пропедевтический. Вводится режим ограничения речи детей.
2 период – сопровождающей или констатирующей речи. На всех занятиях этого периода дети говорят (отвечая на вопросы учителя) только о том, что они делают в данный момент, говорят по поводу совершаемого ими какого-то отдельного элемента работы («Я приклеиваю..», «Я вырезаю..», «Я рисую..» и т.д.)
3 период - завершающей речи или речи по следам зрительных представлений. Дети описывают уже выполненную работу или какую-то часть ее, например: «Я разрезал квадрат по линии сгиба», «Я только что склеил два треугольника!» и т.д.
4 период – планирующей речи или речи, лишенной зрительной опоры.
В этом случае ребенок рассказывает о том, что он намеривался делать («Сначала я возьму листок бумаги, положу его перед собой. Я возьму карандаш в правую руку».и т.д.)
5 период – закрепление навыков связной речи. На протяжении четвертого периода рекомендуется проводить свободную «речевую практику». Учащиеся на занятиях должны отвечать на всевозможные вопросы, сами задавать вопросы учителю и товарищам, разговаривать по любому поводу, пояснять, советоваться.
Приложение 3
Схема логопедического и психолого-педагогического обследования заикающегося ребенка
Фамилия, имя_________________________________________
Год рождения_________________________________________
Сведения о семье
Мать (ФИО, образование, место работы)___________________
__________________________________________________________
Отец (ФИО, образование, место работы)___________________ __________________________________________________________
Возраст матери во время беременности ___________________
__________________________________________________________
Какая по счету беременность ____________________________
Как протекала беременность ____________________________
Как протекали роды ____________________________________
Оценка состояния ребенка по шкале Апгар ________________
Особенности при рождении _____________________________
Заболевания ребенка до 3-х лет __________________________
__________________________________________________________
Речевой анамнез
Особенности речи окружающих в период формирования речи ребенка ___________________________________________________
Время появления:
• гуления _____________________________________________
• лепета ______________________________________________
• первых слов _________________________________________
• фразовой речи _______________________________________
· Просодика_______________________________________
·
Необычный характер:
• первых слов _________________________________________
• первых фраз _________________________________________
Особенности темпа речи ________________________________
Возраст появления первых признаков заикания и их выраженность _____________________________________________________
Предполагаемая причина заикания _______________________
Реакция ребенка на первые признаки заикания______________
__________________________________________________________
Особенности реакции окружающих на первые признаки заикания _____________________________________________________
Оказывалась ли ранее специализированная помощь _________
__________________________________________________________
Какое образовательное учреждение посещает ______________
__________________________________________________________
Заключение психоневролога _____________________________
Заключение отоларинголога _____________________________
Заключение окулиста ___________________________________
Личностные особенности
Работоспособность ____________________________________
Агрессивность ________________________________________
Сила эмоций, острота эмоциональных переживаний ________
Переключаемость с одного вида деятельности на другой _____
__________________________________________________________
Нерешительность, колебания при принятии решений ________
__________________________________________________________
Тревожность __________________________________________
Обидчивость, ранимость ________________________________
Демонстративность действий ____________________________
Упрямство ____________________________________________
Интеллектуальное развитие
Память_______________________________________________
Внимание_____________________________________________
Наглядно-действенное мышление________________________
Логическое мышление__________________________________
Сформированность обобщающих понятий _________________
Временные представления ______________________________
Пространственные понятия _____________________________
Психомоторные функции
Статическая координация движений ______________________
__________________________________________________________
Динамическая координация движений ____________________
__________________________________________________________
Переключаемость движений _____________________________
__________________________________________________________
Пространственная организация движений _________________
__________________________________________________________
Двигательная память, переключаемость движений самоконтроля _____________________________________________________
__________________________________________________________
Произвольное торможение движения _____________________
Внимание ____________________________________________
Произвольная моторика пальцев рук ______________________
Оральный праксис _____________________________________
Объем и качество движений губ _________________________
Объем и качество движений мышц щек ___________________
Объем и качество движений языка________________________
Произвольная мимическая моторика ______________________
Объем и качество движения мышц лба ____________________
Объем и качество движений мышц глаз ___________________
Возможность произвольного формирования определенных мимических поз ____________________________________________
__________________________________________________________
Продолжительность выдоха _____________________________
Темп движений ________________________________________
Сенсорные функции
Слуховое внимание ____________________________________
Музыкальный слух ____________________________________
Восприятие музыки ____________________________________
Звуковысотный слух ___________________________________
Тембровый слух _______________________________________
Динамический слух ____________________________________
Ритмическое чувство ___________________________________
Строение органов артикуляции
Прикус _______________________________________________
Нёбный свод __________________________________________
Зубы _________________________________________________
Язык_________________________________________________
Губы ________________________________________________
Артикуляционный праксис
Скорость, сила, объем движений органов артикуляционного
аппарата __________________________________________________
Переключаемость ______________________________________
Реципрокная иннервация _______________________________
Тремор _______________________________________________
Синергии, синкинезии __________________________________
Гиперсаливация _______________________________________
Исследование речи
Звукопроизношение____________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Фонематический слух___________________________________
Фонематическое восприятие_____________________________
Слоговая структура слова_______________________________
__________________________________________________________
Экспрессивный словарь_________________________________
Импрессивный словарь_________________________________
Словообразование _____________________________________
Наличие аграмматизма _________________________________
Фразовая речь _________________________________________
Тип дыхания ___________________________________________
Голос _________________________________________________
Наличие судорог _______________________________________
• дыхательные_________________________________________
• голосовые___________________________________________
• артикуляционные_____________________________________
Тип судорог ___________________________________________
Степень выраженности заикания в различных речевых формах
• спонтанная речь______________________________________
• сопряженная речь ____________________________________
• отраженная речь______________________________________
• чтение ______________________________________________
• пересказ ____________________________________________
• шепотная речь________________________________________
• ритмизированная речь_________________________________
• стихотворная речь____________________________________
• пение _______________________________________________
Импрессивная речь
Нулевой уровень
• реагирует на свое имя
• реагирует на интонацию поощрения или запрещения
Ситуативный
• понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром
• знает имена своих близких
• знает названия своих игрушек
• может показать части тела у себя, своих близких, у игрушек
Номинативный
• хорошо ориентируется в названиях предметов
• хорошо ориентируется в названиях предметов, изображенных на картинках
Предикативный
• знает много названий действий
• ориентируется в вопросах косвенных падежей, поставленных к предметам, с которыми совершает действия
• различает значение некоторых первообразных предлогов
Расчлененный
• различает изменения значений, вносимых отдельными частями слова (флексиями, приставками, суффиксами)
Выполнение заданий (отметить, какие инструкции выполняет на обследовании, что выполняет дома)
Понимание целостных словосочетаний
• обними маму
• поцелуй папу
• пожалей бабушку
• поиграй в ладушки
• закрой глаза
• помаши ручкой
• возьми маму за руку и иди домой
Понимание названий знакомых игрушек
• покажи зайчика, машину, собачку
• возьми зайчика, машину, собачку
• дай зайчика, машину, собачку
Понимание названий предметов, используемых в быту
Может ли показать части своего тела, части тела куклы, игрушечных животных
Может ли узнать знакомые предметы, изображенные на картинках
Узнавание действий на сюжетных картинках
• на сюжетных картинках одно и то же лицо совершает разные действия
— покажи, где мальчик спит (ест, идет)
— покажи, какой мальчик спит (ест, идет)
— покажи, кто здесь спит (ест, идет)
• на сюжетных картинках действия выражены возвратными глаголами
— покажи, кто как одевается (умывается, причесывается, катается)
• на сюжетных картинках изображены действия, сходные по ситуации
— покажи, кто здесь умывается, а кто вытирается
— покажи, какой мальчик рисует, а какой пишет
— покажи, кто прыгает, а кто бежит
Может ли с помощью вопросов к сюжетным картинкам понять направленность действия, объект действия, место действия.
• чем девочка ест
• что девочка ест
• на чем девочка сидит
Понимание просьб, вопросов, связанных с пространственным расположением знакомых предметов, находящихся в привычных местах
• давай уберем игрушки в шкаф
• подойди к окну
• сядь за стол
• поставь ножки под стол
• положи ручки на стол
Узнавание предметов по их назначению (с использованием предметных картинок)
• покажи, из чего ты пьешь
• покажи, что ты надеваешь на ножки
• покажи, чем причесывают волосы
• покажи, чем копают песок
Выполнение многозвенных инструкций
• налей в стакан воды и дай его бабушке
• возьми у меня карандаши и убери их в шкаф
• зайчика отнеси маме, а куклу положи в шкаф
• мячик дай мне, зайчика отдай маме, а куклу положи спать Понимание названий признаков предметов
• принадлежности отдельных предметов (покажи, где мой платок; а где твой)
• понимание словесных обозначений таких признаков, как: короткий, длинный, узкий, широкий, высокий, низкий и т.п.
• умение сравнивать два предмета по величине (Какой кубик больше? Какая веревочка толще?)
Понимание элементарных временных отношений (давно — недавно, вчера — сегодня)
Понимание грамматических форм слов
— Единственное и множественное число существительных
— Уменьшительно-ласкательные суффиксы
— Единственное и множественное число глаголов
— Мужской и женский род глаголов прошедшего времени
— Префиксальные изменения глагольных форм
— Глаголы совершенного и несовершенного вида
— Предлоги, выражающие некоторые пространственные взаимоотношения двух предметов (исключается подсказывающая ситуация)
• на стол ставят коробку с крышкой и кладут плоский кружок: «Положи кружок НА коробку, ПОД коробку, В коробку, ЗА коробку, ПЕРЕД коробкой»
• на стол ставятся две коробки с крышками; в одну из коробок кладется плоский кружок, второй такой же кружок кладется во вторую коробку: «Достань кружок ИЗ коробки, достань кружок ИЗ-ПОД коробки»
• «Положи карандаш ПЕРЕД коробкой, ЗА коробкой, МЕЖДУ коробками»
Понимание единственного и множественного числа имен прилагательных («Догадайся, какую картинку я тебе называю...»)
Понимание формы рода имен прилагательных («Догадайся, какую картинку я тебе называю...»)
Понимание некоторых падежных окончаний и конструкций, выражающих отношения лиц и предметов между собой («Покажи ложкой карандаш, карандашом ложку...»)
Понимание родовых признаков предметов, выраженных личными местоимениями в косвенных падежах
Экспрессивная речь
Отсутствие вербальной речи
• виды невербального общения:
— просьбы (дать что-нибудь)
— приветствия
— попытки дать что-нибудь другому человеку
— попытки привлечь внимание
• интонационная окрашенность вокализаций и псевдослова
• есть ли звукоподражания
• мимика
• использование жестов
• пробует ли договаривать рифмы при чтении стихов
• фиксировать все лепетные псевдослова, количество слогов в них
Односложные предложения
Предложения из аморфных слов
Первые формы слов
Усвоение флексийной системы языка
Усвоение служебных частей речи
Усвоение морфологической системы языка
Усвоение частей речи
• существительные __________:______________________
• глаголы _________________________________________
• прилагательные _________________________________
• местоимения ___________________________________
• наречия _________________________________________
• служебные слова ______________________________
Объем предложения (отметить, какие использует)
Синтаксические отношения
• падежные формы __________________________________
• множественное число существительных, прилагательных
• формы глаголов_________________________________
• словоизменения прилагательных ___________________
• дифференциация предлогов ______________________
Словообразование
• суффиксы (уменьшительные существительные; детеныши животных; профессии; уменьшительная форма признаков предметов; образование прилагательных от других частей речи)
•глагольные префиксы ______________________________
•антонимы_________________________________________
Согласование
• прилагательных с существительными (в именительном падеже мужского и женского рода единственного числа, множественного числа, в косвенных падежах)
Звукопроизношение ____________________________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Эмболофразия _____________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Уловки (речевые, двигательные, психологические) ______
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Сопутствующие движения ___________________________
______________________________________________________________________________________________________________
Логофобия ________________________________________
Заключение _______________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 4
Игры с мячом
Занятие с использованием мелотерапии
- Упражнение на координацию движений и слов (под стихотворение С. Маршака «мяч»). Дети имитируют отбивание мяча об пол на каждую фразу, затем бегут, изображая укатившийся мяч.
На последнюю фразу хлопают в ладоши два раза и мимикой изображают огорчение.
- Упражнение для формирования мышечного тонуса и на координацию движений («Полька», М. Глинки). Дети, стоя врассыпную, играют с воображаемым мячом, - то «отбивают» поочередно кистью правой и левой руки «мяч» об пол, то подбрасывают его вверх и ловят.
- Упражнение для формирования темпа и ритма дыхания и речи (песня «Игра в мяч», муз. М. Красева, сл. С. Вышеславцевой). Дети сначала только слушают песню в исполнения педагога, а затем включаются в пение. Хлопками отмечают сильную долю такта. На последующих занятиях отмечают ритмические и темповые изменения дирижерским жестом, хлопками.
- Упражнение на выработку коллективного ритма (этюд «Мячики прыгают, покатились», муз. М. Сатулиной). Дети передают в движении ритм музыкального произведения (прыжки на двух ногах – бег - занимают свое место с окончанием мелодии).
- Релаксация («Волшебные звуки природы», аудиодиск). Дети принимают произвольную удобную для них позу (сидят или лежат) на ковре.
Приложение 5