Как можно охарактеризовать два вида отрицания?




Глава 3 Философские категории диалектики при научных исследованиях в туризме Материальные и абстрактные системы. Система (греч. systema — целое, составленное из частей; соединение) — это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство. Выделяют материальные и абстрактные системы.

Материальные системы подразделяются на системы неорганической природы: (геологические, химические и др.) и живые системы (простейшие организмы, популяции, виды экосистемы). Особый класс материальных живых систем составляют социальные системы (от простейших социальных объединений до социально- экономической структуры общества).

К абстрактным системам относятся понятия, гипотезы, теории, научные знания о системах;

лингвистические (языковые), формализованные, логические системы и др.

Системный подход в туристской деятельности. В современной науке исследование систем разного рода проводится в рамках системного подхода, различных специальных теорий систем, в кибернетике, системотехнике, системном анализе и т.д.

Системный подход в туристской деятельности можно рассматривать: как иерархическую социально-экономическую и научно- техническую систему; анализ внешней и внутренней среды системы; разделение системы на управляющую, управляемую, обеспечивающую и обслуживающую подсистемы; функциональное единство элементов и подсистем. Системный подход выполняет системообразующую и системонаполняющую функцию.

Системный подход, являясь универсальным методом, применяется в исследованиях различных направлений турбизнеса в получении определенных результатов, чтобы принимать обоснованные решения в условиях динамики рынка.

В системном подходе используется понятие системно-структурного языка как методологическая схема проектирования изучаемого явления, средства связи разных предметов и уровней описания изучаемого явления. Построение системно-структурных понятий в туризме — это использование образцов исследований в сопредельных областях знаний, например в экономике, управлении, информатике, социологии, психологии.

Любая система существует как целое, которое может быть разделено на отдельные компоненты.

Важной характеристикой системы является ее структура как совокупность оптимального количества элементов и их связей, определяющих внутреннее строение и организацию объекта как целого.

Структура системы должна быть мобильной, легко адаптируемой к требованиям, которые предъявляют к ней условия существования. Поэтому эволюция системы туризма должна быть адекватна изменениям социально- экономических отношений в обществе, что предопределяет ее успешное и адекватное развитие.

Характеристика системы туризма. К общим характеристикам системы туризма относятся:

целостность — единство таких составляющих элементов, как управление, планирование, прогнозирование и организация деятельности;

структурность — элементы системы общественных отношений; иерархичность — последовательное включение системы более низкого уровня в систему более высокого уровня;

множественность — сложность познания параметров трансформации, обусловленная необходимостью изучения каждого из них в отдельности.

Для описания системы туризма необходимо строить модели, показывающие возможности их изменения в различных ситуациях и при условии изменения отдельных составляющих их элементов:

содержание, структурирование, способы контроля, методы и средства организации. Например, социально-экономическими отношениями, влечет за собой изменения технологий определения зависимых элементов системы.

Организация и методика системного исследования в туризме основываются на формировании связи развития личности и культурной сферы, обусловленности их взаимного влияния.

Личность и культурная среда в туризме рассматриваются как система, как процесс движения личности в сферу культуры. С одной стороны, человек в процессе туризма активен, он движется по пути познания, разрабатывает и совершенствует индивидуальную систему своего самосовершенствования, с другой — личность растет в культурной среде и становится ее неотъемлемой частью, принимает нормы, обычаи и традиции общества.

Системный подход в области туризма позволяет раскрыть важные аспекты существующей системы, выявить особенности ее совершенствования и развития. При использовании системного подхода необходимо иметь в виду, что, во-первых, система — это не обычный объект применения, а особая стратегия мышления, предполагающая способность к обобщению, абстракции и моделированию; во-вторых, система — это двухслойная конструкция: в одном слое исследователь движется в плоскости системно-структурных представлений, в другом — в рамках своего предмета с учетом всех его характеристик.

Одним из ведущих направлений в исследовании теории систем является синергетическая концепция видения процессов и явлений.

Синергетика — это попытка создания универсального метаязыка системного подхода к изучению основных процессов, происходящих в обществе.

Синергетику можно истолковать как поле новых методов, получающих ту или иную интерпретацию в зависимости от того, в какой области эти методы применяются.

Использование синергетики открывает возможности нового взгляда на систему туризма как на открытую, нелинейную систему с множественными подходами и альтернативными путями развития, на систему, основанную на свободе выбора, обеспечивающей самореализацию личности в туристской и интеллектуальной деятельности.

Теория и практика развития системы туризма показывают, что она может быть самоорганизующейся и в ряде случаев — саморазвивающейся, если будут выполняться определенные условия. Поэтому система туризма должна:

быть открытой для взаимодействия и взаимообмена информацией с окружающей средой;

содержать активное, энергетическое начало, характеризующееся проявлением инициативы участников туристского процесса, как менеджеров турфирм, так и потребителей услуг;

обладать свободой выбора, заключающейся в способности определять пути своего развития без давления извне;

иметь реальный «энергетический» выход на реализацию инициатив, получение эмоциональной удовлетворенности участников системы туризма от исследовательской и практической деятельности;

ориентироваться на саморазвитие и развитие личности, формирование стремления к здоровому образу жизни и деятельности.

Система категорий в науке о туризме. Любая наука, какую бы область материальной действительности она ни изучала, представляет собой не только целостную систему, сложившуюся из множества элементов, находящихся отношениях и связях между собой. Наука представляет собой г акже систему определенных категорий, т.е. понятий, которые отражают общие черты и связи, стороны и свойства действительности.

При знакомстве с основными законами диалектики были рассмотрены такие категории, как противоречие, количество, качество, отрицание.

В данной главе будет рассмотрена еще одна группа категорий; содержание и форма; целое и часть;

сущность и явление; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность; общее и единичное.

3.2. Содержание и форма, целое и часть, сущность и явление Содержание и форма. Среди философских категорий особое место принадлежит содержанию — совокупности внутренних взаимосвязанных процессов, сторон и свойств изучаемого объекта. С содержанием неразрывно связаны формы, в которых оно выступает как стойкая связь сторон и элементов предмета исследования.

Зависимость формы от содержания не является однозначной. Одно и то же содержание может вылиться в разные формы, оказывающие, в свою очередь, влияние на содержание и ход развития туризма. Выбор формы в огромной степени зависит от субъективного фактора, специалистов и руководителей. Объективные условия и содержание происходящих событий в туризме позволяют руководителю избрать соответствующую сложившимся условиям форму.

Основное содержание турбизнеса определяется замыслом руководителя предприятия, поставленной им задачей, соотношением ресурсов своих и конкурентов. При определении форм деятельности (организации управления) возможны различные решения. Однако выбор лучшего из них зависит от руководителя. В туризме форма, с одной стороны, определяется содержанием, с другоГ, — в наибольшей мере испытывает воздействие субъекта, ибо является выражением деятельности персонала, формой организации.

Активное действие персонала в турбизнесе, как правило, зависит от выбора форм деятельности. В этой сфере творческий потенциал специалиста способен слиться с активностью фирмы и через нее изменить содержание и направленность своей деятельности. Перед руководителем встает задача избрать соответствующую форму деятельности турпредприятия с учетом конкретных условий, обеспечить наиболее полное и целесообразное использование имеющихся ресурсов. Неудачный выбор этих действий может привести к банкротству.

Содержание и формы деятельности не остаются неизменными, они постоянно меняются. Развитие производственных сил и общественных отношений, появление новых форм туризма, повышение квалификации специалистов ведут к усложнению содержания туристской деятельности.

В прошлые годы туризм не носил массового явления. Совсем иная картина наблюдается в настоящее время. Миллионы людей разных стран находятся в постоянном передвижении в различных видах туризма. В предоставление туристских услуг вовлечены большие массы обслуживающего персонала, различная техника, работы по инженерному обустройству территорий для отдыха, строительству сооружений туристского назначения (отели, кемпинги), производители продовольственных и непродовольственных товаров.

Этому сложному содержанию сопутствует многообразие форм видов деятельности. Стратегия развития туризма влечет за собой совершенствование законодательных актов, паспортно-визовых и таможенных формальностей, деятельность кредитных организаций, страховых компаний, средств массовой информации, подготовку квалифицированных специалистов — таков далеко неполный перечень форм деятельности.

Понимание сущности этих форм и тенденций и их дальнейшего изменения расширяет кругозор руководителей и специалистов, открывает путь творческого решения общественных и коммерческих задач.

Большое практическое значение имеет изучение содержания и форм, присущих современному туризму, в котором появились новые его разновидности, взаимодействующие между собой по цели, месту и времени. Изменение претерпели такие элементы туристской деятельности, как стоимость турпродукта, местность, продолжительность нахождения в данных условиях, экипировка.

Возрастание разновидностей туризма и необходимость его обеспечения обусловило маневренность туроператоров, которые больше уделяют внимания необычным способам передвижения туристов, проживанию, питанию.

Знание этих и других особенностей содержания и форм туризма помогает менеджерам правильно решать встающие перед ними задачи.

Целое и часть. Любой вид туризма представляет собой нечто единое, целое, качественно отличное от других.

Целое состоит из частей, каждая из которых занимает в нем определенное место. Например, деловой туризм включает в себя в качестве составных частей транспорт, проживание и питание участников, проведение конференции, культурную программу, паспортно-визовые формальности и др. Целое и его части находятся в сложном взаимодействии.

Основное положение категорий целое и частное состоит в следующем: целое по своим основным характеристикам, значению и роли заложенным в нем возможностям не тождественно сумме составляющих его частей. Оно обладает новым качеством, отсутствующим в частях и возникающим в результате их взаимодействия. В свою очередь, часть обладает относительной самостоятельностью благодаря качественным особенностям. Составные части можно рассматривать в качестве целого, но уже меньшего масштаба. Каждая часть оказывает определенное влияние на сущность целого и его развитие.

Любой вид туризма, с одной стороны, надо изучать как относительно самостоятельное целое, с другой, — как часть большего явления — туристского бизнеса, испытывая его влияние и на него воздействуя.

Связь целого и его частей можно обнаружить при изучении деятельности туристской отрасли, в состав которой входят руководящие и обеспечивающие учреждения, турпредприятия, ресторанно-гостиничные комплексы, научные учреждения и учебные заведения. Между ними устанавливается определенная система взаимосвязанных отношений, что и делает эту отрасль единым организмом, способным выполнять образовательные, культурно-общественные и экономические задачи.

В этом организме каждая составная часть выполняет свойственную ей роль, вносит свой больший или меньший вклад в то качество, которое характеризует туризм в целом. Его укрепление, повышение совокупного потенциала невозможно без учета отдельных элементов. Каждый представитель этого целого своим трудом и заботой о соблюдении культурно-нравственных норм участвует в решении общей благородной задачи.

Современный туризм — это сложное структурное целое, состоящее из многих компонентов, каждый из которых обусловлен требованиями, которые предъявляются к нему при выполнении определенных функций. Это звенья единой системы.

Туризм развивается в зависимости от каждого из этих звеньев, их сочетания и взаимодействия.

В условиях высокой динамики рынок туристских услуг непредсказуем. Его участники стремятся быстро реализовать именно свой турпродукт. При этом отдельные сегменты рынка развиваются более успешно, другие — менее, не имея между собой логической связи.

В рассмотренных условиях деятельность отдельных менеджеров, ведущих бизнес относительно самостоятельно, в отрыве от других, может усложниться. Они будут принимать решения и действовать, исходя из задачи, которую они должны хорошо знать, из постоянного анализа конкретной обстановки на рынке услуг. В таких случаях важен учет связи целого и его частей.

При научном исследовании туризма поиск наиболее целесообразных его форм организации играет большую роль. Это путь повышения экономической эффективности предприятия, формы и организация деятельности которого могут быть разнообразными: структура предприятия; система управления и взаимодействие различных его звеньев; система материально-технического обеспечения; организация продвижения турпродукта на рынок услуг; система связи и информации;

организация подготовки персонала; система изучения и обобщения передового опыта. Все это в совокупности создает стройную систему связей и отношений между всеми структурами предприятия, делая его целостным и стойким организмом, предназначенным для выполнения задач.

Сочетания, взаимосвязь и многогранные отношения элементов (частей) системы (целого) оказываются в каждом конкретном изучаемом случае иными по сравнению с другими случаями. В туризме нельзя обнаружить деятельность предприятий, которые были бы одинаковыми. Организуя свою деятельность, менеджер будет опираться на общие принципы организации и ведения предпринимательства. Он будет искать свою систему взаимодействия на рынке услуг, возможные изменения этой системы и ее элементов. При этом главное внимание будет уделять активным действиям своих структур, направленным на изменение обстановки в нужную сторону.

Сущность и явление. Сущность — это главная, внутренняя, относительно устойчивая сторона предмета (или совокупность его сторон и отношений). Сущность определяет природу предмета, из нее вытекают все его остальные стороны и признаки.

В туризме одна из важных задач менеджера — выяснить сущность намерений конкурентов. Однако получить достоверные сведения о конкуренте не всегда удается. Для этих целей можно использовать нормативный и дескриптивный подход, SWOT-анализ, ПИМС-анализ, бенчмаркинг. Затем надо сделать правильные выводы о конкуренте на основе разнообразных, подчас противоречивых данных, Полученных в результате наблюдения и анализа происходящих явлений.

Раскрытие сущности позволяет выяснить место определенного явления в ряду других, его значение для специалиста и влияние на другие процессы. В туризме деятельность менеджеров возможна при понимании или объективной взаимосвязи сущности и явления, которая определяет ряд важных требований к научному исследованию туризма. Поскольку сущность скрыта за ее внешними проявлениями, то единственным путем ее познания выступает изучение явлений.

Явление — это внешнее, непосредственное выражение сущности, форма ее проявления.

При изучении конкурентов руководитель сталкивается с большим количеством явлений, из которых необходимо выделить значимые, в которых содержатся существенные элементы обстановки. Порой второстепенное явление может натолкнуть руководителя на принятие важных решений. В процессе мониторинга можно обнаружить и другие сведения о конкуренте, что может стать основой для соответствующих выводов.

В процессе научного исследования и практического решения туристских задач надо изучать и учитывать явления в их совокупности. Такой подход обеспечит глубину проникновения в сущность и наибольшую достоверность выводов.

Каждый менеджер обязан знать, что нельзя принимать ответственные решения по отдельным отрывочным и непроверенный данным об обстановке на рынке услуг, так как это может привести к серьезным просчетам.

В своей организаторской работе менеджер исходит из сущности задач и отдельных видов деятельности, дает указания на их выполнение персоналу.

Управление предприятием по своей сущности есть постоянное руководство отделами и службами, целеустремленное воздействие на них, организация и направление их деятельности на выполнение поставленных задач. Оно проявляется в принятии управленческих решений, в отдаче распоряжений, приказов, в получении и обработке информации от структурных подразделений, в непрерывной работе коллектива. Организация управления требует учета четкой и бесперебойной связи.

При научном исследовании туризма учитывают изменчивость явлений и относительную устойчивость сущности. За время деятельности на рынке туристских услуг происходит и сменяет друг друга бесчисленное количество явлений, которые в совокупности выражают его сущность.

Сущность не является абсолютно постоянной, однако ее изменения происходят медленнее, чем смена явлений. Современный рынок туристских услуг существенно отличается от других рынков:

возросла его глубина, сложность, он стал более динамичным и напряженным.

Отдельные стороны сущности могут изменяться в процессе развития самого изучаемого события.

Для менеджера важно уловить момент таких существенных изменений, чтобы принять правильное решение о дальнейших действиях на рынке услуг.

3.3. Причина и следствие, необходимость и случайность Причина и следствие. В научном познании важную роль играет раскрытие причинно-следственных связей. Каждое конкретное явление порождается другими, предшествующими ему во времени, в свою очередь, каждое возникшее явление порождает новые.

Эта связь нашла свое общее выражение в категориях причина и следствие.

Причинно-следственную связь можно рассматривать как одну из форм универсальной взаимосвязи объективного мира, познание которой необходимо для создания научной теории и успешной практики.

Причинно-следственная связь носит объективный характер. Она универсальна, охватывает все материальное и духовные явления, и только материальный мир, взятый в целом, является причиной самого себя и не имеет каких-либо предшествующих ему причин.

В процессе научных исследований в туризме и туристской практики вопрос о причинах и следствиях ставится и решается постоянно, в больших и малых делах. При анализе коммерческой деятельности турпредприятия, его успеха или банкротства, при обосновании своих решений, подготовке персонала к предпринимательству на первое место выдвигается вопрос «почему?», ответ на который требует изучения причин и следствий.

При исследовании туристской деятельности менеджеры сталкиваются со значительным количеством причин одного и того же явления. Их действие складывается в ходе процесса, одни причинно-следственные связи переплетаются с другими, создавая сложную картину события, вместе с тем, затрудняя их анализ. Например, можно поставить такой вопрос: в чем причина коммерческого успеха или банкротства? В общей, абстрактной форме можно утверждать, что решающее значение имеет функционирование бизнеса от соотношения между своими ресурсами и конкурентами на рынке туристских услуг.

Однако коммерческая причина требует раскрытия, так как она зависит отдействие многих факторов, например экономического состояния страны; изменения курса валют и др. Более сильным может оказаться турпредприятие, имеющее меньшее количество ресурсов.

Умение вести бизнес определяется такими причинами, как профессионализм персонала, крупные капиталовложения, успешная рекламная кампания, предприимчивость менеджера и его способность использовать наиболее подходящие для данной обстановки ресурсы.

При подготовке к ведению турбизнеса надо учитывать возможность влияния этих причин на его ход, активно способствовать коммерческому успеху.

В турбизнесе одна или несколько причин могут стать решающими для успеха или банкротства предприятия. Подготовка к туристской деятельности должна быть всесторонней. Начиная туристскую деятельность, необходимо уточнить, что является решающим, чтобы усилить это направление или нейтрализовать отрицательное влияние.

При исследовании туристской деятельности приходится учитывать сложное взаимодействие объективных и субъективных причин, возможность активного воздействия воли менеджера на психологические качеств персонала. Разрабатывая бизнес-план, руководитель исходит из объективных обстоятельств это знание своих ресурсов и конкурентов, сегмента рынка, сезонность, менталитет граждан в получении туристских услуг.

Благоприятные объективные обстоятельства сами по себе» не гарантируют успех в турбизнесе.

Причиной неуспеха могут стать недостаточно продуманное решение, недооценка конкурентов, несоблюдение законодательных актов. Мастерство менеджера остается во многом решающим при ведении турбизнеса в условиях мощного прессинга конкурентов.

Непрерывное совершенствование методов ведения бизнеса — один из важных компонентов повышения качества деятельности менеджера.

На проявление причинно-следственных связей в турбизнесе оказывает существенное влияние конкуренция. Действия конкурентов выступают в качестве причины, они определяют поведение другой стороны.

При организации бизнеса необходимо определить возможные варианты продвижения турпродукта на рынок услуг со стороны конкурента, чтобы его продукт не оказался более качественным и доступным потребителю.

Изучая всю совокупность причин и следствий в туристской деятельности, надо знать социальные факторы, которые в бизнесе наглядно проявляются в настрое персонала на выполнение задач.

Источником конкуренции в турбизнесе является стремление многих туристских компаний к максимальным прибылям, к интенсификации труда граждан, минимальной для них зарплате, малым социальным выплатам, эксплуатации природных ресурсов в разных странах мира. Прибыли, получаемые туристскими компаниями, монополистами, становятся причиной напряженности в мире.

Известно, что конкуренты склонны к таким актам, как недобросовестная реклама, антиимиджевая политика в отношении своих конкурентов, а также организация террористами взрывов в отелях и на курортах. Экономические причины реализуются через политику монополий.

С точки зрения диалектики беспричинных явлений не бывает. Задача познания причинно-следственных связей относится к процессам туристской деятельности — развитию туристской науки, совершенствованию обучения персонала, материально-техническому оснащению видов и форм туризма.

Необходимость и случайность. Явление или событие, которое при наличии определенных условий обязательно наступает, называется необходимостью.

В туризме при выяснении необходимого хода развития конкретного вида туризма решающее значение имеет познание его сущности, роли в прогрессивном развитии, в определении экономического потенциала отдельных предпринимателей или компаний, участвующих в бизнесе, в расстановке экономически мощных туроператоров на международном рынке услуг.

Однако необходимость не носит фатального характера. Необходимость функционирования на международном рынке туристских услуг не означает, что успех придет автоматически, без напряженной конкуренции. Познание необходимости способствует мобилизации и правильному использованию своих ресурсов.

В рыночных условиях в результате совокупного действия закономерностей туризма складывается в каждом конкретном случае определенная объективная направленность событий. В этих условиях необходимость турбизнеса зависит от многих факторов — работы специалистов, технической оснащенности, коммерческого искусства руководителя, правильности принятия управленческих решений.

Воздействуя на слагаемые коммерческого успеха, формируя их в нужном направлении, можно активно воздействовать и на проявляющуюся в рыночных условиях необходимость, которая осуществляется через случайности и дополняется ими.

Под случайностями следует понимать определенные связи между явлениями, не вытекающие из сущности данного процесса и необязательные для его развития. Случайность как вероятностное воздействие явлений друг на друга может быть, а может и не быть, произойти именно так, а может осуществиться иначе.

Научные исследования в туризме включают в себя изучение необходимости и случайности в их взаимозависимости. Такая закономерность обусловливается следующими причинами:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: