ГЛАВА 4 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ТУРИЗМА




4.1. Организация деятельности турпредприятий и факторы развития турбизнеса В процессе деятельности турпредприятий в туризме сложились следующие принципы: активность и наглядность — деятельность специалистов и потребителей, имеющих представление о социально-культурной и оздоровительной направленности туристских программ и услуг;

систематичность — регулярное проведение туристских мероприятий, что создает у всех участников убежденность в их необходимости для решения хозяйственных проблем и социально-культурной деятельности;

открытость и доступность — полная и достоверная информация о содержании туристских программ и услуг;

справедливость — обязательность исполнения заключенных договоров между потребителями услуг и представителями тур предприятия, рассмотрение спорных вопросов в судах и арбитражах;

экономическая эффективность — получение прибыли представителями турпредприятий за качественное предоставление услуг.

Туристская деятельность турпредприятий осуществляется при следующих умениях менеджеров:

проводить экономико-математический и системный анализ; прогнозировать, моделировать, давать экспертные оценки и принимать решения по использованию полученных результатов для эффективной деятельности турпредприятия; оказывать психологическое воздействие на сотрудников в целях предупреждения ошибок; поощрять отличившихся сотрудников.

К турпредприятию предъявляются следующие требования: предоставлять достойные условия труда для всех сотрудников; привлекать квалифицированных специалистов; регламентировать проведение туристских мероприятий; обеспечивать специальными программами; заключать договора и своевременно оплачивать услуги.

Для организации своей деятельности турпредприятие осуществляет следующие мероприятия:

планирование; подготовка квалифицированных специалистов; материально-техническое и финансовое обеспечение; контроль и аудит; информационное обеспечение и реклама; исследование;

медицинское, санитарное и гигиеническое обеспечение; подведение итогов (учет, статистика, отчетность).

При организации и проведении туристских мероприятий необходимо учитывать следующие факторы:

классификацию и инфраструктуру рынка — рынок товаров, работ, услуг, труда и капитала, фондовый, рынок ноу-хау; спрос и предложение на определенный объем турпродуктов и цен;

возможность реализации туристских программ;

региональные, национально-этнические, конфессиональные и другие традиции;

затраты на ценообразование и продвижение турпродукта; вид отрасли — моноплановая или разносторонняя; характер продажи — оптовая или розничная; количество и качество предоставляемых туроператорами работ, товаров, услуг;

заключение сделок в соответствии с законодательством страны; безопасность проведения туристских мероприятий. Факторы развития турбизнеса. Развитие турбизнеса определяется следующими факторами:

социальными — степень занятости и безработица, деловая репутация тур предприятия, статус различных категорий специалистов;

техническими — предложения спроса на работы, товары, услуги; наличие квалифицированных менеджеров и обслуживающего персонала;

финансовыми — конъюнктура рынка спроса и предложений; состояние налоговой системы;

ценовая политика; особенности финансового регулирования туристской деятельности со стороны органов власти;

политическими — рассмотрение властными органами проблемы развития туризма в стране как важной доходной статьи бюджета; поддержка туризма на всех уровнях власти;

правовыми — развитие и совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей туристскую деятельность; учет нормативных актов по лицензированию, страхованию, сертификации, стандартизации на работы, товары, услуги.

К факторам, определяющим ценообразование на работы, товары, услуги в туризме, относятся:

международные — политическое и экономическое воздействие стран на состояние мирового рынка туристских услуг; изменение курсов валюты, законодательные акты международных организаций; конкурентоспособность;

государственные — экономическое состояние страны; акты законодательные, национальные, конфессиональные и др.;

местные — географическое расположение турпредприятий; профессионализм персонала и оплата его труда; особенности взаимодействия с местными органами власти; особенности влияния на развитие туризма со стороны потребителей, производителей, посредников.

Туристская деятельность может эффективно развиваться только в рамках международных, государственных, региональных и местных нормативных правовых актов о туризме.

Взаимоотношения между субъектами туристских мероприятий. В турбизнесе формируются следующие взаимоотношения между субъектами, участвующими в туристских мероприятиях.

К производителю (туроператору) предъявляются следующие требования: предоставлять на рынок сертифицированный тур- продукт; качественно исполнять (предоставлять) работы, товары, услуги в сроки, установленные договором; иметь на рынке услуг деловую репутацию; определять цены, удовлетворяющие спрос потребителя; получать экономическую выгоду за выполненные работы, товары, услуги.

Потребитель (заказчик) должен быть удовлетворен качеством выполненных работ, товаров, услуг туроператором, сроками исполнения, установленными в договоре, оптимальными затратами на выполненные работы, товары, услуги.

Посредники (организаторы туристских мероприятий, средства массовой информации, фонды, кредитные организации, банки) должны: объективно информировать потребителей и туроператоров о работах, товарах и услугах; иметь деловую репутацию на рынке услуг, получать экономическую выгоду от предоставленных услуг.

Деятельность сотрудников турпредприятий по формированию и реализации своего продукта потребителям услуг способствует развитию экономики государства.

Турист, используя и оплачивая труд сотрудников турпредприятия, реализует свои социально-культурные и оздоровительные потребности.

Основными элементами туристского продукта для его использования потребителями услуг являются транспортные средства; средства размещения; организация питания.

4.2. Научные проблемы и гипотезы при организации туризма Решение в науке о туризме фундаментальных и прикладных научных проблем. Наука о туризме сочетает в себе качества фундаментальной и прикладной науки.

К фундаментальной науке можно отнести: обнаружение новых закономерностей современного турбизнеса, развитие новых видов туризма, раскрытие механизма действия известных законов, их требования к практике туризма, определение критериев экономической эффективности туризма.

К прикладной науке можно отнести потребности практики, совершенствование туроперейтинга, нахождение целесообразных способов формирования, ценообразования и продвижения турп- родукта на рынке услуг.

Постановка и решение фундаментальных и прикладных научных проблем неодинаковы на различных этапах развития туризма. В период эволюционного развития туризма, характеризующийся отсутствием изменений социально-экономической обстановки и материально-технических средств, большее значение имеют проблемы прикладной науки. Эта закономерность обусловливается тем, что сохраняют свое содержание уже известные закономерности туризма.

В период качественных изменений в туризме, вызванных общественным и научно-техническим прогрессом, на первое место в науке о туризме выходят проблемы фундаментальной науки. Без их решения невозможно и успешное решение проблем прикладной науки.

Условием постановки научной проблемы является объективно возникающее противоречие между потребностями в туристском отдыхе и благосостоянием граждан, между потребностью в новых фундаментальных знаниях и их недостаточностью. Условия, вызывающие постановку и необходимость решения научных проблем, характеризуются как проблемная ситуация.

Постановка научной проблемы в туризме. Осознание потребности в новом познании становится условием постановки научной проблемы в науке, в частности в туризме. Эта проблема связана с получением новых знаний и определенными способами их получения. Например, развитие новых видов туризма поставило перед наукой проблему — определить наиболее эффективные способы ведения предпринимательства в данной сфере деятельности, обеспечить надежное и устойчивое управление турпредприятием. Сформулированная в таком виде основная проблема указывает общее направление исследовательской деятельности.

Для решения поставленной проблемы формулируются ближайшая и последующая задачи исследовательской деятельности. Ближайшая задача исследования состоит в получении исходных фактических данных, необходимых для решения поставленной проблемы. Так, ближайшими задачами могут быть получение знаний о данном виде туризма, эффективном управлении, возможных рисках, конкуренции в данном сегменте рынка услуг.

Последующие задачи исследования формулируются в виде вопросов, получение ответа на которые позволяет решить проблему в целом, например: каким способом в том или ином вероятном случае формировать ассортимент туристских услуг с учетом индивидуальных потребностей граждан; какие для этого потребуются ресурсы; какие необходимо провести технологии (процедуры и операции) и в какой последовательности.

Сформулированная научная проблема включает в себя основной вопрос проблемы, предмет исследования, ближайшую и последующую задачи, представленные в виде определенного количества частных вопросов, подлежащих исследованию.

Успешное решение научной проблемы во многом зависит от степени ее истинности, имеющей взаимосвязанные аспекты: необходимы ли постановка и разрешение данной проблемы, вызывается ли она практической или теоретической потребностью; разрешима ли данная проблема на современном этапе развития науки.

Необходимость постановки и решения той или иной научной проблемы определяется потребностями туристской практики. При формулировании проблемы необходимо выявить: в какой степени ее решение будет способствовать повышению эффективности ведения турбизнеса.

Необходимо учитывать, что проблема может возникать и на основе логики развития самой туристской науки. В этом случае ее практическая значимость на данный момент времени может и не усматриваться.

Решение проблемы осуществляется в процессе научного исследования. Полностью устранить элемент неопределенности в решаемых проблемах, как правило, не удается. Это и характеризует известную неопределенность исследовательской деятельности, что является одним из признаков, отличающих ее от других видов деятельности, связанных с реализацией проверенных знаний.

Научная проблема о виде туризма является исходной формой научного познания. Ее решение предполагает сложную исследовательскую работу, ближайшим этапом которой являются обнаружение, объяснение и обобщение фактов реальной действительности, получение научных фактов как эмпирического основания теоретического познания.

Гипотезы в туризме. Гипотеза как научное предположение несет в себе новое знание, вероятность которого обоснована фактическими данными с учетом известных закономерностей объективного мира. Ее разработка является важнейшим этапом научного исследования.

Умение ученого создавать научные гипотезы, отвечающие внутренней логике науки о туризме и потребностям научного исследования, является одним из показателей его творческих способностей.

Специфика развития туризма как науки обусловливает необходимость научных гипотез, определяет особенности их формирования и обоснования.

Качественные изменения материально-технического обеспечения туризма, особенности социально-общественного состояния страны обусловили возникновение новых закономерностей ведения турбизнеса, новых форм проявления законов.

К прикладной науке можно отнести потребности практики, совершенствование туроперейтинга, нахождение целесообразных способов формирования, ценообразования и продвижения турпродукта на рынке услуг.

Постановка и решение фундаментальных и прикладных научных проблем неодинаковы на различных этапах развития туризма. В период эволюционного развития туризма, характеризующийся отсутствием изменений социально-экономической обстановки и материально-технических средств, большее значение имеют проблемы прикладной науки. Эта закономерность обусловливается тем, что сохраняют свое содержание уже известные закономерности туризма.

В период качественных изменений в туризме, вызванных общественным и научно-техническим прогрессом, на первое место в науке о туризме выходят проблемы фундаментальной науки. Без их решения невозможно и успешное решение проблем прикладной науки.

Условием постановки научной проблемы является объективно возникающее противоречие между потребностями в туристском отдыхе и благосостоянием граждан, между потребностью в новых фундаментальных знаниях и их недостаточностью. Условия, вызывающие постановку и необходимость решения научных проблем, характеризуются как проблемная ситуация.

Постановка научной проблемы в туризме. Осознание потребности в новом познании становится условием постановки научной проблемы в науке, в частности в туризме. Эта проблема связана с получением новых знаний и определенными способами их получения. Например, развитие новых видов туризма поставило перед наукой проблему — определить наиболее эффективные способы ведения предпринимательства в данной сфере деятельности, обеспечить надежное и устойчивое управление турпредприятием. Сформулированная в таком виде основная проблема указывает общее направление исследовательской деятельности.

Для решения поставленной проблемы формулируются ближайшая и последующая задачи исследовательской деятельности. Ближайшая задача исследования состоит в получении исходных фактических данных, необходимых для решения поставленной проблемы. Так, ближайшими задачами могут быть получение знаний о данном виде туризма, эффективном управлении, возможных рисках, конкуренции в данном сегменте рынка услуг.

Последующие задачи исследования формулируются в виде вопросов, получение ответа на которые позволяет решить проблему в целом, например: каким способом в том или ином вероятном случае формировать ассортимент туристских услуг с учетом индивидуальных потребностей граждан; какие для этого потребуются ресурсы; какие необходимо провести технологии (процедуры и операции) и в какой последовательности.

Сформулированная научная проблема включает в себя основной вопрос проблемы, предмет исследования, ближайшую и последующую задачи, представленные в виде определенного количества частных вопросов, подлежащих исследованию.

Успешное решение научной проблемы во многом зависит от степени ее истинности, имеющей взаимосвязанные аспекты: необходимы ли постановка и разрешение данной проблемы, вызывается ли она практической или теоретической потребностью; разрешима ли данная проблема на современном этапе развития науки.

Необходимость постановки и решения той или иной научной проблемы определяется потребностями туристской практики. При формулировании проблемы необходимо выявить: в какой степени ее решение будет способствовать повышению эффективности ведения турбизнеса.

Необходимо учитывать, что проблема может возникать и на основе логики развития самой туристской науки. В этом случае ее практическая значимость на данный момент времени может и не усматриваться.

Решение проблемы осуществляется в процессе научного исследования. Полностью устранить элемент неопределенности в решаемых проблемах, как правило, не удается. Это и характеризует известную неопределенность исследовательской деятельности, что является одним из признаков, отличающих ее от других видов деятельности, связанных с реализацией проверенных знаний.

Научная проблема о виде туризма является исходной формой научного познания. Ее решение предполагает сложную исследовательскую работу, ближайшим этапом которой являются обнаружение, объяснение и обобщение фактов реальной действительности, получение научных фактов как эмпирического основания теоретического познания.

Гипотезы в туризме. Гипотеза как научное предположение несет в себе новое знание, вероятность которого обоснована фактическими данными с учетом известных закономерностей объективного мира. Ее разработка является важнейшим этапом научного исследования.

Умение ученого создавать научные гипотезы, отвечающие внутренней логике науки о туризме и потребностям научного исследования, является одним из показателей его творческих способностей.

Специфика развития туризма как науки обусловливает необходимость научных гипотез, определяет особенности их формирования и обоснования.

Качественные изменения материально-технического обеспечения туризма, особенности социально-общественного состояния страны обусловили возникновение новых закономерностей ведения турбизнеса, новых форм проявления законов. Их познание составляет важную задачу научных исследований и определяет возникновение новых научных проблем. Первоначальной формой их решения может быть только научная гипотеза.

Возникновение гипотезы представляет собой выход за пределы имеющихся знаний.

Первоначальной формой нового познания обычно является догадка, нередко возникающая интуитивно. Способность строить гипотезы является одной из важнейших черт творческого мышления исследователя, свидетельством его широкого кругозора, пытливости ума и наблюдательности.

Гипотеза возникает из потребности в новом познании при осознании недостаточности имеющихся.

Кажущаяся внезапность ее возникновения является итогом размышлений.

В процессе научного исследования может возникнуть несколько различных гипотез, каждая из которых подвергается логическому обоснованию.

Наиболее реальные гипотезы исследователь берет в качестве рабочей гипотезы, на основе которой изучается эмпирический и теоретический материал. В ходе его анализа рабочая гипотеза или отвергается, или, если будет установлена большая степень ее вероятности, становится ядром научной гипотезы как наиболее вероятного предположения о возможном решении проблемы (гипотеза-предположение).

Гипотеза-предположение должна отражать уровень знания о предмете, когда еще не достигнуто достоверное его объяснение и выдвигается одно из вероятных. Например, если делается предположение о возможности организации путешествий на Луну, то оно должно отражать уровень знаний о характере космических кораблей, проживание и питание в условиях невесомости, полученных как на основе опыта космических полетов, так и теоретических расчетов. Для выдвижения подобного предположения необходимо знать экономический, научно-технический и морально-общественный потенциалы многих стран, чтобы данное предположение воплотить в реальность.

Одним из требований к гипотезе-предположению является возможность ее экспериментальной или теоретической проверки. Большинство гипотез-предположений о характере туроперейтинга не могут быть проверены экспериментом. Это относится, в частности, и к рассмотренному предположению о путешествиях на Луну. Конечный ответ на этот вопрос может дать только реализация этого предположения, когда начнутся интенсивные туристские полеты на околоземное пространство.

Это не означает, что эта и ей подобные научные гипотезы не могут быть проверены до начала полета туристов на Луну. Средством такой проверки являются теоретические расчеты, касающиеся возможности полетов, вероятных последствий, вытекающих из предположения о космическом туризме.

Гипотезы-предположения, касающиеся способов ведения космического турбизнеса с применением новых материально-технических средств, в известной мере могут быть проверены экспериментально.

Имеющийся опыт полетов в космос отдельных граждан на околоземную орбиту экспериментально подтвердили предположения о возможности систематических путешествий в космос. Первые полеты подтвердили предположение об эффективности использования космических отечественных кораблей, однако были обнаружены и некоторые технические и финансовые проблемы.

Для экспериментальной и расчетной проверки выдвигаемых положений о космических туристских полетах большое значение имеют правильно определенные критерии эффективности. Например, для разработки способов использования транспортных систем критерием эффективности будет избрано количество полетов в космос. Если таким критерием будет только стоимость полета, то экспериментальная и расчетно-теоретическая проверка будет иной.

Гипотеза-предложение должна формулироваться так, чтобы имелась возможность ее проверки.

Непроверяемые предположения будут относиться к фантазии и не смогут быть использованы исследователем. Содержащееся в гипотезе предположение ввиду своего вероятностного характера не исключает возможности его замены другим.

После того как гипотеза-предположение обоснована фактически и теоретически, она подвергается дальнейшей проверке путем выведения следствий и их анализа. Тщательный анализ вероятных следствий поможет подтвердить анализируемое предположение и внесет в него уточнение. На этом этапе исследования обычно возникают новые проблемы, могущие стать предметом самостоятельного исследования.

В результате последовательного развития гипотезы создается система знаний, с большой степенью вероятности решающая исследовательскую проблему. Дальнейшее развитие научной гипотезы является процессом ее превращения в составной элемент теории. Ее истинность доказывается практикой.

4.3. Выработка научных принципов в теории туризма Построение теории туризма. Принципом построения теории туризма является логическое воспроизведение объективного хода турбизнеса. Например, теория отдельного вида туризма (например, космического туризма или таймшера) в логической форме отражает последовательность подготовки и ведения коммерческой туристской деятельности. Построение теории туризма определяется ее прикладным назначением. Закономерности турбизнеса в сегменте рынка услуг раскрываются при характеристике различных этапов подготовки и реализации турпродукта.

Теория туризма развивается, совершенствуется в соответствии с изменением отражаемого в ней объекта исследования, углублением и уточнением знаний о нем. Большее влияние на развитие теории туризма имеет изменение самого объекта под воздействием совершенствования практической деятельности специалистов. Однако теория туризма, с какой бы полнотой она ни раскрывала свой объект исследования, никогда не является точным его отражением. Поэтому всегда существует противоречие между теорией и ее объектом.

Назначение научного исследования в туризме состоит не только в раскрытии его законов, обосновании механизма их действия, выявлении конкретных форм проявления на современном этапе развития туризма, но и в формулировании принципов, которые выступают в теории туризма как рекомендации по эффективному использованию познанных закономерностей а процессе практической деятельности.

В основе теории туризма лежат принципы подготовки предприятий к ведению турбизнеса. К таким принципам относятся, например, принцип качественного обслуживания потребителей услуг, принцип доступности цены на турпакет, принцип удовлетворения от предоставленного отдыха, принцип получения прибыли от предоставленных услуг.

Принципы науки о туризме. Научные знания развиваются и совершенствуются. Поэтому одни принципы теории туризма становятся достоянием исторической науки, другие наполняются новым содержанием, создаются новые, ранее неизвестные. Формулирование принципов науки о туризме — один из важнейших этапов научного исследования.

Понятие «принцип» (от лат.основа, начало) не имеет однозначного смысла в туристской деятельности. В одном случае под ним понимается важнейшее положение научной теории, имеющее значение аксиомы, подтвержденной совокупностью развития науки о туризме и практики. Такими принципами в туризме являются принцип всеобщей взаимосвязи, принцип развития, принцип материальности мира.

В другом случае понятие «принцип» в туристской деятельности употребляется и как требование к познанию, как требование к практической деятельности в туризме во всех ее видах и проявлениях.

Принципы науки о туризме — это общие, основополагающие требования к практической туристской деятельности. Так, принципами могут быть полная реализация турпакетов, достоверная информация о деятельности турпредприятия и его высокий имидж, обязательное выполнение бизнес-плана, систематическое повышение квалификации персонала, непрерывность деятельности турпредприятия.

Выработка научных принципов — это сложный, противоречивый процесс, идущий от менее к более полному знанию. Было бы неразумным требовать, чтобы в туризме можно было сразу сформулировать принципы в их окончательном, абсолютном значении. Процесс развития туристской теории — это творческий процесс уточнения и конкретизации принципов подготовки и ведения турбизнеса. Важно определить, каким требованиям должен отвечать научный принцип.

Исходное требование к принципам науки о туризме состоит в том, чтобы их соблюдение давало наибольший экономический эффект на практике. Такое общее требование нуждается в конкретизации.

 

 

Разработка принципов науки о туризме, их формулирование — сложное дело. Принцип науки о туризме будет действительно научным, обоснованным в том случае, если он отвечает следующим требованиям: 1) отражает объективные законы развития и функционирования туристских процессов и формы их проявления в конкретной обстановке; 2) соответствует целям и задачам туристской практической деятельности.

' Научным принципом туризма является такой принцип, который в наибольшей степени соответствует законам общественного развития. Принципы науки о туризме должны соответствовать объективным закономерностям функционирования и развития турбизнеса.

Принципы науки о туризме должны не только отражать в своем содержании общие требования законов турбизнеса, но и учитывать специфические формы их проявления в данной обстановке.

Можно сосредоточить свой бизнес только на одном виде, например на религиозном туризме. Этот процесс будет зависеть от многих условий и факторов. Его продвижение на рынок услуг будет иным, чем продвижение делового туризма. Поэтому и содержание принципа, отражающего формы проявления закономерности, также будет различно.

Принципы науки о туризме отражают стороны туристской практики. В их формулировке находят свое выражение требования законов, цели и задачи, которым подчинена объективная действительность. Если цели туризма соответствуют объективной действительности, отражают реальные тенденции развития туристского рынка, точно учитывают конкретную обстановку, то и принципы, сформулированные с учетом этих целей, будут верными, научными. Иначе принципы превратятся в ложные, субъективные, ненаучные положения и требования.

Зависимость принципов науки о туризме от целей и задач практики определяют соответствующие закономерности. Эта зависимость определяет их большую подвижность по сравнению с законами науки о туризме.

Принципы зависят от форм проявления законов турбизнеса, государственных, общественных, экономических, международных и стратегических задач, которые обычно ставятся перед турпредприятиями.

Принципы указывают общее направление практической деятельности, но не являются решением конкретной проблемы.

Необходимо учитывать, что ведение турбизнеса — это искусство.

Туристские мероприятия в их конкретных проявлениях имеют как общие черты, так и индивидуальные особенности. При использовании принципов туристской науки необходимо давать известную свободу выбора способа действий при решении той или иной практической задачи.

Принципы науки о туризме характеризуют общее направление деятельности специалистов турпредприятия, дают основополагающие указания о содержании конкретных видов туризма.

Необходима конкретная форма туристских знаний применительно к определенному виду деятельности туризма. Такой формой выражения научных знаний являются учебники, учебные пособия, монографии, диссертационные работы, а также нормативно-правовые документы.

Принципы науки о туризме являются исходными положениями теории.

Процесс научного исследования, развития научных знаний от постановки научных проблем до разработки принципов реализации теоретических знаний осуществляется на основе.диалектики, научных методов создания эмпирического базиса туристской теории, развития теоретических знаний.

Контрольные вопросы 1. Каковы принципы деятельности турпредприятий?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: